Группа астрономов любителей разработала. Теории происхождения вселенной. Роль любительской астрономии

Начало формы

  1. обобщение существенных свойств предметов в понятиях
  2. отражение в сознании отдельных внешних свойств предметов при контакте с ними
  3. формулирование выводов и умозаключений о предмете
  4. формирование в сознании целостного внешнего образа предмета без непосредственного контакта с предметом
  5. утверждение или отрицание определенных положений о предмете
  6. восприятие целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств

Ниже приведён пе­ре­чень характеристик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к фор­мам познания.

1) поведение

2) ощущение

3) предложение

4) восприятие

5) понятие

6) суждение

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния мира.

1) наблюдение

2) ощущение

3) суждение

4) выдвижение гипотезы

5) проведение эксперимента

6) эмпирическое описание

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют собой виды знаний.

1) житейское

2) трудовое

3) научное

4) социальное

5) гипотетическое

6) религиозное

Най­ди­те два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Укажите в при­ве­ден­ном перечне эм­пи­ри­че­ские методы на­уч­но­го познания

1) Ученые-вулканологи на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вулкана Этна

2) Ученые-историки вы­дви­ну­ли гипотезу про­ис­хож­де­ния названия «Русь» от при­бал­тий­ско­го племени ругов.

3) Эко­но­ми­сты теоретически обос­но­ва­ли перспективы раз­ви­тия глобальной экономики.

4) Эко­ло­ги провели при по­мо­щи специального зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Байкал.

5) Опытно-экспериментальным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти генной ин­же­не­рии выявили ген, спо­соб­ству­ю­щий заболеванию раком.

Найдите в приведённом ниже спис­ке характеристики тео­ре­ти­че­ско­го уровня на­уч­но­го познания. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) про­ве­де­ние контрольных измерений

2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние гипотез

3) со­зда­ние логической мо­де­ли изучаемого объекта

4) опи­са­ние изучаемых явлений

5) про­ве­де­ние научного эксперимента

6) объ­яс­не­ние существующих взаимосвязей

Найдите в приведённом ниже спис­ке признаки, от­ли­ча­ю­щие научное по­зна­ние от дру­гих видов познания, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) субъективный ха­рак­тер используемых суждений

2) доступная форма изложения

3) экспериментальная про­вер­ка результатов

5) взаимосвязь тео­ре­ти­че­ско­го и эм­пи­ри­че­ско­го уровней

6) разработка спе­ци­аль­но­го понятийного аппарата

Выберите вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Чувственное по­зна­ние при­су­ще всем живым существам.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.

Установите со­от­вет­ствие между эта­па­ми познания и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми операциями: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ОПЕРАЦИИ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ
A) от­ра­же­ние в со­зна­нии человека внеш­них свойств предмета Б) от­ра­же­ние предметов и их свойств в виде це­лост­но­го образа B) фик­са­ция существенных свойств предмета Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обобщенного об­ра­за предмета Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние наличия у пред­ме­та каких-либо свойств Е) ло­ги­че­ский вывод новых суж­де­ний о пред­ме­те на ос­но­ве имеющихся Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чертами и уров­ня­ми научного познания: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 1) чувственное 2) логическое
Установите со­от­вет­ствие между фи­ло­соф­ски­ми дис­ци­пли­на­ми и их от­ли­чи­тель­ны­ми признаками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИ
А) изу­ча­ют­ся формы, ме­то­ды и за­ко­ны ин­тел­лек­ту­аль­ной по­зна­ва­тель­ной деятельности Б) изу­ча­ют­ся мо­раль и нрав­ствен­ность В) изу­ча­ют­ся сущ­ность и формы пре­крас­но­го в ху­до­же­ствен­ном творчестве, в при­ро­де и в жизни Г) наи­боль­шее вли­я­ние ока­зы­ва­ет на искусство Д) наи­боль­шее вли­я­ние ока­зы­ва­ет на науку Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 1) этика 2) эстетика 3) логика

Ученые ла­бо­ра­то­рии ведут ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти фи­зи­ки твер­до­го тела. Какие черты от­ли­ча­ют на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ва­тель­ной деятельности? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го пе­реч­ня нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми указаны.

1) опора на дан­ные наблюдений

2) экспериментальное под­твер­жде­ние выводов

3) учет на­коп­лен­но­го опыта

4) использование форм ра­ци­о­наль­но­го познания

5) разработка обос­но­ван­ных теорий

6) применение стро­го опре­де­лен­ных понятий

Учёный био­лог Пет­ров изу­ча­ет роль ядо­ви­тых гри­бов в жизни леса. Вы­бе­ри­те из приведённого пе­реч­ня эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды исследования, ис­поль­зу­е­мые Петровым. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Вы­дви­нул ги­по­те­зу о за­щит­ных функ­ци­ях ядо­ви­тых гри­бов по от­но­ше­нию к не­ко­то­рым видам растений.

2) Уста­но­вил в ла­бо­ра­то­рии хи­ми­че­ский со­став не­сколь­ких видов ядо­ви­тых гри­бов Подмосковья.

3) Из­го­то­вил мо­дель раз­ви­тия гриб­ни­цы в раз­лич­ных при­род­ных условиях.

4) Под­го­то­вил спи­сок ос­нов­ной ли­те­ра­ту­ры по изу­ча­е­мой проблеме.

5) Под­го­то­вил ил­лю­стри­ро­ван­ный атлас с опи­са­ни­ем наи­бо­лее распространённых видов ядо­ви­тых грибов.

6) За­фик­си­ро­вал с по­мо­щью ви­део­за­пи­си ареал рас­про­стра­не­ния ос­нов­ных видов ядо­ви­тых гри­бов

Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.

2) Книга была напечатана в крупном издательстве.

3) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

4) Все гипотезы исследователей были обоснованы.

5) Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами.

Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теорию разработали любители

2) теория не подтверждается практикой

3) выводы разработчиков нелогичны

4) теория опровергает принятые в науке представления

5) основные положения теории не обоснованы

6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка на­уч­но­го познания.

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Просмотры: 854

Терри Пратчетт описал традиционный взгляд на создание Вселенной примерно так: «В начале было ничего, которое взорвалось». Современная точка зрения космологии подразумевает, что расширяющаяся Вселенная возникла в результате Большого Взрыва, и она хорошо поддерживается доказательствами в виде реликтового излучения и смещением далекого света в направлении красной части спектра: Вселенная расширяется постоянно.

И все же далеко не всех удалось в этом убедить. В течение многих лет предлагались самые разные альтернативы и различные мнения. Некоторые интересные предположения остаются, увы, непроверяемыми с применением наших современных технологий. Другие представляют собой полеты фантазии, восставшей против непостижимости Вселенной, которая, кажется, бросает вызов человеческим представлениям о здравом смысле.

Теория стационарной Вселенной

Согласно недавно восстановленной рукописи Альберта Эйнштейна, великий ученый отдал дань уважения британскому астрофизику Фреду Хойлу за теорию о том, что пространство может расширяться в течение неопределенного времени, сохраняя равномерную плотность, если постоянно будет появляться новая материя в процессе спонтанной генерации. В течение многих десятилетий многие считали идеи Хойла ерундой, но недавно обнаруженный документ показывает, что Эйнштейн как минимум серьезно рассматривал его теорию.

Теорию стационарной Вселенной была предложена в 1948 году Германом Бонди, Томасом Голдом и Фредом Хойлом. Она вышла из идеального космологического принципа, который гласит, что вселенная выглядит по существу одинаково в каждой точке в любое время (в макроскопическом смысле). С философской точки зрения он привлекателен, поскольку тогда у вселенной нет начала и конца. Теория была популярна в 50-60-х годах. Столкнувшись с указаниями на то, что Вселенная расширялась, ее сторонники предположили, что во вселенной постоянно рождается новая материя, в постоянном, но умеренном темпе - несколько атомов на кубический километр в год.

Наблюдения квазаров в далеких (и старых, с нашей точки зрения) галактиках, которых в наших звездных окрестностях не существует, охладили энтузиазм теоретиков, и ее окончательно развенчали, когда ученые обнаружили космическое фоновое излучение. Тем не менее, хотя теория Хойла не принесла ему лавров, он провел серию исследований, которые показали, как во вселенной появились атомы тяжелее гелия. (Они появились в процессе жизненного цикла первых звезд при высоких температурах и давлении). По иронии судьбы, он также был одним из создателей термина «большой взрыв».

Утомленный свет

Эдвин Хаббл заметил, что длины волн света далеких галактик смещаются в направлении красной части спектра, если сравнивать со светом, излученным звездными телами поблизости, что говорит об утрате фотонами энергии. «Красное смещение» объясняется в контексте расширения после Большого Взрыва как функция эффекта Доплера. Сторонники моделей стационарной вселенной вместо этого предположили, что фотоны света теряют энергию постепенно по мере движения через космос, переходя к длинным волнам, менее энергетическим в красном конце спектра. Эту теорию впервые предложил Фриц Цвикки в 1929 году.

С утомленным светом связывают целый ряд проблем. Во-первых, нет никакого способа изменить энергию фотона без изменения его импульса, что должно приводить к эффекту размытия, который мы не наблюдаем. Во-вторых, он не объясняет наблюдаемые паттерны излучения света сверхновых, которые прекрасно соотносятся с моделью расширяющейся вселенной и специальной относительности. Наконец, большинство моделей утомленного света базируются на нерасширяющейся вселенной, но это приводит к спектру фонового излучения, который не соответствует нашим наблюдениям. В численном выражении, если бы гипотеза утомленного света была корректной, вся наблюдаемая радиация космического фона должна была бы приходить из источников, которые ближе к нам, чем галактика Андромеды (ближайшая к нам галактика), а все, что за ней, было бы для нас невидимо.

Вечная инфляция

Большинство современных моделей ранней Вселенной постулируют короткий период экспоненциального роста (известный как инфляция), вызванный энергией вакуума, в процессе которого соседствующие частицы оказались быстро разделенными огромными областями пространства. После этой инфляции, энергия вакуума распалась на горячий плазменный бульон, в котором образовались атомы, молекулы и так далее. В теории вечной инфляции этот процесс инфляции никогда не заканчивался. Вместо этого пузыри пространства прекратили бы раздуваться и вступили бы в низкоэнергетическое состояние, чтобы после расшириться в инфляционном пространстве. Такие пузыри были бы подобны пузырям пара в кипящей кастрюле с водой, только в этот раз кастрюля постоянно увеличивалась бы.

По этой теории наша Вселенная - один из пузырьков множественной вселенной, характеризующейся постоянной инфляцией. Один из аспектов этой теории, который можно было бы проверить, это допущение, что две вселенные, которые будут достаточно близко, чтобы встретиться, вызовут нарушения в пространстве-времени каждой вселенной. Лучшей поддержкой такой теории будет обнаружение доказательства такого нарушения на фоне реликтового излучения.

Первую инфляционную модель предложил советский ученый Алексей Старобинский, но на западе известной она стала благодаря физику Алану Гуту, который предположил, что ранняя вселенная могла переохладиться и позволить экспоненциальному росту начаться еще до Большого Взрыва. Андрей Линде взял эти теории и разработал на их основе теорию «вечного хаотического расширения», согласно которой вместо необходимости Большого Взрыва, при необходимой потенциальной энергии, расширение может начаться в любой точки скалярного пространства и происходить постоянно во всей мультивселеннной.

Вот что говорит Линде: «Вместо вселенной с одним законом физики, вечная хаотическая инфляция предполагает самовоспроизводяющуюся и вечно существующую мультивселенную, в которой все возможно».

Мираж четырехмерной черной дыры

Стандартная модель Большого Взрыва утверждает, что Вселенная взорвалась из бесконечно плотной сингулярности, но это не облегчает задачу объяснения ее почти однородной температуры, учитывая относительно короткое время (по меркам космоса), которое прошло со времен этого жестокого события. Некоторые считают, что это могла бы объяснить неизвестная форма энергии, которая привела к тому, что вселенная расширилась быстрее скорости света. Группа физиков из Института теоретической физики Периметра предположила, что вселенная может быть по сути трехмерным миражом, созданным на горизонте событий четырехмерной звезды, коллапсирующей в черную дыру.

Ниайеш Афшорди и его коллеги изучали предложение 2000 года, сделанное командой Университета Людвига Максимилиана в Мюнхене, на тему того, что наша Вселенная может быть лишь одной мембраной, существующей в «объемной вселенной» с четырьмя измерениями. Они решили, что если эта объемная вселенная также содержит четырехмерные звезды, они могут вести себя подобно своим трехмерным коллегам в нашей вселенной - взрываясь в сверхновые и коллапсируя в черные дыры.

Трехмерные черные дыры окружены сферической поверхностью - горизонтом событий. В то время как поверхность горизонта событий трехмерной черной дыры двумерна, форма горизонта событий четырехмерной черной дыры должна быть трехмерной - гиперсферой. Когда команда Афшорди смоделировала смерть четырехмерной звезды, она обнаружила, что извергаемый материал образовал трехмерную брану (мембрану) вокруг горизонта событий и медленно расширился. Команда предположила, что наша Вселенная может быть миражом, сформированным из обломков внешних слоев четырехмерной коллапсирующей звезды.

Поскольку четырехмерная объемная вселенная может быть намного старше, или даже бесконечно старой, это объясняет однородную температуру, наблюдаемую в нашей Вселенной, хотя некоторые из последних данных свидетельствуют о том, что могут быть отклонения, вследствие которых традиционная модель подходит лучше.

Зеркальная Вселенная

Одна из запутанных проблем физики такова, что почти все принятые модели, включая гравитацию, электродинамику и относительность, работают одинаково хорошо в описании Вселенной, независимо от того, идет время вперед или назад. В реальном же мире мы знаем, что время движется лишь в одном направлении, и стандартное объяснение этому в том, что наше восприятие времени есть лишь продукт энтропии, в процессе которой порядок растворяется в беспорядке. Проблема этой теории в том, что из нее вытекает, что наша Вселенная начала с высокоупорядоченного состояния и низкой энтропии. Многие ученые несогласны с понятием низкоэнтропийной ранней вселенной, фиксирующей направление времени.

Джулиан Барбур из Оксфордского университета, Тим Козловски из Университета Нью-Брансвик и Флавио Меркати из Института теоретической физики Периметра разработали теорию, согласно которой гравитация привела к тому, что время стало течь вперед. Они изучили компьютерное моделирование частиц в 1000 точек, взаимодействующих между собой под влиянием ньютоновой гравитации. Выяснилось, что независимо от их размера или размера, частицы в конечном итоге образуют состояние низкой сложности с минимальным размером и максимальной плотностью. Затем эта система частиц расширяется в обоих направлениях, создавая две симметричных и противоположных «стрелы времени», а с ней и более упорядоченные и сложные структуры по обе стороны.

Это позволяет предположить, что Большой Взрыв привел к созданию не одной, а двух вселенных, в каждой из которых время течет в противоположную от другой сторону. По мнению Барбура:

«Эта ситуация с двумя будущими будет демонстрировать единое хаотичное прошлое в обоих направлениях, означая, что будет по сути две вселенных, по каждую сторону центрального состояния. Если они будут достаточно сложными, обе стороны будут поддерживать наблюдателей, которые смогут воспринимать течение времени в обратном направлении. Любые разумные существа определят свою стрелу времени как удаление от центрального состояния. Они будут думать, что мы сейчас живем в их далеком прошлом».

Конформная циклическая космология

Сэр Роджер Пенроуз, физик Оксфордского университета, считает, что Большой Взрыв не был началом Вселенной, а лишь переходом по мере того, как она проходит через циклы расширения и сжатия. Пенроуз предположил, что геометрия пространства изменяется со временем и становится все более запутанной, как описывает математическое понятие тензора кривизны Вейля, который начинается с нуля и увеличивается со временем. Он считает, что черные дыры действуют, уменьшая энтропию Вселенной, и когда последняя достигает конца расширения, черные дыры поглощают материю и энергию и, в конце концов, друг друга. По мере распада материи в черных дырах, она исчезает в процессе излучения Хокинга, пространство становится однородным и наполненным бесполезной энергией.

Это приводит к понятию конформной инвариантности, симметрии геометрий с разными масштабами, но одной формы. Когда Вселенная уже не сможет соответствовать изначальным условиям, Пенроуз считает, что конформное преобразование приведет геометрию пространства к сглаживанию, и деградировавшие частицы вернутся к состоянию нулевой энтропии. Вселенная коллапсирует сама в себя, готовая разразиться новым Большим Взрывом. Отсюда следует, что Вселенная характеризуется повторяющимся процессом расширения и сжатия, который Пенроуз поделил на периоды под названием «эоны».

Панроуз и его партнер, Ваагн (Ваге) Гурзадян из Ереванского физического института в Армении, собрали спутниковые данные NASA о реликтовом излучении и заявили, что нашли 12 четких концентрических колец в этих данных, которые, по их мнению, могут быть доказательством гравитационных волн, вызванных столкновением сверхмассивных черных дыр в конце предыдущего эона. Пока это главное доказательство теории конформной циклической космологии.

Холодный Большой Взрыв и сжимающаяся Вселенная

Стандартная модель Большого Взрыва говорит, что после того, как вся материя взорвалась из сингулярности, она раздулась в горячую и плотную Вселенную и начала медленно остывать в течение миллиардов лет. Но эта сингулярность создает ряд проблем, когда ее пытаются впихнуть в общую теорию относительности и квантовую механику, поэтому космолог Криштоф Веттерих из Университета Гейдельберга предположил, что Вселенная могла начаться с холодного и огромного пустого пространства, которое становится активным лишь потому, что сжимается, а не расширяется в соответствии со стандартной моделью.

В этой модели, красное смещение, наблюдаемое астрономами, может быть вызвано увеличением массы вселенной по мере сжатия. Свет, излученный атомами, определяется массой частиц, больше энергии проявляется по мере движения света в голубую часть спектра и меньше - в красную.

Главная проблема теории Веттериха в том, что ее невозможно подтвердить измерениями, поскольку мы сравниваем лишь соотношения различных масс, а не самих масс. Один физик пожаловался, что эта модель сродни утверждению, что не Вселенная расширяется, а линейка, которой мы ее измеряем, сжимается. Веттерих говорил, что не считает свою теорию заменой Большому Взрыву; он лишь отмечал, что она соотносится со всеми известными наблюдениями Вселенной и может быть более «естественным» объяснением.

Круги Картера

Джим Картер - ученый-любитель, разработавший личную теорию о вселенной, основанную на вечной иерархии «цирклонов», гипотетических круглых механических объектов. Он считает, что всю историю Вселенной можно объяснить как поколения цирклонов, развивающихся в процессе воспроизводства и деления. К такому выводу ученый пришел после наблюдения идеального кольца пузырьков, выходящих из его дыхательного аппарата, когда он занимался подводных плаванием в 1970-х годах, и отточил свою теорию экспериментами с участием контролируемых колец дыма, мусорных баков и резиновых листов. Картер считал их физическим воплощением процесса под названием цирклонная синхронность.

Он говорил, что цирклонная синхронность являет собой лучшее объяснение создания Вселенной, нежели теория Большого Взрыва. Его теория живой вселенной постулирует, что хотя бы один атом водорода существовал всегда. В начале один атом антиводорода плавал в трехмерной пустоте. У этой частицы была такая же масса, как и у всей вселенной, и состояла она из положительно заряженного протона и отрицательно заряженного антипротона. Вселенная пребывала в завершенной идеальной дуальности, но отрицательный антипротон гравитационно расширялся чуть быстрее, чем положительный протон, что приводило к потере им относительной массы. Они расширялись по направлению друг к другу, пока отрицательная частица не поглотила положительную, и они не сформировали антинейтрон.

Антинейтрон тоже был несбалансирован по массе, но в конечном итоге вернулся в равновесие, что привело к расщеплению его на два новых нейтрона из частицы и античастицы. Этот процесс вызвал экспоненциальный рост числа нейтронов, некоторые из которых уже не расщеплялись, а аннигилировали в фотоны, которые легли в основу космических лучей. В конечном итоге вселенная стала массой стабильных нейтронов, которые существовали определенное время перед распадом, и позволили электронам впервые объединиться с протонами, образовав первые атомы водорода и наполнив вселенную электронами и протонами, активно взаимодействующими с образованием новых элементов.

Немного безумия не повредит. Большинство физиков считает идеи Картера бредом неуравновешенного, который даже не подлежит эмпирическому обследованию. Эксперименты Картера с кольцами дыма использовались в качестве доказательства ныне дискредитированной теории эфира 13 лет назад.

Плазменная Вселенная

Если в стандартной космологии гравитация остается главной управляющей силой, в плазменной космологии (в теории электрической вселенной) большая ставка делается на электромагнетизм. Одним из первых сторонников этой теории был русский психиатр Иммануил Великовский, который написал в 1946 году работу под названием «Космос без гравитации», в которой заявил, что гравитация - это электромагнитный феномен, вытекающий из взаимодействия между зарядами атомов, свободными зарядами и магнитных полей солнца и планет. В дальнейшем эти теории прорабатывал уже в 70-х годах Ральф Юргенс, утверждавший, что звезды работают на электрических, а не на термоядерных процессах.

Существует много итераций теории, но ряд элементов остается одним. Теории плазменной вселенной утверждают, что Солнце и звезды электрически питаются дрейфовыми токами, что некоторые особенности планетарной поверхности вызываются «сверхмолниями» и что хвосты комет, марсианские пыльные дьяволы и образование галактик - все это электрические процессы. По этим теориям, глубокий космос заполнен гигантскими нитями электронов и ионов, которые скручиваются вследствие действия электромагнитных сил в космосе и создают физическую материю вроде галактик. Плазменные космологи допускают, что Вселенная бесконечна в размере и возрасте.

Одной из самых влиятельных книг на эту тему стала «Большого Взрыва никогда не было», написанная Эриком Лернером в 1991 году. Он утверждал, что теория Большого Взрыва неправильно предсказывает плотность легких элементов вроде дейтерия, лития-7 и гелия-4, что пустоты между галактиками слишком велики, чтобы их можно было объяснить временными рамками теории Большого Взрыва, и что яркость поверхности далеких галактик наблюдается как постоянная, тогда как в расширяющейся вселенной эта яркость должна уменьшаться с расстоянием вследствие красного смещения. Он также утверждал, что теория Большого Взрыва требует слишком много гипотетических вещей (инфляция, темная материя, темная энергия) и нарушает закон сохранения энергии, поскольку Вселенная якобы родилась из ничего.

Напротив, говорит он, теория плазмы правильно предсказывает изобилие легких элементов, макроскопическую структуру Вселенной и поглощение радиоволн, являющихся причиной космического микроволнового фона. Многие космологи утверждают, что лернеровская критика космологии Большого Взрыва базируется на понятиях, которые считались неправильными на момент написания его книги, и на его объяснениях, что наблюдения космологов Большого Взрыва приносят больше проблем, чем могут решить.

Бинду-випшот

Пока мы не затрагивали религиозные или мифологические истории сотворения вселенной, но сделаем исключение для индуистской истории создания, поскольку ее можно с легкостью увязать с научными теориями. Карл Саган однажды сказал, что это «единственная религия, в которой временные рамки отвечают современной научной космологии. Ее циклы переходят от наших обычных дня и ночи до дня и ночи Брахмы, длиной в 8,64 миллиарда лет. Дольше, чем существовала Земля или Солнце, почти половина времени с момента Большого Взрыва».

Ближайшая к традиционной идее Большого Взрыва вселенной обнаруживается в индуистской концепции бинду-випшот (буквально «точка-взрыв» на санскрите). Ведические гимны древней Индии гласили, что бинду-випшот произвел звуковые волны слога «ом», который означает Брахмана, Абсолютную Реальность или Бога. Слово «Брахман» имеет санскритский корень brh, означающий «большой рост», что можно связать с Большим Взрывом, согласно писанию Шабда Брахман. Первый звук «ом» интерпретируется как вибрация Большого Взрыва, обнаруженная астрономами в форме реликтового излучения.

Упанишады объясняют Большой Взрыв как одно (Брахман), желающее стать многим, чего он и достиг за счет большого взрыва как усилия воли. Создание часто изображается как лила, или «божественная игра», в том смысле, что вселенная создавалась как часть игры, и запуск в виде большого взрыва тоже был ее частью. Но разве игра будет интересной, если в ней будет всеведущий игрок, знающий, как она будет проходить?

Вариант № 2778941

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Ответ:

Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Форма правления; республика; монархия; федерация; форма государства.

Ответ:

Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт».

5) прибыль

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах.

2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.

3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.

4) Мораль требует от человека определённого поведения.

5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.

Ответ:

Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A Б В Г Д

Ответ:

Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теорию разработали любители

2) теория не подтверждается практикой

3) выводы разработчиков нелогичны

4) теория опровергает принятые в науке представления

5) основные положения теории не обоснованны

6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил

Ответ:

Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния о роли го-су-дар-ства в эко-но-ми-ке и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) В ры-ноч-ной эко-но-ми-ке го-су-дар-ство уста-нав-ли-ва-ет цены на все то-ва-ры и услу-ги.

2) Го-су-дар-ство в усло-ви-ях рынка осу-ществ-ля-ет цен-тра-ли-зо-ван-ное пла-ни-ро-ва-ние про-из-вод-ства.

3) Го-су-дар-ство удо-вле-тво-ря-ет по-треб-но-сти в об-ще-ствен-ных то-ва-рах или об-ще-ствен-ных бла-гах.

4) В ры-ноч-ной эко-но-ми-ке го-су-дар-ство за-щи-ща-ет ин-те-ре-сы соб-ствен-ни-ков.

5) Го-су-дар-ствен-ное вме-ша-тель-ство в эко-но-ми-ку свя-за-но с не-со-вер-шен-ства-ми ры-ноч-но-го ме-ха-низ-ма.

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ха-рак-те-ри-сти-ка-ми и фак-то-ра-ми про-из-вод-ства: к каж-дой по-зи-ции, дан-ной в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г Д

Ответ:

Людмила Анатольевна вкладывает свои сбережения в покупку ценных бумаг различных предприятий. Найдите в приведённом ниже списке ценные бумаги, которые она может приобрести в соответствии с Гражданским кодексом РФ‚ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) банкноты

3) облигации

5) инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда

6) договор о страховании имущества

Ответ:

На гра-фи-ке от-ра-же-но из-ме-не-ние пред-ло-же-ния мор-ко-ви и лука на со-от-вет-ству-ю-щем рынке: кри-вая пред-ло-же-ния пе-ре-ме-сти-лась из по-ло-же-ния S в по-ло-же-ние S 1 (на гра-фи-ке Р - цена то-ва-ра‚ Q - ко-ли-че-ство то-ва-ра).

Какие из пе-ре-чис-лен-ных фак-то-ров могут вы-звать такое из-ме-не-ние? За-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) уве-ли-че-ние до-хо-дов про-из-во-ди-те-лей мор-ко-ви и лука

2) ги-бель уро-жая в ре-зуль-та-те не-бла-го-при-ят-ных по-год-ных усло-вий

3) умень-ше-ние платы за арен-ду зе-мель-ных участ-ков

4) сни-же-ние цен на ди-зель-ное топ-ли-во и бен-зин

5) по-вы-ше-ние цен на по-са-доч-ные ма-те-ри-а-лы

Ответ:

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неформальный социальный контроль поведения индивида осуществляется его семьёй и ближайшим социальным окружением.

2) Социальный контроль предполагает целенаправленное воздействие на индивида в процессе его социализации.

3) Государство преимущественно неформально воздействует на индивидов, демонстрирующих отклоняющееся поведение.

4) Образовательные организации осуществляют социальный контроль по отношению к обучающимся и их семьям.

5) Социальный контроль в некоторых случаях может осуществляться общественно осуждаемыми средствами.

Ответ:

В ходе социологического опроса мужчин и женщин страны Z им задавали вопрос: «Как Вам кажется, кому проще жить - людям, y которых есть моральные авторитеты, или людям, у которых таких авторитетов нет?».

Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считает, что проще жить людям, y которых есть моральные авторитеты, среди женщин больше, чем среди мужчин.

2) Равные доли опрошенных мужчин и женщин считают, что проще жить людям, y которых нет моральных авторитетов.

3) Доля тех, кто ответил на поставленный вопрос, что нет принципиальной разницы, среди мужчин больше, чем среди женщин.

4) Среди мужчин мнение о том, что проще жить тем людям, у которых нет моральных авторитетов, более популярно, чем мнение о том, что нет принципиальной разницы.

5) Четверть женщин затруднились ответить на поставленный вопрос.

Ответ:

Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния о по-ли-ти-че-ской элите и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) В де-мо-кра-ти-че-ском об-ще-стве от-сут-ству-ют по-ли-ти-че-ские элиты.

2) Ме-ха-низм по-пол-не-ния или из-ме-не-ния со-ста-ва по-ли-ти-че-ской элиты за-ви-сит от сло-жив-ше-го-ся по-ли-ти-че-ско-го ре-жи-ма.

3) По-ли-ти-че-ская элита - это груп-па лиц, про-фес-си-о-наль-но за-ни-ма-ю-ща-я-ся де-я-тель-но-стью в сфере вла-сти и управ-ле-ния го-су-дар-ством.

4) По-ли-ти-че-ская элита - это лишь опре-делённая часть более ши-ро-ких эли-тар-ных слоёв об-ще-ства в целом.

5) При-ня-тие по-ли-ти-че-ских ре-ше-ний в любом го-су-дар-стве осу-ществ-ля-ет-ся ис-клю-чи-тель-но в ин-те-ре-сах по-ли-ти-че-ской элиты

Ответ:

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A Б В Г Д

Ответ:

Го-су-дар-ство Z вклю-ча-ет в себя не-сколь-ко субъ-ек-тов, об-ла-да-ю-щих опре-делённой са-мо-сто-я-тель-но-стью; ре-гу-ляр-но про-хо-дят все-об-щие рав-ные пря-мые, на ос-но-ве тай-но-го го-ло-со-ва-ния вы-бо-ры главы го-су-дар-ства и пар-ла-мен-та. В стра-не пред-став-лен ши-ро-кий спектр по-ли-ти-че-ских идео-ло-гий, права и сво-бо-ды граж-дан га-ран-ти-ро-ва-ны за-ко-ном. Най-ди-те в при-ведённом ниже спис-ке ха-рак-те-ри-сти-ки формы го-су-дар-ства Z и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) мо-нар-хия

2) рес-пуб-ли-ка

3) фе-де-ра-тив-ное го-су-дар-ство

4) де-мо-кра-ти-че-ское го-су-дар-ство

5) то-та-ли-тар-ное го-су-дар-ство

6) уни-тар-ное го-су-дар-ство

Ответ:

Что из пе-ре-чис-лен-но-го ниже от-но-сит-ся к лич-ным (граж-дан-ским) пра-вам (сво-бо-дам) граж-да-ни-на РФ? За-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) право на не-при-кос-но-вен-ность част-ной жизни

2) право на труд в нор-маль-ных усло-ви-ях

3) право на тайну пе-ре-пис-ки, те-ле-фон-ных пе-ре-го-во-ров

4) сво-бо-да со-ве-сти

5) сво-бо-да пред-при-ни-ма-тель-ской де-я-тель-но-сти

Ответ:

Найдите в списке юридические основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В связи с падением спроса на продукцию предприятие было вынуждено сократить численность сотрудников на 15%.

2) В результате несчастного случая мастер-часовщик фирмы по производству часов частично потерял зрение, и, руководство фирмы расторгло с ним трудовой договор.

3) Работодатель узнал, что работник разгласил сведения, составляющие коммерческую тайну, которыми он располагал

в силу должностных обязательств.

4) Проведённая аттестация сотрудников академического института показала, что уровень квалификации ряда научных сотрудников не соответствует требованиям квалификационной характеристики.

5) Женщина ушла в декретный отпуск, и, основываясь на том, что она не сможет длительное время исполнять свои

функциональные обязанности на фирме, руководство приняло решение об ее увольнении.

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между дей-стви-я-ми и эле-мен-та-ми ста-ту-са на-ло-го-пла-тель-щи-ка в РФ: к каж-дой по-зи-ции, дан-ной в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

ДЕЙ-СТВИЯ ЭЛЕ-МЕН-ТЫ СТА-ТУ-СА НА-ЛО-ГО-ПЛА-ТЕЛЬ-ЩИ-КА

А) ис-поль-зо-вать на-ло-го-вые льго-ты при на-ли-чии ос-но-ва-ний и в по-ряд-ке, уста-нов-лен-ном за-ко-но-да-тель-ством о на-ло-гах и сбо-рах

Б) по-лу-чать от-сроч-ку, рас-сроч-ку или ин-ве-сти-ци-он-ный на-ло-го-вый кре-дит в по-ряд-ке и на усло-ви-ях, уста-нов-лен-ных за-ко-но-да-тель-ством

В) упла-чи-вать за-кон-но уста-нов-лен-ные на-ло-ги

Г) при-сут-ство-вать при про-ве-де-нии вы-езд-ной на-ло-го-вой про-вер-ки

Д) пред-став-лять в уста-нов-лен-ном по-ряд-ке в на-ло-го-вый орган по месту учёта на-ло-го-вые де-кла-ра-ции (расчёты), если это преду-смот-ре-но за-ко-но-да-тель-ством о на-ло-гах и сбо-рах

2) обя-зан-но-сти

За-пи-ши-те в таб-ли-цу вы-бран-ные цифры под со-от-вет-ству-ю-щи-ми бук-вам:

A Б В Г Д

Ответ:

Евгений и Елена решили вступить в брак. Найдите в приведённом ниже списке условия, наличие которых обязательно для заключения брака в РФ‚ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие y жениха и невесты постоянного источника доходов

2) наличие y жениха и невесты профессионального образования

3) достижение женихом и невестой брачного возраста

4) проживание жениха или невесты отдельно от родителей

5) владение русским языком

6) добровольное согласие жениха и невесты

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мировоззрение - это совокупность представлений, _______ (А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и _______ (Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение - это основной _______ (В), мерило мыслей и поступков человека.

В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует _______ (Г). Это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека _______ (Д), источником которого является рассудок и разум. На этом уровне формируется _______ (Е). Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) миропонимание

2) врождённые инстинкты

3) понятийное мышление

4) чувственное постижение

5) представление

6) критерий

8) наблюдение

9) деятельность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:

A Б В Г Д Е

Ответ:


(А. Г. Спиркин )

Как в тексте определён характер житейского познания? Какую функцию в жизни людей, по мнению автора, выполняет житейское познание? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «познание».


B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин - выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой - глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.

Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.

Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца - будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности... Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного... Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой

культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.

(А. Г. Спиркин )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин - выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой - глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.

Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.

Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца - будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности... Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного... Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой

культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.

(А. Г. Спиркин )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Ис-поль-зуя со-дер-жа-ние тек-ста и об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния, при-ве-ди-те три объ-яс-не-ния не-об-хо-ци-мо-сти со-че-та-ния в по-зна-ва-тель-ной де-я-тель-но-сти раз-лич-ных видов (форм) по-зна-ния.


B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин - выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой - глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.

Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.

Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца - будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности... Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного... Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой

культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.

(А. Г. Спиркин )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.

Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).

Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.

Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).

29.1 Фи-ло-со-фия. «Не идти вперёд - зна-чит, идти назад». (Ла-тин-ское из-ре-че-ние)

29.2 Эко-но-ми-ка. «Мар-ке-тинг со-сто-ит в том, чтобы рас-ска-зать людям (или рас-про-стра-нить среди людей) ис-то-рию о ваших пре-иму-ще-ствах, причём так, чтобы эти люди могли оце-нить такие пре-иму-ще-ства». (С. Годин)

29.3 Со-цио-ло-гия, со-ци-аль-ная пси-хо-ло-гия: «Мо-раль-ную силу не-воз-мож-но со-здать па-ра-гра-фа-ми за-ко-на». (К. Маркс)

29.4 По-ли-то-ло-гия. «В усло-ви-ях де-мо-кра-тии не-осве-домлённость од-но-го из-би-ра-те-ля может по-вре-дить всем осталь-ным». (Дж. Кен-не-ди)

29.5 Пра-во-ве-де-ние. В сущ-но-сти, на-зва-ние и образ прав-ле-ния не имеют ни-ка-кой важ-но-сти: если толь-ко пра-во-су-дие ока-зы-ва-ет-ся всем граж-да-нам, если они урав-не-ны в пра-вах, го-су-дар-ство управ-ля-ет-ся хо-ро-шо». (На-по-ле-он I Бо-на-парт)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Астрономы-любители смогли получить немало интересной информации о новом иранском спутнике из наблюдений за ним с помощью обычных любительских телескопов.

Группа астрономов-любителей под неформальным руководством Тэда Молчана (Ted Molchan), осуществляющих наблюдения за спутниками на околоземных орбитах, провела наблюдения первого иранского искусственного спутника Земли и смогла сделать ряд небезынтересных выводов.
О наблюдении спутника 3 февраля 2009 года на Эдинбургом (Шотландия) первым сообщил Элан Пикап. Согласно его данным, иранский спутник прошел в 18 часов 39 минут 30 с по всемирному времени вблизи звезды «мю» Андромеды на удалении около 330 км по орбите наклонением 60 градусов.
Видимый блеск варьировался от 5 до 7 звёздной величины и слабее – это почти на пределе видимости невооружённым глазом. Период колебаний яркости, обусловленных, по всей видимости, нестабилизированностью спутника по осям, составил около 1 с.
Вышедшая вместе со спутником на околоземную орбиту с большим эксцентриситетом последняя ступень РН «Сафир» в 18 часов 49 минут 50 с по всемирному времени вблизи звезды «бета» Андромеды на удалении около 370 км.
Наклонение орбиты, естественно, такое же, как и у спутника – около 60 градусов. Объект наблюдался в виде звезды яркостью около 4,5 звёздной величины, но периодически блеск возрастал до 3 звёздной величины.

Согласно последующим оценкам, основанным на предположениях о геометрии объектов и их вращении, спутник «Надежда» представляет собой модуль размером около полуметра в поперечнике. Последняя ступень РН «Сафир», согласно ранее сделанным оценкам, имеет габариты около 5х1,25 м. Вариации блеска и яркость объекта соответствуют этим оценкам.
Это, в свою очередь, позволило сделать вывод о том, что РН «Сафир» использует энергетически значительно более эффективное топливо, чем БР малой дальности «Скад» – иначе потребовалась бы более «тяжёлая» ракета-носитель. Это свидетельствует о существенном прогрессе Ирана в области ракетных двигателей.
Оптические наблюдения спутников астрономами-любителями позволяют восстановить целый ряд их характеристик – параметры орбиты, общую геометрию объектов, их размеры, характер стабилизации, наличие либо отсутствие разворачиваемых панелей солнечных батарей и вероятную энергетику спутника, его целевое назначение (по параметрам орбиты), маневрирование (по изменениям параметров орбиты), и т.д.
Наблюдениям первого иранского ИСЗ "Надежда" поможет представление его орбиты в геоинтерфейсе , также составленное астрономами-любителями на основе открытых данных об элементах орбиты ИСЗ.
Согласно им, в период подготовки материала спутник прошел на Индийским океаном, вышел на Евразию в районе границы Пакистана и Индии, прошел последовательно над территориями Индии, Китая, Монголии и России и над акваторией Тихого океана.

Деятельность человека

Субъектами процесса обучения являются:
А) учитель и ученики
Б) учебники
В) устав школы
Г) содержание учебного материала
Деятельность человека, характеризующаяся осознанным подчинением общественным нормам, личным убеждениям и идеалам, называется:
а) традиционная
б) аффективная
в) формальная
г) ценностно-рациональная
Объектом трудовой деятельности человека является:
А) сам человек, выполняющий определенную работу
Б) инструмент, при помощи которого деятельность осуществляется
В) предмет, на изменение которого направлена деятельность человека
Г) помещение или часть пространства, представленное для процесса труда
Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Чем деятельность человека отличается от действий бобра?
А)человеческие строения имеют гораздо большие размеры
Б) при строительстве используются природные материалы
В) человек осмысленно и творчески подходит к деятельности
Г) плотины, созданные бобрами проще по своему устройству
Старший брат обучает младшего брата самостоятельно обуваться. Объектом данной деятельности являются:
А) практические умения младшего брата обуваться
Б) старший брат, объясняющий и показывающий, как нужно обувать туфли
В) прихожая, в которой в данный момент находятся братья
Г) обувь
Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что:
А) она преобразует действительность
Б) она осуществляется в коллективе
В) в результате нее человек приспосабливается к условиям окружающей среды
Г) человек использует различные приспособлеия
Дочь помогает маме мыть посуду. Субъектом данной деятельности является:
А) советы и рекомендации мамы
Б) грязная посуда
В) дочь
Г) раковина, вода, щетка для мытья посуды
Школьники на уроке изучают роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Этот факт иллюстрирует деятельность:

Б) учебно-познавательную
В) ценностно-ориентировочную

Только деятельность человека характеризуется:
А) как инстинктивная
Б) как творческая
В) как совместная
Г) как постоянная
Студенты профессионального лицея проходят преддипломную практику на предприятии, занимаются пошивом одежды из джинсовой ткани. Какой вид деятельности иллюстрирует этот факт?
А) материально-производственную
Б) учебно-познавательную
В) ценностно-ориентировочную
Г) социально-преобразовательную
Общей характеристикой деятельности человека и поведения животного является:
А) способность к целеполаганию
Б) удовлетворение физиологических потребностей
В) выбор средств достижения цели
Г) способность к самоконтролю
Таня увлекается шитьем. Она сама придумывает модели, подбирает ткани, фурнитуру, делает выкройки, кроит и шьет. Всему этому её научила мама. Субъектом данной деятельности является:
А) Таня
Б) мама
В) модели, ткани, фурнитура
Г) п рактические умения Тани шить
Студент работает в библиотеке со специальной литературой, подбирает материал для дипломной работы. Объектом данной деятельности является:
А) библиотека
Б) студент
В) специальная литература
Г) дипломная работа
Мячи, скакалки, волейбольная сетка, штанги, тренажеры в спортивном зале для его посетителей являются:
а) объектами деятельности
б) субъектами деятельности
в) целями деятельности
г) средствами деятельности


Приложенные файлы