Литературные места нашего города проект. Литературные места красноярска. А. С. Пушкин: Михайловское

Исследовательская работа

«Литературные места моего города»

Павлова Валерия

11 А класс

МКОУ лицей № 15,

Ставропольский край

Учитель - Селезнева

Таиса Сергеевна

Уважаемые господа! Я хочу пригласить вас на экскурсию по Государственному музею - заповеднику М.Ю. Лермонтова, который является литературным памятником города Пятигорска, КВМ и Ставропольского края. Он был создан на базе музея «Домик Лермонтова» и лермонтовских мест в Пятигорске, Кисловодске, Железноводске. Перед вами схема лермонтовского квартала, образованного пересечением улиц К. Маркса, Лермонтова, Соборной и Буачидзе. Он представляет собой центр мемориала, его основу. О нём мой рассказ.


1. Дом генерала П.С.Верзилина
2. Домик Лермонтова
3. Дом В.П.Уманова
4. Дом Алябьева
5. Дом В.И.Чилаева
6. Флигель В.П.Уманова
7. Кухня В.П.Уманова
8. Конюшня и хоз. постройки на усадьбе В.И.Чилаева

Пятигорск занимает особое положение среди мест, овеянных поэтической славой поэта. Едва ли найдётся на Кавказе другой уголок, где бы так тесно переплеталась личная и творческая судьба М.Ю. Лермонтова.

С тех пор прошло тяжёлых много лет,

И вновь меня меж скал своих ты встретил.

Как некогда ребёнку, твой привет

Изгнаннику был радостен и светел.

Он пролил в грудь мою забвенье бед…

Встреча двух одинаково прекрасных природных явлений - Кавказа и Лермонтова - случилась по Божьей воле в 1820 году. Кавказ и тогда был так же велик и могуч, как и сегодня. А вот в шестилетнем больном мальчике, привезённом сюда из Пензенской губернии, вряд ли кто-нибудь мог бы угадать будущего гения. Но именно тогда врезались в память мальчика прекрасные картины кавказской природы, народные песни горцев, исполняемые сазандарами, черкесы, приезжавшие целыми толпами из аулов для продажи сёдел, бурок, баранов. Наверное, именно тогда произошло духовное рождение Лермонтова, и, может быть, именно тогда в детской головке стали складываться строчки:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ…

И вот прошло «тяжёлых много лет» и снова встреча, радостная и светлая.

Со дня той встречи прошло уже более полутора столетий, когда майским днём 1841 года Лермонтов переступил порог небольшого домика на краю города, у подножия Машука вместе со своим другом и родственником А.А. Столыпиным, чтобы осмотреть предложенную им квартиру. Квартира оказалась очень скромной. И всё же поэту понравилось здесь, особенно после того, как он вышел на небольшую терраску, пристроенную к домику со стороны палисадника. Над камышовыми кровлями соседних построек и зелёными верхушками молодых деревьев виднелась белоснежная горная цепь, и двуглавый красавец Эльбрус гордо возвышался над ней.

Не было поэту ничего дороже с детства полюбившихся гор, ставших постоянными спутниками его жизни;

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня с младенчества носили

И к небесам пустыни приучили.

И долго мне мечталось с этих пор

Всё небо юга да утёсы гор.

Так поэт начинает волнующим обращением к любимому краю поэму «Измаил-Бей». А вот ещё: «…вдали те же горы, но хоть бы две скалы похожие одна на другую - и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что, кажется, тут бы и остаться жить навеки»

А с другой стороны, с севера, во двор глядел ласковый Машук. С тех пор в ничем не примечательный, небольшой, покрытый камышовой кровлей домик вместе с поэтом поселилось бессмертие.

Но судьба домика сложилась не сразу. Она была такой же трудной, как и жизнь самого поэта. Многие десятилетия домик переходил от одного частного владельца к другому. Среди них попадались не только плохие ценители этой исторической реликвии, но и просто никудышные хозяева. Дом ветшал, порою над ним нависала серьёзная опасность разрушения.

Только в 1912 году домик был выкуплен Пятигорской городской управой и передан в ведение Кавказского горного общества. В постановлении городской управы записано: «…предоставить в распоряжение Кавказского горного общества усадьбу с Домиком Лермонтова для помещения в переднем фасадном домике музея и библиотеки общества, а во флигеле, где жил поэт, сосредоточить все вещи, связанные с именем М.Ю. Лермонтова и героев его романа и поэм с условием, что общество будет за свой счёт содержать сторожа при Домике и заботиться о целости и сохранности исторической усадьбы». Тогда же КГО обосновало в нём музей, дав ему утвердившееся в народе уважительно тёплое название - «Домик Лермонтова». Официальной датой открытия музея считается 27 июня 1912 года. Первый сбор в фонд музея, сделанный в то же время, составил 63 рубля.

После Октябрьской революции домик поэта был взят государством на сохранность как памятник отечественной культуры. С 1946 года в музей вошёл расположенный по соседству бывший дом Верзилиных, в котором часто бывал Лермонтов, в котором произошла ссора поэта с Мартыновым.

Через два года в верзилинском доме открылся литературный отдел музея.

В 1964 - 1967 годах были выполнены большие работы по реставрации домика поэта, восстановлен его первообразный облик.

В 1973 году открылась новая глава в истории музея: был образован Государственный музей - заповедник М.Ю. Лермонтова. Центром его является уникальный мемориальный лермонтовский квартал, в котором сохранились дома, связанные с именем М.Ю.Лермонтова.

Последняя глава в истории музея была написана в 1997 году, когда был открыт «Дом Алябьева», который представляет собой литературно - музыкальный отдел музея.

Самый известный в лермонтовском квартале - домик под камышовой крышей, где Лермонтов прожил два последних месяца своей жизни, откуда его провожали в последний путь; здесь написаны последние стихи поэта, ставшие шедеврами русской литературы.

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике…»

Стоит домик в центре двора в середине усадьбы так, что его можно обойти и осмотреть со всех сторон. Вид у домика удивительно скромный: невысокие, выкрашенные белой известью стены, слегка прикрытые камышовой кровлей, окошки разного размера с широко распахнутыми ставнями. На фасаде домика, у входа - небольшая мемориальная доска: «Домъ, въ которомъ жилъ поэтъ М.Ю.Лермонтовъ». Она установлена в 1884 году группой почитателей поэта по инициативе русского драматурга А.Н.Островского.

Из четырёх комнат домика две занимал А.Столыпин, а две, обращённые окнами в сад, назывались «лермонтовской половиной». Общий вид и обстановка комнат удивительно скромны. Многое говорит о том, что здесь жил поэт - изгнанник, вынужденный странствовать с подорожной «по казённой надобности» и нашедший в этом домике временный приют: колясочный сундук, походный складной самоварчик, узкая складная кровать.

Спальня Лермонтова находилась в угловой комнате, обращённой окном в садик. В этой маленькой комнатке, служившей поэту и временным рабочим кабинетом, Лермонтов оставался наедине со своими мыслями и чувствами. Чаще всего это было возможно ночью или на рассвете, когда он был один и мог дать полную свободу самому сокровенному, что его волновало.

О том, чем духовно жил поэт в эти часы, потомки узнали из единственного драгоценного источника, о котором в «Описи, оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского пехотного полка поручика Лермонтова» было записано трагически просто: «8. Книга на черновые сочинения подарена покойному князем Одоевским в кожаном переплёте…1».Книга эта есть не что иное, как записная книжка, подаренная поэту В.Ф. Одоевским при последнем отъезде из Петербурга на Кавказ: «Поэту Лермонтову даётся сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне её сам и всю исписанную… 1841г. Апреля 13, СПБ».

То, что было записано Лермонтовым в эту книгу, составило его поэтический дневник и явилось величайшим достоянием русской поэзии. В книжке 254 листа. На 26 листах написаны до приезда в Пятигорск стихотворения: «Утёс», «Сон», «Спор». А в «Домике» - «Они любили друг друга», «Тамара», «Свидание», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу», «Морская царевна», «Пророк».

Перечитывая стихотворения, можно понять состояние души поэта в последние месяцы, недели, дни его короткой, но очень яркой жизни. Вот знакомое нам всем ещё из курса 6 класса, такое грустное, немного сказочное стихотворение «Листок»:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря,

………………………………………………………………………..

Это стихотворение об одиночестве листка, его страданиях. Он ищет родственную душу и не находит. Образ листка - это символ трагического одиночества человека в мире, символ изгнанника, широко распространённый в поэзии 19 века. Под этим символом скрывается прошедший через многие испытания, никем не понятый одинокий лирический герой. И конечно, это стихотворение - размышление о несчастной судьбе человека, гордого, одинокого, вечно ищущего чего-то, не имеющего надежды на счастье, страдающего, о таком человеке, каким был сам поэт. В движении листка на юг просматриваются автобиографические моменты изгнанничества. Дата «1841» подтверждает этот момент - в 1841 году Лермонтов вынужденно возвращался из Петербурга на Кавказ, он был неожиданно вырван из Петербурга, где, как свидетельствуют его современники, он был любим и балован в кругу близких, где его понимали и ценили.

Можно только предполагать, какие думы одолевали Лермонтова, когда он шагал из угла в угол по своему временному кабинету в «Домике» или поздним вечером бродил по затихшему бульвару. Вряд ли кто-нибудь из товарищей, постоянно бывавших в «Домике», поверил бы, что Мишель, всегда такой весёлый, добрый, часто насмешливый, способный даже на детские шалости, живёт сложной внутренней жизнью, что ему «и больно», «и трудно». Свои чувства и настроения поэт не доверял никому. И только читая его последние стихотворения, мы имеем возможность понять их. Художественную ценность последних стихотворений М.Ю.Лермонтова определил В.Г. Белинский: «…тут было всё - и самобытная живая мысль…и какая-то мощь… и эта оригинальность, которая есть достояние одних гениев…тут нет лишнего слова, не только лишней страницы; всё на месте, всё необходимо, потому что всё перечувствовано, прежде, чем сказано, всё видено, прежде, чем положено на картину…».

Находясь в «Домике, нельзя без волнения думать, что стоишь в тех самых комнатах, где звучал голос Лермонтова, видишь подлинные деревянные полы, которые в ночной тишине лёгким скрипом отвечали на шаги поэта, оставшегося здесь после шумного дня наедине с собой.

Любимым местом для работы и отдыха служила Лермонтову небольшая терраска, на которую вела дверь из гостиной. Недалеко от терраски в садике тихо шуршат листья старого клёна, единственного сохранившегося современника поэта. Он был свидетелем его трудов и вдохновенья. По соседству с клёном растёт молодой грецкий орех - потомок огромного орехового дерева, стоявшего здесь во времена Лермонтова. Растёт он из видимого до сих пор остатка могучего старого корня, символизируя бессмертие лермонтовской поэзии. Рядом с этими деревьями в 1964 году сотрудники музея посадили дубок. Дубок этот уже стал взрослым дубом. Он напоминает посетителям «Домика» о поэтическом завещании М.Ю.Лермонтова:

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Завершить рассказ об этом необычном домике под камышовой крышей я хочу стихотворением замечательного ставропольского поэта Сергей Рыбалко. Называется оно « Пятигорск».

Какая осень нынче в Пятигорске,

Как ярки клёны в золоте своём!

В заветный домик к Лермонтову в гости

Мы по ступеням каменным идём.

Вдали, за лёгкой дымкою тумана,

Горя снегами в синей вышине,

Встаёт Эльбрус былинным великаном,

Левей - Казбек, как всадник на коне.

А рядом, здесь, за шапками каштанов,

Под Машуком белеют корпуса.

И в бурке горца царственный Бештау

Собою подпирает небеса.

Осенний день купает в солнце листья.

И современник, видевший певца,

Старинный клён листвою золотистой

Встречает нас у низкого крыльца.

И кажется, хоть в это трудно верить,

Что вот сейчас, не опуская глаз,

Сам Лермонтов откроет настежь двери

И руку всем по-дружески подаст.

Важнейшую часть литературно-мемориального комплекса составляет его литературный отдел, расположенный в доме Верзилиных. Экспозиция этого отдела посвящена теме "М.Ю.Лермонтов на Кавказе». Она знакомит посетителей с историей связей поэта с Кавказом и, в частности, с Пятигорьем.

Дом Верзилиных в лермонтовское время был одним из наиболее известных в Пятигорске. Гостеприимство семьи генерал - майора Верзилина, состоявшей из хозяйки дома и трёх дочерей (сам Верзилин в это время находился по делам службы вне Пятигорска), привлекало к нему многочисленное общество, главным образом из числа молодёжи Часто приходил сюда и живший по соседству Лермонтов. Последний его визит был 13 июля 1841 года. Он пришёл с Л.С. Пушкиным, С.В. Трубецким и другими знакомыми. В этот вечер он был вызван на дуэль.

В верзилинском доме долгие годы жила троюродная племянница Лермонтова Евгения Акимовна Шан-Гирей, скончавшаяся здесь же в 1943 году в возрасте 87 лет. А в 1946 году, благодаря поддержке известных лермонтоведов и деятелей культуры Б.Эйхенбаума, Н.Бродского,

Б. Неймана, В. Мануйлова, И.Андроникова, Н.Пахомова Пятигорский исполком вынес решение о передаче музею усадьбы Верзилиных.

Обстановка гостиной восстановлена в прежнем виде. Одна из дверей гостиной ведёт в коридор и на сохранившуюся до наших дней старую каменную лестницу, на которой Мартынов задержал Лермонтова, явно провоцируя его на ссору. Здесь поэт был вызван на дуэль.

В литературном отделе музея хранятся исторические документы, автографы Лермонтова, книги и журналы того времени, картины и рисунки поэта, портреты людей из его кавказского окружения, виды мест, где приходилось странствовать поэту, и многие другие изобразительные и документальные материалы, рассказывающие посетителям о том, какое особое место занял Кавказ жизни и творчестве Лермонтова, что дало общение поэта с этим краем русской литературе.

С восторгом говорит поэт о суровом и величественном крае, который был для него символом свободы, вдохновителем на непреклонную борьбу за свободу человека.

Тебе, Кавказ, - суровый царь Земли -

Я снова посвящаю стих небрежный.

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной!

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;

На севере в стране тебе чужой,

Я сердцем твой, - всегда и всюду твой…

В некоторых ранних поэмах М.Ю.Лермонтова наряду с описанием жизни, быта кавказских народов, есть детальные описания мест, где мы живём. Действие поэмы «Аул Бастунджи», основанной на горской легенде, происходит в районе Пятигорья.

Между Машуком и Бешту, назад

Тому лет тридцать, был аул…

…Дикую картину Родной земли

И неба красоту

Обозревал задумчивый Бешту.

Давным-давно, у чистых вод,

Где по кремням Подкумок мчится,

Где за Машуком день встаёт,

А за крутым Бешту садится, близ рубежа чужой земли

Аулы мирные цвели,

Гордились дружбою взаимной;

Кавказ звал и манил поэта, загадочно мерцая своими снежными вершинами.

Ещё один экспонат в лермонтовском квартале заслуживает особого внимания. Это угловой дом Уманова. В то время в этом доме снимал комнату бывший однополчанин Лермонтова по Гродненскому полку А.И. Арнольди

Внешний вид дома, построенного в 1823 году, полностью реставрирован. В нём размещена экспозиция отдела «М.Ю.Лермонтов в изобразительном искусстве» Здесь представлены портреты Лермонтова, иллюстрации к произведениям поэта, выполненные русскими и советскими художниками: К.А. Савицким, И.Е. Репиным (Пророк. Акварель. 1891г.), М.А. Зичи, С.В.Ивановым (Сон. Акварель.1891г.), В.А. Серовым (Бэла. Акварель.1891г.), М.А. Врубелем и другими.

Размещение в умановском доме изобразительного отдела не случайно. Оно обосновано не только причинами музейного характера, но и желанием отметить тот факт, что в доме этом случайно сошлись пути людей, причастных к изобразительному искусству.

Офицер Арнольди увлекался рисованием. Лермонтов подарил ему две своих картины: «Воспоминание о Кавказе» и «Черкес». Арнольди зарисовал вид терраски домика, в котором жил Лермонтов. Он же запечатлел могилу на пятигорском кладбище.

Вместе с Арнольди в этом доме поселился его учитель живописи художник Р.К. Шведе. Ему принадлежит портрет декабриста Н.И. Лорера, написанный с натуры на веранде дома Уманова и хранящийся в фондах музея. Шведе нарисовал Лермонтова на смертном одре на следующий день после дуэли. По этому посмертному портрету М.И. Цейдлер, офицер, увлекавшийся скульптурой и живописью, сделал гипсовый барельеф, хранящийся теперь в фондах музея - заповедника в Пятигорске.

Одним из старейших домов в «Лермонтовском квартале» считается Дом Алябьева. Он построен в1823 году комендантом Моздокской крепости полковником Котыревым для собственного проживания и сдачи внаймы посетителям Кавказских Минеральных вод. После его смерти дом перешёл по наследству его жене, во втором браке М.И.Карабутовой. Поэтому другое название музейного объекта - «ДОМ Котырева - Карабутовой». В 1832 году в этом доме снимал квартиру композитор А.А. Алябьев, который создал здесь романс «Тайна» и ряд произведений на кавказские темы В 1980-е годы по инициативе Государственного музея - заповедника М.Ю. Лермонтова на доме установлена мемориальная доска в память о пребывании в нём композитора А.А. Алябьева.

Музей «Дом Алябьева» был открыт в 1997 году. Он является литературно - музыкальным отделом музея. Это единственный в России мемориальный музей композитора. Его экспозиция посвящена теме Кавказа в жизни и творчестве Алябьева, а так же теме «Лермонтов в музыке» Экспонируются подлинные нотные издания лермонтовского времени, редкие литографии с видами Москвы, картина Лермонтова «Атака лейб-гусаров под Варшавой». Нотная коллекция музея составляет свыше 1500 предметов основного фонда.

Помещения Дома Алябьева используются под различные выставки из собрания музея, а также выставки художников Ставропольского края. В музыкальном салоне и выставочном зале проходят музыкальные вечера старинного русского романса, звучат инструментальные сочинения Алябьева.

Лермонтовская тема остаётся одной из самых притягательных в современном искусстве и приоритетной в деятельности музея - заповедника.

Какая хорошая вещь - П А М Я Т Ь,

Какая хорошая вещь - И С Т О Р И Я!

Память о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове притягивает тысячи гостей нашего города, коренных жителей, студентов и школьников к этому интересному кварталу, чтобы отдать дань глубокого уважения человеку, вписавшему лучшую главу в его литературную историю, человеку, чья жизнь и судьба с детских лет и до последних дней была связана с нашим краем, с нашим городом.

А Лермонтов… он полон света,

Живой проходит сквозь века.

Ему венок стихов поэты

Несут к подножью Машука.

Иванов Захар Сергеевич

Руководитель проекта:

Панова Людмила Владимировна

Учреждение:

МБОУ СШ№47

Данная исследовательская работа по истории "Литературные места Красноярска" , которую провёл ученик 6 класса, была создана с целью изучения классификации и функций памятников в городе Красноярск.

Данный исследовательский проект по истории на тему "Литературные места Красноярска" углубит ваши знания о литературных достопримечательностях этого прекрасного города.

Захар считает, что мы редко задумываемся о истории возникновения и значимости памятников для культуры русского народа. Парень утверждает, что памятники - это свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому.

Введение
1. Памятники и их роль в современном обществе
1.1 Классификация памятников. Функции памятников
1.2 Источники о памятниках культуры Красноярска
1.3 Литературные места (памятники) Красноярска
Социологический опрос
Карта литературных мест
Заключение
Список литературы
Приложение

В этом году я случайно попал на экскурсию в с.Овсянка. В этом селе провёл свое детство и юность известный писатель В.П.Астафьев. Экскурсия была настолько занимательна, что я задался вопросом, а какие ещё литературные памятники есть в моем городе?

До этого на уроках литературы мы знакомились с творчеством В.П.Астафьева, и я знал, что он родился неподалеку от Красноярска, писатель любил этот город и умер в нем. Это место для писателя послужило колыбелью становления таланта, мировоззрения и мироощущения, которая отразилась в последующем творчестве.

Введение


Каждый день мы ходим по улицам Красноярска, но никогда не задумываемся, что по этим улицам когда-то ходили известные люди, а возможно и любимый литературный герой бродил здесь по задумке автора. Многие памятники мы узнаем. А задумываются ли горожане почему был поставлен этот памятник в нашем городе, когда он был поставлен и кто автор?

Цель: Привлечь внимание учащихся к литературным памятникам Красноярска

  • Найти и изучить литературные памятники в Красноярске
  • Выявить знания учащихся по этим памятникам
  • Собрать биографический материал по выбранным памятникам
  • Научится работать с разными источниками информации
  • Написать работу, подобрать иллюстрации
  • Составить карту литературных мест
  • Составить библиографию использованной литературы.
  • Современные школьники практически не читают книги и поэтому многие не знают, что существуют памятники литературным героям.
  • Мало кто решает узнать историю возникновения памятника своего города и мена авторов
  • Мало изученная тема в рамках школьной программы.
  • Пригодится и учителям, и учащимся: поможет на уроке, расширит кругозор.

Материалы и методы исследования: изучение разных источников литературы, сайтов, в которых находятся сведения о памятниках архитектуры Красноярска, сбор и обработка материала, работа с фондами библиотек (в электронном варианте) Использование следующих методов: самостоятельное исследование, работа с текстом, мини-анкетирование, описание фотоматериалов, обобщение.

(проект по литературе; дополнительные материалы)

Кто из нас не бывал в местах, где дышится полной грудью, отступает городская суета и шум, где хочется петь и творить после городского заточения. Многие из известных поэтов в свое время стремились в такие места, оставляя столицы и светскую жизнь. И не жалели, именно в таких местах, где царствует нетронутая природа, гармония и спокойствие и рождались настоящие шедевры пера.

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
В глуши звучнее голос лирной,
Живее творческие сны.

Это - А. С. Пушкин, а ему вторит Н. А. Некрасов:

Опять она, родная сторона,
С ее зеленым благодатным летом,
И вновь душа поэзией полна...
Да, только здесь могу я быть поэтом...

Тургенев выразит это в прекрасной формуле: " Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто полон мыслей... " Однако при этом каждый имеет в виду особую деревню, особый уголок земли, где ему легче дышится, легче творить, легче воплощать свои творческие сны в слова. И он этот уголок уже не спутает ни с каким другим - А. Н. Островский бывал в Карабихе, а И. С. Тургенев в Ясной Поляне, но у Тургенева воздух "полон мыслей" в орловской деревне, в его Спасском, а у Островского – в Щелыкове.

Литературные места России и не только... Они разные во многом, в том числе и по значению, которое каждое данное место занимало в жизни писателя. Порой поэт там проводит детство в Овстуге, порой просто навещает; иногда это совсем короткие, мимолетные встречи: Гурзуф для А. С. Пушкина, Тамань- для М. Ю. Лермонтова, а нередко это глубокая, проходящая через всю жизнь любовь (Красный Рог, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново). Но есть нечто, что роднит их и объединяет. Это исключительная красота природы. Человек, одаренный стендалевской аналитической способностью, выделил бы здесь ступеньки и повороты чувства, нашел бы здесь все, чем богата настоящая любовь. Например, способность проницать взглядом внешнее и видеть за ним, видеть дальше и глубже, как прекрасно сказал С. Д. Шереметев: "Кто ищет богатства и разнообразия природы, у кого мысль блуждает и уносится в чужую даль, того не удовлетворит скромная природа Остафьева, но у кого не иссякло родное чувство, тот поймет, что здесь он - дома, потому что эта природа - Русь".

Складывается эта любовь по-разному: вспомним, сколько раз примеривался М. М. Пришвин к Дунино, которое для нас всегда связано с его именем, но нередко это любовь с первого взгляда. Так было у С. Т. Аксакова, который сразу понял, что Абрамцево- это настолько родное, созвучное строю его души, аксаковское, что именно здесь обретет он силу и дерзновение и, забыв немощь и полуслепоту, произнесет слово, нужное потомкам. Есть в этой любви и первоначальный восторг. Потом пойдет созидание, творческая работа, но сначала - восхищение, в котором слышнее всего слова мир, лад, гармония, о которой С. Т. Аксаков сказал: "...какой мир пролился в мою душу!". Этот же мир, эта гармония заставляют Тургенева задаваться вопросом о создании чего-то большого, спокойного, искать простые и ясные линии. Произведения могут быть разные, но отблеск этой гармонии, они несут несомненно. Не случайно при чтении Аксакова отмечается наличие такого "отрадного, ясного и полного ощущения, которое возбуждает сама природа".

Спасское-Лутовиново

"Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу - родине поклонитесь", - писал смертельно больной Тургенев из Франции, посылая прощальный поклон России.

Для Тургенева понятия родины и Спасского - Лутовинова в самом деле были нерасторжимы. Спасское слишком много значило в его судьбе: здесь прошло его детство, здесь он впервые прочувствовал и полюбил русскую природу, певцом которой суждено было ему стать, и свой народ, здесь созданы его великие шедевры - романы "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети".

Когда в 1850 году встал вопрос о разделе наследства, Иван Сергеевич лучшую часть имений уступил брату Николаю, чтобы оставить за собой Спасское. В полуторагодичной вынужденной ссылке, последовавшей за опубликованием статьи на смерть Гоголя, Тургенев точнее и ближе узнал современную жизнь народа, почувствовал себя готовым к созданию значительных произведений: "Способен ли я к чему-нибудь большому, спокойному? Дадутся ли мне простые, ясные линии?". Русская природа, Спасское внесли в творения писателя классическую ясность, целомудрие и гармонию, которые равно пленяли как русского, так и западноевропейского читателя.

В 1879 году Тургенев, словно сознавая, что это его последний приезд в Спасское, все медлил с отъездом: все ему хотелось во всю грудь надышаться воздухом Спасского, его лесов и полей. Письма его с чужбины полны нескрываемой и щемящей грусти, думы его последние посвящены родине и любимой орловгцине: "Только думаю о возвращении весной в возлюбленный Мценский уезд... Егорьев день, соловьи, запах соломы и березовых почек, солнце и лужи по дорогам - вот чего жаждет моя душа!"

Абрамцево

"Мы ищем купить деревню около Москвы... Я хочу только приятного местоположения и устроенного дома",- делился своими заботами с Н. В. Гоголем Сергей Тимофеевич Аксаков в начале 1843 года.

Вскоре такая деревенька была найдена. Абрамцево с его прудами, тихой речкой Ворей и окружающими со всех сторон лесами вызывает восторг всей семьи. Выбор Абрамцева был подсказан и местоположением деревеньки. Радонежье - так назывался этот уголок московской земли, и Аксаковых, почитателей всего старорусского, привлекало, что рядом был Радонеж, куда к Сергию приезжал испросить благословения перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской, что невдалеке, в пятнадцати верстах, была Троице-Сергиева лавра. Обширный деревянный дом постройки XVIII века был обновлен, и с 1844 года многочисленная семья Аксаковых поселяется там.

С искренним радушием встречали здесь гостей - Н. В. Гоголя, М. С. Щепкина, И. С. Тургенева, А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина, М. Н. Загоскина и многих других. Но наиболее примечательно то, что Абрамцево подарило нам выдающегося писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. "Деревня обняла меня своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своею тишиною и спокойствием. Не умею объяснить... какой мир пролился в мою душу!" И полуслепой старик диктует дочери все свои художественные произведения, лучшие из которых - "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука" - сразу поставили его в ряд с классиками русской литературы.

Называя сочинения Аксакова в числе немногих книг, наиболее благотворно подействовавших на него в юности, А. М. Горький писал: "...эти книги вымыли мне душу... от этих книг в душе спокойно сложилась уверенность: я не один на земле и - не пропаду".

Карабиха

Обширная и богатая усадьба "Карабиха" была построена ярославским губернатором князем М. Н. Голициным во вкусе вельмож екатерининского века. В 1861 году ее купил Н. А. Некрасов.

Поэт давно уже задумывался над тем, чтобы иметь пристанище, где можно было бы работать в летние месяцы, откуда можно было совершать долгие охотничьи путешествия. Местность поблизости Некрасову была знакомая - ярославщина, "родимая его сторона". Гостя в Грешневе, в имении отца, находившемся всего в тридцати верстах отсюда - поэт почти в каждой деревне имел знакомых мужиков, с некоторыми из которых его связывала большая дружба. Чаще всего это были охотники. Некрасов особо отличал их, говоря, что «самый талантливый процент русского народа отделяется в охотники». Да и сам он на охоте расцветал. Знаменитый рассказчик И. Ф. Горбунов вспоминал, что на охоте Некрасов был неузнаваем - "живой, веселый, разговорчивый, с мужиками ласковый и добродушный". "Мужики его любили", - добавлял Горбунов. Именно из этих беспрестанных хождений по Ярославской, Владимирской и Костромской губерниям и вынес поэт то подлинное знание русской жизни, русского мужика, живой речи народа, которое так дорого нам.

Распорядок летней жизни в Карабихе делился на охоту и литературный труд. Сам поэт шутливо говорил: "Устав писать, иду я на охоту. Устав бродить, вновь сяду за работу".

Почти сразу же после покупки Николай Алексеевич отдал бразды правления усадьбой предприимчивому брату Федору, оставив за собой только флигель (Флигель поэта). Здесь, в любимом кабинете, были созданы многие широко известные стихотворения, поэмы "Дедушка", "Русские женщины" и другие произведения. В дни работы поэт требовал, чтобы его уединение было полным. Он запирался в кабинете, и никто не смел его тревожить. Даже еду оставляли в соседней комнате.

Овстуг

Овстуг. Родина великого поэта. Здесь прошло самое раннее детство Феденьки Тютчева, здесь он жил в созданном им "волшебном детском мире", так волновавшем воображение ребенка.

В этом ветхом домике на краю Тамани, над самым обрывом. Лермонтов провел два дня в сентябре 1837 года. Ожидая почтового судна на Геленджик, поэт испытал здесь рискованное приключение, едва не стоившее ему жизни. "Честные контрабандисты", занимавшие домик, приняли его за тайного соглядатая, желающего их разоблачить.

Вернувшись сюда после 27-летнего отсутствия уже взрослым человеком, Тютчев с удивлением озирался вокруг: "Передо мною стоит старый дом-реликвия, в котором мы когда-то жили... довольно жидкая липовая аллея в несколько сот шагов длины, казавшаяся мне неизмеримой, - весь великолепный мир моего детства, столь разнообразный, столь населенный, и все это заключено в нескольких квадратных футах". Это неизбежная в жизни каждого человека встреча-разочарование, встреча-потеря, когда "дорогой мир детства" отступает, вытесняется «реальным», чтобы остаться уже только внутри человека, в его душе. Именно здесь, на брянской земле, истоки грандиозного и таинственного поэтического мира Федора Тютчева, именно тут истоки его лирических шедевров:

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

В августе 1871 года поэт в последний раз навестил свою родину, и этот приезд его совпал с хлопотами дочери, Марии Федоровны Бирилевой, по открытию в Овстуге школы. Крестьяне округи уже давно выражали желание иметь школу, но собранных двухсот с небольшим рублей явно не хватало, и тогда за дело взялась Мария Федоровна. Федор Иванович участливо отнесся к ее настойчивым и энергичным хлопотам. Открытая в сентябре 1871 года, это была самая крупная сельская школа в Брянском уезде, крестьяне и их потомки бережно хранят память о великом поэте и о его дочери.

Михайловское

Псковская земля... Михайловское - один из самых прекрасных уголков в России.

Здесь жил и похоронен величайший поэт России. " Страной родной " называл Александр Сергеевич Пушкин древнюю Псковщину: ведь это не только земля его предков, он ощущал духовное родство с нею, понимал ее значение для своего творчества. Простые люди, ее населяющие, ее песни и сказания, ее полные скромной прелести леса и поля олицетворяли для него самое дорогое - Россию, родину...

Именно здесь в творчестве Пушкина наметился поворот, сделавший его великим национальным поэтом. Это отметили уже современники и друзья Пушкина, говоря, что пребывание в псковской деревне помогло его поэзии "сделаться вполне русской, оригинальной".

В 1824 - 1826 годах Михайловский изгнанник коротал свои дни вдвоем с няней, Ариной Родионовной. Их отношения поражают своей удивительной сердечностью. "Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: "Здорова ли мама?" - он ее все мама называл..." - рассказывал кучер Пушкина Петр Парфенов. Нередко поэт навещал и Святогорский монастырь - здесь находились могилы его деда и бабушки. Он перерыл библиотеку монастыря, находя в древних свитках ценнейшие свидетельства ушедших эпох. А в ярмарочные дни возле стен монастыря, одетый чуть ли не в крестьянскую рубаху, он слушал песни нищих слепцов, присматривался к юродивым. Поэт в ту пору завершал " Бориса Годунова " - первую истинно народную русскую драму.

Когда в апреле 1836 года у стен Святогорского монастыря Пушкин похоронил мать, он распорядился похоронить себя рядом, возле матери. Всю нашу жизнь с нами Пушкин. На его совершенных творениях мы учимся постигать красоту, учимся мудрости и человечности. Приезжая же сюда, мы как бы встречаемся с ним самим.

Ясная Поляна

Теперь уже трудно себе представить, что когда-то это была простая деревенька с названием, подобных которому в России тысячи, Ясная Поляна была отмечена знаком судьбы и вырвана из круговорота времен и названий.

Свыше пятидесяти лет прожил здесь Лев Николаевич Толстой : здесь он родился, задумал и написал большинство своих произведений, вырастил детей. Здесь же, в лесу, на краю оврага, находится и его могила. Ясная Поляна - это имение деда писателя по материнской линии - князя Н. С. Волконского, достигшего больших чинов при Екатерине II, но вследствие отказа следовать прихотям ее фаворита вдруг потерявшего свое высокое положение. Его гордый и независимый нрав описан Толстым в старом князе Болконском (Война и мир).

Именно при князе началась постройка современной яснополянской усадьбы. В центре ансамбля располагался большой двухэтажный особняк (дом Волконского), но писатель в нем не жил. Он занимал северо-восточный флигель. Пристройки разных лет изменили облик флигеля и превратили его в большой дом.

В другом флигеле усадьбы была яснополянская школа, которую Лев Николаевич открыл для крестьянских детей, чтобы спасти тонущих в народе "Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых". В яснополянском доме все бережно сохраняется так, как было в последний год жизни великого писателя. Бережно сохраняется и окрестная природа, любимые места прогулок Толстого, считавшего радость общения с природой " самой чистой радостью ".

Еще один уголок Ясной Поляны - березовый мостик Толстого. Лев Николаевич неоднократно воспроизводил в своих произведениях картины яснополянинской природы, которую он горячо и трепетно любил - укромные уголки парка помогали писателю проникнуться ощущением причастности к жизни родной земли, почувствовать ее красоту и величие.

«Литературные

имена на карте Ейска»

Аннотация……………………………………………………………………………. 2

1. Введение

«Быть посему…»………………………………………………………………… 3

2. Научная статья

Прославленные люди ейской земли………………………………..................... 5

Литературные имена на карте Ейска…………………………………………... 6

Парки и скверы Ейска с литературными именами……………….. ………….. 8

3. Заключение ………………………………………………………………. …………. 10

Используемая литература

Аннотация

Актуальность работы.

В воспитании патриотических чувств, любви к родному краю, своей малой родине, развитии интереса к истории своего края, что способствует заинтересованности книгой, устойчивого интереса к чтению.

Цель работы:

Содействовать формированию у подрастающего поколения интереса к чтению. Содействовать повышению роли чтения в современном обществе и значимости книги для подрастающего поколения в условиях экспансии видеоиндустрии.

Задачи:

♦ изучить жизнь и творчество писателей и поэтов, посетивших наш край;

♦ вызвать желание к чтению произведений, написанных писателями под впечатлениями от пребывания в нашем крае;

♦ изучить историю своей малой родины через чтение художественной литературы.

Введение

«Быть посему…»

Толчком для начала работы над данной исследовательской работой послужили события, которые происходили в нашем Ейском районе весной 2007 года. В мае произошло поистине историческое событие, когда произошло слияние города Ейска и Ейского района в единое муниципальное объединение. До этого времени мы больше изучали историю создания нашего поселка, а также расположенных по соседству поселков и станиц. Но, однажды я поймала себя на мысли, что из истории города мы многого не знаем. Решила заняться сбором самой различной информации. В ходе сбора материала из очерков, газетных статей, краеведческой литературы, данных из архива г. Ейска уже оформлена папка «Памятники Ейска», формируются папки о Ейске в годы Великой Отечественной войны, православных храмах нашего города и, конечно же, людях прославивших наш город далеко за пределами края. Меня также заинтересовали названия улиц города Ейска. Я заметила, как много среди названий улиц, улиц связанных с литературными именами. И вот, что я узнала.

«Быть посему»,- так написал император Николай Павлович на указе об основании нового портового города с кратким, но звучным названием – Ейск! Весть об открытии города разлетелась по всей России. И сотни переселенцев из 22 губерний устремились на обетованную землю. И они стали строить город. Развитие торговли и ремесел стали развивать город. В быстром темпе стало расти количество улиц. Рассказывали, что в 1848 году во время посещения места будущего города князь Воронцов положил на землю деревянную линейку и сказал: «Чтобы все улицы города были такие же ровные, как эта линейка». Городские власти свято выполняли этот наказ. Непременным условием «Генерального плана города Ейска» была перпендикулярная перспектива улиц.

Френкель Карина, Орехов Егор, Фролкин Роман

Литературные места в двух частях

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследование на тему « Литературные места Одинцовского района » . Выполнили: учащиеся 4 « Б » класса СОШ №17 УИОП Френкель Карина Орехов Егор Фролкин Роман Научный руководитель: Шуваева Ольга Семеновна Учитель начальных классов. Г.Одинцово 2013 год

«Мне видится мое селенье, Мое Захарово; оно С заборами в реке волнистой, С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено.» А.С.Пушкин

Цель нашей работы вызвать интерес к родным местам и возобновить любовь к культурному наследию края; содействовать воспитанию нравственных качеств у людей; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Гипотеза Мы считаем, что каждое поколение обязано знать и хранить свое культурное наследие. Невозможно полноценное развитие личности без умения воспринимать красоту культурных творений. Объект исследования Литературные места Одинцовского района.

Задачи исследования - проанализировать влияние Одинцовской земли и ее природы на творчество великих литераторов; - научиться видеть индивидуальность таланта каждого из писателей, с творчеством которых мы познакомились; - понять взаимосвязь культурного наследия с нынешним поколением. Методы исследования 1.Изучение интернет - источников. 2. Изучение литературы. 3. Посещение исторических мест, музеев, связанных с писателями. 4. Проведение анкеты. Анализ. 5. Разработка маршрута экскурсии. 6.Выпуск путеводителей и создание литературной карты Одинцовского района. 7. Проведение экскурсии по литературным местам.

Вступление Удивительна и прекрасна судьба некоторых уголков нашей страны! Они хранят память о значительных событиях истории и культуры и, конечно, о людях, живших и творивших там. Подобными местами богато Подмосковье. Следующий слайд

Заповедные места Одинцовского района Но нам, как жителям города Одинцово, стало интересно y знать, чем славится наша Одинцовская земля. После посещения с классом таких заповедных уголков, как Большие Вяземы, Голицыно и Захарово(мест, хранивших память о А.С.Пушкине) и дома-музея Пришвина в деревне Дунино, мы задались вопросом, а кого еще из известных писателей и поэтов судьба связала с землей, на которой мы живем? И мы решили заняться исследо-ванием этой темы.

Знакомство с литературными местами Одинцовского района. Нам стало интересно, насколько люди нашего района знакомы с культурной историей родных мест, и знают ли они, живших деятелей литературы? Чтобы понять это, мы решили провести анкетирование. Мы изготовили карты Одинцовского района с помеченными названиями мест, связанными с теми или иными писателями. И предложили взрослым и детям ответить на вопрос: чем известны эти места? К своему удивлению, мы обнаружили, что 90% не знают литературных мест нашего района.

Карта Одинцовского района

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Это дало нам основание и убежденность в том, что наша работа не бесполезна и интересна. Она поможет просветить людей в этом вопросе или напомнить им о замечательных уголках нашего края, что в свою очередь, может вызвать у них интерес и даже гордость за нашу историю, культуру и Землю. Ведь оказывается, именно здешние места Одинцовского района хранят память и атмосферу самых замечательных известных и талантливых людей.

Долгое время жил на даче в Барвихе Алексей Николаевич Толстой. В 1942 году написал здесь свои военные рассказы: «Мать и дочь», «Катя», «Рассказы Ивана Сударева». Здесь же начал третью книгу романа «Хождение по мукам», а в конце 1943 года работал над третьей частью романа «Петр I» . Самуил Маршак после пребывания в санатории «Барвиха» оставил нам такие шуточные стихи: «В тиши барвихинского леса, По тропам ходят вкривь и вкось, Афганистанская принцесса, Поль Робсон и рогатый лось».

Голицыно Многие известные писатели в 30-е годы избрали Голицы- но местом творчества. Здесь в разные годы отдыхали и создавали свои произведе-ния Мария Алигер, Констан-тин Паустовский, Мариэтта Шагинян, Александр Малыш-кин, Аркадий Гайдар, Муса Джалиль, Мате Залка, Константин Тренев, Алек-сандр Фадеев, Александр Твардовский, Валентин Катаев. Летом 1937 г., возвратившись из эмиграции, здесь жил известный русский писатель Александр Иванович Куприн. Осенью 1939 г. и зимой 1940 г. после семнадцатилетней разлуки с Родиной в Голицыне жила Марина Цветаева с сыном Георгием.

В 1934 году, по совету Максима Горького, правительство выделило земли усадьбы под постройку городка писателей на правах безвозмездного и бессрочного пользования. Всё, что связано с писательским городком, было поручено курировать Литфонду СССР. За несколько лет по немецким проектам построили 50 двухэтажных деревянных дач. Первыми обитателями переделкинских дач стали Александр Серафимович, Леонид Леонов, Лев Каменев, Исаак Бабель, Илья Эренбург, Борис Пильняк, Всеволод Иванов, Лев Кассиль, Борис Пастернак, Илья Ильф, Евгений Петров.

Для того, чтобы наше исследование могло действительно содействовать культурному развитию нынешнего поколения, мы решили разработать цикл экскурсий по литературным местам Одинцовского района. Этими экскурсиями, по нашему мнению, смогут воспользоваться ученики как из нашей школы, так и дети из других школ и даже районов. Мы хотим положить начало совместному обмену результатами или продуктами исследований и творческому сотрудничеству. Первая обзорная экскурсия прошла по маршруту Большие Вяземы -Захарово-Дунино-Переделкино. Экскурсия по литературным местам.

Мы начали нашу экскурсию с одного из самых молодых на сегодня пушкинских музеев в двух подмосковных усадьбах: в сельце Захарово и в Больших Вязёмах. А расположен он недалеко от станции Голицыно по Старой Смоленской дороге. Пушкинское Захарово –это колыбель его детства, именно оно было для великого поэта путем к раннему сближению с народными обычаями и приемами. Захарово было для Пушкина – ребенка первой длительной встречей с вечно прекрасной природой, проникнутой русским духом. Это было место, где он впервые услышал народные русские песни, увидел праздничные хороводы, с увлечением играл с крестьянскими детьми. Владелица имения- бабушка по материнской линии, Мария Алексеевна Ганнибал- первая истинная воспитательница мальчика. У нее А.С. Пушкин учился русской грамоте и живому, образному русскому языку. Большие Вяземы - Захарово-колыбель А.С.Пушкина.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Люблю от бабушки московской Я толки слушать о родне…». Если бабушка рассказывала внуку о былом, то любимая няня Арина Родионовна, хранившая «немало старинных былей, небылиц» , развлекала мальчика чудесными сказками, а познакомился с ними мальчик именно в Захарово.

Ту огромную роль, которую сыграли в детских впечатлениях поэта Захарово и Вязёмы, убедительно показал сам Пушкин, включив в свои литературные произведения реалии этих мест. «Дубровский», «История села Горюхина», «Барышня-крестьянка», «Пиковая дама»(прототипом которой стала сама княгиня Н.П.Голицына), «Борис Годунов» . Обо всем этом рассказывают экспозиции и выставки Музея-заповедника, который стал заметным научным и культурным центром западного Подмосковья.

Далее мы отправились в деревню Дунино, где Пришвин М.М. провел последние восемь лет своей жизни. По его собственному признанию, это были самые счастливые годы. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. Именно в Дунино он жил в единении с природой, которую так чувствовал и понимал рядом с любимым человеком - женой Валерией Дмитриевной. Пришвинское Дунино

В дунинской усадьбе все как и раньше при нем, полвека назад. Все так не по-музейному, здесь тепло и уютно душе, будто принял в гости сам старый добрый хозяин, который носил внучке из леса "лисичкин" хлеб. Творчество он воспринимал всегда как путь к радости. Вставал засветло, больше всего любил предрассветные часы, считая их самыми важными в жизни человека. Где бы ни находился он - в лесу, на реке, в дороге, - в кармане его всегда были записная книжка и огрызок карандаша. А излюбленным рабочим местом - пенек.

Последней остановкой нашей экскурсии был дом-музей Корнея Ивановича Чуковского. Есть писатели, на которых огромное влияние имело место, где они проживали. А вот с Чуковским наоборот. При-сутствие самого этого человека вносило неповторимый коло-рит в эти места. Ощущение, что все и всё вертелось вокруг К.И. Чуковского. Он всегда был окружен детьми: играл с ними в разные игры около своей дачи, строил с ними различные крепости, а в лесу разжигал костер, что стано-вилось традиционным празд-ником детворы до сих пор. Плата за вход была10 шишек.

Дом-музей Чуковского К.И. в Пере-делкине настолько жи-вой, что создается ощущение, что вот-вот навстречу выйдет сам хозяин. Первое, что восхи-щает тебя - «чудо-де-рево», на котором растут настоящие башмачки. Так же Чуковским К. была построена и открыта детская библиотека, которой пользуются до сих пор.

Заключение В заключении мы хотим сказать, что разработанная нами экскурсия и явилась продуктом нашей исследовательской работы.Но мы бы не хотели останавливаться на этом и планируем продолжить исследование данной темы. Так же мы готовы предложить следующую экскурсию по домам-музеям таких деятелей литературы, как Пастернак, Евтушенко и Б.Окуджава. Ведь когда появляется желание вникнуть взором во что-то новое, всегда открываешь для себя ещё одну страницу чего-то восхитительного, поучительного и до сих пор неизведанного. Это случилось и с нами. Мы даже не могли подумать, что на Одинцовской земле и в пределах её района столько исторических и литературных мест, связанных с самыми известными и незабываемыми именами.

Эдуард Асадов «Мой друг! И вблизи, и в любой дали Запомни хорошее, звонкое слово: Есть город под небом Московской земли С лирическим именем- Одинцово. Сочинить стихи о городе Одинцово может только человек, искренне привязанный к своей малой родине, который знает эту местность вдоль и поперёк.

Одинцово, Одинцово, Подмосковный, образцовый- Город наш красою знаменит! Одинцово, Одинцово, Это ласковое слово В сердце колокольчиком звенит!!! С той поры летели, словно, птицы, Над Россией славные года. У подножья матери- столицы Новые рождались города. Как цветок, упавший с поднебесья, На дубравы, рощи и поля. Вырос Одинцово наш чудесный- Древняя Московская земля!

Мы родились в Одинцово, выросли. И нас интересует всё, что связано с родным краем. Мы считаем, что люди должны знать как можно больше о своей малой родине, думать о её будущем. Пока не знаем, как сложится наша дальнейшая жизнь, будет ли она связана с городом. Но гордимся и очень любим наш родной край, чувствуем связь с родной землёй! Но………Это уже другая страница нашего будущего исследования, другая экскурсия, которую мы обязательно создадим. До скорой встречи!