Русская борьба буза. Русские боевые искусства: буза. Техника борьбы бузы

Статья посвящена бузе - русской северо-западной воинской традиции, слож ившаяся в родовых дружинах новгородских словен и крив ичей и бытовавшая в деревенских артелях кулачных б ойцов до второй половины ХХ века.

Боевой пляс – это одиночная, парная или групповая форма самовыражения с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности русского боевого пляса существует две.

Первая – это пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лежа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конем, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю.

Другая разновидность - это «ломание» или «буза».
Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает ката, тао или другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приемов без партнера. Так же это не связки атак и защит. Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской - потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно ни когда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.
Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это ломание ритма в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны. В этой пляске, так же, лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия. На фоне озорного настроения создаваемого музыкой и песнями изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит еще одна ценность ломания в бузе, достигается цельность. Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания по тому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира. Ломаться можно как с оружием так и без.
Вкратце: В старину обряд ломания проходил примерно так: Артель (человек 50) собиралась где-нибудь на перекрестке дорог, на мосту, на холме, обычно ночью. Ночью по тому, что днём было некогда. Там встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку. Бывало, что одновременно играло несколько инструментов. После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал. Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Бойцы меняли друг друга, уходили из круга и выходили ломаться вновь. Вся эта процедура длилась часами (три-четыре). Несмотря на бессонную ночь, проведенную в пляске и драках, утром все чувствовали прилив сил и соснув пару часиков, шли на работу.

Буза - боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также бой с оружием.

Борьба распространенная на северо-западе Росcии, на территории современной Тверской, Псковской, Вологодской, Новгородской областей. Существовало множество названий этой однородной традиции, буза – это одно из самых распространенных. Часто отсутствовало название собственно борьбы, его просто не было и традицию в разных местах именовали по тому, как называлась боевая пляска, под которую проходило ломание, драка. Вот перечень некоторых названий боевых наигрышей, по которым называли так же и бойцовскую традицию: буза, галаниха, семьдесят четвертая, шараевка, веселого, потешного, под-драку, на-задор, скобарь, горбатого, собака, мамонька…

«Буза» было названием наиболее распространенным и, наряду с бойцовским наигрышем и пляской обозначало одновременно драку и технику боя. Этимология слова буза: в современном русском языке употребляется два слова «буза» разного происхождения. Одно – тюркское обозначающее распространенный на Кавказе вид пива. Это слово было заимствовано русскими и применялось уже как название некоторых традиционных видов русского пива. Прямого отношения к названию борьбы это слово не имеет.

Другое – славянского происхождение от корня «буз»-«буск»- «бузк». В восточнославянских языках, круг значений слов образованных от этого корня связан со значением «бить»: «бузкать» - диалектное «бить», бузовка – плётка, буздыга – дубина для драки. В западнославянских чаще со значением «бушевать»: огонь бузуе (польское), что значит: огонь бушует. Так же в восточнославянских диалектах словом «бузует» описывают процесс брожения молодого пива, клокотания кипящей воды, биение родникового ключа или народные волнения. Кратко можно ограничить круг значения этого слова в славянских языках как «биение», «бушевание», «клокотание». Довольно точно иллюстрируют этот исходный смысл слова «буза» бойцовские частушки, исполнявшиеся под драку:
Побузиться, побузиться
Побузиться хочется!
Молодая кровь, горячая
На волю просится!
Побузиться, побузиться
Побузиться хочется!
А по совести сказать,
Так мне побиться хочется!

Существует интересное предположение лингвистов о том, что славянское «буск» восходит к некой индоевропейской праоснове и родственно корню «boks» - «box». В современных романских и германских языках, эта корневая основа породила название разнообразных видов европейского бокса. Таким образом получается, что буза и бокс – слова однокоренные.

ЧТО ТАКОЕ БУЗА?
В начале девяностых годов во многом благодаря широкому распространению зарубежных видеофильмов в нашей стране большой популярностью стали пользоваться различные боевые единоборства. Секции по каратэ, ушу, тэквондо, айкидо можно было встретить на каждом углу. Находившиеся в советские времена в подполье, с приходом гласности и перестройки они вылезли наружу. Не остались в стороне и те, кто предлагал заниматься исконно русскими боевыми искусствами: славяно-горицкой борьбой, спасом и многими другими. Каждый подросток считал своим долгом быть записанным в ту или иную секцию, чтобы впоследствии стать непревзойденным мастером.

Но, как говорили древние, "время лечит", и спустя всего несколько лет мода на боевые искусства прошла. Единоборствами стали заниматься не все подряд, а кто действительно этого хотел. Все-таки любая борьба - это не просто ряд приемов для драки, это прежде всего вера в себя, в своих друзей и вера духовная. Примерно на таких принципах основаны боевые искусства всех народов мира. В том числе и русские. В частности - буза.

Так что же такое буза? Это русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских словен и кривичей. До второй половины ХХ века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. Включает в себя боевой пляс, способы боя с оружием и голыми руками. С помощью этой борьбы русские воины не раз выходили победителями из сражений с половцами, крестоносцами, поляками, шведами и так далее вплоть до наших дней. Даже с приходом советской власти, когда русское боевое искусство, объявленное пережитком прошлого, было практически уничтожено, элементы этой борьбы переняли другие боевые системы.

В бузе как в русском рукопашном бое есть много элементов, свойственных боевому искусству: удары руками и ногами, броски (прихватки), болевые (заломы), удушающие приемы и многое другое. Опыт народа, накопленный веками, сохранялся и приумножался и в конце концов дошел до наших дней. В бузу на протяжении столетий бралось на вооружение только то, что поможет выжить в любой критической ситуации.

Как сохранилась такая богатая традиция русского рукопашного боя? Ведь никто из археологов или историков не нашел никаких документов, в которых бы описывались методика обучения, техника и приемы русского рукопашного боя. Нет книг по этой борьбе и сегодня. Эта традиция передавалась в артелях бойцов-кулачников. Из уст в уста, от сердца к сердцу, и исключительно людям, "для добра нарожденным". Корыстных и злых людей не обучали рукопашному бою.

Материалы по боевой технике бузы собирались и продолжают собираться в большой степени во время специальных этнографических экспедиций по деревням и селам Северо-Западного региона (Тверская, Новгородская, Вологодская, Псковская области), которые проводит кандидат исторических наук Григорий Базлов сотоварищи. Жители наших деревень - это не японские крестьяне из фильмов Курасавы. Это воины, солдаты и офицеры, пехотинцы, артиллеристы, разведчики, которые победили военную машину Германии, сражались с японцами и американцами. В общем, люди, знающие о войне не понаслышке. И здесь важно понимать, что с каждым годом носителей традиционной боевой культуры становится все меньше и меньше. В целом виде боевую традицию (техника, воинская этика, обрядность) узнать у одного человека уже не всегда возможно, поэтому приходится ее собирать, восстанавливать по частям. Приходится учитывать то, что за последние 70 лет предпринималось немало усилий по уничтожению самобытной народной культуры. Начиная с 20-х годов прошлого столетия за боевой пляс и рукопашный бой иногда и сажали.

ЕСТЬ ЛИ У БУЗЫ РОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ?
Да, конечно, как и любое другое боевое искусство, буза имеет родственные системы. К ним можно отнести "спас", системы русского рукопашного боя Кадочникова и родовой стиль князя Голицына.

Во-первых, система боя князя Голицына может считаться таковой на том основании, что вотчина князей Голицыных находилась на северо-западе России. Она являлась совершенным вариантом северо-западного боевого искусства и формировалась преимущественно на Псковщине и Новгородчине. Буза - ведь это тоже северо-западная система. Во-вторых, имеется большое сходство. И в-третьих, самое основное - часть приемов князей Голицыных теперь входит в бузу. Здесь необходимо пояснить, что в роду князей Голицыных, по семейным преданиям, всегда все мужчины были воинами, поэтому боевой опыт постоянно накапливался в княжеской дружине, дорабатывался и совершенствовался. Князь и дружина находились в отношениях побратимства, ели вместе, тренировались, сражались. Несколько видоизменившись, замаскированная под дворовых людей дружина сохранилась в их родовой линии вплоть до революции. Боевые традиции рода Голицыных были очень богаты. Многовековой семейный воинский опыт последний потомок князей Голицыных Борис Васильевич Тимофеев-Голицын впоследствии передал двум ученикам - упомянутому выше Григорию Базлову и Дмитрию Семенову, которым посчастливилось учиться у князя. Не многие могли узнать в невысоком ветеране-инвалиде князя-воина, последнего носителя одной из лучших русских боевых систем.

Алексей Алексеевич Кадочников о бузе сказал следующее: "Нужно брать все лучшее, восстанавливая ту единую русскую систему боя, которая дала варианты боевых стилей, и то, что я даю, - и рукопашный бой князя Голицына, и буза".

НА ЧЕМ ПОСТРОЕНА БУЗА?
- "ЕСТЬ четыре кита, на которых стоит буза: точность, правильность, сила и скорость. Это именно те слагаемые, по которым, как по ступенькам, можно добраться до вершин мастерства." (Григорий Базлов).

Название школы:

Буза - северо-западная традиция русского рукопашного боя

Руководство:

Базлов Григорий Николаевич. Окончил ТГУ, защитил диссертацию в МГУ, кандидат исторических наук. Женат, трое сыновей.

  • Президент Центра Традиционного Русского Боевого Искусства.
  • Составитель методики обучения Русскому Рукопашному Бою «Буза».
  • Проводит подготовку отрядов специального назначения по рукопашному, ножевому бою и тактической стрельбе.

В 1993 году закончил исторический факультет Тверского Государственного Университета, где, после окончания, стал работать преподавателем на кафедре истории древнего мира и средних веков по специальности этнология. С 1989 г. регулярно проводил этнологические и фольклорные экспедиции по Тверской области. Более 4-х лет экспедиции под его началом работали в Удомельском районе, в Поместье. Были также экспедиции в Вологодскую, Новгородскую, Псковскую области, на Украину и Урал, в Сибирь. Параллельно работал тренером по русскому рукопашному бою. Руководит тверским историко-этнографическим клубом “Белый волк”.
В 2004 г. в Московском Государственном Университете на кафедре этнологии исторического факультета защитил кандидатскую диссертацию по теме: “Артели кулачных бойцов-рукопашников северо-западной России”.
Многие годы исследует восточнославянские боевые традиции и системы рукопашного боя. Руководит направлением северо-западной традиции русского рукопашного боя — БУЗА (сайт в Интернете: http://www.buza.ru). (Неоднократно семинары по “Бузе” проводились и в Удомельском районе).
Участвовал в зарубежных экспедициях, исследовал боевые культуры разных народов: в Бразилии (капоэйра), в Шотландии (горские боевые игры), у людоедов острова Папуасов, в Индонезии (силат), в Бирме (у охотников за головами — оборотней в тигров, народа наги, знакомился с фехтованием народа чин), в Амазонии- у охотников за головами — индейцев шуаров, у бедуинов Йемена и др.

О системе:

Буза — русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских Словен и Кривичей. До второй половины ХХ-го века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. Включает в себя боевой пляс, способы боя оружием и голыми руками.

Видео:

География:

Буза имеет свои отделения более чем в 10 городах России.

Контакты:

http://www.buza.su

— это боевое искусство, которое воссоздал в Твери Г. Н. Базлов в 90-х годах 20 века. Это единоборство состоит из боевого пляса, и боя с оружием.

Борьба эта ранее существовала в северо-западных регионах Росcии — на землях современных Тверской, Новгородской, Псковской, Вологодской областей. Это народное единоборство имело множество названий, из которых буза — это наиболее употребляемое. Зачастую названия у борьбы не было вообще, а собственно традицию боя в различных местах называли по наименованию боевой пляски, под музыку которой и происходила драка. Так, среди различных названий боевых мелодий, по названию которых прозывали и традицию боя, существуют такие варианты, как буза, галаниха, семьдесят четвертая, шараевка, веселого, под-драку, скобарь, горбатого, собака, мамонька… «Буза» — это самое частое в употреблении название, и вместе с бойцовской мелодией и пляской это понятие обозначало как саму драку, так и боевую технику.

История

С 1987 года это боевое искусство понемногу собирали в экспедициях этнографической направленности исторического факультета Тверского Государственного Университета, полученные материалы подвергались анализу и систематизации. В 2002 году в МГУ на историческом факультете Г. Н. Базлов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Деревенская артель кулачных бойцов-рукопашников». Эта диссертация была написана по данным экспедиций, проходивших более 12 лет. Его автором стал Базлов Григорий Николаевич, научный руководитель — Заседателева Лидия Борисовна, являющаяся доктором исторических наук.

С 1990 года активисты бузы стали взаимодействовать с Российским Фольклорным Союзом, получая дополнительные знания о российской культуре. С начала 1990-х годов буза стала выступать не только в роли направления русского традиционного единоборства, но и в качестве общественного движения, которое объединило исследователей и любителей отечественных традиционных единоборств из разных областей России и за рубежом.

Сейчас проведение исследований традиций и практики бузы, поиск самых эффективных методов обучения бузы ведет Центр Традиционного Русского Боевого Искусства, президентом которого является Базлов Г. Н.

Исторические свидетельства о бузе

Самое древнее упоминание в литературных источниках о бузе, как об искусстве боя приводится в книге Баркова Ивана Семеновича «Ода кулачному бойцу». В этом произведении идет рассказ о том, как бузник побеждает в поединке знаменитого бойца на кулаках графа Алексея Орлова-Чесменского. Эту оду достаточно точно можно датировать 1750 годом. Таким образом, в 18 веке буза являлась очень распространенной и популярной среди народа. При проведении этнологического анализа содержания и характера обрядовых действий бойцов на кулаках, которые сохранились в традиции бузы, можно говорить о том, что начало эта традиция берет во времена новгородских ушкуйников в 12-13 вв и даже ранее — во времена славянских дружин.

Техника бузы, характеристика разделов

Техника бузы, как , была достаточно разнообразной, она была собрана в разных регионах северо-запада России. Часто даже в соседних селениях использовались преимущественно разные стратегии проведения поединка, но в любом варианте имелся общий технический центр, менявшийся, но сразу определявшийся в технике любого бузника.

Техника боя бузы подразделяется на состязательную и прикладную. Состязательная техника использовалась на встречах друзей, во время праздников, когда проводились состязания по борьбе, палочным и кулачным боям. В варианте состязательной бузы недопустимо было использовать технические приемы, которые могли бы привести к тяжелым поражениям соперника. Вместо правил в таких боях был «уговор», в котором бойцы договаривались о том, как будет проходить борьба. Уговоры, как правило, проходили перед каждой схваткой и соблюдались при любых условиях. Те, кто нарушили уговор, наказывались обеими сторонами. Уговор, к примеру, мог запрещать бить в пах и затылок, ломать пальцы, бить палкой и т.п.

В боевой бузе не существовало никаких уговоров, можно было применять все, что могло бы принести победу. Существовали в поединках только определенные этические рамки, которые применялись в боевой технике. Так, существовала поговорка: «своих режем — чужих колем», которая определяла нанесение колющих ударов ножом в ходе поединков против «своих».

По использованию оружия бузу можно разделить на:

1. Бой с использованием ножа;

2. Бой с использованием палки;

3. Метание;

4. Стрельба;

5. Бой с использованием специальных приспособлений и подручных средств.
В технике без использования оружия можно выделить такие разделы:

1. Техника нанесения ударов;

2. Техника борьбы;

3. Способы причинения травм переломами, вывихами, удушениями, др.;

4. Специальная, а также плясовая акробатика.

Особый раздел: в нем происходит обучение специальным методикам управления вниманием, разумом, которые позволяют использовать прикладную технику бузы максимально действенно. Сюда же относится и обучение боевому плясу, ночному бегу, выживанию в сложных природных условиях, упражнения оздоровления и рекомендации народной медицины.

В разделе традиций, притч и боевых сказок изучаются традиции объединений кулачных бойцов. Подробно разбираются приведенные сказки и притчи, которые образно, символически передают традиции системы боя, философия и этика воина.

Буза находится в системе русских национальных единоборств.

Палочный бой

В этом единоборстве есть несколько базовых размеров палок.

1. Кол — размерами от полутора до двух метров. Кол обычно заостряют с одной из сторон. Это оружие часто выламывали из забора во время резко возникшей драки — т.е. они были временным боевым средством, а не специальным оружием боя. Но существовали и специальные колы, заготавливаемые специально для драки. Эти палки предварительно замачивали в воде, чтобы сделать их тяжелее, более прочными и чтобы они «залипали» при нанесении удара. Так, в д. Карманово в Тверской области «моченые колы» надолго ложили в специально приготовленный рассол из брусники, и эти палки обладали особыми свойствами — «вокруг шеи обовьётся, не сломается».

2. Тростка была размером от одного до полутора метров, параметры могли колебаться — от размера трости и до размеров дорожного посоха, доставая до солнечного сплетения бойца. Тростка чаще всего обжигалась, на нее наносился орнамент. Кроме обычного — боевого употребления, тростка выступала в качестве символа кулачного бойца. Глядя на изображенные на ней знаки, можно было определить принадлежность бойца к определенной артели, узнать о его в ней положении, опыте боев. Это один из главных символов, показывающих принадлежность к движению бузы. Также существовали и тростки из металла.

3. Ручник — это палка для боя длиной с руку или с половину руки. Ручник делали из поломанных тросток с орнаментом. Были в употреблении и ручники из металла. В разных районах Тверской области ручники часто дарили полюбившимся девушкам.

4. Чижики или закладки — представляли собой короткие палки размером с ладонь. Использовались в бою как дополнительное средство, которое увеличивало травмирующие качества кулака. Боевые палки делали из различной древесины, чаще всего — из берёзы, можжевельника, дуба.

Техника боя на палках в бузе подразделяется на три основные группы.

1. Подорожная — поединок ведется палкой, которая держится обратным захватом за верхний конец, подобно тому, как ее держат путники.

2. Хвастание — в этой технике палка держится прямым хватом при помощи одной или двух рук, палку держат за один конец, вторым — наносят удары по противнику.

3. Бой переводом — в этом приеме палка держится за ее середину, место удержания при этом постоянно перемещаются.

Во время поединка на палках используются попеременно все три техники, меняясь между собой. Встречаются способы ведения поединка при помощи двух палок сразу, а также техники, которые сочетают применение палки с каким-нибудь иным оружием, к примеру, с ножом.

Ещё новости

Русская Буза или просто Буза – борьба, разновидность рукопашного боя, являющаяся исконно русской боевой дисциплиной. Данная традиция русского народного рукопашного боя легла в основу отечественной системы ближнего боя.

Буза характерна для северных регионов России, так как своё распространение ещё в старые времена она получила именно в северо-западных землях, на которых сегодня располагаются такие области, как Новгородская, Тверская, Вологодская и Псковская. Это единоборство в разное время и в разных местах имело множество разных названий, но Буза – наиболее распространённое и дошедшее до наших дней.

Довольно часто этот вид борьбы получал название от мелодии, под которую происходили показательные состязания. Как правило, такие состязания проводились на ярмарках и других массовых гуляниях народа. Например, буза часто именовалась такими названиями, как «галаниха», «шараевка», «скобарь», «мамонька» и другие. Со временем стиль и техника рукопашного боя приобретали свои индивидуальные черты, что дало им и определённое название. Поэтому «Буза» – это не только бойцовская мелодия и пляска, но и определение конкретной техники ведения борьбы.

Боевой пляс Буза

Но с началом развала Советского союза и массовым появлением на отечественном рынке зарубежных фильмов, которые в своей основе пропагандировали различные «экзотические» боевые искусства, и без того малый интерес к отечественным видам единоборств, переключился на каратэ, айкидо, ушу и прочее. Перестройка вывела различные школы боевых искусств из подполья, толпы падких ко всему новому подростков и не только устремились записываться в те или иные секции. Но это не значит, что не было школ русских единоборств. Они были тоже. Это «спас» или «славяно-горицкая борьба».

Но, согласно древнему изречению, «время лечит», всего через несколько лет пыл новоявленных каратистов угас, и боевые искусства больше не пользовались большой популярностью. Единоборствами увлеклись те, кто действительно хотел получить те или иные боевые навыки, так как борьба – это не только набор боевых приёмов и техник для ведения драки, но это также вера в себя и свои силы, это вера в друзей, и это духовная вера. Основа веры прослеживается во всех боевых искусствах мира. И хотя их философии различны, основы веры примерно одинаковы. И русские боевые единоборства не исключения, в том числе и буза.

Буза — борьба с богатым фольклорным наследием

Конкретных и точных сведений о бузе нет, поэтому возрождение этой борьбы скрупулезно собиралось в различных этнографических экспедициях с 1987 года. Все полученные данные тщательно изучались и систематизировались, что позволило Базлову Г.Н. защитить кандидатскую диссертацию в 2002 году в МГУ на историческом факультете по теме «Деревенская артель кулачных бойцов — рукопашников», который впоследствии стал президентом Центра Традиционного Русского Боевого Искусства.

Буза является не только русским рукопашным боем, но также и довольно богатым источником, который содержит фольклорное наследие. Это знания, которые позволяют изучать Россию с точки зрения культуры. С 90-х годов буза выросла из направления русского единоборства до общественного движения, которое собрало вместе исследователей и любителей исконных русских боевых единоборств.

Как боевая воинская дисциплина, буза сформировалась в северо-западных родовых дружинах кривичей и словен. Наибольшее распространение получила в деревнях, чьи артели славились кулачными бойцами, где и была популярна до второй половины 20 века.

Буза — борьба, включающая в себя как ведение поединка с оружием и без, так и исполнение боевого пляса. Так как Россия постоянно вела войны, как свои, так и чужие, то русским воинам буза помогала не раз одерживать победу в сражениях и с половцами, и с крестоносцами, с татаро-монголоми, шведами, поляками. Боевые приёмы борьбы бузы использовались постоянно, включая и Великую Отечественную Войну.

Последователи бузы достойны самых высоких похвал, так как с приходом советской власти русские боевые искусства были объявлены пережитками прошлого. И за их изучения можно было сесть или быть расстрелянным. Но, тем не менее, русский народ, преимущественно проживающий в деревне, сумел сохранить столь уникальный вид борьбы. Буза известна ещё со времён славянских дружин. В пользу этого говорят результаты этнологических анализов обрядов, которые выполнялись кулачными бойцами. Так, можно с точностью утверждать, что традиция бузы идёт из 12-13 веков, когда были новгородские ушкуйники. Это, если говорить о фактах, не подтвержденных документально историческими записями. Если говорить о записях, то книга «Ода кулачному бойцу», которую можно датировать 1750 годом, рассказывает о том, как воин, владеющий приёмами бузы, побеждает графа Орлова-Чесменского, знаменитого бойца на кулаках.

Основа бузы

Как и любое единоборство, буза имеет свою философию, которая в своей основе имеет три понятия, на которых строится обучение и познание не только боевых приёмов, но и правильность поступков к себе, семье и отчизне. Это вера, соблюдение обычаев и традиций, методы обучения, техника и приёмы. В такой последовательности ещё с древности формировалось и формируется сегодня мышление русских кулачных бойцов. Вера призвана для укрепления характера, для преодоления боязни смерти, так как «голову свою сложить задруги своя – это наибольший подвиг». Соблюдения обычаев и традиций сохраняют уклад семейной жизни, помогают воспитывать детей, поддерживают искренние отношения между мужем и женой, прививают навыки труда.

В общем, прививают те цели, ради которых и живёт человек. Способы обучения приёмам и техникам рукопашного боя учат воина не только банальному ведения боя, но и ответственности, умению защитить не только себя, но и свою семью, свою родину, способам выживать в самых критических жизненных ситуациях. Русский рукопашный бой, буза, призван сохранять и защищать не только веру, традиции и обычаи, но и культуру народа, без которой он не может существовать в принципе.

Техника борьбы бузы

Борьба буза наряду со своей уникальностью обладает и многими элементами, которые свойственны другим боевым рукопашным единоборствам. Это удары ногами и руками, различные броски, болевые хваты и заломы, удушающие приёмы. Так или иначе, но в бузе, как и в любом единоборстве присутствуют заимствованные приёмы и техники, которые накапливались веками и сохранялись. На протяжении многих веков буза впитывала в себя всё то, что способствовало победе и выживанию.

Именно поэтому техника бузы, как рукопашного единоборства была довольно разнообразной, так как в разных регионах она отличалась стратегией ведения боя. Однако, даже в разных стратегиях ведения боя всегда имелся общий, иногда менявшийся, но сразу выделявшийся в стиле бузника.

Бой в технике борьбы бузы может быть боевым, состязательным и прикладным. Состязательная техника боя бузы обычно использовалась для потехи на сборищах друзей и воинов – дружинников, на праздниках в качестве показательных выступлений. В данном виде бои бузников ни в коем случае не допускали использование травмирующих и калечащих приёмов. Так как правил, как таковых не существовало, состязательные поединки проводились «уговором». Бойцы заранее договаривались, как будет проходить бой. При этом «уговор» строго соблюдался. Например, «уговор» мог наложить запреты на битьё палкой в определённые места, нанесение ударов в пах или затылок, залом пальцев и прочее.


В отличие от состязательной бузы, боевая буза не ограничивалась уговорами и разрешала применять всё для достижения победы.

Уникальность борьбы бузы состоит в том, что она является не только боевой, но и культурной дисциплиной. При обучении различным приёмам воины — кулачники также обучались и различным танцам, которые в отдельности от боевых приёмов можно считать культурным развитием. Это так называемая плясовая акробатика или боевой пляс. Также прикладная буза предусматривает обучение на развитие внимания, обучение выживанию в дикой природе и различные упражнения по оздоровлению организма, включая методы народной медицины.

Буза сегодня

Несмотря на то, что такая богатая и уходящая своими корнями глубоко в века традиция русского рукопашного боя, как буза не сохранилась в записях и документах, она всё же сохранилась и активно развивается в наши дни. Благодаря нашим предкам, прадедам и дедам, эта традиция ведения боя передавалась из уст в уста, из поколения в поколения.

Материалы по борьбе бузе собирались долгие годы, систематизировались и упорядочивались в этнографических экспедициях. И продолжают собираться сегодня. Особенно ценными в этом направлении являются жители глубинок нашей страны, жители русских деревень. Это тот костяк, который в военные годы состоял в рядах нашей армии и защищал родину от врагов. Это те люди, которые знают войну, прошли её и применяли бузу в настоящем бою на смерть. Но важно учесть и то, что у одного человека не всегда можно в точности узнать всё о бузе, а за последние 70-80 лет носителей исконного русского стиля рукопашного боя остаётся всё меньше и меньше. К тому же, с укреплением советской власти с 20-х годов прошлого века за боевой пляс бузы и рукопашный бой можно было угодить в тюрьму.

Борьба Буза, как и родовой стиль князя Голицына, уходит своими корнями в северо-западные земли страны, то и приёмы князей Голицыных входят сегодня в неё. Боевые традиции Голицыных были достаточно богаты и смогли скрытно сохраниться до наших дней. А накопленный родовой опыт рукопашных приёмов последний потомок Голицыных, Борис Васильевич Тимофеев-Голицын успел передать нашим современникам, Базлову Григорию и Семёнову Дмитрию.

Кадочников А. А. о бузе сказал так: «Нужно вбирать всё лучшее, чтобы восстановить ту единую систему русского боя, которая способствовала появлению различных боевых стилей. Это и моя система, и приёмы князя Голицына, и буза».

Это была буза — борьба-мамонька русского народа.

Буза

БУЗА - это русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских словен и кривичей. До второй половины ХХ века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов.

С помощью этой борьбы русские воины не раз выходили победителями из сражений с половцами, крестоносцами, поляками, шведами и так далее вплоть до наших дней. Даже с приходом советской власти, когда русское боевое искусство, объявленное пережитком прошлого, было практически уничтожено, элементы этой борьбы переняли другие боевые системы.

Буза включает в себя боевой пляс, способы боя с оружием и голыми руками.

Происходит слово БУЗА от корня «буз»-«буск»- «бузк». В восточнославянских языках, круг значений слов образованных от этого корня связан со значением «бить»: «бузкать» - диалектное «бить», бузовка - плётка, буздыга - дубина для драки. В западнославянских чаще со значением «бушевать»: огонь бузуе (польское), что значит: огонь бушует.

Так же в восточнославянских диалектах словом «бузует» описывают процесс брожения молодого пива, клокотания кипящей воды, биение родникового ключа или народные волнения.

Кратко можно ограничить круг значения этого слова в славянских языках как «биение», «бушевание», «клокотание».

Существует интересное предположение лингвистов о том, что славянское «буск» восходит к некой индоевропейской праоснове и родственно корню «boks» - «box». В современных романских и германских языках, эта корневая основа породила название разнообразных видов европейского бокса. Таким образом получается, что буза и бокс - слова однокоренные.

«Буза» или «ломание»- это вид боевого пляса, который содержит элементы рукопашного боя стоя. Боевые элементы ломания - это «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской - потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно ни когда и не было установлено, приблизительно их от 7-и - до 15-и.

Элементы эти соединяются в пляске под гармонь спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.

Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является ломание ритма, в котором движется окружающий мир.

Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны. В этой пляске, так же, лучше всего тренируется «плын» - особое бузовское состояние восприятия.

На фоне озорного настроения создаваемого музыкой и песнями изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит еще одна ценность ломания в бузе, достигается цельность.

Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания по тому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира.

В старину обряд ломания проходил примерно так: Артель (человек 50) собиралась где-нибудь на перекрестке дорог, на мосту, на холме, обычно ночью. Ночью по тому, что днём было некогда. Там встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку. Бывало, что одновременно играло несколько инструментов. После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал. Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Бойцы меняли друг друга, уходили из круга и выходили ломаться вновь. Вся эта процедура длилась часами (три-четыре). Несмотря на бессонную ночь, проведенную в пляске и драках, утром все чувствовали прилив сил и соснув пару часиков, шли на работу.

Как сохранилась такая богатая традиция русского рукопашного боя? Эта традиция передавалась в артелях бойцов-кулачников. Из уст в уста, от сердца к сердцу, и исключительно людям, "для добра нарожденным". Корыстных и злых людей не обучали рукопашному бою.

Материалы по боевой технике бузы собирались и продолжают собираться в большой степени во время специальных этнографических экспедиций по деревням и селам Северо-Западного региона (Тверская, Новгородская, Вологодская, Псковская области), которые проводит кандидат исторических наук Григорий Базлов и сотоварищи.С 90-х годов ими воссоздаётся в Твери боевая система "Буза".

К родственным Бузе системам можно ещё отнести русский рукопашный бой Кадочникова и родовой стиль князя Голицына;существует школа боевых искусств Грунтовских .

"ЕСТЬ четыре кита, на которых стоит буза: точность, правильность, сила и скорость. Это именно те слагаемые, по которым, как по ступенькам, можно добраться до вершин мастерства/"
Григорий Базлов