Кто царь морей. Водяной. Водяной и Нептун - это одно и то же

Жили-были два водяных царя - один в озере Кушт 1 , а другой - в Онего 2 . Жили они весело, без лиха-горя, потому что достатки у обоих были хорошие, озера полноводные; лежат они между крутыми горами, поросшими лесами. А в озерах рыбы всяческой - видимо-невидимо.

Только вот куштозерский-то царь больно любил в кости играть: ничего бы ему не надо, хоть впроголодь сиди, только дай либо в тавлеи, либо в кости поиграть.

А онежский водяной тоже мастер был в кости поиграть. Познакомились как-то водяные цари, и зазвал Онего Кушта к себе в гости.

Давай, говорит, - в кости перекинемся.

Куштозерсюй царь водяной тому и рад.

Ну, что ж - говорит, - давай, пожалуй!..

Вот и начали они кости метать. Кто их там знает, - счастье ли царю Онего шло, или кости метать он наловчился, а только что ни метнет кость, - все ему прибыль выходит, а куштозерскому царю - все убыток да убыток. И проиграл куштозерский царь онежскому все свои деньги, какие у него были, а тот ему и говорит:

Что ж, будем еще играть?

Да у меня нет ничего!

Как нет ничего? А озеро-то? А вода?.. Ну, да и рыба тоже? Подумал-подумал куштозерский царь и махнул рукой.

Начали они снова играть, и в скорости выиграл у Кушта-царя Онего-царь и всю воду, и всю рыбу куштозерскую, так что Кушту-царю стало впору хоть в батраки идти. А Онего улыбается и говорит:

А что, соседушка, еще не сыграем?

Обомлел куштозерский царь да и говорит:

Все я уж проиграл, что ж мне еще на кон ставить?

А ты себя закабали?..

Махнул рукой царь-Кушт и на это, - метнули кости, и вышло, что Онего опять выиграл.

Ну, сказал Онего-царь, - теперь будет!.. Не царь ты теперь; иди ко мне в батраки, заслуживай свой проигрыш…

Заплакал царь Кушто, однако, делать нечего. Отвел воду из Кушт-озера в Онего, рыбу перегнал туда же, да и сам в Онего перебрался и стал служить царю Онего.

И пересохло озеро Кушт вовсе; ни капли воды в берегах нет; и что диковинно, - рыбы-то нигде не найдешь, а прежде Кушт-озеро славилось всякой рыбой.

С горя да с досады на себя взялся, наконец, царь-Кушт за ум, приналег на работу, и так он царю Онего угодил, так по душе ему пришелся, что в скорости тот за его труды весь его проигрыш зачел, и воду, и рыбу, и деньги ему вернул.

Иди, - говорит, - к себе в Кушт-озеро. Живи помаленьку. И будем мы с тобою в дружбе жить!..

Ну, вот и вернулся царь-Кушт к себе в озеро, - и откуда ни возьмись и вода набралась, и рыба заиграла в воде, и все пошло по-старому да по-хорошему.

Однако, с незапамятных времен один раз в десять лет озеро Кушт диковинным образом пересыхает да так, что на месте озера не остается ни капли воды и ни единой рыбины. Мужики, что в окрестностях живут, знают это и теперь не дивятся.

Видно, - говорят, - опять наш водяной в Онего в кости играть пошел да проигрался. Не замай, отыграется, либо долг свой у царя Онего выслужит и назад вернется.

Так оно и на самом деле сбывается.

Высохнет все озеро словно лужа, а там, смотришь, мало погодя, и опять водой полным-полно!..

1 – В куштозерском приходе (Ол. губ.).
2 – Онежское озеро.

Русские народные сказки. Том 1. М.: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1912

О том, кто такой водяной царь, что общего у него с Нептуном, а в чём разница, пойдёт речь в данной статье. Здесь же будут рассмотрены некоторые сказки, в которых присутствует столь интересный персонаж, как водяной.

Сведения из славянской мифологии

Вообще, издревле люди преклонялись перед водной стихией. Она считалась столь же необходимой, сколь и опасной. И это так: водоёмы кормят и поят, но очень часто забирают жизни неосторожных людей. Поэтому и водяным - мифическим существам - придавалось огромное значение в древности. Люди наделяли их двойственными чертами характера, приписывали им поступки, которые также были противоположными.

Чаще хозяина рек и озёр называли просто - водяной. Царь - этот титул присвоили ему уже позже сказочники. Данное утверждение доказывают толковые словари, где рассматривается именно такое наименование, нетитулованное. В народе же водяному присваивались самые разные имена: Водокрут, Водопол, Переплут. Существовали даже специальные праздники в честь него, именины. В такие дни простолюдины задабривали хозяина разных вод подарками, называя его ласково дедушкой.

Водяной и Нептун - это одно и то же?

Кроме славянской мифологии и славянских сказок, водяных нигде не встретишь. Иностранные авторы предпочитали других персонажей, хотя и похожих чем-то на нашего водяного.

Например, Ганс Христиан Андерсен рассказывает в своей знаменитой «Русалочке» о Он также живёт под водой, управляет всеми подводными существами. Но если нашему водяному ещё подвластны и русалки, то персонаж Андерсена является отцом этих мифических существ.

Есть в иностранной литературе произведения, в которых принимают участие или Посейдон. Но и их не стоит отождествлять с нашим водяным - это абсолютно разные персонажи как по внешности, так и по характеру.

«Марья-искусница», фильм для детей

Водяной царь - один из персонажей многих русских сказок. Именно поэтому этот образ часто присутствует в фильмах для детей.

Эта очень интересная сказка про водяного царя была экранизирована в 1960 году режиссёром Сюжет фильма основывается на том, что отставной солдат в лесу встречает царевича Ивана, сына Марьи-искусницы. И от мальчика он узнаёт, что томится его мать у Водокрута Тринадцатого. Водяной царь пленил царицу за то, что она умела уж больно красиво вышивать да шить.

Солдат помог царевичу вызволить мать. Но на пути водяной царь строит спасателям преграды. Помогают солдату разные персонажи: умеющая колдовать Тётушка Непогодушка, выслужившийся из простых лягушек коварный Квак, морские пираты, Сом Карпыч. Удивительное подводное царство показывает зрителю фильм-сказка, где был водяной и царь-сын, солдат и Марья-искусница.

Может быть, ничего и не вышло б у солдата с Иваном, да на помощь пришла им внучка Водокрута Тринадцатого, Алёнушка.

Следует отметить, что водяной царь из сказки «Марья-искусница» - глуповат, нелеп и смешон. Он совсем не похож на властных и сильных мифических персонажей других стран - морских царей и богов водной стихии.

Сказка для детей про водяного

Жили-были в одном селении мать да сын. Тяжело они жили, бедно. Стал сынок подрастать - начал пытаться матери помогать. Каждый день он на реку ходил рыбу ловить.

А однажды вдруг увидел он, что в сетях его запуталась то ли рыбина крупная, то ли зверь невиданный с рыбьим хвостом. Взмолился пленник, стал просить юношу отпустить его в реку. А за то обещает существо странное исполнить любые его желания. Даже не догадался парень, что в сетях его барахтается сам водяной царь. Подумал, что просто несчастное животное случайно запуталось.

Улыбнулся юноша, распутал сети да и отпустил зверя хвостатого в реку. И ничего взамен не попросил. Вернулся домой да рассказал матери историю странную.

Умница ты, сын мой дорогой! Нельзя за добрые дела плату брать, - так сказала его матушка любезная.

Не прошло и двух дней, как явились к беднякам посыльные со стороны заморской. Поклонились они людям бедным да и сказали такое слово:

В далёком царстве-государстве ждёт вас наследство огромное, оставленное родственниками дальними. Сами вы туда поедете или вам богатства великие сюда привезти?

Попросили мать с сыном, чтобы всё, что им причитается, привезли послы заморские сами - не захотели они уезжать от земли родной. А сами поняли: то водяной так за добро им отплатил. А на самом деле это была проверка. Вовсе не попался водяной в сети нечаянно, а специально запутался, чтобы удостовериться, что бедный юноша добр и чист душою.

Водяной и Морской царь одно и то же?

Все славянские народы любят сказки про разного рода нечистую силу. Водяной – персонаж многих легенд, мифов, сказок, языческих верований и преданий. Чешский водяной гордится именем Vodnik, Словенский герой зовется Povodnj, Vodni mož, сербо-лужицкие племена почитали wodny muž, wodnykus. Ну а по-русски этот представитель темных поверий звучит как водяник, ласково: водяной дедушка, пренебрежительно: водяной шут, водовик, или «зовите меня просто -- Водяной».

Водяной –дух, владелец водного царства. Вода представляла собой могучую, опасную стихию, непокоренную и неопознанную.
Как и многих духов, дух водяного древние славяне тоже очеловечивали. Это был старик (что не странно, если вспомнить Ягу, Кощея, Лешего – все в преклонных летах), это был голый пучеглазый старик, обрюзгший и опухший от долгого пребывания в воде, хвостатое, зеленое чудище. Тина преследует его повсюду, путается под ногами, свисает с длинной бороды и усов. Домовой тоже одинок, как и все прочие духи. Почему-то вместе они не кучкуются, каждый сам за себя. От одиночества любит шутить и издеваться над человеком. Превратится в огромную рыбу, пугая рыбаков; бревном на дороге, заслоняя путь добрым молодцам на боевых конях. Мог утопленником прикинуться, страх на пловцов навести, мог ребенком заделаться, мог лошадью. Смотря, цель какая была. Или настроение.

Это определенно был мужчина, только лапы у него вместо рук были, и рога на голове. Жена наставила, наверное. Жена водяного – Водяная, Водяниха и тоже Шутиха (два сапога пара). Она же и Русалка. Только была живой девушкой раньше, прежде чем не стала утопленницей. Не принадлежащая ни к живым, ни к мертвым, выходила она из тины водной, садилась на берегу и чесала гребнем длинные, длинные волосы, поет песни, зазывает живых в свое болото.

«Дедушка водяной – начальник над водой», эта поговорка о том, кто в доме хозяин. Как и Домовой, Леший, Водяной управлял своим личным царством. Вместе с ним жили низшие создания прочие русалки и ундины, божествами они не считались, поскольку Водяной ими повелевал. И хозяйством Водяные обзавестись успели, пасли карпов, сомов и лещей. Слугами были утопленники.

Были среди рода Водяных особенно почитаемые людьми создания, те что жили в «гремячих» источниках, родниках. Ведь по поверьям, произошли родники от удара молнии, пускаемой Перуном. Вот и название в кавычках сохранилось.

Обожает Водяной Водяные мельницы, спит под мельничными колесами, в речных омутах. А водяницы, те которые гуртом собираются в мельничных омутах, прыгают на мельничные колеса, и вертятся, играют, рвут иногда сети, выводят жернова из строя. Водяной рожден для того, чтобы его уважали и помнили о нем, ведь иначе отомстит он, испортив вам мельницу, разгонит всю рыбу, так что с пустыми сетями рыбаки возвращаются. А если уж совсем Водный дух обидится, то станет за человеком охотится.

«Чертова лошадь» -- так зовут славяне сома, на которой объезжает Водяной свое царство, и которая доставляет к нему свежих утопленников.
Водяные любили топить тех, кто оказался во власти воды, будь то море, река, болото, или колодец. В русских былинах отражаются все о нем представления.
Нам известна былина о Садко. Жил был парень, бедный и грустный, любил на гуслях играть. Пошел он однажды к Ильмень озеру, играет, играет на гуслях… Вдруг из омута выходит царь, в золотых перьях, и говорит, что мол, нравится ему, как Садко бренчит на музыкальном инструменте, хочешь, говорит, богатым стать? Садко пошел к людям и спорить на деньги стал, что видел чудовище в золотых перьях в Ильмень озере. Так зарабатывать стал Садко. Но однажды, нагрузив свои корабли всевозможными сокровищами, отправился по морю обратно домой. И началась страшная буря, остановились корабли. А садко вспомнил, что не отблагодарил Водяного, стал бросать в море бочки и прочие товары, а потом и сам на дубовом бревне спустился на воду, играл на гуслях. Так он спас корабли до поры до времени, пока не уснул. Разозлился морской царь и потопил корабли. Садко спасся, женился, но в море больше – ни ногой.
В финской мифологии тоже есть история о неком гусляре Вяйнямёйнене и морском боге Ахти, или Ахто. Ахти был великим богом, крепким старце, с травяной бородой, его звали царем волн, и хозяйствовал он над всеми рыбами. Жена морского владыки, добрая, щедрая хозяйка Велламо (Водяница). Она любит людей и помогает в сказках Садко выбраться из морских глубин. Прислуживают царице девы Велламон-Нейот, по-иному девы Велламо. Финский царь Ахти из морских вод восхищается музыкой и игрой Вяйнямейнена, загоняет в его сети щуку, проглотившую огонь. Точно так же как и Морской царь вознаграждает Садко богатым уловом.

Есть у восточных славян народный праздник Никита-Водопол. По старому стилю отмечается 3 апреля, приурочен ко дню памяти святого проповедника Никиты. В этот день Водяного кормят и всячески задабривают, а то он и так вон сколько льда наколол и всю рыбу измучил, а ведь только три дня отроду. Рождается 1 апреля, три дня нетерпеливо ждет угощений. Нужно, чтобы половину улова ему отдали, крошки хлеба, оставшееся вино, последние щепотки табака. Но год на год не приходится, иногда и лошадь в жертву затребует, так что селяне сбрасывались, кто сколько мог, покупали ему лошадь. Это же все не просто так, даром. Взамен он будет охранять тех, кто в море ходит, рыбой заваливать рыбаков станет, и всячески постарается не мешать. Еще гусей ценит Водяной на вес золота, так, что просит покидать ему в озеро птиц, а воду сверху маслом заправить. И масло действительно лили на воду!
Когда наступает половодье, выступает из берегов река, и ее стремительные волны ломят мосты, обрушиваются на плотины, мельницы, уверяют крестьяне, будто Водяной разыгрался, то ли свадьба у него была, то ли иное, что отмечал и в подпитье со всей своей свитой сносил все преграды на пути.

Если жена Водяного рожает, принимает он облик человека, идет к крестьянам, приглашает бабку-повитуху, заманивает ее в свой дворец, а после того, как родит жена, повитуха в награду всякие подарки получала. Если уж выходит водяной из воды на люди, принимая образ человека, то даже особенно внимательным быть не приходится – Водяного распознать легко. С левой полы его одежды капает вода, возьмется за расческу, из его седой шевелюры разливается вода во все стороны. А где ни сядет водяной – вечно мокрые следы оставляет.
На земле он как черепаха, слаб и безвреден, но уж в воде царь и бог. Часто его ловят рыбаки, случайно в сетях запутывается, но он рвет сети и вместе с рыбой обратно в воду, как ни бывало.. Шутит Водяной иногда жестоко. Притворившись мертвым, плавает на волнах, а когда подберет его кто на лодке, водяной вскакивает, и смеется, а потом уходит в морскую пучину.
И так Водяной ездит на соме. Некоторые не едят эту рыбу в силу боязни отравиться, а некоторые едят, только плохих слов на нее не говорят, чтобы не наказал их Морской царь.
Если месяц молодой, то ночью можно видеть Водяного, который расчесывает свои свежие, зеленые как водоросли волосы, а месяц на исходе, волосы его седы и непривлекательны.
Если люди видели, что кто-то тонул, не помогали они ему спастись, потому что Водяной знает лучше, кому суждено в живых остаться.
Западные славяне, знали другого Водяного. Езернима. От слова «озеро». Если обижался за что Езерним на людей, то долго не думал – насылал на род людской страшилок Чудака и Топельца, а потом уродливых водяных женщин вдогонку. Они звались Плюсконы, рыбаков пугали. И был еще Злыдень, в компетенции которого заманивать тех же рыбаков в водные глубины.

Болотняник – Водяной, но уже исключительно болотного происхождения.
Существует версия. Жил-был морской царь, величественнее, чем все остальные цари. Дом его был сначала в бездонной синеве бесконечного неба, раскинутого над океанами. И Небо звали океан-море, в его волнах плавали солнце и звезды, и разъезжал Морской бог в колеснице-раковине. Имя у него было Водяник, Поддонный, Чудо-Юдо, Змей Черноморский, а водной из сказок – Окиян-Море. И живет он то ли в реке Дон, то ли возле острова Буяна, то ли в озере Ильмень.

Многие считают, Морской бог прототип Велеса, самого главного из пантеона богов. Велес строит все на Земле, а Земля родилась из Воды.Море было и пристанищем мертвых, на отведенных им островах, а все усопшие находятся в подчинении Велеса. По некоторой версии, согласно сказке о Перуне, женившемся на Диве-Додоле, Морской царь выступает в роли Змея Черноморского.

Считается, что мифы о Водяных как безобразных стариках – верования простонародья, демонического характера. И Водяной с Морским царем, страстным любителем музыки, не имеет ничего общего.

Морской царь - верховный владыка всех вод, омывающих землю. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода, и бушующая стихия топит корабли. Дабы умилостивить царя, корабельщики опускают за борт хлеб-соль, а случалось, и людей по жребию, как в былине о Садко. По древним славянским преданиям, все моря и океаны - это кровь Морского царя, а реки - его дочери. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления, являющиеся отголосками древнего обожествления вод земных. Он властвует над всеми рыбами и животными, которые только водятся в морях.

Иногда в наших сказках Морской царь является в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь. Иногда даже обращается черной тучей, которая исторгает из себя множество воды и грозные молнии. В первоначальном значении Морской царь был богом дождевых туч, которые изверглись на землю и образовали на ней моря, куда и переместился владыка вод. Образ первоначального творца и создателя мира - очевидно, Дыя (или Дива) - со временем разделился на Перуна - повелителя гроз, бога ветров Стрибога и Морского царя.

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ

Жил-был царь. Поехал он однажды на борзом коне на войну, и долго его дома не было. Вот ехал он обратно с победой, и начала его томить жажда. Увидал большое озеро и решил из него напиться, только припал к воде, его кто-то хвать за бороду - и тащит. А это был Морской царь, владыка всех вод земных. Начал несчастный просить-молить, чтобы отпустил его морской властелин, но он взамен потребовал себе того, чего царь у себя дома не знает. Согласился царь, не ведая, что в его отсутствие жена родила сына.

Прошло двадцать лет, настало время долг платить. Поплакали царь с царицею, да делать нечего - простились с сыном навек. Пришел Иван-царевич на берег морской, видит - летят двенадцать голубиц. Прилетели, ударились оземь - стали девицами несказанной красоты и побежали в море купаться. А перья их остались на берегу лежать - не отличишь от сорочек! Иван-царевич взял да украл у одной сорочку.

Девицы воротились, одиннадцать обратились в голубиц и улетели, а двенадцатая, самая красивая, сорочки найти не может. Иван кричит из-за кустов:

Красавица, пойдешь за меня замуж, - отдам твои перышки, нет - сожгу!

Делать нечего, она согласилась. Тогда царевич вышел и сорочку отдал. Очень он пришелся по сердцу красавице! Обменялись они обручальными кольцами, девица сказала, что она дочь Морского царя, Василиса Премудрая, а с Иваном в подводном царстве встретится, - и улетела вслед за сестрами.


И.Я.Билибин. Василиса Премудрая и морской царь. 1931

Пришел Иван в подводное царство, а властелин-то гневается, что царевич долго не приходил. Даже хотел его казнить, но царевич показал кольцо Василисы: я-де твой зять, не можешь ты меня убить! - у Морского царя и руки опустились.

Делать нечего, сыграли свадьбу.

Ничего, - говорит Морской царь своим советникам, - рано или поздно я все равно Ивана сожру, а дочку так образумлю, что забудет глупости.

Подслушала это Василиса Премудрая, и ночью они с царевичем тайком вышли из дворца, сели на резвых коней и понеслись прочь из подводного царства на святую Русь.

Морской царь проведал про это и ринулся в погоню.

Слышу я людскую молвь и конский топ, - говорит Иван.

Это погоня за нами!

Обратила Василиса Премудрая коней озером, царевича селезнем, а сама сделалась уткой. Прискакал Морской царь, сразу догадался, кто эти селезень с уткой, ударился о сыру землю и обратился орлом, чтобы их убить. Да не тут-то было: только разлетится сверху, а утка и селезень вдруг в воду нырнут. Орел опять разлетится, а они опять нырнут. Нипочем их не возьмешь! Устал Морской царь, махнул крылом - и полетел в свое царство несолоно хлебавши. А Иван-царевич с Василисой вышли на святую Русь и жили в стольном граде долго и счастливо.

М. ЛОМОНОСОВ. «ПЕТРИАДА»

В недосягаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных,
Там трон - жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская - порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.

МОРСКАЯ ПУЧИНА - КРУГОМ ГЛАЗА

Морская Пучина - Кругом Глаза - прекрасный, поэтичный образ Океан-моря, наделенный особыми, волшебными свойствами, умом и душою. Она сродни древнегреческому божеству Аргусу - тысячеглазому, всевидящему великану, олицетворяющему ночное небо, что отражается в зеркале морей, извечно пленяя людей красотой.

ОПРОМЕТЧИВЫЙ БОГАТЫРЬ

Жил на свете новгородский богатырь Василий Буслаевич. Не знал он, куда девать свою богатырскую силушку.

Такова же дружина его была.

Плыл как-то Василий Буслаевич «через море к зеленым лужкам». Видит - лежит впереди Морская Пучина - Кругом Глаза.

Начал Василий вокруг Морской Пучины похаживать, сафьян-сапожком ее попины-вать.

Посмотрела на богатыря новгородского Морская Пучина - Кругом Глаза:

Не пинай меня, - говорит, - не то сам тут будешь!

Смешлива была дружина Буслаевича, начали дружинники Пучину перескакивать: все до единого перескочили.

Прыгнул Василий - дважды перескочил, но задел ненароком за Пучину пальцем правой ноги...

Тут ему и последний, смертный час пришел - Пучина его поглотила!

***

Славянская мифология.



























На вопрос Какого представителя нечистой силы финны прозвали «ахти» заданный автором Ольга Александрова лучший ответ это Морско́й царь - вымышленный персонаж, который встречается в былинах о Садко и народных сказках. В первых он носит разные названия, то царя Водяника, то Поддонного царя, то морского или заморского царя. Всюду он изображается царем, причем упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц. Жилище Морского царя помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень-озере. Морской царь владычествует над рыбами и загоняет их в неводы тех людей, которым покровительствует. В былинах о Садко он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.
Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича) , но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей нашему морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке . Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа, который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.
По предположению Вс. Миллера, на былинный образ М. царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти, так же как на гусляре Садко - отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене (эстон. Ванемуйне) . Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой, носил эпитет царя волн и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо, упавшей с лодки музыканта Вяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице, иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев - Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вейнемейнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо) .
Более детальное сопоставление былинного морского царя с финским богом моря, изображаемым Калевалой, и финскими сказками. Ещё, по представлениям карел Олонецкой губ. , водяник (называемый ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.
Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний, так что едва ли пригоден для уяснения русских языческих верований. Личность, соответствующая ему и притом с тем же эпитетом Morski Kralj, известна, напр. , в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах, в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.