Жалоба по надзору по административному делу. Надзорная жалоба по делу об административном правонарушении. Основания для обращения в Верховный суд

    Надзорная жалоба по административному делу - это реакция субъекта на постановление судебного органа в деле об административном правонарушении, при этом судебное решение обжалуется уже после того, как оно вступает в силу. Для вынесения объективного вердикта суд имеет право требовать от заявителя дополнительную документацию, которая подтверждает или опровергает рассматриваемые юридические факты. Как написать и куда подать надзорную жалобу по административному делу - более подробно в данной статье.

    Судебный акт по административному делу обжалуется в 3 этапа:

  • подача апелляции;
  • кассационное обжалование;
  • обжалование акта в порядке надзора.

Основания подачи

Судопроизводство в надзорной инстанции по административному делу отмечено в положениях гл. 36 КАС РФ (Кодекс административного судопроизводства РФ). В частности, при неудовлетворительном результате апелляционного и кассационного обжалования суда, обратившийся вправе отменить ранее вынесенное постановление в порядке надзора.

Прежде чем начать составлять заявление, убедитесь, что:

  1. судебный орган рассмотрел не все доказательства по производству;
  2. не изучены все обстоятельства дела;
  3. не соблюдены положения законодательства в судопроизводстве;
  4. в судебном разбирательстве имелись неточности, противоречия и сомнения;
  5. доказательственный материал был ошибочный или ложный;
  6. использовались неверные показания свидетелей;
  7. постановление было вынесено лишь на основе документации, подготовленной должностными лицами, а к делу обвиняемого отнеслись предвзято (его виновность считалась бесспорной).

Любое решение по делу об административном нарушении, которое вступило в силу, возможно обжаловать. И сделать это могут субъекты, в отношении которых ведут судебное разбирательство, а также пострадавший, его защитник или представитель.

Как написать

Чтобы надзорную жалобу по делу об административном правонарушении приняли к рассмотрению, ее необходимо не только обосновать правильно, но еще соблюсти установленную законом форму. Лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу, который грамотно составить надзорную жалобу со ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты. Если жалоба будет составлена с нарушением законодательных требований, судебный орган не примет ее к рассмотрению и возвратит обратно заявителю.

  • реквизиты заявителя (Ф.И.О., адрес);
  • реквизиты судебного органа в надзорной инстанции;
  • указание на инстанции, рассматривающие судопроизводство в апелляционной и первой инстанции;
  • информация о лицах, участвующих в деле;
  • просьба обратившегося о пересмотре либо об отмене судебного постановления (со ссылками на законодательство);
  • суть обращения – основания для ее подачи;
  • дата и подпись заявителя;
  • список приложенных документов, подтверждающих требования, указанные в претензии.

Приложения:

  • ксерокопия Постановления по производству об административном нарушении;
  • ксерокопии Постановлений по результатам рассмотрения предыдущих протестов, когда такие решения были вынесены;
  • ксерокопии протеста, число которых должно соответствовать числу лиц, участвующих в деле.

Факт принятия обращения в порядке надзора подтверждается соответствующим определением суда, уполномоченного принять протест.

Куда подать надзорную жалобу по административному делу

Обжалование в надзорную инстанцию, представление подаются в ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации (КАС РФ, ст. 333). Он изучает соответствие судебные решения или постановления требованиям действующего законодательства, которые вынесены по результатам рассмотрения протестов, если они ранее изучались Верховными судами субъектов России (п. 3 ст. 30.13 КоАП РФ). Таким образом, обжалование в порядке надзора по соответствующему делу осуществляется в Верховный суд субъекта РФ.

Сроки

Сроки обжалования в порядке надзора равны 3 месяцам со времени вынесения последнего судебного акта по производству, то есть кассационного определения.

Прямой ссылки в законодательстве на то, в какой срок требуется обжаловать постановление, нет, поэтому она обязана быть принята и рассмотрена, вне зависимости от времени, прошедшего со вступления решения суда в законную силу.

Рассмотрение надзорной жалобы в ВС РФ происходит в сроки не более двух месяцев без истребования дела и в сроки не свыше трех месяцев, если нужно истребовать дело с момента, когда оно поступит в Верховный Суд РФ. Срок изучения протеста в порядке надзора по административному производству могут продлить, но не более чем на два месяца, самим Председателем ВС РФ либо его заместителем, при истребовании дела, учитывая его сложность.

Правила подачи

Как подать надзорную жалобу по административному делу? Рассмотрим правила подачи обжалования:

  • В порядке надзора обжалование осуществляется непосредственно в суд надзорной инстанции.
  • Жалоба в надзорную инстанцию не может быть подана повторно по тому же делу и за нее не уплачивается государственная пошлина.
  • Обжаловать решение, которое вступило в силу, требуется пошагово, то есть нельзя сразу послать в Президиум ВС РФ жалобу в порядке надзора на Постановление районного суда, не обратившись в Президиум соответствующей вышестоящей инстанции и коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Результаты рассмотрения

По результатам рассмотрения обжалования в порядке надзора, судья вправе принять следующее решение:

  1. оставить протест без пересмотра, а обжалуемое судебное постановление без изменения;
  2. отменить обжалуемое решение полностью или частично и отдать дело на новое рассмотрение;
  3. произвести отмену обжалуемого судебного акта и прекратить судопроизводство;
  4. изменить один либо несколько судебных постановлений, принятых при судопроизводстве;
  5. оставить обжалуемое решение без рассмотрения по существу.

Надзорная инстанция – это фактически завершающий этап в вопросах обжалования судебных актов по административному производству. Впоследствии судебный акт вы можете обжаловать в международных инстанциях либо по вновь открывшимся обстоятельствам. Если документ оформлялся с каким-либо правонарушением, высока вероятность того, что судебный орган не примет его к рассмотрению, возвратив заявителю.

Следовательно, надзорную жалобу по административному делу ВС РФ или президиума суда субъекта РФ требуется составлять по установленному образцу. Можно документ составить самостоятельно, но желательно отстаивать свои права вместе с защитником, тогда шанс на пересмотр дела в вашу пользу за счет профессионального подхода увеличатся. Обратившись за помощью к нашим специалистам веб-портала Правовед.RU, вы получите бесплатную консультацию по вопросу, связанную подачей надзорной жалобы по административному делу. Позвоните по указанным на сайте телефонам или заполните форму обратной связи, мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

Как выглядит на практике презумпция невиновности, сформулированная в ст. 1.5 КоАП РФ при рассмотрении дел о правонарушениях в области дорожного движения? Если посмотреть на доказательства, которые «подтверждают виновность» лица, то ответ будет как минимум неоднозначным. Доказательная база может строиться на противоречивых документах, а устные пояснения представителей государственной службы редко ставятся под сомнения и принимаются за достоверные. При этом в Российском законодательстве последней инстанцией для защиты прав лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, должно являться обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде.

Верховный Суд Российской Федерации согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты .

Верховный Суд рассматривает жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих судов субъектов Российской Федерации или их заместителями.

Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде осуществляется путем (с копиями для других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 КоАП РФ) и копиями постановления и решений по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу. Однако установлено правило, что судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Регламентировано, что решение по жалобе выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

Частью 4 ст. 30 .16 КоАП РФ установлено, что повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются .

В п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сформулировано, что рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ. Если у председателя или заместителя председателя соответствующего суда возникнут сомнения в законности обжалованного, опротестованного постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, он вправе истребовать дело для проверки. При этом в соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ указанные лица в интересах законности могут проверить дело в полном объеме .

То есть лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, при обжаловании постановления по КоАП РФ в Верховном Суде может получить в надзорной инстанции де-факто судебный акт, построенный исключительно на информации из постановления и решений, которые жалобщиком ставятся под сомнение.

Например, обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде происходит по следующим основаниям:

  • ненадлежащее оформление письменных доказательств по делу при составлении протокола об административном правонарушении должностными лицами (нарушен порядок заполнения, оспариваются подписи, место составления);
  • противоречия в пояснениях лица, составившего протокол об административном правонарушении, отражённые в протоколе судебного заседания в мировом суде;
  • ненадлежащая трактовка пояснений свидетеля, отраженная в протоколе судебного заседания;
  • наличие письменных ходатайств в деле об административном правонарушении, которые направлены на истребование доказательств по делу (видеозаписи), которые суд первой инстанции не рассмотрел по существу;
  • противоречия свидетельских показаний от тех, сведений которые он подтвердил как понятой в Акте (разница во времени фиксации);
  • факт отсутствия в материалах дела об административном правонарушении исследованной в открытом судебном заседании видеозаписи обстоятельств, которые подлежат доказыванию.

При таких доводах жалобы логично исследовать материалы дела об административном правонарушении и исключить сомнения, которые к тому же подробно изложены в жалобе.

Однако судья Верховного Суда Российской Федерации 18 декабря 2014 года принимает жалобу к производству, а 24 декабря 2014 года выносит решение по жалобе без исследования материалов дела об административном правонарушении в полном объеме. При этом обжалуемые судебные акты также не содержали оценки пояснений лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, оценки всех доказательств в совокупности с пояснениями свидетеля.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 года № 113-О «По жалобе гражданина Овчинникова Виктора Александровича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 30.11 КоАП РФ» проверка в порядке надзора судебных актов по делу об административном правонарушении не может быть осуществлена в тех же пределах, что и на предыдущих стадиях. Суд надзорной инстанции может проверить только законность судебных актов, не вдаваясь при этом в вопросы факта, а потому на данной стадии процесса недопустимо применение по аналогии положений статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, регламентирующей порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: согласно пункту 8 ее части 2 законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании как имеющихся в деле, так и дополнительно представленных материалов, проверка же дела в полном объеме безотносительно к доводам жалобы (часть 3) на основании в том числе дополнительно представленных материалов придает такой процедуре (согласно части 3 статьи 30.9 она применяется и при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении) характер апелляционной процедуры, которая в надзорной стадии применена быть не может .

Таким образом обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде России на практике может являться проверкой законности вынесения судебных актов, без полного изучения материалов дела, независимо от доводов жалобы .

В юридической практике часто возникают такие ситуации, когда на судебное постановление по административному делу надо написать надзорную жалобу.

Попробуем кратко рассказать о данном документе, осветив требования, предъявляемые к нему.

Надзорная жалоба по административному делу: порядок подачи

Соответствующее судебное решение по данному административному делу ранее было принято, оно уже вступило в законную силу. Только в этом случае возможно предъявление надзорной жалобы!

Кстати, срок предъявления не ограничивается законодательством. Но советуем подать жалобу, следуя правилу «подаем документы, как можно раньше» (учитывайте, что с течением времени факты забываются, «выветриваются из памяти» очевидцев).

За надзорную жалобу не уплачивается госпошлина. Надзорная жалоба не может быть подана во второй раз по тому же делу.

Случаи, когда надзорная жалоба подается, прямо определены в законе. Это может быть такая ситуация, когда суд, рассмотрев административное дело, не доказал должным образом виновность лица. Или, например, доказательства, приведенные в рамках судебного заседания, можно поставить под сомнение.

Пример. Свидетель, вызванный одной из сторон, внезапно начинает путаться в показаниях, не может дать четкого и ясного ответа на поставленные вопросы. В это же время другие свидетели говорят о прямо противоположной ситуации, косвенно указывают на наличие несогласованности в словах «главного свидетеля».

Или другая ситуация. Документы, подтверждающие тот или иной факт, были явно сфальсифицированы, что было доказано в рамках предыдущего судебного заседания.

Правила составления надзорной жалобы

Надзорная жалоба должна иметь обязательные пункты:

  1. «Шапка», включающая данные суда, которому подается жалоба. Идентификационные данные заявителя. Данные о лицах, которые будут участвовать в деле.
  2. «Основной блок». Вы рассказываете о судах, которые рассматривали ваше дело. Кратко приводите обстоятельства своего дела. Представляете свою аргументированную позицию, устанавливаете определенные требования. Все это следует снабжать дополнительными сведениями, ссылками на наличие нарушений. Указанные пункты следует формулировать сухо, четко и по делу, свою аргументацию лучше всего нумеровать. Обязательно приложите к делу копии документов, заверенных в нотариальном порядке, которые будут свидетельствовать «за вас» в данном процессе. Оригиналы документов прикладывать не рекомендуем, так как есть вероятность потери определенной части документов.
  3. Приложения к жалобе. Обязательно прикладываете копию постановления по делу, решения по результатам тех жалоб, которые были поданы ранее.

В Президиум Московского областного суда.

Жалоба

в порядке надзора

27 июня 2009 года судья районного суда г.Москвы рассмотрев апелляционную жалобу ФИО на постановление мирового судьи - го судебного участка района г.Москвы от 15 мая 2009 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 ст.12.26 КоАП РФ, решил: постановление мирового судьи - го судебного участка района г.Москвы от 15 мая 2009 года в отношении ФИО о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ в виде лишения права управления транспортным средством на срок 1 год 6 месяцев оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

С определением суда я не согласен по следующим основаниям:

В решении сказано, «основанием привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ является зафиксированной в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный должностному лицу ГИБДД при наличии для этого законного повода». Согласно статьям 27.12, 27.13 КоАП РФ, инспектор имеет право потребовать прохождения медицинского освидетельствования на месте, если обнаружит признаки опьянения. В протоколе КГ № инспектор в графе признаки опьянения указал «резкий запах алкоголя изо рта». Однако, в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения № в графе 11 указано «Запаха алкоголя или другого вещества (какой именно) нет, речь не нарушена». Из выше сказанного, можно сделать вывод, что требование инспектора на прохождение медицинского освидетельствование были незаконны.

В решении также указано, что «довод ФИО об отсутствии понятых объективно ничем не подтвержден». Однако, у меня не было такой возможности самостоятельно подтвердить мои доводы об отсутствии понятых, в связи с чем мной и было сделано ходатайство в апелляционной жалобе о вызове в качестве свидетелей двух понятых. Ходатайство судом было проигнорировано, чем были нарушены мои права на законное и обоснованное решение суда. А также статьи 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном рассмотрении дела.

На основании выше изложенного, а также руководствуясь ст.ст.1.5, 1.6, 30.1, 30.3, 30.7, 30.9, 30.10 КоАП РФ

Прошу

Решение районного суда г.Москвы от июня 2009 года отменить в виду отсутствия в действиях ФИО состава административного правонарушения.

Приложения:

1. Решение районного суда г.Москвы - 1 экз. на 1 листе;

2. Апелляционную жалобу - 1 экз. на 1 листе;

3. Протокол 39 КР № - 1 экз. на 1 листе;

4. Протокол 39 КГ №- 1 экз. на 1 листе;

5. Протокол КГ № - 1 экз. на 1 листе;

6. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения - 1 э.1л.

Дата подачи: ______