Электронное правительство россии. Электронное правительство Создание электронного правительства в регионах рф

Правительство внесло в Госдуму законопроект о создании единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении России Распоряжение от 22 июля 2019 года №1627-р. Создание федерального ресурса о населении позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления, информационную открытость и прозрачность системы государственного и муниципального управления для граждан, в том числе обеспечить доступность для граждан информации о них, находящейся в распоряжении органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами и органов местного самоуправления.

21 апреля 2018 , О государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» Постановление от 21 апреля 2018 года №482. Утверждено положение о государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности», которым установлены основные принципы работы информационной системы, порядок взаимодействия её участников, определён оператор системы.

11 апреля 2018 , Электронное правительство За 6 лет в полную силу заработала единая система межведомственного электронного взаимодействия органов власти. Общее количество транзакций в ней достигло 20 млрд в год.

24 марта 2018 , Электронное правительство О дополнении перечней общедоступной информации, размещаемой в интернете в форме открытых данных Распоряжение от 24 марта 2018 года №500-р. В перечень открытых данных включена экологическая информация Росприроднадзора и Росгидромета. Принятое решение позволит раскрывать наиболее востребованную общественно значимую информацию в сфере экологии, повысит уровень информированности общества о состоянии окружающей среды.

22 февраля 2018 , Электронное правительство Об определении оператора единой информационной системы персональных биометрических данных Распоряжение от 22 февраля 2018 года №293-р. Оператором единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, определено ПАО «Ростелеком».

9 января 2018 , Общие вопросы реализации национальных проектов Утверждён план мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

29 декабря 2017 , Электронное правительство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о совершенствовании законодательства в сфере регистрации актов гражданского состояния Федеральный закон от 29 декабря 2017 года №472-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 27 ноября 2017 года №2631-р. Федеральным законом, в частности, Минфин России наделяется полномочием по утверждению требований к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, и порядка представления, использования и хранения таких сведений в целях формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Правительство России наделяется полномочием по утверждению особенностей составления записи акта гражданского состояния за пределами России.

28 ноября 2017 , Электронное правительство О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния Распоряжение от 27 ноября 2017 года №2631-р. Законопроектом, в частности, предлагается наделить Минфин России полномочием по утверждению требований к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, и порядка представления, использования и хранения таких сведений в целях формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Правительство России предлагается наделить полномочием по утверждению особенностей составления записи акта гражданского состояния за пределами России.

27 сентября 2017 , Система государственного контроля и надзора Об утверждении «дорожной карты» по созданию информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» Распоряжение от 26 сентября 2017 года №2049-р. Цель «дорожной карты» – разработка типового технического решения для автоматизации процессов сбора и обработки информации контрольными и надзорными органами, отвечающего современным требованиям облачных технологий.

15 августа 2017 , Электронное правительство О развитии технологий архивного хранения электронных документов Постановление от 12 августа 2017 года №966. Направлено на внедрение технологий безбумажного документооборота и последующего архивного хранения электронных документов в условиях функционирования «электронного правительства».

В повестке: о Системном проекте развития электронного правительства до 2020 года, об информатизации в здравоохранении. 1

Сущность электронного правительства

Определение 1

Электронное правительство является пакетом технологий и набором сопутствующих организационных мер и нормативно-правового обеспечения, предназначенных для осуществления цифрового взаимодействия между государственными органами разных ветвей власти, организациями, гражданами и иными экономическими субъектами.

Оно предполагает эффективный способ предоставления информации о реализации деятельности государственных органов, оказания услуг государства бизнесу, гражданам, иным ветвям власти и чиновникам, при котором личное взаимодействие между заявителем и государством сведено к минимуму, так как максимально применяются возможности, которые предоставлены мобильными технологиями, информационными технологиями и сетью Интернет.

Электронное правительство основывается на информационно-телекоммуникационной инфраструктуре, речь идет об инфраструктуре государственного масштаба, сердцевиной, которой является система документооборота электронного типа. Система автоматизации управления государством базируется на автоматизации всей общности процессов управления в масштабах государства и служит цели увеличения эффективности управления и снижения издержек общественных коммуникаций для любого члена социума.

Национальные программы по формированию электронного правительства включают поэтапное устроение общегосударственной распределительной системы управления обществом, которая реализует решение огромного спектра задач, имеющих связь с управлением документами и процессами их обработки.

Основы электронного правительства России

Электронное правительство представляет собой часть мероприятий административной реформы, цифровой трансформации задаваемой принципами цифровой электронной экономики.

Формирование базиса электронного правительства началось в процессе реализации программы государственного уровня «Информационное общество». Главная работа по созданию электронного правительства началась с момента принятия программы РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)», которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 г. № 1815-р, согласно которой был исполнен комплекс работ по образованию единой телекоммуникационной информационно-технологической инфраструктуры электронного правительства.

В настоящий момент созданы и функционируют основные элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в их числе:

  • Единая система межведомственного электронного взаимного действия;
  • Единый портал муниципальных и государственных услуг;
  • Национальная платформа распределенной обработки данных;
  • Единая система аутентификации и идентификации в инфраструктуре, которая обеспечивает информационно-технологическое взаимное действие информационных систем, применяемых для предоставления муниципальных и государственных услуг в электронной форме;
  • Информационная система головного удостоверяющего центра.

Бесплатную и круглосуточную информационную, справочную поддержку гражданам при работе с любыми проектами Электронного Правительства обеспечивает компания ПАО «Ростелеком» «Ростелеком Контакт-центр» (ПАО МЦ НТТ).

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Замечание 1

Портал муниципальных и государственных услуг помимо информирования о порядке получения муниципальных и государственных услуг, обеспечивает возможность заявителям подавать заявления в электронной форме на получение услуг государства, получать информацию о процессе рассмотрения заявлений в электронной форме, а также значимый юридически результат рассмотрения заявления.

Кроме того, пользователь имеет возможность разместить отзыв о качестве оказанных ему услуг в электронной форме. В настоящий момент при регистрации на Портале пользователь обладает правом самостоятельного выбора способа получения кода для активации личного кабинета, или посредством почтового отделения по месту проживания, или в ближайшем центре обслуживания клиентов ПАО «Ростелеком». Для упрощения процедуры регистрации и активации Личного кабинета на Портале, Минкомсвязь РФ совместно с ПАО «Ростелеком» запустила в работу свыше 80 центров по обслуживанию клиентов. Каждый гражданин Российской Федерации имеет возможность прохождения регистрации и получения кода активации, предъявляя:

  • собственный паспорт;
  • пенсионное свидетельство - СНИЛС.

Следует отметить, что персональные данные любого пользователя, идентификационные данные и сведения, касающиеся паролей, находятся под защитой единой системы аутентификации и идентификации. Последующее развитие вышеуказанного порядка подразумевает выдачу кодов активации муниципальными и государственными властными органами. Ресурс адаптирован для пользователей, имеющих ограниченные возможности.

В 2011 году выработаны версии Портала на трех зарубежных языках:

  • Английском;
  • Немецком;
  • Французском.

Переведены и обнародованы интерактивные формы заявлений по государственным услугам, представляющимся зарегистрированным на территории Российской Федерации гражданам иностранных государств. На зарубежных языках доступна и некоторая иная актуализированная информация. По состоянию на май 2012 года на Едином портале размещена была информация свыше, чем о девятисот федеральных, двенадцати тысячах региональных и свыше, чем двадцати трех тысячах муниципальных услуг. Доступной является подача заявлений в электронном виде по ста пятидесяти четырем федеральным и порядка полутора тысяча региональных и муниципальных услуг. По состоянию на декабрь 2012 года на Портале прошли регистрацию свыше 3,3 миллионов пользователей, подавших впоследствии более шести миллионов заявлений на оказание муниципальных, региональных и федеральных услуг.

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт экономики и управления

Рецензент:

Методические рекомендации по практическим занятиям и самостоятельной работе студентов вне учебной аудитории по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» / Сост.: , НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016 г. – 15 с.

@ Новгородский государственный

университет, 2016.

@ - составление 2016.

Пояснительная записка

Тезисы лекций разработаны в соответствии с рабочей программой учебного модуля «Электронное правительство» (МУ ЭП), Федеральным государственным образовательным стандартом и предназначены для обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление.


Тезисы лекций предназначены для обретения студентами навыков самостоятельной подготовки теоретического материала учебного модуля ЭП, социальной адаптации обучающихся, получения опыта работы с литературными источниками.

Результатом освоения учебного модуля ЭП является подготовка бакалавров умеющих использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности, решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности , определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения в соответствии с принятой методологией, а так же оценивать эффективность использования основных ресурсов организации.

Цель предлагаемых лекционных тезисов - оказать помощь обучающимся как в процессе подготовки лекционных, так и практических занятий и в наиболее полной мере освоить основные понятия информатики, экономики, госуправления, сформировать понимание и умение решать и анализировать различные задачи, а так же формирование рационального государственного образа мышления, необходимого для понимания сути явлений и процессов в развитии страны и отдельных регионов..

Тезисы лекций к УМ «Электронное правительство»

Тема 1. Концепция “электронное правительство”

Предпосылки возникновения концепции «электронное правительство ». Цели и задачи концепции. «Электронное правительство» в системе реформ государственного управления . «Электронное правительство»: понятие, суть, основополагающие принципы, структура, этапы построения. Последовательность развития в РФ электронной демократии до 2020 года. Основные приоритеты концепции. Содержание и определение э-правительства. Функционирование «электронного правительства», основные векторы взаимодействия G2G, G2B, G2C. Модели электронного правительства, их специфика и связь с политической системой. Развитие «электронного правительства». Правительство 2.0: применение веб-технологий и социальных сетей в государственном управлении. Основные идеи «правительства 2.0», их потенциал и недостатки. Концепция Правительства 2.0 как «открытого правительства». Принципы «открытого правительства».

Факторы развития в РФ механизмов электронной демократии (ЭД): - широкое распространение информационных технологий; - благоприятная среда для активного развития механизмов ЭД; - современные информационные технологии; - программы информатизации общественных отношений. Препятствия на пути ЭД. Основные этапы развития механизмов ЭД. Социально-экономическая эффективность механизмов ЭД.

Преимущества внедрения и использования проекта «электронное правительство». Особенности реализации подхода в развитых странах мира. Защита информации «электронного правительства». Подотчетность, открытость и эффективность «электронного правительства». «Цифровое неравенство» как главный барьер на пути внедрения.


Wiki-правительство как новая культура управления государством. Новый формат привлечения к сетевой работе профессионалов, владеющих уникальными компетенциями и готовых предложить государству свои опыт и знание.

Тема 2. Электронная демократия: возникновение и развитие

Интернет и демократия. Понятия «кибердемократия», «теледемократия». Концепция «электронная демократия»: сущность, принципы, формы. Специфика политического Интернет-диалога. Феномен «флэшмоба». Технологии и средства «электронной демократии». «Электронное голосование» и «электронные выборы»: условия реализации и перспективы

Основания административных реформ 80 – 90-х гг. 20 века. Возникновение электронного правительства (ЭП). Определение термина ЭП. ЭП в докладах ООН. Совет Европы – что означает переход к ЭП. Что приносит ЭП в Россию. Концепция «электронного государства». Структура ЭП, этапы формирования (ЭП 1.0). Неудачи ЭП 1.0. ЭП 2.0 – правительство без границ. Технологическая платформа ЭП.

Применение мобильных технологий в электронном правительстве. Мобильные технологии как разновидность ИКТ и их влияние на общество. Мировой опыт использования мобильных технологий в электронном правительстве Российский опыт использования мобильных технологий в электронном правительстве. ФЦП «Электронная Россия» (2002 – 2010гг.), цели, результаты и вклад в социально-экономическое развитие РФ.

ГП РФ «Информационное общество 2011 – 2020гг.», целевые индикаторы и показатели. Безопасность в информационном обществе. Электронное удостоверение личности гражданина РФ. Информационная система ЖКХ России.

Тема 3. Электронное правительство стран Европы, Америки, Азии и России: сравнительный анализ концептуальных основ и практики реализации

Модель «электронного правительства», реализуемая государством. Концепция и структура государственного портала, стадия построения «электронного правительства». Функционирование государственного портала, принцип «одного окна». Характертистика и виды государственных услуг, предоставляемых порталом. Виды интерактивных сервисов. Электронные формы. Информация на иностранных языках . Навигация на сайте, его наглядность, технологичность, обратная связь. Политические приоритеты создания электронного правительства. Характер электронного взаимодействия власти с гражданами. Виды и количество электронных государственных услуг, оказываемых населению. Степень открытости, прозрачности, подотчетности, отзывчивости «электронного правительства». Реализация обратной связи и действующие интерактивные сервисы.

Ведомственная ориентация услуг государственных органов на всех уровнях и отсутствие взаимообмена информацией между различными ведомствами и службами. Есть ведомственные базы данных , но нет ни стандартизации форматов, ни обмена информацией между ведомствами. Типичным является высокий уровень регламентации процессов внутри ведомств при одновременном низком уровне регламентации межведомственного взаимодействия. Как правило, отсутствуют или слабо определены ответственность и контроль сроков исполнения при межведомственных взаимодействиях.

Публичное распространение информации представляет собой создание приложений, которые обеспечивают доступ к правительственной информации по Интернету. Данная категория предполагает отношения, в которых и государство, и пользователь играют пассивную роль.

Электронные формы или интерактивное взаимодействие дают, например, возможность доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам или предприятиям для взаимодействия с государством. На уровне интерактивного взаимодействия пользователь уже не выступает в прежней пассивной роли, т. к. имеет возможность обращаться по Интернету в государственные учреждения с конкретным запросом. Однако это не обязательно предполагает ответную реакцию.

Тема 4. Проблемы организации межведомственного электронного взаимодействия

Межведомственный электронный документооборот как основной структурный элемент «электронного правительства». Цели и задачи создания системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО). Проблемы релизации МЭДО в России. Удостоверяющие центры и их основное назначение. Национальный удостоверяющий центр. Роль межведомственного электронного взаимодействия в организации оказания электронных государственных услуг. «Готовность к электронному правительству» как мера оценки готовности к электронному документообороту.

Универсальные электронные карты, как новое средство идентификации личности: основные цели и задачи, пути внедрения и использование на современном этапе. Электронная коммерция. Информационная безопасность государства. Влияние электронного правительства на различные сферы жизнедеятельности человека: государственное управление, здравоохранение, образование и т. д. Правительственные интернет-порталы как инструмент государственного управления. Основные принципы функционирования правительственного интернет-ресурса.

Система межведомственного электронного взаимодействия требует создания аналогичных программных модулей в ведомственных СЭД, только теперь уже для обработки запросов граждан и юридических лиц, поступающих через единый портал государственных и муниципальных услуг. Поэтому в рамках Плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 01.01.2001 г. , была поставлена задача определения требований к системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти.

Тема 5. Электронная государственная услуга и технологии ее оказания

Понятия «государственная услуга», «электронная государственная услуга». Административный регламент оказания государственных услуг. Электронный административный регламент . Взаимосвязь государственных услуг, регламентов и «жизненных ситуаций». Электронные административные регламенты в архитектуре «электронного правительства». Нормативное регулирование процесса оказания электронных государственных услуг гражданам. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этапы и сроки перехода к оказанию электронных государственных услуг в России. Вид и характер электронных государственных услуг, оказываемых населению и бизнесу. Российский портал электронных государственных и муниципальных услуг: структура, организация информации, режим доступа к персональным данным. Условия получения электронных государственных услуг на портале. Многофункциональные центры: назначение, функционирование, развитие. Принцип «одного окна». Примеры работы многофункциональных центров. Электронные карты: виды и сферы применения.

оздание электронных государственных услуг - это не просто ИТ-проект. Технологическая составляющая здесь, безусловно, присутствует, но не является определяющей для успеха. Проекты по созданию электронных государственных услуг (реализуются ли они в отдельно взятом регионе или в масштабах всей страны) подразумевают значительные организационные и административные изменения. Сложны они и с точки зрения поддержки, поскольку необходимо обеспечить непрерывность и неизменность услуги в ситуации, когда в процессе ее оказания задействованы системы различных госорганов и всегда существует риск внесения неожиданных изменений в их работу.

Тем не менее, реализовать такой проект вполне реально. Подтверждением тому является серия проектов по разработке электронных государственных услуг, реализованных компанией ЕРАМ Systems в рамках проекта по созданию системы электронного правительства Казахстана.

Весь процесс создания электронных государственных услуг можно разделить на три основных этапа: административные реформы, методологическая часть, связанная с выделением и формализацией электронных услуг, и технологическое воплощение.

Электронная государственная услуга (ЭГУ) - обычная государственная услуга, предоставляемая гражданам с помощью современных ИКТ. С одной стороны, это может быть получение от государства некой подтверждающей информации (например, справок, разрешений) или консультационных услуг, с другой стороны - подача сведений государству (например, подача налоговой декларации) или оплата налогов и сборов. В свою очередь, когда поток информации направлен от государства гражданину, важно, чтобы документы, полученные электронным способом, признавались легитимными. Другими словами, остальные учреждения должны принимать их наравне с выданными при личном обращении в госорган.

Сложность заключается в том, что электронный документ - это всего лишь или электронный файл, защищенный электронно-цифровой подписью (ЭЦП), или бумага, распечатанная из интернета, на которой нет оригинальных подписей и государственных печатей. Конечно, на ней должны быть определенные защитные знаки. Этот вопрос вполне решаем (например, система баркодов и водяных знаков сегодня достаточно широко распространена), но этот факт должен быть закреплен законодательно. Поэтому в процессе реализации проекта по созданию государственных электронных услуг приходится решать множество вопросов, связанных с их правомочностью.

Тема 6. Регистрация и способы получения электронной государственной услуги на российском портале государственных и муниципальных услуг

Процедура регистрации на портале государственных и муниципальных услуг. Алгоритм создания «Личного кабинета». Виды услуг, предоставляемые граждам в режиме «Личный кабинет». Перечень федеральных услуг, предоставляемых органами государственной власти на портале в настоящее время. Муниципальные услуги портала. Выбор услуги и этапы получения.

Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал) - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая:

Доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, размещенных в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей ведение реестра государственных услуг в электронной форме;

Предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

Учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

Правительством Российской Федерации в качестве оператора Единого портала определено Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Информация на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) размещается в течение одного рабочего дня из Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) формируемого федеральными и региональными органами власти Российской Федерации, органами местного самоуправления которые несут ответственность за полноту и достоверность сведений об услугах (функциях).

Единый портал доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации по государственным или муниципальным услугам.

Все услуги, размещенные на Едином портале, соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления.

Первым шагом для получения доступа к возможностям Единого портала является выбор интересующего региона, после чего будут доступны услуги, предоставляемые как территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления выбранного субъекта.

Государственные и муниципальные услуги классифицированы по ряду признаков (по ведомствам, по жизненным ситуациям, по категориям пользователей, по популярности - частоте заказа услуги) и представлены в виде каталога.

Тема 7. Электронное правительство в регионах. Электронный муниципалитет

Основные положения Концепция региональной информатизации. Современное состояние информатизации регионов и муниципалитетов в Российской Федерации. Стратегия формирования электронного правительства субъекта Федерации (муниципального образования). Архитектура электронного правительства региона и электронного муниципалитета. Взаимодействие с населением на сайтах регионального электронного правительства и электронного муниципалитета. Оказание региональных государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Создание условий для реализации открытости, подотчетности и прозрачности власти для граждан. Технологии и средства «электронного правительства» в в осуществлении результативного взаимодействия властных структур с населением. Инструменты обратной связи и средства диалога на официальных сайтах. Интернет-приемная: задачи, нормативная база, работа с обращениями граждан. Статус Интернет-приемной, юридическая сила электронного обращения через Интернет-приемную, ответственность заявителя.

Электронный муниципалитет как новая форма взаимоотношений
Особую актуальность данная деятельность приобретает в связи с появлением в мировой практике электронных муниципалитетов.
Термин "электронный муниципалитет" подразумевает создание социально ориентированных проектов на базе инфокоммуникационных технологий на территории муниципалитета с целью оказания населению различного рода услуг. Период становления и развития субъектов муниципального управления сопровождается значительным ростом информационных потоков, связанных с необходимостью получения и обмена достоверной информацией в реальном масштабе времени. По существу, задача повышения эффективности определяется в первую очередь возможностями качественного анализа полученной информации, последующей подготовки и принятия решения, а также контроля над его исполнением. Применение современных информационных и Интернет-технологий позволяет резко повысить качество, достоверность, конфиденциальность и скорость обработки информации, обеспечить доступ в режиме "on-line" к различным базам данных, делает возможным преобразование информации в любую документальную форму для последующего использования или хранения.
В некоторых исследованиях роль местного органа власти связывают лишь с переработкой информации (информационный подход) для снижения ошибок от агрегирования информации на следующих уровнях власти.
Однако информация и технология ее обработки являются важным ресурсом местной администрации. Более того, в период реформирования региональной экономики принципиально важным становится достижение опережающих темпов развития информатизации на региональном уровне по сравнению с отраслями материального производства. И здесь ни в коем случае нельзя удовлетворяться "подстройкой" новых инструментов информатизации к решению сугубо традиционных задач. Так, например, важно осуществить переход от преимущественно расчетно-статистических задач к информационно-прогнозным; организовывать интегрированные региональные системы и новые формы взаимоотношений с региональными и находящимися вне региона владельцами информации. Полноценно использовать резервы повышения эффективности системы территориального управления в результате его информатизации можно, если она будет задействована в реализации всех функций управления территорией: анализа и прогнозирования, принятия решений, организации их выполнения и контроля результатов.

Тема 8 . Сетевые технологии электронной демократии

Специфика интернет-аудитории. Характеристики целевых аудиторий в сети. Техники коммуникативной работы с целевыми аудиториями в сети. Интернет-проект как средство групповой коммуникации. Средства построения эффективных коммуникаций с целевыми аудиториями в сети. Российские сетевые проекты электронной демократии. Портал Российская общественная инициатива. Сетевой проект г. Москвы "Активный гражданин". Социальные сети в формировании и деятельности оппозиционных и протестных движений. Демократический потенциал социальных сетей. Роль и место сетевых технологий в "цветных революциях". Условия результативности сетевых движений. Сетевые технологии в формировании протестных движений в России. Прежде чем пытаться ответить на эти вопросы, надо договориться, что мы понимаем под электронной демократией. Многообразные расплывчатые «зонтичные» формулировки, предлагаемые и у нас, и в особенности на Западе, дают возможность посадить под этот зонтик всякой твари по паре, как в Ноев ковчег при потопе. Попытки классификации всей этой живности, то есть видов электронной демократии, тоже многообразны и противоречивы. Ниже я попытаюсь, насколько это возможно в рамках газетной статьи, изложить несколько концептуальных аспектов и современное положение дел в этой области и показать, что по-настоящему значимые проекты преобразования сегодняшней несовершенной демократии не могут родиться из одних только благих пожеланий плюс доступ к Интернету; нужны серьезные разработки, в том числе программистские, алгоритмические и даже математические.

В скобках следует заметить, что «электронная демократия» и «электронное правительство» – это два совершенно разных понятия. Рассматривать ли «правительство» как орган принуждения своих граждан к выполнению законов (государство-регулятор) или как агентство по предоставлению им услуг (государство-провайдер) – в обоих случаях мы имеем иерархическую структуру государственных учреждений («правительство»), каким-то образом взаимодействующую с объектами регулирования или субъектами предоставления услуг. Каждое такое элементарное взаимодействие (например, заполнение налоговой декларации или получение копии свидетельства о рождении), разумеется, может быть значительно упрощено применением ИСТ; то же относится к взаимодействиям государственных учреждений между собой.

Тема 9. Электронное правительство в ракурсе реализации Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)».

Государственная программа (ГП) "Информационное общество (2011-2020 гг.)". Условия принятия и связь с Федеральной целевой программой "Электронная Россия 2002-2010". Основные цели ГП, задачи, направления реализации. Финансирование и планируемые итоги программы, оценка эффективности. Электронное правительство и электронная демократия в контексте ГП "Информационное общество". Новая редакция ГП "Информационное общество" и ход ее выполнения.

Госзакупки и возможность проведения тендеров для закупки товаров для государственных нужд посредство Интернет. Особенности государства, как хозяйствующего субъекта, определяют осторожность, с которой чиновники относятся к применению электронных технологий в торгово-закупочной деятельности государства. Если Интернет, как информационный ресурс уже давно принят в официальных органах, то использование его средств для получения коммерческой выгоды для государства только развивается. Электронная торговля помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка. Государству уже не требуется поддерживать излишний ᴨерсонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие сᴨециалистов.

Прозрачность расходования бюджетных средств. Безусловно, этот аргумент "за" является одновременно и аргументом "против" использования электронных технологий неблагонадежными сᴨȇциалистами (чиновниками). Но государству такой асᴨект, как прозрачность расходования бюджетных средств, приносит колоссальные прибыли. Преимущества электронной торговли очевидны; российское правительство, российские предприятия и потребители получат большую выгоду от развития электронной торговли. Можно упомянуть о том, что электронная торговля помогает малым и средним предприятиям конкурировать с более крупными предприятиями, давая им возможность получить более широкий рынок потребителей и помогая найти способы наименьших затрат.

Новые технологии вынуждают правительства быть особенно внимательными к такой категории как время. В отличие от других областей, находящихся в поле зрения правительства, технологии эволюционируют очень быстро и оборудование морально изнашивается, не отвечая современным требованиям. Решения, принимаемые адмиʜᴎϲтративными органами сегодня, рассчитаны на будущее, которое стремительно меняется и не всегда чётко просматривается. Ошибки очень дорого обходятся в финансовом плане, но особенно настораживают из-за возможного подрыва доверия граждан и сферы бизнеса, а именно у этих двух категорий высок уровень ожиданий. Для всех стран - членов ОЭСР ᴨȇреход к электронному правительству дает возможность правительствам продемонстрировать свои способности в адаптации к новым условиям. Отставание в проведении реформ, сопутствующих внедрению электронного правительства, в нашем конкурентном, быстро меняющемся мире станет платой в экономическом продвижении.

Вместе с тем традиционное государственное управление медленно адаптируется к информационной революции, рассматривая её как один из множественных вызовов, с которыми приходится сталкиваться.

…и должны действовать, но - разумно и используя надлежащие инструменты

Для того чтобы принимать верные решения и избегать разрушительных последствий, правительства должны формулировать и решать насущные проблемы ᴨереходного ᴨериода, когда традиционное и электронное правительства сосуществуют. Не сосредотачиваясь исключительно на внедрении ИКТ, правительствам нужно также делать определенный выбор, направлять и контролировать процесс трансформации обычного правительства в электронное. Это радикальное изменение в формах и традиционных методах государственного управления происходит на основе налаживания реального сотрудничества, как между государств енными органами, так и правительственными структурами различных уровней. Мониторинг и оценка результатов будут важными инструментами для политиков, позволяющими предельно избежать ошибок при претворении новых стратегий в жизнь. И наконец, предоставление услуг - предмет пристального внимания - лишь часть функций потенциального электронного правительства. Одновременно необходимы и существенные подвижки в использовании ИКТ с целью большей вовлеченности граждан и деловых кругов в процесс принятия государственных решений.

До тех пор пока ᴨеречисленные меры не будут усᴨешно применены на практике, электронное правительство будет оставаться обманчивым, "косметическим" образованием.

Примерные вопросы к экзамену

1. Цель электронного правительства России. Направления электронного правительства.

2. Виды взаимодействия в структуре электронного правительства РФ: G2C (Government-to-Citizen); G2B (Government-to-Business); G2G (Government-to-Government); G2E (Government - to - Employees).

3. Законодательные и нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность системы электронного правительства.

4. Государственная программа РФ «Информационное общество (2011 – 2020 гг.)»: цели и основные положения.

5. Локальные нормативно-правовые акты касающиеся функционирования системы электронного правительства в государственных учреждениях.

6. Этапы создания «электронного правительства».

7. Электронное правительство как часть электронной экономики.

8. Нормативная, правовая и методологическая основа функционирования системы электронного правительства в субъекте РФ.

9. Создание системы электронного правительства в регионах: проблемы и перспективы.

10. Электронное правительство в Новгородской области .

11. Управление формированием и развитием электронного правительства.

12. Правовая база электронного документооборота и документирования деятельности.

13. Электронный документооборот как важная задача электронного правительства. Юридическая сила электронного документа. Реквизиты электронных документов.

14. Электронные документные системы. Доступ к электронным документам.

15. Хранение электронных документов.

16. Федеральный закон -ФЗ «Об электронной подписи»: цели, основные понятия и его значение в сфере функционирования системы электронного правительства.

17. Понятие и структурные элементы электронной демократии.

18. Сущность «информационно-коммуникативного метода».

19. Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования управленческих решений в органах власти и управления.

20. Электронные государственные услуги как основная задача электронного

правительства.

21. Система электронных государственных услуг в различных сферах деятельности.

22. Универсальная электронная карты гражданина.

Тема 10. Электронное правительство в системе государственного управления

1. Информационные технологии и новая миссия административной власти

Современные компьютерные технологии все активнее втор-гаются в работу властных структур, во взаимоотношения граж-дан и государства, определяют пути трансформации и модерни-зации государственного аппарата. 22 июля 2000 г . была принята Окинавская хартия глобального информационного общества , в которой подчеркнуто, то «информационно-коммуникацион-ные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных фак-торов, влияющих на формирование общества двадцать первого века . Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия пра-вительства и гражданского общества ».

Достижения информационных технологий видоизменяют характер деятельности государства и его структур. Новые ин-формационные технологии становятся новыми политико-ад-министративными технологиями . Внедрение информацион-но-коммуникационных технологий делает работу органов исполнительной власти более динамичной и гибкой, интерак-тивной . Повышается качество предоставляемых государством услуг, информирование граждан становится более полным .

ИКТ, с одной стороны , доставляют информа-цию, необходимую для нормального функционирования ин-ститутов государства, с другой стороны , позволяют гражданам реагировать на практическое осуществление государственной политики.

В структурном плане использование ИКТ в деятельности государственных учреждений означает конец внутренней и внешней «закрытости» исполни-тельной власти .

Ликвидация внутренней закрытости означает изменение не только организационных структур органов влас-ти, но и характера отношений между ними.

Ликвидации внеш-ней закрытости ведет к установлению иного типа отношений между администрациями и гражданами . Внедрение инфор-мационно-коммуникационных технологий в деятельность ор-ганов исполнительной власти постепенно уносит в прошлое традиции секретности в деятельности администрации и закла-дывает фундамент «стеклянного дома» (административной прозрачности).

Информационно-коммуникационные технологии изменя-ют миссию административной власти в двух направлениях :

1) политическая категория «интерес» приобретает новый смысл : технологически облегчая связи между государством и гражданами (что имеет и юридические последствия), инфор-мационные технологии возвращают государству его фунда-ментальные функции, которые становятся для властных структур более осознанными и способствуют акцентирова-нию внимания на первостепенных проблемах граждан ;

2) но-вые технологии позволяют более взвешенно перейти от регла-ментации к регулированию , создать новый регулирующий механизм.

Тем самым государство начинает более эффективно и в то же время демократично выполнять свои функции.

Работа в этих направлениях происходит на нескольких уровнях:

  • на теоретическом уровне речь идет о понимании информа-ции как ресурса управления , рассматриваемого наряду с чело-веческими и материальными и поставленного в один ряд с тру-дом и капиталом;
  • на техническом уровне создаются единые банки данных, компьютеризируется документооборот, технологизируется ад-министративная деятельность , что позволяет унифицировать отдельные узлы регуляционного механизма;
  • на уровне организаций возрастает стремление рассматривать информационный менеджмент как одну из приоритетных мно-гопрофильных задач , относящихся к организации в целом, а не к отдельным ее частям;
  • на государственном уровне расширяется диапазон обраба-тываемой органами государственной власти информации , рас-тут потенциал и децентрализация компьютерных систем, каче-ственно улучшается информационное обеспечение, исходя из задач органов исполнительной власти.

Развитие вычислительной техники, программного обеспече-ния, средств коммуникации позволило государственным структурам шире использовать компьютерные технологии в своей деятельности. Современные компьютерные программы позволяют объединить ранее изолированные функции :

  • дело-производство,
  • информирование,
  • консультирование граждан.

Современные возможности компьютерных технологий :

  • открывают доступ к гораздо большему, чем когда- либо, объему информа-ции;
  • предоставляют возможность быстрой передачи и получе-ния информации;
  • позволяют дистанционно пользоваться ис-точниками оперативной информации, услугами крупнейших библиотек, баз и банков данных.

Вместе с тем задачи, условия функционирования и организа-ционные структуры исполнительной власти отличаются специ-фическими особенностями, не позволяющими схематично и без изменений переносить понимание рационализации, типичное для технической сферы, на политико-административное управ-ление. Органы исполнительной власти значительно различают-ся между собой, управленческая работа в гораздо меньшей сте-пени поддается формализации, чем может показаться на первый взгляд. Испытывая большую потребность в информации, ис-полнительные структуры не используют все имеющиеся в их распоряжении резервы информационного обеспечения. Это го-ворит о необходимости совершенствования информационного менеджмента, в частности принятия децентрализованных, предлагаемых самими пользователями решений.

Такие страны как Великобритания, США и Канада накопили к сегодняшнему дню богатый опыт использования этих технологий в государственном управлении, который и позволил сформировать концепцию «электронного правительства». Темпы, с которыми эти страны входят в современную стадию информационно-го общества, огромны.

Правительство Великобритании передвинуло дату окончания про-граммы развития электронных технологий в обществе с 2008 на 2005 г. В соответствии с этой программой с 2005 г. каждый житель страны, желающий иметь выход в Интернет, получил данную возможность; все правительственные службы разместили информацию в сети; страна стала одной из лидирующих в мире по использованию дан-ных средств в экономике.

В Канаде разработан ряд программ по интенсификации использо-вания информационных технологий под общим названием «Общаю-щиеся канадцы» (« Connecting Canadians »). Уже в 2000 г. 57 % канад-цев имели доступ к Интернету.

В США , где электронные технологии в правительственной дея-тельности связаны еще с административными реформами начала 1990-х годов, движение за «электронное правительство» интенсифицировалось с приходом новой администрации Джорджа Буша-младшего. Это движение положено в основу административной реформы нового столетия.

Разворачивается процесс электронизации правительственной дея-тельности и в других странах. Так, в Германии в 1999 г. была принята специальная программа «Современному государству — современное управление» (« Modern State — Modern Administration »), базирующая-ся на принципах нового государственного менеджмента: работать лучше, а стоить меньше; выполнять задачи в конкурентных условиях; быть проницаемым и открытым. Для этого в 2000 г. с целью активиза-ции развития электронного правительства федеральным канцлером Герхардом Шредером была открыта программа « BundOnline 2005 EGovernment initiative », в соответствии с которой все услуги феде-ральной администрации, которые могут быть осуществлены через Интернет, переведены в онлайновую форму в 2005 г. Еще в 2002 г. около 69% населения склонны были решать свои проблемы с пуб-личными органами власти через Интернет.

2. Источники информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества .

Информация играет важную роль в организации взаимодей-ствия между государством и гражданином. Достаточная, пол-ная и понятная информация помогает обеспечить прозрач-ность в работе органов исполнительной власти, предоставляет гражданам возможность участвовать в подготовке политико-управленческих решений.

Информация, которую гражданин может получить от органа исполнительной власти, разделяется на несколько типов:

информация об услугах, предоставляемых гражданам ис-полнительной структурой;

информация о возможностях участия в принятии решений;

информация о делопроизводстве и методах работы государственных институтов;

справочная информация.

Основная проблема заключается в том, насколько доступны эти информационные услуги гражданам и каково их качество . Как правило, органы исполнительной власти не следят за тем, принимается ли к сведению гражданами их информация и нас-колько она им понятна.

Исполнительная власть, правительственные органы во всем цивилизованном мире осознают, что их успешная работа стано-вится невозможной без создания информационно-коммуника-ционных служб , работа которых базируется на следующих принципах:

  • общедоступность;
  • охрана конфиденциальности, личной тайны и безопасности;
  • соблюдение прав интеллектуаль-ной собственности;
  • просвещение и непрерывное (на протяже-нии всей жизни и в любом возрасте) обучение;
  • использование новейших достижений компьютерной техники и информацион-ных технологий.

Вместе с тем в определенных кругах формируется точка зре-ния , что централизация информационных ресурсов приведет к централизации власти правительства, позволит безраздельно распоряжаться информацией и монопольно осуществлять власть.

Весьма важно и то, как используется полученная информа-ция. Лица, принимающие решения, чаще полагаются на собственные знания и опыт, чем на информацию из других источников. Например, для того чтобы государственный служа-щий использовал в своей работе информацию из Интернета, компьютерная сеть должна стать широко доступным каналом, таким же, как и остальные каналы связи. Согласно данным оп-роса института Гэллапа, более половины государственных слу-жащих США относятся к Интернету настороженно. Они опаса-ются нарушения тайны частной жизни, избыточного объема информации, боятся лишиться личных контактов, страшатся переучивания и остановки в служебном росте.

История напоминает, что все крупные изменения в обществе вызывали его раскол, поэтому существует потенциальная воз-можность, что в результате технологической революции второй половины двадцатого века сформируются новые «имущие» и «неимущие», т. е. те, кто имеет доступ к информации, и те, кто не имеет. Какие тексты, звук и изображения появятся в Интер-нете, кто будет иметь к ним доступ — это во многом политичес-кие решения, которые принимают учреждения, предоставляю-щие информацию.

В информационном обществе вопросы сочетания свободы доступа общественности к информации исполнительной влас-ти и защиты ее конфиденциальности, тайны частной жизни и прав человека становятся особо актуальными.

По мнению французского ученого Г.Мэля , государство и его исполнительные структуры становятся «информационной ма-шиной» , которая собирает, производит и обрабатывает инфор-мацию . Гражданам эта машина — система государственных уч-реждений - должна давать доступ к правительственной информации, решать их насущные проблемы, защищать права и предоставлять возможность влиять на принятие решений, ка-сающихся их жизни. Открывая доступ к своей архивной инфор-мации, административные органы становятся прозрачными для граждан, но и граждане, в свою очередь, раскрываются с различных сторон. Поэтому необходимо разработать право-вые нормы, регулирующие и защищающие информацию с обе-их сторон .

Истинная мощь и преимущества компьютерных технологий ярко проявляются в Интернете. С появлением web -технологий государственные учреждения получили возможность разме-щать информацию о своей деятельности и сделать ее общедоступной. Простота их использования привела к тому, что к Ин-тернету стали подключаться рядовые граждане.

3. Электронное правительство и теория управления

Формирование электронных технологий осуществления прави-тельственной деятельности изменяет сам характер управления. В ин-формационном обществе по сравнению с традиционным осуществле-нием властных полномочий происходит становление новой структу-ры и принципов управления, которое в концептуальном ключе все более и более сосредоточивается в понятии « governance ». Можно провести различия по ряду критериев между традиционным осуществлением власти и новым управлением .

Так, процессы принятия решений традиционно строились на контроле и выполнении команд , теперь основными параметрами становятся со-гласие и договор . Традиционное управление большое внимание уде-ляло праву и регламентам , современное - непринудительным нор-мам, коллективным рекомендациям, моральным соглашениям . Тра-диционная власть осуществлялась правительствами, бюрократией и парламентами , новое управление в условиях сетевого общества все больше включает в публичную власть такие формы, как комиссии, форумы, большие демократически организованные группы . Если ра-нее информация для управления была централизованной и засекре-ченной , то сейчас информация становится распределенной, открытой , а информационные процессы связаны с интерфейсами и протоколами, становятся сетевыми , включают сетевые форумы, образование и др.

Понятие « governance » отражает изменения , которыми характери-зуются и отношения гражданского общества и органов публичной власти , и отношения внутри организационной структуры государства . Считается, что сформированные межорганизационные сети в системе нового публичного управления отличаются от внутриорганизационных сетей в системе бюрократического управления .

Сети внутри ие-рархий, или внутриорганизационные сети , ставят отношения между акторами под управленческую структуру, которая регулирует разре-шение конфликтов и направляет поведение . Внутриорганизационные сетевые формы включают совместные предприятия, стратегические альянсы, деловые группы, предприятия с особыми правами, исследо-вательские консорциумы, контрактные отношения и межминистер-ские, межведомственные и межотраслевые образования . Хотя в по-следних сетях имеются конфликты, однако если уровень доверия и кооперативного сотрудничества в них высок, то здесь наблюдаются значительные сокращения трансакционных издержек, лучшее использование совместных ресурсов, больший уровень инновативности, т.е. больше условий, обеспечивающих эффективность управлен-ческой и общей деятельности. В этом отношении Интернет и новые информационные технологии создают дополнительный базис для по-вышения эффективности, хотя в правительственных организациях и наблюдается сопротивление переменам . Как пишет Жан Фоунтен , «внутриорганизационные сети, партнерство и консорциумы не могли бы функционировать на современном уровне без электронных средств. Тем не менее, возможности информационных технологий для быстрых перемен в структуре, системах и менеджменте еще не реали-зованы — и могут быть не реализованы. Исследователи постоянно от-мечают, что системы и структуры сопротивляются переменам, даже когда новые информационные технологии предлагают повышение эффективности. Для того чтобы использовать преимущества сетевого компьютерного пространства, организации должны быть способны сотрудничать как внутри, так и с партнерами по сети ».

Среди исследователей нет единства относительно того, как связа-ны административные реформы недавнего прошлого (новый государ-ственный менеджмент) и формирование электронного правительства. Некоторые считают, что сегодня наблюдается серьезный отход от прежних установок. По крайней мере, можно говорить о формирова-нии совершенно отличной модели публичного управления, изменяю-щей все его параметры. Другие более осторожны. Часто электронное правительство рассматривают скорее как новое средство для решения в значительной мере тех же задач, которые ставили реформы по моде-ли нового государственного менеджмента (сокращение затрат, эф-фективность, конкурентность и др.). В связи с этим не все элементы электронного правительства и направления в их развитии продолжа-ют прежние реформы.

В целом выделяют три основных элемента электронного прави-тельства:

  1. Электронная демократия и участие (e - democracy and participa - tion ) предназначены для формирования общественного мнения и вы-работки решений через электронные средства (голосование, граждан-ские сети и т.д.);
  2. Электронные производственные сети (electronic production net - work ) являются формами сотрудничества между публичными, а также пуб-личными и частными институтами через электронные средства;
  3. Электронные общественные услуги (electronic public services ) предназначены для предоставления услуг во благо получателей, част-ных лиц или компаний через местные, региональные или националь-ные порталы.

Если первая составляющая имеет отношение в целом к политиче-ской системе, то две других в той или иной степени продолжают нача-тое. «Я не вижу, что реформы по модели нового государственного ме-неджмента или связанные с ними движения остановились, хотя мно-гие элементы были приспособлены к национальным нуждам и структурам, — пишет Куно Шедлер , один из известных исследователей нового государственного менеджмента. — Концепт "электронное правительство" является другой возможностью для изучения перемен в политико-административной системе. Мы должны, однако, не трактовать электронное правительство как наследника нового госу-дарственного менеджмента, а рассматривать этот концепт в качестве дополнительного интересного подхода к его аргументации».

4. Понятие «электронного правительства»

Развитие информации и электронных технических средств оказа-ло серьезное влияние на структуры и процессы государственного управления. Если вначале это влияние выразилось в повышении эф-фективности сбора, обработки и использования информации в про-цессе принятия решений, то в дальнейшем начали происходить за-метные трансформации в институтах и методах организации всей системы государственного управления. Особую интенсивность ин-формационные технологии в государственном управлении приобре-тают в середине 1990-х годов, что выражается в появлении нового кон-цепта «электронное правительство» (« e - government »). Формируются и связанные с ним концептуальные понятия «электронная демократия» e - democracy »), «электронное управление» e - governance »).

В целом развитие электронного правительства следует за развити-ем электронного бизнеса и электронной коммерции. Выделяется «уз-кое» и «широкое» понимание электронного правительства.

В широ-ком смысле электронное правительство включает использование всех информационных и коммуникационных технологий от факсов до спутни-ковой связи для усовершенствования ежедневной деятельности прави-тельства .

В узком смысле популярная интерпретация электронного правительства состоит в его определении как исключительно Интернет-активности правительства , «которая позволяет усовершенствовать доступ граждан к управленческой инфор-мации, услугам и экспертизе для развития гражданского участия. Оно связано с постоянной обязанностью государства улучшать отношения между частными лицами и публичным сектором посредством интенсив-ного, незатратного и эффективного предоставления услуг, информации и знания. Оно является практической реализацией того наилучшего, что может предложить правительство».

Различают также «умеренную» и «радикальную» школы в интер-претации электронного правительства.

В первом смысле это понятие отражает совершенствование деятельности госу-дарственного управления посредством использования новых инфор-мационных технологий, что позволяет в конечном итоге повысить его эффективность в предоставлении услуг населению .

Во втором смысле электронное правительство выражает не только новый характер внутриорганизационных отношений, но и трансформацию всего ком-плекса отношений государственного управления с обществом .

Все эти подходы и школы в определенной мере связаны с пониманием электронного правительства на различных этапах его становления. Наиболее развитая стадия позволяет сформировать представление о «виртуальном государстве». Как пишет Джейн Фоунтен , «веб-порталы, которые позволяют применить к правительству бизнес-концепт "7 х 24 х 365" (доступные семь дней в неделю, два-дцать четыре часа в день, 365 дней в году) переструктурируют взаимо-отношения между государством и гражданами для того, чтобы они были проще, более интерактивными и эффективными. Виртуальное государство означает правительство, которое все более организуется через виртуальные агентства, кросс-агентства и публич-но-частные сети, чьи структуры и возможности зависят от Интернета и веб».

Журнал « The Economist » выделяет следующие аспекты электрон-ного правительства:

1) установление безопасной интрасети прави-тельства и центральной базы данных для более эффективного и коо-перативного взаимодействия между правительственными агентства-ми;

2) предоставление услуг на сетевой основе;

3) применение электронной торговли ( e - commerce ) для более эффективной правительственной трансакционной деятельности такой, как поставка и контракт;

4) цифровая демократия ( digital democracy ) для более про-зрачной ответственности правительства.

Государство посредством электронных средств позволяет эффек-тивно предоставлять услуги населению, бизнес-организациям, совер-шенствовать взаимодействие между самими правительственными структурами. При этом достигаются общие цели деятельности госу-дарства :

  • укрепление и расширение форм сотрудничества между общест-вом и государством;
  • содействие экономическому и социальному развитию общества и граждан;
  • быстрое и эффективное реагирование на изменяющиеся усло-вия деятельности;
  • оптимизация предоставления услуг населению и бизнес-структурам; сокращение стоимости услуг;
  • повышение эффективности внутриорганизационных отноше-ний в государственном управлении;
  • развитие кадрового потенциала государственного управления;
  • повышение ответственности государственных служащих, поощрение их инициативы и повышение уровня прозрачности государст-венного управления в целом.

5. Основные этапы развития электронного правительства

Применение электронных и информационных технологий в госу-дарственном управлении проходит ряд этапов . Выделяют пять основ-ных этапов в этом процессе (согласно данным Отделения государственной экономики и управления ООН и Американского общества го-сударственного управления).

Первый этап возникающее веб-присутствие — связан с выходом правительственных агентств в электронные сетевые структуры. На этом этапе правительства имеют один или несколько сайтов, которые выполняют информационную роль. Эти сайты информируют граж-дан о составе правительства, его министрах, агентствах, чиновниках и т.д. Размещается также информация о телефонах, адресах, часах приема и т.д. На сайтах можно обнаружить и «обратную связь» в виде информирования о наиболее часто задаваемых вопросах.

Второй этап продвинутое веб-присутствие — позволяет пользо-вателям получать специализированную и постоянно обновляемую информацию через множество правительственных сайтов. Здесь есть возможность получать правительственные публикации, юридические документы, новостную информацию. Число правительственных агентств в сети увеличивается, и возможна связь с каждым из них. Появляется информация об электронных адресах, поисковые систе-мы, возможность послать комментарий или совет.

Третий этап интерактивное веб-присутствие — характеризуется интенсификацией возможности взаимодействия между гражданами и правительственными структурами, поставляющими услуги населе-нию. Национальный правительственный веб-сайт часто действует в виде портала, прямо связывающего пользователя с министрами, де-партаментами и агентствами. Взаимодействие между гражданами и провайдерами услуг позволяет пользователям сети напрямую иметь доступ к информации, соответствующей их конкретным потребно-стям и интересам. Пользователь может получать специализирован-ные данные, загружать различные формы и бланки или подписывать их через сеть, назначать встречи с чиновниками, участвовать в элек-тронных собраниях. Здесь появляются сайты безопасности и пароли для пользователей.

Четвертый этап трансакционное веб-присутствие — включает возможности для пользователя получать через сеть документы и осу-ществлять сделки. Граждане могут получать визы, паспорта, свиде-тельства о рождении и смерти, лицензии, разрешения и другие трансакционные услуги. Правительственный веб-сайт является порталом, содержащим прямой доступ граждан к правительственным подразде-лениям и услугам. Подобные порталы скорее ориентированы на нуж-ды и приоритеты граждан, чем на правительственные функции и структуры. Граждане могут также платить налоги и осуществлять дру-гие платы через сеть (за парковку, регистрацию автомобилей и т.д.). В это время начинает признаваться электронная подпись .

Пятый этап полностью интегрированное веб-присутствие — вы-деляется тем, что позволяет правительству осуществлять все услуги и связи через правительственный портал, а пользователю сети позволя-ет немедленно получать любую услугу. Отмечается, что здесь границы между правительственными подразделениями очень подвижны, что позволяет говорить о новом качестве правительства и организации его деятельности и функционирования чиновничества, подобно «вир-туальному государству» и соответствующей «виртуальной бюрокра-тии», «бюрократии системного уровня».

Некоторые исследователи говорят о наиболее высоком этапе раз-вития электронного правительства, когда оно включается в систему электронной демократии, позволяющей осуществлять электронное голосование, сетевые публичные форумы, сетевые социологические обследования и т.д. Как пишет Джей Мун, «если предыдущие... ста-дии относятся к сетевым публичным услугам в административной сфере, [последняя] стадия подчеркивает сетевую политическую ак-тивность граждан».

6. Порталы электронного правительства в мире

Уровень развития электронного правительства по странам, естест-венно, различен. Проводимые сравнительные исследования (некото-рые проводятся, например, с 1996 г. на основе Website Attribute Evaluation System (http : // www . cyprg . arizona . edu ) исследовательской группой по политике в киберпространтсве ( the Cyberspace Policy Research Group ) в Университете Аризоны и Джордж Мейсон Универ-ситете (США)) показывают, что наиболее развитыми в этом отноше-нии являются Великобритания и Соединенные Штаты , затем идут Индия, Австралия, Канада и Япония . Страны отличаются по уровню прозрачности и интерактивности правительства. Так, Канадское пра-вительство более интерактивно, чем прозрачно, тогда как Австралия имеет более прозрачное правительство, но менее взаимодействующее с населением. Правительство в США характеризуется наибольшей степенью прозрачности и открытости.

Во Франции согласно циркуляру премьер-министра все министерства страны долж-ны были открыть свою страничку в Интернете до 31 декабря 1997 г. При этом требовалось обязательное соблюдение следую-щих требований: представленная информация должна быть ис-черпывающей и объективной, строго актуализированной, чет-кой, обеспечивающей равный для всех доступ, давать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

В США аналогичный проект начал развиваться с 1 июля 1997 г ., хотя его идея возникла значительно раньше. Создание Национальной информационной инфраструктуры (доктрина N11) являлось одним из предвыборных обещаний А.Гора еще в 1991 г. и было им успешно выполнено. Сегодня все органы госу-дарственной власти США не только имеют представительство в Интернете, но и активно взаимодействуют с гражданами с по-мощью электронной почты . Определяя значение современных ИКТ для развития государства и общества, А. Гор отмечал: «Эти магистрали, точнее, сети распределенного интел-лекта, ...позволят сделать информацию общедоступной, налажи-вать связь и общение на уровне мирового сообщества. Это станет источником постоянного и устойчивого экономического роста, позволит укреплять демократию, находить лучшие решения за-дач охраны окружающей среды в глобальных и местных масшта-бах, улучшить здравоохранение и, наконец, в полной мере ощу-тить себя настоящими хозяевами нашей маленькой планеты».

В настоящее время функционирование электронного правительст-ва организовано в Интернет-порталы , т.е. комплексные электронные средства, обеспечивающие осуществление ряда функций правительства .

Интернет-порталы выполняют следующие функции:

  • поиск и получение информации;
  • взаимодействие граждан и организаций с органами государственной власти;
  • проведение органами государственной власти мероприятий для граждан и организаций;
  • предоставление общественных услуг.

В Великобритании основным правительственным порталом, обес-печивающим работу электронного правительства, является «Британ-ский сетевой портал для граждан» UK online Citizen Portal »: http : // www . ukonline . gov . uk ], который обеспечивает доступ к правительствен-ной информации и услугам. Он появился в 2001 г. Каждый день его по-сещают 123 тыс. визитеров. До этого с 1994 г. информационные услуги оказывал сайт Британского правительства www . open . gov . uk , который размещал сайты отдельных правительственных подразделений в алфа-витном порядке. Новый портал имеет выход на сайт «Вход в прави-тельство» (« Government Gateway »), который обеспечивает регистраци-онные услуги и предоставляет бланки документов (например, налоговые формы). Основной портал дает возможность выхода на сайты коммерческих предприятий, обратную связь, консультации и т.д.

Канадское правительство было нацелено на предоставление полной информации и услуг правительства через сеть с 2004 г. Уже сейчас здесь действуют три правительственных портала, обеспечивающие коммуникацию и взаимодействие между гражданами и правительст-вом. Это «Канадский сайт » (« Canada Site »: http :// canada . gs . ca ), «Прави-тельство он-лайн » (« Government On - Line »: http :// www . gol - ged . gs . ca ) и «Служение Канаде » (« Service Canada »: http :// www . servicecanada . gs . ca ). «Канадский сайт» появился в 1995 г. и является основным для предос-тавления услуг через сеть.

В Соединенных Штатах Америки главный правительственный портал « First Gov », введенный в действие в 2000 г., ( http : // www . firstgov . gov ) служит реализации основных целей пятого этапа применения информационных технологий к государственному управлению. Он построен в соответствии с основной концепцией электронного правительства как системы отношений: правительство — граждане, правительство — бизнес, межагентские отношения. Этот портал объединил свыше 27 млн. федеральных правительственных страниц с целью более эффективного поиска информации и оказания услуг, следуя потребностям пользователей. В 2000 г. едва ли не каждое федеральное агентство, большинство штатов и огромное количество местных органов власти обеспечивали информацию и услуги через сеть. Медианное число услуг, обеспечиваемых через сеть правитель-ствами штатов, было четыре. Конечно, между раз-личными правительственными органами есть различия в осуществле-нии электронного правительства. Некоторые считают, что федераль-ное правительство существенно отстает от штатов. В штате Мериленд, например, уже к 2002 г. планировалось 50% услуг осуществлять через сеть, а к 2004 г. — уже 80%. Нынешняя администрация США прилага-ет значительные усилия по электронизации своей деятельности.

Имеются различные суждения относительно уровня эффективно-сти электронного правительства . Его создание радикально не измени-ло институциональную структуру государственного управления. Вме-сте с тем новые электронные и информационные технологии посте-пенно становятся необходимым элементом правительственной деятельности в различных странах, модифицируя, а иногда и ради-кально меняя подходы и отношения в административной среде. «Мода» на электронное правительство отражает современное состоя-ние информационного общества, позволяющего делать администра-тивно-государственную деятельность и структуры более открытыми, прозрачными и эффективными .

Сравнение стратегий формирования электронного правительства , например, в России и Германии, позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, в западных странах ее цели и задачи более конкретны и связаны с административной реформой, во-вторых, они самым тес-ным образом связаны с развитием электронной демократии , хотя имеются и свои сложности. Например, в той же Германии из 90 об-следованных городов 89% не имеют стратегии развития электронного правительства и не имеют информации об ожиданиях своих граждан относительно электронного правительства. Основными недостатками внедрения считаются (по мнению проф. Майкла Брайтнера):

- невысокая активность использования электронных подписей;

- недостаточная стандартизация услуг и деятельности;

- отсутствие необходимых правовых норм;

- недостаточное технологическое обеспечение;

- информационная перегрузка;

- слабый менеджмент и организация (организационное сопротивле-ние);

- проблемы сознания и культуры;

- дефицит стратегии и политики.

Задача перехода к электронному управлению (или, иначе, электронному правительству, информационному государству) ставится перед органами власти России уже более 15 лет. За это время был принят целый ряд концептуальных и программных документов, в числе которых необходимо отметить следующие:








Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313, подпрограмма 4 «Информационное государство»

План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 1555-р.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента РФ от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.

Распоряжение Правительства РФ «О концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» от 6 мая 2008 г. N 632-р.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65.

Текущие (до 2020 года) задачи развития информационного государства и показатели, которые требуется достигнуть, сформулированы следующим образом (ГП «Информационное общество»):

  • повышение качества предоставления государственных услуг путем их перевода в электронный вид;
  • развитие сервисов на основе информационных технологий для упрощения процедур взаимодействия и коммуникации общества и государства;
  • развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти;
  • создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, образования, науки и культуры, в иных сферах;
  • распространение лучшей практики информационного общества на уровне субъектов Российской Федерации

Целевые индикаторы и показатели:

  • доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме межведомственного документооборота;
  • доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих скорость передачи данных через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» не менее 2 Мбит/сек, в общем числе обследованных организаций органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • доля органов государственной власти и местного самоуправления, использовавших в отчетном году средства электронной подписи;
  • доля паспортов нового поколения в общем количестве выданных паспортов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года также называет повышение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, в числе своих основных задач. Соответствующие меры по достижению этой задачи включают в себя четкую регламентацию порядка предоставления государственных услуг, проведение мероприятий, направленных на упрощение процедур, снижение транзакционных и временных издержек, затрачиваемых потребителями на их получение, а также внедрение процедур по оценке качества предоставляемых услуг потребителями — гражданами и предпринимателями, формирование сети многофункциональных центров обслуживания населения и обеспечение доступа потребителей к государственным услугам в режиме онлайн в сети Интернет («электронное правительство»).

В России отсутствует единый орган, ответственный за переход к электронному государству. Полномочия в этой сфере распределены между несколькими ведомствами, основными из которых являются Министерство экономического развития , реализующее переход к электронному правительству как элемент административной реформы, и Министерство связи и массовых коммуникаций , отвечающее за техническую и технологическую составляющие, в том числе за информатизацию государственных органов. Координация действий министерств и ведомств, а также федеральных и региональных властей осуществляется в рамках ряда межведомственных комиссий, основной из которых является