Смотреть что такое "1960-е годы" в других словарях. Смотреть что такое "1960-е годы" в других словарях 60 е годы ссср

Духовная и культурная жизнь в СССР в 50 – 60 – е годы.

Духовная я культурная жизнь общества в период хрущевской “оттепели” носила противоречивый характер. С одной стороны, процесс обновления, либерализации в политике не мог не вызвать оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъема науки и образования. С другой - общий подход к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии. Все-же, особенно до начала 1960-х гг., наблюдалось духовное возрождение творческой интеллигенции. Духовным центром шестидесятников стал журнал “Новый мир”, который возглавлял А. Т. Твардовский. В Москве начал работать театр “Современник” под руководством О. Н. Ефремова. Многие писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей. Стали выходить в свет мемуары советских военачальников: в прежние годы никто из государственных и военных деятелей не решался даже записывать свои воспоминания. В исторической науке наблюдался отход от догм “Краткого курса истории ВКП(б)”, пересматривалась роль Сталина в истории Советского государства. Начали издаваться новые журналы “Юность”, “Москва”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “История СССР”, “Новая и новейшая история”, “Культура и жизнь”, альманахи и газеты. Создавались новые творческие союзы. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС “О исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”. Приметой времени стала реабилитация части деятелей культуры, осужденных при Сталине. Публиковались запрещенные стихи С. А..Есенина, Д. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, рассказы М. М. Зощенко и др. В период “оттепели” впервые заявили о себе Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, В. П. Аксенов и др. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать. Некоторые произведения литературы и искусства принимались Н. С. Хрущевым, его советниками и рядом деятелей культуры в штыки (романы В. Д. Дудинцева “Не хлебом единым”, Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”, фильм М. М. Хуциева “Застава Ильича” и др.). В опалу незаслуженно попали талантливые живописцы Э. Белютин, Б. Жутовский, скульптор Э. Неизвестный. Значительные достижения имелись в развитии науки и техники, особенно в космонавтике (запуск искусственного спутника; полет Ю. А. Гагарина; успехи в ракетостроении). В Дубне был создан крупный международный исследовательский центр - Объединенный институт ядерных исследований. Большое внимание уделялось среднему и высшему образованию: была отменена плата за обучение в вузах, техникумах и старших классах средней школы; вместо семилетнего вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Увеличилось число вузов и научных учреждений. Начавшаяся в 1958 г. реформа общеобразовательной школы (одиннадцатилетка вместо десятилетки) с акцентом на производственное обучение и профессиональную подготовку учащихся не была научно обоснована. В 1964 г. от нее отказались. В целом же духовное раскрепощение советских людей в рассматриваемый период не было и не могло быть полным. В начале 1960-х гг. произошло усиление идеологического диктата в области литературы и искусства, проявилась нетерпимость к инакомыслию. На эти годы приходится начало диссидентского движения.

Духовная и культурная жизнь в СССР в 50-60 гг.

После окончания войны восстанавливались очаги культуры: школы, театры, музеи. В школах вводится трудовое обучение, а в 58 г. введено обязательное восьмилетнее образование. Расширяется система вечернего и заочного образования. Ставилась задача перехода к среднему образованию. В первое после сталинское десятилетие были серьёзные перемены духовной жизни. Писатель Эренбург назвал этот период “оттепелью”. В 53 г. в “новом мире” была опубликована статья Померанцева “об искренности в литературе”, где он впервые поставил вопрос о том, что честно писать – это, значит, не думать о высоких и не высоких читателях. В этом же журнале появились стать Овечкина, Абрамова. В 65 г. лауреатом нобелевской премии стал Шолохов. Твардовский пишет поэму “Тёркин на том свете”. В 50-60 гг. в литературе появились новые имена. Однако в эти же годы проходили гонения на творческую интеллигенцию. В 57 г. был исключен из союза писателей Пастернак. В 58 г. он был вынужден отказаться от нобелевской премии. Наука добивается больших успехов, ряд современных физиков были удостоены нобелевской премии: Прохоров и Боссов – за формулирование основ квантовой электроники; Ландау – за работы по сверхтекучести и сверхпроводимости. В Дубне в 58 г. по инициативе Курчатого был создан международный исследовательный центр, который занимается ядерными исследованиями. В 49 г. СССР стал обладателем ядерной бомбы, а в 53 г., благодаря изысканиям Сахарова и других ученых – водородной бомбы. Туполёв создаёт сверхзвуковой самолёт ТУ 144. Практическую космонавтику создаёт Королёв. 12 апреля 1963 г. Гагарин совершил полёт в космос, в 63 г. – Терешкова. А в 65 г. Леонов впервые в мире совершил выход в космос. Приоритет научных разработок отдавался интересам военно-промышленного комплекса. В кинематографе появляются новые типы героев, близкие и понятные зрителю. Триумфальным стал показ в Каннах картины Калотозова “Летят журавли”. Явлениями мирового уровня стали: “Иваново детство” Тарковского, “Чистое небо” Чухрая, “Судьба человека” Бондарчука. Всеобщее признание получило творчество Высоцкого. Духовное раскрепощение советских людей охватывало лишь узкий слой крупных культурных центров страны.

В результате внутрипартийной борьбы в 1957 г. Н.С. Хрущев занял должность Председателя Совета министров. Став главой партии и руководителем правительства, он сконцентрировал в своих руках всю полноту власти. Курс социальных и политических реформ получил гарантию продолжения.
Была прекращена подготовка к процессам над «врагами народа» (дело врачей, ленинградское дело). Ликвидирован ГУЛАГ. МГБ переименован в Комитет Государственной безопасности при Совмине СССР. Началась реабилитация жертв репрессий, пересмотрено 16 тыс. дел. За фальсификацию преданы суду некоторые руководители органов безопасности. В печати началась критика политики Сталина.
На 20-м съезде КПСС в феврале 1956 г. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем содержались сведения о массовых репрессиях 30-40 гг. Их причины связывались с отступлениями от марксистского понимания роли личности в истории и с амбициозным характером Сталина.

Духовная атмосфера первой половины 60-х гг. продолжала в целом быть атмосферой «оттепели». Явление «оттепели» многогранно: это и надежды на обновление социализма, порожденные XX съездом КПСС, и стремление к творческой свободе, и жажда понять страну, в которой живешь, и романтическое увлечение ленинизмом, освобожденным от сталинских искажений, и попытки выйти за пределы привычного круга идей и стереотипов, и вера в то, что можно и нужно думать, жить, писать, творить честно, не дожидаясь указаний, не боясь окриков, не оглядываясь на авторитеты. Именно этими принципами и надеждами определялся духовный облик поколения шестидесятников.

В годы «оттепели» к читателям вернулись запрещенные в прежние годы С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, И.Э. Бабель, Б.А. Пильняк, М.М. Зощенко, стало возможным изучать творчество В. Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова, слушать не звучавшие ранее произведения Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна и др. Были опубликованы «Русский лес» Л.М. Леонова, «Не хлебом единым» В.В. Дудинцева, «Искатели» Д.А. Гранина, «Братья и сестры» Ф.А. Абрамова, «Теркин на том свете» А.Т. Твардовского, «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Значительным явлением литературной и политической жизни стал журнал «Новый мир», возглавляемый Твардовским. В Москве открылся театр «Современник», постановки которого («Вечно живые», «Голый король» и др.) вызывали восторг и споры публики. Кинофильм М.К. Калатозова «Летят журавли» был триумфально показан на Каннском фестивале. А еще были вечера поэзии в Политехническом музее, собиравшие сотни почитателей молодых Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Р.И. Рождественского, песни Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого.

В декабре 1958 года был совершен переход от обязательного семилетнего к восьмилетнему образованию. Среднее образование можно было получить или в школе, или в системе начально-профессионального образования (СПТУ), или в вечерних школах рабочей молодежи без отрыва от производства. Поступление в ВУЗ зависело от рабочего стажа и рекомендации предприятия. Расширена система вечернего и заочного высшего образования, но она была малоэффективна. Большинство выпускников ВУЗов стремилось осесть в крупных городах. Поэтому получило распространение система распределения выпускников на предприятия с обязательным сроком отработки.

В 60-е годы продолжались активные исследования в области ядерной физики и освоения космоса. В 1957 году был спущен на воду атомный ледокол «Ленин», запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года состоялся первый космический полет вокруг Земли Ю.А. Гагарина. После долгого перерыва возобновились исследования в области генетики и генной инженерии. Однако правительство основное внимание уделяло развитию военно-промышленного комплекса (ВПК), где были сосредоточены основные научные и финансовые силы страны. Программа мирного освоения атомной энергии была вспомогательной к программе по разработке атомного вооружения.

Цели урока: в ходе урока помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, жилищно - бытовой повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР.

Опережающее задание:

  • Взять интервью у своих родственников, живших в 60-х годах, в домашних архивах найти фотографии, журналы мод, магнитофонные записи, виниловые пластинки тех лет.
  • Разбивка учащихся на группы.

Оборудование: презентация, таблица, СМИ, фотографии, фрагменты фильмов, магнитафонных записей, журналы, денежные банкноты образца 1961 года.

Ход урока

Во время ответа учащиеся используют фотографии, журналы, записи воспоминаний своих родственников.

I группа: Дома.

Проблемные вопросы: Как была обустроена жизнь людей в коммунальной квартире? В чем состояла жилищная проблема в конце 50-х годов? Кто стал инициатором решения жилищной проблемы? Почему был выбран именно такой вариант застройки? В чем были недостатки такого жилья? Какие изменения произошли в жизни людей с началом осуществления жилищной программы?

Вариант ответа учащихся: Коммунальная квартира. В ней живут несколько семей. Коридор это ничейная территория, и поэтому из недр девяти комнат исторгнуто все то, что может мешать и действительно мешает в квартире. К потолку подвешен велосипед. На стене старый абажур и проволочная клетка, над головой детская ванночка и жестяное корыто для стирки белья, а на полу два сундука и старая детская кроватка. Вся остальная площадь занята индивидуальными семейными вешалками с тряпичным старьем. Тусклые засиженные мухами лампочки в недосягаемой высоте. И еще моль - царица коммунальной квартиры. Новые веяния Величественная программа строительства коммунизма предусматривает ускоренное развитие народного хозяйства в СССР. Миллионы советских граждан получают квартиры во вновь отстраиваемых домах.

II группа: Быт.

Проблемные вопросы: Какие новые предметы появились в быту в 60-е годы? Какие выводы о жизни людей можно сделать? Почему советским гражданам приходилось испытывать постоянный дефицит товаров народного потребления? Какие изменения произошли в психологии людей в связи с постепенным ростом уровня жизни?

Вариант ответа учащихся: Бытовых приборов и машин промышленность выпускает приборы и машины, предназначенные для использования в быту, облегчения и сокращения домашнего труда, создания бытовых удобств. В СССР создана и постоянно расширяется индустрия бытовых приборов и машин. Налажено массовое производство швейных машин, различного рода электроприборов. С середины 60-х гг. создаются специализированные предприятия домашних холодильников, стиральных машин и других бытовых приборов. Их производством заняты также цехи крупных машиностроительных и приборостроительных заводов.

III группа: Мода.

Проблемные вопросы: В 60-е годы велись жаркие споры о моде, что для предыдущего времени было нехарактерно. Почему модная тема стала актуальной? Какие новые силуэты появляются в одежде 60-х годов? Какое влияние на советскую моду оказывала мода на Западе? Какой образ советской женщины предстает перед нами? Почему использование косметики породило такие споры? Каково было отношение общества к женщинам, использующим яркий макияж?

Вариант ответа учащихся: Актуальные модные направления можно было найти в журналах "Работница" и "Крестьянка" на последней странице обложки. Здесь необходимо уточнить: "моды с самого начала оказались вовлечены в два совершенно разных пространства - в пространство домашнего хозяйства и семейной жизни и в пространство светское. В первом - моды соседствуют с шитьем, вышиванием, рукоделием и даже мебелью.

Советский канон моды как минимум до середины 60-х базировался на двух основных понятиях: "просто" и "скромно", которые вместе составляли базу советского канона красоты.

Большое внимание уделяли прическам. К середине 60-х в некоторых парикмахерских существовал столик с надписью "Консультант", где можно было получить совет по выбору прически, с учетом особенностей лица, формы головы, а также рекомендации по уходу за волосами.

В большинстве случаев обладательница длинных волос - девочка или совсем молодая девушка. Поскольку девочка-школьница ещё не являлась совершеннолетней, чтобы самостоятельно выбирать прическу, в основном носила косу по старинке, по настоянию матери. Короткие волосы являлись окном во взрослый мир, воплощали собой самостоятельность, решительность и жизненную активность в противовес длинным волосам, которые олицетворяют зависимость от близких, привязанность к матери, подчиненность в семейных отношениях, некая патриархальность. Короткая стрижка всегда молодит женщину. Журнал "Работница" начала 60-х предлагает всевозможные варианты модных коротких причесок, укладки и ухода за волосами.

Тенденции советской моды. Резко подведенные глаза, накрашенные брови и ресницы, резкий яркий цвет помады - все это создает вульгарное лицо, строгое черное платье с ниткой жемчуга свидетельствует о большом вкусе их обладательницы. Женщины после тридцати пяти лучше не надевать пышные и короткие юбки и не обтягивать талию. Женщинам не рекомендуется надевать брюки на работу, улицу или в кино. Платья без рукавов лучше не надевать, должен быть хотя бы короткий рукав, "осиная талия" - не критерий красоты. Не следует сильно затягиваться, в театр летом полагается надевать "пыльник" - легкий плащ: Как относиться к западной моде? Разумная оценка и понимание течений зарубежной моды помогут избежать двух прямо противоположных, но одинаково ошибочных тенденций: полного отрицания зарубежного опыта и слепого копирования буржуазной моды.

IV группа: Досуг.

Проблемные вопросы: На экранах страны в это время вышли фильмы "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука". Чем отличалось кино 60-х от фильмов более раннего периода? Устарели эти фильмы для нашего времени? Что нового появилось в литературной жизни страны? Как это было связано с политическими процессами, происходящими в нашей стране? Модными танцами были "рок-н-ролл" и "твист". Видели ли вы когда-нибудь их исполнение? Почему их называют скандальными? Какие увлечения были характерны для того времени? Кому пытались подражать ваши бабушки? Какие темы звучат в популярных песнях тех лет? Какое настроение они вызывают?

Вариант ответа учащихся: После тяжелого трудового дня, бесконечно текущих серых будней, каждый человек стремится заполнить разнообразными занятиями свое свободное время. Каждый находит их себе по душе.

Кино. Этот вид досуга пользовался большой популярностью. В начале 60-х годов появляются молодежные кафе . Там нет тяжелых бархатных занавесок и там можно послушать музыку, потанцевать, а в иных и посмотреть картины молодых художников.

Литература. К 1965 году в каждой семье есть своя, пускай небольшая, но библиотека, поскольку любой человек должен был идти в ногу с современностью, много знать и уметь поддержать беседу о прочитанном. Тысячи людей, и, прежде всего молодежь, были захвачены этой новой поэтической волной.

В 60-х годах мало ещё кто мог позволить себе иметь собственный автомобиль . Он пока является знаком определенного статуса, а не средством передвижения. Рядовой работник получал к концу 60-х годов 130-150 рублей, элита, партийная номенклатура до 1000 рублей, низшие слои населения от 70 рублей в месяц. Сделайте выводы об уровни их жизни. Средняя стоимость продуктов и промтоваров. Хлеб - 13-28 коп., молоко (0,5 л) 16-25 коп., картошка (1 кг) - 10 коп., мясо (1 кг) - от 1 руб. 80 коп. до 2 руб. 20 коп., рыба (1 кг) - от 50 коп. до 1 руб. колбаса, сыр (1кг) - от 1 руб. 70 коп. до 3 руб., колготки - 3 руб., обувь - 10-30 руб.

Человек 60-х-годов: Будучи нарциссом, человек 60-х - прекрасен прежде всего для самого себя. Но он желает быть прекрасным и для других. Поэтому человек 60-х - личность, он - творец, демиург, он - титан Возрождения. Это в 70-е появятся и расцветут шестерки, люди иерархии, заполнявшие многочисленные артистические кружки со строгой вертикалью власти. Здесь стоит указать на разницу между теми, кто действительно были людьми 60-х, и неточно поименованными в "шестидесятники" деятелями 50-х - этими евтушенками-ахмадулиными - избранниками первой поры молодежности - детьми ХХ съезда; хотя в "шестидесятники", действительно, попадают все, кто в этом десятилетии реализовался или сформировался. Он мог родиться и в 1933-м, и в 1943-м.

Шестидесятнику - все по плечу, за что бы он ни взялся - во всем гениален: в живописи, скульптуре, литературе, философии. В то время как восьмидесятнику все не по плечу; этого он не умеет, того не умеет, за это боится браться, а к этому малоспособен: он не умеет рисовать и писать, вообще неодарен визуально и пластически. Шестидесятник - белая ворона, он дерзко высовывается из толпы, куда уютно встроился, спрятался человек следующей формации.

Заключительное слово учителя.

В ходе структурированной дискуссии сделать вывод о периоде "оттепели" опираясь на информацию учащихся.

(заслушиваются варианты ответов учеников.)

Вывод: Итак, за период "оттепели" было сделано многое. Выделим самое главное.

Во-первых, был остановлен чудовищный маховик репрессий, созданный сталинизмом и перемоловший несколько миллионов советских людей. Миллионы людей вышли из тюрем, вернулись из лагерей. Точных данных о количестве жертв сталинизма до сих пор нет.

Во-вторых, под влиянием "оттепели" советское общество существенно изменилось. Наметилась общественно-политическая дифференциация, которая способствовала оформлению нескольких направлений, хотя они не были еще четко определенными и разграниченными. Глотнув глоток свободы, общество "разродилось" "самиздатом" и диссидентством.

В-третьих, внешняя политика СССР стала менее конфронтационной, хотя некоторые агрессивные элементы все еще сохранялись, в целом был сделан шаг к мирному сосуществованию СССР и других государств.

Хотя политика властей в период "оттепели" и не была достаточно продуманной, была во многом волюнтаристской, основанной на субъективном убеждении в правильности принимаемых решений, в целом, тоталитарная система пошатнулась.

С другой стороны, все преобразования, сделанные в период "оттепели" вроде и были закономерны и, вроде, не всегда инициатива принимаемых решений исходила непосредственно от Хрущева, но его роль как исторической личности не стоит принижать. Хрущев останется в истории как человек, сделавший первый шаг к слому коммунистической административно- командной системы в СССР.

Выставление оценок всем учащимся в зависимости от проделанной работы (презентация, доклады, сообщения, выступления).

Домашнее задание: Напишите эссе о советской семье в 60-е годы XX века.

Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал:
  • было интересно:
  • было трудно:
  • я выполнял задания:
  • я понял, что:
  • теперь я могу:
  • я почувствовал, что:
  • я приобрел:
  • я научился:
  • у меня получилось:
  • я смог:
  • я попробую:
  • меня удивило:
  • урок дал мне для жизни:
  • мне захотелось:

Список литературы:

  1. Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе (1988). //Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников. Тула: Пересвет, 1995.
  2. Верт Н. История советского государства 1900-1991 (пер. с франц.). 2-е изд. М.: Прогресс-Академия, 1994.
  3. Журнал "Крестьянка" № 28 12 1965 год, № 29 1 1966 год, № 30 2 1966 год.
  4. Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу отечественной и зарубежной истории 20 века. Москва. ЦГО,2000 г.
  5. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва. Владос-пресс, 2003 г.
  6. Луцкий Е.А.. История СССР (1861-1917). М.: Учпедгиз, 1956.
  7. Ю. Кушнерева, Т. Черникова. Уроки Клио. Иллюзии и разочарования. Мир и СССР в 60-е годы. Москва 1999 г.

1. Советское общество в период правления Брежнева

После смещения Н.С.Хрущева первым секретарем ЦК партии был избран Л.И.Брежнев. Именно он был одним из инициаторов партийного заговора и смещения Хрущева.

В период пребывания Брежнева у власти роль партии была максимально возвышена над государством. Партийные органы получили широкие права контроля над деятельностью администрации самого разного уровня, начиная от первичных и, кончая отраслевыми и республиканскими. XXIII съезде КПСС, проходившем в 1966 году, был
восстановлен пост Генерального секретаря ЦК КПСС, который был сразу же занят Брежневым

В этот же период был проведен ряд важных преобразований, которые дали определенный импульс в развитие советской экономики. Эти экономические реформы 60-х годов были связаны с именем А.Н.Косыгина, занимавшего в то время пост Председателя Совета Министров СССР. Будучи сторонником радикальных мер в экономике, он стремился развивать некоторые элементы рыночного механизма. Прежде всего, он считал необходимым совершенствовать мотивационный механизм, в котором результаты труда были бы теснее увязаны с заработной платой. Стержнем косыгинской реформы стал хозяйственный расчет, на который переводились предприятия промышленности. Согласно нововведению, они имели право часть своих доходов оставлять у себя, а затем распределять их внутри коллектива на материальное поощрение, социокультурные и бытовые нужды работников. Эта была попытка осуществления ленинской идеи, что «социализм – это работа на себя». Подлежали ликвидации совнархозы, введенные при Хрущеве, и была восстановлена отраслевая система управления в виде министерств. Хозяйственная реформа началась с января 1966 г. В первые годы восьмой пятилетки были достигнуты положительные результаты. Объем промышленного производства вырос за этот период в полтора раза. К концу 60-х годов экономическая реформа пошла на убыль. Главным препятствием на ее пути стояла командно-административная система, тотальное планирование и отраслевой монополизм.

Реформы середины 60-х годов затронули и сельское хозяйство. Сельским жителям были возвращены приусадебные подсобные хозяйства, отобранные или сильно урезанные в хрущевский период. С колхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлены надбавки за сдачу сверхплановой продукции государству. Однако гигантские суммы денег, вложенные в сельское хозяйство, и неэффективно расходовавшиеся, дали, в конечном счете, весьма невысокий прирост производительности труда в аграрном секторе советской экономики. И СССР был вынужден, как и раньше, закупать значительную часть продовольственной продукции за рубежом.

Если говорить о приросте продукции во всех сферах народного хозяйства, то он имел, прежде всего, экстенсивную природу. В брежневский период страна столкнулась с непреодолимыми трудностями. Почти во всех отраслях экономики показатели прироста производительности труда, продукции приближались к нулевой отметке.

Советский Союз резко отставал от ведущих стран мира по внедрению в производство научно-технических достижений. Не обновлялся производственный фонд предприятий. Нарастали затраты на ремонт. Даже в оборонных отраслях можно было наблюдать тенденцию старения и износа оборудования. Как пример, – даже в авиационной промышленности, на многих предприятий отрасли до сих пор не обновлено оборудование и до сих пор используются станки и агрегаты, которые были поставлены из Германии после войны по репарациям.

Страна все больше превращалась в сырьевой придаток Запада. При этом весьма обыденным явлением стал тотальный дефицит товаров и услуг. Очередь стала привычным пейзажем советского социума.

В период 70 -х – начала 80-х годов в стране сложился механизм торможения, стали резко нарастать застойные явления, которые при этом все шире сопровождались застольными мероприятиями. Страна объективно нуждалась в серьезных и кардинальных реформах.

В годы брежневского правления советская внешняя политика была довольно активной. Несмотря на продолжавшуюся гонку вооружений и усиление международной напряженности в 70-х годах СССР выступил с рядом миротворческих инициатив. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор, в котором обе стороны отказывались от применения силы и подтверждали послевоенные границы. В 1972 г. СССР и США подписали Договор гонку об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а в 1978 г. заключили Договор по ограничению ракет средней дальности. Был подписан еще ряд важных соглашений с ведущими мировыми державами. Кульминацией разрядки стало общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием США и Канады. Оно начало работу в 1972 г. в городе Хельсинки (Финляндия), затем два года работало в Женеве (Швейцария) и завершилось вновь в Хельсинки в 1975 г., где и был подписан Заключительный акт. И в заключение необходимо отметить наиболее серьезный внешнеполитический просчет брежневского руководства – введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

2. Нарастание застойных явлений и горбачевская «перестройка»

Ярким проявлением системного кризиса, охватившего советское общества, стала частая смена стареющих и больных партийных лидеров, которые на протяжении трех лет сменяли друг друга. В 1982 г., после смерти Брежнева, пост Генерального секретаря
занял бывший глава КГБ Ю.В.Андропов, который первым поставил перед партией и страной сакраментальный вопрос: «Какое общество построено в СССР». После его смерти в 1984 г. пост Генерального секретаря занял престарелый и больной К.У.Черненко. После его смерти в марте 1985 г. на политический олимп советской партийной номенклатуры взошел молодой и энергичный М.С.Горбачев. Однако новый лидер явно не мог представить всю глубину и сложность, тех проблем, которые стояли перед обществом и руководством страны. Заранее подготовленной программы реформ у него не было. Причем сами преобразования, которые начались в стране с марта 1985 г., их направленность и характер, не выходили из рамок привычной парадигмы. Сами качественные преобразования мыслились как социалистические и направлены были на совершенствование социализма, устранение негативных факторов в развитии общества и создании механизма ускорения, который способствовал бы быстрому продвижению страны по путям дальнейшего развития социализма.

В этой связи характерны решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. На нем был намечен курс на ускорение социально- экономического развития СССР, который предполагал при этом активное использование достижений науки и техники, осуществление децентрализации в управлении народных хозяйством, расширение прав предприятий, введение хозяйственного расчета, укрепление порядка и дисциплины на предприятиях и учреждениях. Особый акцент был сделан на усилении роли человеческого фактора. Это означало создание условий для повышения творческой активности людей в производственном процессе и ее использования в целях ускорения общественного развития и преодоления застоя. Однако пойти на серьезное совершенствование всего мотивационного механизма партийное руководство не решилось. Как и раньше ведущая роль в обновлении общества отводилась партии. На XXVII съезде КПСС, проходившем в 1986 г., был подтвержден курс на ускорение общественного развития, на съезде был поставлен вопрос о расширении гласности и более глубоком изучении опыта КПСС и извлечении из него уроков. Главное значение съезда состояло в том, что Горбачев объявил о новых подходах во внешней и внутренней политике – и о новом политическом мышлении. Когда стало ясно, что курс на ускорение сам по себе еще недостаточен, и что ускорение можно осуществить лишь произведя кардинальные перемены в общественном строе. С этого момента была принята концепция перестройки, выдвинутая Горбачевым на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Под
перестройкой понималось коренное реформирование всех сторон тоталитарного советского общества с сохранением главных параметров системы и ее идеологии.

Однако введя в стране гласность, плюрализм мнений, элементы демократии, партийное руководство, не желая того, открыло «ящик пандоры». Процесс преобразований, при нерешительности и запаздывании принимаемых решений, пошел совсем не в том направлении, как того желали сами «архитекторы перестройки». Вместо нарастания тенденций созидательного, с точки зрения реформаторов, стремительно выкристаллизовывались оппозиционные течения и настроения. Шел тотальный пересмотр прошлого, всей истории XX века, менялось его содержание, оценки и выводы.

Новым этапом столкновения мнений о прошлом и будущем страны стала XIX партийная конференция КПСС в 1988 г. Здесь впервые была затронута стержневая проблема перестройки – необходимость политической реформы в стране. На конференции был утвержден курс на создание социалистического правового государства, что подразумевало разделение властей и создание «советского парламентаризма». По инициативе Горбачева было выдвинуто предложение о создании нового высшего органа власти Съезда народных депутатов, а Верховный Совет СССР должен был стать парламентов – постоянно действующим органом законодательной власти. Менялась практика выборов, они должны были проводиться на альтернативной основе. Решения конференции были выполнены. В политический лексикон вошел термин «демократизация».

После проведения на новой демократической основе выборов был создан Съезд народных депутатов СССР. На съезде из числа его депутатов был избран Верховный Совет СССР – постоянно действовавший законодательный орган власти. Всего состоялось пять Съездов народных депутатов. На первом съезде (май-июнь 1989 г.) Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С.Горбачев. На этом же съезде выявился ряд разногласий и оформилась оппозиция. Ею стала Межрегиональная депутатская группа, которую возглавил академик А.Д.Сахаров и Б.Н.Ельцин. В эту группу вошло 256 депутатов.

На третьем (внеочередном) съезде в марте 1990 г. Горбачев был избран Президентом СССР. Самым важным решением этого съезда стала отмена статьи 6 Конституции СССР о «руководящей и направляющей роли КПСС». Это означало ликвидацию однопартийной системы в стране. Именно с этого времени можно
говорить о начале процесса зарождения новых политических групп, партий и течений.

Попытки преобразований не вели к улучшению социально- экономической обстановки в стране. Наоборот, по мере углубления перестройки, в стране нарастал хаос, резко снизилась производительность труда, стремительно нарастал дефицит самых необходимых товаров и услуг. В целях преодоления этих негативных тенденций советскими экономистами был предложен проект реформы, предполагавший расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета, возрождение частного сектора в экономике, сокращение числа отраслевых министерств, отказ от монополии внешней торговли, признание в аграрном секторе кооперативов и фермерских хозяйств наряду с колхозами и совхозами. Проект реформы было одобрен и реализован на практике. С этого момента в стране заговорили о необходимости развития т.н. «социалистического рынка». Одной из таких программ перехода к рынку была программа «500 дней», разработанная С.С.Шаталиным и Г.А.Явлинским. Однако эта программа не была поддержана руководством. Тем не менее, многие ее положения, например, приватизация предприятий и либерализация цен, нашли применение на практике, в частности в ходе реформ Е.Т.Гайдара и А.Б. Чубайса. С этого периода в стране свободно стала продаваться иностранная валюта. С этого периода в стране начинает развиваться предпринимательство.

В период горбачевской перестройки были сформулированы принципы нового политического мышления, в основе которого был приоритет общечеловеческих ценностей. На его основе стала строиться новая внешняя политика страны. Стали оформляться новые отношения между СССР и США, странами Европы и Азии. Была подписана декларация между США и СССР о прекращении «холодной войны». Состоялись многочисленные встречи М.С.Горбачева с лидерами западных стран. Все эти процессы привели к необратимым переменам в сфере международных отношений. Курс на обновление социализма, на деле привел к усилению конфронтации оппозиционных сил в странах социализма с местным руководством и осенью 1989 г. в этих странах прошли массовые выступления против существующих режимов. Власть перешла в руки оппозиции. Благодаря новому политическому мышлению в 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана, который был завершен в феврале 1989 г.

В целом новое политическое мышление ознаменовало переход от конфронтации к сотрудничеству между государствами и отказ от идеи мировой социалистической революции.

3. Распад СССР и крах перестройки

Перестройка оказала неоднозначное воздействие на общественные процессы внутри СССР. Вопреки партийным выводам, о том, что в СССР национальный вопрос решен полностью и окончательно, в СССР начал стремительно набирать процесс обострения межнациональных отношений, перераставших в отдельных регионах в этнические войны. В основе этих процессов лежали как политические, так и экономические причины. Резкий спад в экономике, ослабление роли КПСС, переход власти на местах в руки местных национальных элит, межконфессиональные и этнокультурные противоречия – все это способствовало обострению межнациональных конфликтов на территории СССР. Одним из острейших конфликта такого характера стал конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в состав Азербайджана. На почве этого конфликта начались военные действия между Арменией и Азербайджаном.

Кульминацией межнациональных конфликтов стал «парад суверенитетов». Его инициаторами стали прибалтийские республики. 12 июня 1990 г. к нему присоединилась РСФСР. Декларация о суверенитете поставила под вопрос дальнейшее существование СССР. Летом и осенью 1990 г. стали провозглашать себя суверенными республики, края и области России. Развернулся «парад суверенитетов». Объявлялось верховенство собственных законов на своей территории и приостановка действия союзных, что получило название «войны законов». В марте 1991 г. на территории СССР был проведен референдум, который показал что большинство населения желает жить в едином государстве. Однако мнение народа демократы на местах и в регионах проигнорировали.

Распад единого хозяйственного комплекса, стремление разорвать единое государственное пространства вынудило руководство Союза искать пути реформирования и разрабатывать новый союзный договор. Эта работа началась в мае 1991 г. в Ново-Огарево. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 г. Предполагалось создать Союз суверенных государств, в которых вошли бы девять бывших республик СССР. Намечсались также перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы.

Однако противники подписания такого договора – представители старого партийного аппарата, – решили воспрепятствовать его подписанию. В августе 1991 г. они предприняли попытку переворота. В историю нашей страны эти события вошли под названием «Августовского путча». События 19-22 августа 1991 г. ускорили распад СССР.

В декабре 1991 г., собравшиеся в Беловежской Пуще лидеры трех суверенных государств – России (Б.Н.Ельцин), Белоруссии (С.С.Шушкевич) и Украины (Л.М.Кравчук) – подписали соглашение, по которому СССР, как субъект международного права, прекратил свое существование. Было также заявлено о создании Содружества независимых государств (СНГ).

Распад СССР и заключение Беловежских соглашений не получили единодушного одобрения в России. С распадом СССР и образованием СССР перестройка потерпела крах.

Глоссарий:

Интенсификация - получение определенных результатов с помощью предельно малого использования ресурсов, рабочей силы или площадей.

Экстенсификация - получение результатов при игнорировании затрат. Результаты любой ценой.

Застой - характеристика общественной системы, в которой отсутствует социальная эволюция.

Гласность - под этим термином понимается открытость, доступность информации, отсутствие цензуры и т.п.

Плюрализм – разнообразие мнений, свобода суждений и выражений мысли.

Вопросы:

1. Назовите наиболее важные положения косыгинской реформы в промышленности СССР?

2. Какие меры были приняты в период правления Брежнева в сельском хозяйстве? Какие результаты были получены?

3. Что означает понятие «командно-административная экономика»?

4. Какой смысл вкладывало партийное руководство в термин «ускорение».

Какие причины лежали в распаде Советского Союза?

Добрый день!
Прошу помочь вас с поиском данных о правиле написания дат, а именно: 20-е, 30-е, 40-е и т.д.
Написание "20-ые", "50-ых" и т.п. считается устаревшим, но никаких правил и норм относительно этого в современных словарях я найти не смог. В интернете информация также дается без ссылок.
В правилах русской орфографии и пунктуации 1956 года примеры даются на объяснение слитного или дефисного написания слов, окончания же никак не объясняются.
Заранее благодарю за помощь в поиске информации и источников.
Редактор сайта ГПИБ России.

Соответствующие правила приведены в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой:

Наращение падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, может быть однобуквенным или двухбуквенным.

По закрепившейся традиции наращение должно быть однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й день (пятый день), 25-я годовщина (двадцать пятая годовщина), в 32-м издании (в тридцать втором издании), в 14-м ряду (в четырнадцатом ряду).

Наращение должно быть двубуквенным, если последней букве предшествует согласный: 5-го дня (пятого дня), к 25-му студенту (к двадцать пятому студенту), из 32-го издания (из тридцать второго издания), из 14-го ряда (из четырнадцатого ряда).

Если подряд следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й вагоны; 80-е и 90-е годы .

Если подряд следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, то падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 1, 2 и 3-й вагоны, 70, 80, 90-е годы .

Если два порядковых числительных следуют через тире, то падежное окончание наращивают:

а) только у второго числительного, если падежное окончание у обоих числительных одинаковое: 50–60-е годы, в 80–90-х годах ;

б) у каждого числительного, если падежные окончания разные: в 11-м – 20-х рядах .

Вопрос № 280308
К вопросу № 244413 про шестидесятые годы.
Действительно, 60-е годы, это с 1960 по 1969 года.
Вопрос про выражение "в шестидесятых годах" - это период с 1951 по 1960 года?
И выражения "шестидесятые годы" и в "шестидесятых годах" это выражения про разные периоды?

Ответ справочной службы русского языка

Шестидесятые годы и в шестидесятых годах – об одном и том же периоде (с 1960 по 1969).

Вопрос № 269804
Здравствуйте, прочитала ответ на вопрос по поводу, как пишется звательная форма имени Таня - Танюш (вопрос 259511), думаю такое же правило действует и во всех остальных случаях Миш и т. д.. Не могли бы Вы объяснить, почему?

Ответ справочной службы русского языка

Да, во всех подобных звательных формах мягкий знак не пишется: Миш, Танюш, Саш, Наташ и т. д. Связано это вот с чем. Во-первых, мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных в именительном падеже (мышь, фальшь ), формы Миш, Танюш, Наташ – особые, это усечение именительного падежа (Миша, Танюша, Наташа). Во-вторых, написание Ь в словах типа мышь, рожь обусловлено исключительно традицией, историей языка, истоки такого написания стоит искать в древнерусском языке. Неслучайно поэтому каждый раз, когда заходит речь об усовершенствовании нашей орфографии, лингвисты предлагают отменить написание Ь после шипящих на конце слов, писать мыш, рож, фальш и т. д. (такие предложения звучали и в 1910-е, и в 1930-е, и в 1960-е ). А звательные формы Миш, Танюш, Саш, Наташ, Серёж возникли недавно, у них нет такой древней истории, как у слов мышь, рожь , поэтому мягкому знаку на конце этих форм просто неоткуда взяться.

Вопрос № 267255
Добрый день! К сожалению, вы не ответили на мой вопрос, приходится его повторить: как следует писать десятилетия? Можно ли писать, например, "60-е годы", не указывая век, если из контекста вполне ясно, о каком веке идет речь, - или, если указание века неуместно, надо непременно писать "1960-е годы"? Спасибо,

Ответ справочной службы русского языка

Если из контекста ясно, о каком веке идет речь, правильно: 60-е годы .

Вопрос № 267188
"Здравствуйте! Мне приходилось слышать такую поговорку: чихать, как московская киска. Ни в одном источнике не могу найти ничего о происхождении этой поговорки. Неужели столичные кошки так склонны к простудным заболеваниям? Откуда произошла эта поговорка? Пожалуйста, помогите выяснить.
С уважением, Удивлённая
Удивлённая
Ответ справочной службы русского языка
В доступных нам источниках это выражение не зафиксировано. Вы уверены, что это именно поговорка (т. е. устойчивое выражение, воспроизводимое в речи), а не индивидуально-авторская метафора?"

Уверена. Эта поговорка употреблялась в Иркутской области в 60-е годы (в это время её там слышали). Может быть, и сейчас употребляется. Было примерно так. Расчихался ребёнок, и его спрашивают: "Что ты чихаешь, как московская киска?"
Что же делать, если в источниках эта поговорка отсутствует? Где искать объяснение?
С уважением,

Ответ справочной службы русского языка

Да, загадочное выражение. Можно предложить такое объяснение: возможно, под «московской киской» здесь имеется в виду изнеженный, слабый, избалованный столичной жизнью человек (что-то наподобие «кисейной барышни») – в противовес сибиряку, который должен быть крепким, сильным, пышущим здоровьем. Но это лишь наше предположение, внутренняя форма выражения может быть и иной.

А вот комментарий В. И. Беликова, доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, научного консультанта проекта «Языки русских городов», к которому мы обратились за советом:
«Поговорки-сравнения обычно очень живучи. Если бы массово употреблялось 50 лет назад в Иркутской области, совсем пропасть не могло. Блогосфера сейчас довольно развита повсеместно, но словосочетания как московская киска или как московская кошка вообще нигде не встречаются.
Это, конечно, не исключает, что выражение все еще живет. Может, по всей Иркутской области, может, условно говоря, в Братске. Может быть, еще где-то: в Барнауле, Тамбове, Одессе... Но в любом случае оно мало распространено». Не исключено, полагает В. И. Беликов, что так могли говорить в очень узком кругу: в пределах одной или нескольких семей, одной или нескольких дворовых компаний.

Вопрос № 266838
Уважаемая Грамота!
Получила верстку книги, по всему 250-страничному тексту корректор издательства исправляет конструкции "в 1960-е годы построили", "писал в 1830-е годы" на "в 1960-х годах", "в 1830-х годах". Правильно ли это? Мне кажется, что данные обороты равноправны и, какой выбрать, определяет пишущий.
Если можно, ответьте поскорее, книгу надо сдавать в типографию.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы, ошибки в исходном тексте нет.

Вопрос № 259517
Если говорят - в 60-е года, имеется ввиду 1950-59 или 1960-60?

Ответ справочной службы русского языка

Шестидесятые годы двадцатого века - это годы с 1960 по 1969.

Вопрос № 257550
1960-годы - это 1951-1960 или 1960-1969?

Ответ справочной службы русского языка

1960-е годы (шестидесятые годы) – это годы с 1960 по 1969.

Вопрос № 256686
Здравтвуйте, помогите разрешить спор: 53-это 50-е или 60-е годы, если 50-е, то почему говорят пошёл 6-ой десяток? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

50-е годы – это годы с 50 до 60 какого-либо столетия, 60-е годы – годы с 60 до 70 какого-либо столетия. Применительно к XX веку 50-е годы – с 1950 по 1960, 60-е годы – с 1960 по 1970.

Дело в том, что первые десять лет какого-либо столетия не называются десятые годы; десятые годы – это годы с 10 по 20 какого-либо столетия. В то же время первые 10 лет жизни человека – это первый десяток, поэтому по достижении 50-летнего возраста говорят: пошел шестой десяток.

Вопрос № 253560
Добрый день, помогите, пожалуйста, у нас возник вопрос. Например, 1955 год - это 60-е годы 20 века или 50-е годы 20 века. И где это можно достоверно узнать

Ответ справочной службы русского языка

Годы с 1950 по 1959 называются пятидесятыми .

Вопрос № 243467
Добрый день! Как правильно сказать: книга написана в 60-х годАХ прошлого века или в 60-е годЫ? Или оба варианта верны? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Обычно употребляется первый вариант.

Вопрос № 237154
Как правильно - в 50-е -- 60-е годы или в 50--60-е годы?

Ответ справочной службы русского языка

Верен второй вариант.

Вопрос № 218952
Хочу дополнить вопрос 177039 о выражении "Заниматься любовью". Но дополнение связано не со словосочетанием "Заниматься любовью", а просто с употреблением слова "любовь" в таком уничижительном контексте. Применение слова "любовь" в значении "секс", "половая свзь" и т.п. это, как я заметил, не 1990-е годы России и даже не 1960-е годы США. Приведу пример: Аркадий Аверченко, "Весёлый вечер". "Мало кто обращал внимание на эту шаблонную девицу, старообразную от попоек и любви, несмотря на свои двадцать пять лет, уныло-надоедливую и смешную, с ее заученными жалкими методами обольщения." С уважением, Куляпин Андрей.

Ответ справочной службы русского языка

Большое спасибо за дополнение!
Вопрос № 211700
Доброе утро! Как правильно написать в 1960-е годы или 60-е годы! Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: _60-е годы_.
Вопрос № 209053
Как правильно? В 1960-е - 1970-е гг. или в 1960 - 70-е гг.? Со 2 октября 1874 г. или с 2 октября 1874 г.? Во 2-й половине XVII в. или в 2-й половине XVII в.?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _в 1960-70-е гг._ (тире без пробелов), _с 2 октября, в 2-й половине_.