Тема воды в литературных произведениях. Стихия воды в русской литературе и фольклоре. Ты катишь волны голубые

Каждый год Организация Объединенных наций (ООН) выбирает тему в рамках празднования Всемирного дня воды и на весь год, которая подчеркивает роль воды. Главная тема 2006 года - Вода и культура.

Люди планируют свои города у воды, купаются в воде, работают с водой. Наша жизнь основана на воде и сформирована водой. Священное отношение к воде известно во всем мире. Вода – в основе многих религий. Очаровательный и эфемерный образ воды представлен в искусстве многих веков: в музыке, живописи, литературе, кино.

В культуре многих народов мира вода считается началом всех начал. В Древней Греции почиталось семь классических мудрецов (Фалес, Биант, Питас, Салон и т.д.) каждый из которых, по преданию, оставил в назидание потомству хотя бы одно мудрое высказывание. Первый из мудрецов, открывавший этот список, - Фалес Милесский (624-547 до н.э.) - говорил: «Все элементы мира, сам мир и то, что в нем рождается, возникает из воды. И в неё возвращается. Земля плавает в воде». Ему же принадлежат слова: «Воистину вода лучше всего». Об этом можно прочитать в статье Р.В. Боброва «Рыбацкое счастье в чистой воде». (Природа и человек. Свет. – 2003. - №6. – С. 66-67) .

Плиний Старший (23 – 79 н.э.) подтверждал эту мысль словами: «Когда вода спускается с небес, то она является причиной всего растущего на Земле… это дает основание вывести заключение, что все силы на Земле исходят от воды».
Да кто станет с этим спорить! Алхимики до Х VIII столетия считали, что воду можно превратить в любые вещества. Древние легенды о создании мира утверждали, что вначале был мрак, первичное вселенское море. Декарт Рене (1596-1650) в трактате «Начало философии» (1644) специальный раздел посвятил воде - «О природе воды, и почему она легко превращается то в воздух, то в лёд».

Утверждение о том, что вода – первоисточник всего, стало аксиомой философии древнего мира. Роберт Боил (1627 –1691) писал: «… хаос, из которого всё возникло, материальная основа Вселенной, был водой».

Вода преобразует облик земного шара. Эту мысль очень точно выразил американский философ-идеалист (и писатель) Ральф Уолдо Эмерсон «Пусть река течет куда захочет, все равно на её берегах вырастут города». А значит можно бесконечно много говорить на тему вода и архитектура. На нашей выставке «Вода и культура» мы представили статьи из журнала «Красивые дома», которые раскрывают современную трактовку этой темы. А из истории каждый из вас может назвать прекрасные примеры гармонии строений с водой. Особенно это касается старинных усадеб. Вода распространяет и перемешивает народы, создавая творческую среду для каждого нового поколения.

Поэты, писатели, художники посвятили и посвящают воде свои произведения, делают воду героиней своих произведений.

А.С. Пушкин посвятил стихии воды много прекрасных строк:

«Фонтану Бахчисарайского дворца»:
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной
Ах, лейся, лейся ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…

«К морю»
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой…
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

К. Паустовский в повести «Мещорская сторона» написал о лесных реках и каналах «о двух речушках – Солотче и Пре, текущих на юг через леса, болота и гари. Солотча – извилистая и неглубокая река. В её бочагах стоят под берегами стаи язей. Вода в Солотче красного цвета. Такую воду крестьяне зовут «суровой». Пра течет из озер северной Мещоры в Оку. Деревень по берегам очень мало. В старое время на Пре, в дремучих лесах, селились раскольники. Кроме рек, в Мещорском крае много каналов. Еще при Александре II генерал Жилинский решил осушить мещорские болота и создать под Москвой большие земли для колонизации… Сейчас каналы эти заглохли и заросли болотными травами. В них гнездятся утки, живут ленивые лини и верткие вьюны. Каналы эти очень живописны. Они уходят вглубь лесов. Заросли свисают над водой темными арками. Кажется, что каждый канал ведет в таинственные места».

Поэты серебряного века посвятили водной стихии много проникновенных строк. Василий Зота написал цикл стихов «Волга». Одно из стихотворений:

«Русская красавица»
Сбежав резвушкою с высот Валдая,
Бежала долго хилою такой,
Но, слившись с многоводною Окой,
Ты выросла, как дева молодая.
Подруга Кама, в борах пропадая,
Аукнула… Ты встретили волной
И мчишься к Каспию тропой родной,
Лицом вся юная, в летах – седая.
Жизнь девичья – не жизнь без жениха,
А молодцу без милой жизнь – мученье.
Ах, бурное прекрасное теченье!..

Александр Федоров создал цикл стихов «Океан».

Океан
Как много в этом слове – океан!
Ещё ребёнком я к скитаньям чуял склонность,
Любил зверей неведомых мне стран,
Тропических цветов и красок обнаженность.

Но мыслью о тебе я был как будто пьян,
О, океан, небес и вод бездонность!
Как раб – угодливый, всесильный, как титан,
Всеотражающий и сам всеотраженность.

Ты – зеркало Вселенной. Я люблю
толенность недр твоих зеленых,
Тоску, скитанья волн неугомонных.

И, жизнь свою вверяя кораблю,
Я не доскам – волнам её вверяю,
И мощь твою – своею измеряю.

Каждая область культуры находит различные средства, чтобы воспеть воду. И каждая из них признает ее ценность и центральное место воды в человеческой жизни.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Исследование по литературе на тему

«Живой образ моря

в произведениях

русских поэтов и писателей»

Доклад на школьную научно-практическую конференцию «Вода – драгоценный источник жизни»

МКОУ Сергеевская СОШ, 11 класс,

Руководитель: Беднякова Инга Алексеевна,

учитель русского языка и литературы.

2014 год

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,–
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
(Ф.И.Тютчев)

Слайд 2

Эпиграфом к нашей работе мы взяли строки из стихотворения русского поэта Ф.И.Тютчева. В них поэт нам говорит о «живой» природе, о том, что она «не слепок, не бездушный лик», она «живая», « в ней есть душа, в ней есть свобода,в ней есть любовь, в ней есть язык...». И всё, что связано с природой, её неотъемлемые части: лес, горы, река, небо и многое другое может оживать в произведениях русских поэтов и писателей.

Слайд 3

Цель исследовательской работы : раскрыть и показать образ моря в художественной литературе как образ живой и одушевлённый

Слайд 4

В нашей исследовательской работе мы понаблюдали за тем, как оживает вода, в

частности море, на страницах художественной литературы.

Например, в стихотворении В.А.Жуковского море изображается как свободная стихия, бескрайнее пространство, не подчиняющееся ничьим законам.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Итак, море в стихотворении Жуковского предстает как живое существо. Образ живого моря воплощается с помощью олицетворений: «ты дышишь», «горишь», «ласкаешь», «дрожишь», «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...»

Слайд 5

В стихотворении А.С.Пушкина море- символ любой природной и человеческой стихии. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.

Итак, море в стихотворении Пушкина предстает тоже как живое существо.

Слайд 6

В стихотворении Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» поэт также наделяет море «живой душой»:


***
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

Итак, в стихотворении Ф.И.Тютчева море также предстаёт в живом образе («ходит», «дышит», «блещет», «празднуешь»).

Слайд 7

В рассказе М.Горького «Мальва» море ярче, образнее воплощает в себе признаки живого существа. Это подтверждают многочисленные олицетворения, которые писатель использует в данном рассказе: «море смеялось», «вздрагивало», «улыбалось», «море было счастливо», «дремотно вздыхая».

Слайд 8

Ёще в одном рассказе М.Горького – «Челкаш» также раскрывается перед нами живой образ моря. Когда Горький описывает сцену кражи «товара» с парохода, море все время является действующим лицом, свидетелем и соучастником происходящего. «Ночь была темная... море было спокойно, черно и густо, как масло». Также море обладает всеми признаками, присущими живому существу: «Оно[море] дышало влажным, солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-чёрном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

Итак, в данном произведении Горького море не только является живым существом(«дышало», «звучало», «плескаясь», «покачивая», «спало»), но оно также заменило главному герою дом, семью, море для него было чем-то большим

Слайд 9

Вывод

Проведя данное исследование, мы выяснили, что тема моря по-разному раскрывается в произведениях Жуковского, Пушкина, Тютчева и Горького.

У Жуковского море - это, прежде всего, психологический образ, пейзаж души лирического героя.

У Пушкина образ моря понимается шире: это и романтический идеал абсолютной свободы, и стихия творчества, и символ жизненного пути человека.

У Тютчева море – живое существо, которым поэт любуется, удивляется его великой морской стихии, которое способно очаровать и загипнотизировать человека.

У Горького море - это символ чего-то прекрасного в жизни людей, в которой много некрасивого, мучительного, грязного и даже страшного, а также это символ вольной и свободной стихии.

Емкий и богатый красками образ моря меняется от поэта к поэту, отражая своеобразие их творчества. Но все они едины во мнении, что море – это живое существо, способное чувствовать, понимать, думать, любить, неистовствовать.

Мы доказали предполагаемую гипотезу, что образ моря в художественной литературе – это образ живой и одушевлённый.

Спасибо за внимание.

  1. Фомин Г.С. Вода. Контроль химической, бактериальной и радиационной безопасности по международным стандартам. Энциклопедический справочник. - М.: Протектор, 2000.
  2. Миклашевский Н.В., Королькова С. В. Чистая вода. Системы очистки и бытовые фильтры. - Дюссельдорф, Киев, Москва, Санкт-Петербург: «Арлит», 2000.

    Государственный контроль качества воды. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

    Громогласов А.А. и др. Водоподготов-ка: процессы и аппараты. - М.: Энерго-атомиздат, 1990.

    Учебное пособие: Вода, которую мы пьем. Издатель: ЗАО «Компания Медиа-Сервис».

    Отчетпотеме:«Гигиеническаяоценкаи изучение барьерной роли природных цеолитов Холинского месторождения по отношению к ряду химических и биологических загрязнителей при использовании их в качестве фильтрующей загрузки для очистки питьевой воды». - Новокузнецк: Академия медицинских наук СССР, Сибирское отделение, 1990.

    Савченко М.Ф.,Ткачев П.Г.,Львова И.П. Цеолиты России (Мед.-биол., гигиен., экол. и экон. аспекты).- Иркутск: Иркутский университет, 1998. - С. 253.

    Цеолиты - минерал XXI века. // Сантехника, отопление, кондиционирование, №4, 2004. - С. 50-52.

    Герасимов Г. Н. Адаптация технологии обработки питьевой воды к новым условиям: применение. // Водоснабжение и санитарная техника. - №б. - М.: Изд-во ВСТ, 2003.

    Бернал Дж., Фаулер Р. Структура воды ионных растворов // Успехи физических наук, 1934.-Т. 14, вып. 5.

    Сикорский Ю.А., Вертепная Г. И., Красильник М.Г. Физические свойства талой воды // «Известия вузов». - Физика, №3.-1959.

    Самойлов О.Я. Структура водных растворов и гидратация ионов. Сб. Состояние и роль воды в биологических объектах. - М.: Наука, 1967.

    Классен В. И. Омагничивание водных систем. - М.: Наука, 1982.

    Вопросы теории и практики магнитной обработки воды и водных систем. Сборник второго всесоюзного совещания. - М.: Цветметинформация, 1971.-С.316.

    Тринчер К.С. Состояние и роль воды в биологических объектах. - М.: Наука, 1967.-С. 143-149.

  3. Соловьева Г. Р. Перспективы применения магнитной обработки воды в медицине. // В сб.: Вопросы теории и практики магнитной обработки воды и водных систем. - М., 1974.
  4. Чеснокова Л.Н. Вопросы теории и практики магнитной обработки воды и водных систем. - М.: Цветметинформация, 1971.-С. 75.

    Шимкус Э.М., Каленкович Н.И., Аксенов Ж.П. Применение намагниченной воды для лечения мочекаменной болезни. // Материалы симпозиума «Неоперативные методы лечения МКБ и медикаментозная профилактика рецидивов». - Киев, 1972.

    Моргунов И. И. Проблемы клинической патологии. - Рязань, 1966. - С. 105.

    Пилипенко В.А. Актуальные вопросы здравоохранения практической медицины - Киев: Донецкий мединститут, 1979. 21.ГребневА.Н., Классен В.И., Стефанов-ская Л. К., Жужгова В. П. Растворимость мочевого камня человека в омагни-ченной воде. В сб.: Вопросы теории и практики магнитной обработки воды и водных систем. - М., 1971.

    Шимкус Э.М., Аксенов Ж. П., Каленкович Н.И., Живой В.Я. О некоторых лечебных свойствах воды, обработанной магнитным полем. В сб.: Влияние электромагнитных полей на биологические объекты. - Харьков, 1973.

    Шимкус Э.М. и др. Труды Крымского медицинского института. 1973. -Т. 53. - С. 67-70.

    Гигиеническая оценка магнитных полей (материалы симпозиума 22-23 мая 1972 г.). - М.: Минздрав РСФСР, 1972.-С. 182.

    Пилипенко В.А. Актуальные вопросы здравоохранения практической медицины. - Киев: Донецкий мединститут, 1970.

  5. Протокол №01-6/23 исследований методом биоиндикации воды, пропущенной через фильтры. ГУ Научный Центр клинической и экспериментальной медицины СО РАМН, 13.01.2004.
  6. Педашенко Д.Д., Божко Л.И. Осветление мутных поверхностных вод на коммунальных водопроводах. // Водоснабжение и санитарная техника, 2004, №1.

    Морина М.В., Блажко А.В. Водоочистные устройства - практика сертификации //Питьевая вода. - 2002. - №4. -С. 14.

    Ананьева Е. А. и др. К вопросу о методике определения эффективности водоочистных устройств бытового назначения // Питьевая вода. - 2001, №3. - С. 9.

    Веремьянина Л. Сколько Вам лет, спросите у Михайловой // Вечерний Новосибирск, 23 января 2003 г.

    Зуев Е.Т., Фомин Г.С. Питьевая и минеральная вода. Требования мировых и

    европейских стандартов к качеству и безопасности. - М.: Протектор, 2003.

    Каталог продукции Компании АРГО. Информационный пакет. Выпуск №16.- Новосибирск: ООО «Арго-Сибирь», 2003.

Алексеев Андрей

В данной работе шестиклассник рассматривает роль воды в различных произведениях фольклора и русской литературы, поднимая актуальную экологическую проблему состояния воды в наше время.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ХII Областные школьные

Кирилло-Мефодиевские чтения

«Живая мёртвая вода…

(По страницам литературы

от фольклора до наших дней.)»

МОУ Кротовская СОШ

«Образовательный центр», 5 «В» класс,

Самарская область, Кинель-Черкасский р-н,

с.Кротовка, ул.Куйбышевская, 21.

Руководитель: Иванова Ирина Павловна,

учитель русского языка и литературы.

Самарская область, Кинель-Черкасский район,

с.Кротовка, ул. Ленинградская, 18 – 2.

Самара

2011 год

Рецензия

на работу Алексеева Андрея «Живая мёртвая вода…

(По страницам литературы от фольклора до наших дней.)»

Реферат Алексеева Андрея соответствует заявленной теме, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы, логичностью, связностью, доказательностью. Работа структурно упорядочена, оптимально соотношение введения, основной части и заключения. Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям: наличествует план, список литературы, правильно оформлены сноски и соблюдена культура цитирования.

Во введении ученик обосновывает выбор темы реферата и его актуальность, объясняя это тем, что в последние десятилетия земляне слишком потребительски относятся к воде, в связи с чем запасы пресной воды на планете стали резко сокращаться. Цель исследовательской работы Алексеева А. - показать роль воды в литературе от фольклора до наших дней и воспитательное значение изображения воды на читателей.

Материал реферата структурирован по главам, заголовки к частям текста отражают содержание глав. Материал реферата изложен разносторонне, ученик приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения, выражает свое мнение по проблеме, утверждая, что ценность воды во все времена была очень высока, и это легко проследить по русскому фольклору.

В результате работы выпускницей сделаны выводы о том, что произведения, на страницах которых изображается вода, - лучшие воспитатели, способные убедить человека в том, что вода – это жизнь, что сохранение жизни на Земле зависит от сохранности воды. А значит, мы и в ответе за эту жизнь.

В работе соблюдены нормы русского литературного языка, письменная речь ученика грамотна, эмоциональна, убедительна.

Аннотация.

В своей работе «Живая мёртвая вода…» Алексеев Андрей показывает роль воды в литературе, начиная с фольклора и заканчивая нашими днями. Пятиклассник доказывает, что с помощью литературных произведений можно вернуть уважительное отношение к воде, что так необходимо в наше время.

  1. Введение.
  2. Живая мёртвая вода. (По страницам литературы от сказок до наших дней.)
  1. Вода в малых жанрах фольклора.
  2. Вода в сказках.
  3. Вода в литературе ХХ века.
  4. Результаты наблюдений.
  1. Заключение.
  2. Список литературы.
  1. Введение в тему

Вода… Ей посвящены стихи и песни, рассказы и научные работы. «Сок жизни» - так назвал воду величайший художник и мыслитель Леонардо да Винчи. Это определение верно, ведь жизнь зародилась в воде.

Вода – величайшая ценность для всех жителей Земли. В нормальных условиях необходимо пить в сутки не менее двух с половиной литров воды, человек нуждается в воде больше, чем в пище. О многих интересных фактах, связанных с водой, я узнал на классном часе, когда мы говорили о пользе воды, о бережном отношении к ней. Там же я услышал слова французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты – самое большое богатство на свете…»

В тот день в школе на всех уроках обращались к теме воды. На уроке же литературы мы остановились на некоторых произведениях, в которых вода играет важную роль. Именно тогда вода, её место и роль в литературе и привлекла наше внимание в качестве предмета исследования.

Мы поставили перед собой цель: показать роль воды в литературе от фольклора до наших дней и воспитательное значение изображения воды на читателей.

Для достижения этой цели определили следующие задачи:

  1. Определить жанры литературы, в которых изображается вода.
  2. Выяснить, какую роль играет вода в каждом конкретном произведении.
  3. Выяснить, различается ли изображение воды в зависимости от времени создания произведения.
  4. Показать значение образа воды для читателей.

Уверены, что выбранная нами тема актуальна сейчас. Все жители нашей планеты знают о том, что запасы пресной воды на Земле ограничены. Но не все, к сожалению, соблюдают правила бережного и экономного отношения к воде. Поэтому хочется ещё раз с помощью литературных произведений напомнить землянам о ценности, особенностях и возможностях воды, о том, что человек и вода едины. Тем более, что многие школьники с возрастом забывают о значении месте и роли воды в литературных произведениях. Это показал и наш опрос: пятиклассники быстрее и больше назвали произведений (конечно, сказок), в которых встречается вода, а вот девятиклассники делали это гораздо медленнее. В результате оказалось, что с водой у ребят ассоциируются следующие сказки: «О рыбаке и золотой рыбке» А.С.Пушкина (74 %), «Гуси-лебеди» (67 %), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (49 %) «Русалочка» Г.Х.Андерсена (26 %), «Летучий корабль» (11 %). Причём последние две сказки ребят называли на основе мультфильмов. Значит, очень важно напомнить школьникам о роли воды, которая ценилась очень высоко с древних лет. Поэтому видна и практическая ценность моей работы.

  1. Живая вода
  1. Вода в малых жанрах фольклора

Как много сказано о воде! Уже наши давние предки посвящали ей пословицы, песни, загадки. Пословицы, выражая народную мудрость, не только украшают нашу речь, но и учат бережному отношению к природе, в том числе и к воде. Вслушайтесь в них: «Лес да вода поле красят», «Апрельские ручьи воду будят», «Хлеб да вода – богатырская еда», «Вода путь найдёт», «Глубокая вода не мутится» .

Немало у русского народа и крылатых выражений (фразеологизмов) о воде. (Кстати, крылатыми их назвал Гомер, потому что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.) Каждое их них можно заменить нейтральным синонимом, понятным всем, но не таким ярким и образным, как крылатое слово. Например, «Как в воду глядел» - как будто заранее знал; «Воду решетом носить» - заниматься бесполезным делом; «Воды в рот набрал» - молчит; «Воды не замутит» - смирный человек; «Из воды сухим выйдет» - останется безнаказанным; «Лить воду на чью-нибудь мельницу» - действовать в чью-нибудь пользу; «Водой не разольёшь» - очень дружные; «Вывести на чистую воду» - раскрыть чьи-нибудь тёмные дела и др. .

А как точно и тонко подчёркиваются свойства и особенности воды в загадках!

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (Вода)

Без ног ходит, без рта глотает. (Река)

Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь. (Река) .

А вот современная загадка:

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без… (воды).

Думаю, все заметили, что в дошедших до нас через столетия пословицах и загадках подчёркивается то, что вода – часть природы, а в более современной приведённой загадке – практическая значимость воды.

  1. Вода в сказках

Одним из самых моих любимых жанров литературы являются сказки. Вот где у воды часто главная роль, вот где она царствует как герой произведения. Многие из русских народных сказок начинаются с одинакового зачина: «На море-океане, на острове Буяне…». В сказках вода встречается в различных образах: реки, моря, дождя, воды живой и мёртвой. В сказках у воды важная роль: она то представляет собой грозную стихию, а то, наоборот, помогает героям произведения. Мы понаблюдали за ролью воды в нескольких народных и авторских сказках.

Так, в народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком».

В другой не менее известной сказке, «Гуси-лебеди», девочке помогает молочная река:

«– Речка-матушка, спрячь меня!

– Выпей моего молочка!

Нечего делать, выпила. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели».

Из «Сказки о волшебной водице» узнаём, что вода может мирить людей: «И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха сейчас за волшебную водицу. Вот сила–то в ней какая!»

Именно в народных сказках впервые встретили мы воду живую и мёртвую, поэтому необходимо хотя бы кратко остановиться на этих понятиях.

«Живая вода (сильная или богатырская) в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие мёртвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде. Мёртвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь. По Афанасьеву, мёртвая вода – это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассечённые части матушки-земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы» .

В сказке «Иван-царевич и Серый волк» вода помогает воскресить главного героя: «Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану–царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван-царевич ожил».

В авторских сказках вода получает продолжение. Например, в «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкина главному герою помогает чародей-старик, который сопровождает Руслана во всех его приключениях, он же омывает раны мёртвой водой и оживляет витязя живой. Этот сюжетный элемент А.Пушкин позаимствовал из народных сказок.

В немой глуши степей горючих
За дальней цепью диких гор,
Жилища ветров, бурь гремучих,
Куда и ведьмы смелый взор
Проникнуть в поздний час боится,
Долина чудная таится,
И в той долине два ключа:
Один течет волной живою,
По камням весело журча,
Тот льется мертвою водою;
Кругом всё тихо, ветры спят,
Прохлада вешняя не веет,
Столетни сосны не шумят,
Не вьются птицы, лань не смеет
В жар летний пить из тайных вод;
Чета духов с начала мира,
Безмолвная на лоне мира,
Дремучий берег стережет...
С двумя кувшинами пустыми
Предстал отшельник перед ними;
Прервали духи давний сон
И удалились страха полны.
Склонившись, погружает он
Сосуды в девственные волны;
Наполнил, в воздухе пропал
И очутился в два мгновенья
В долине, где Руслан лежал
В крови, безгласный, без движенья;
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает Руслан, на ясный день
Очами жадными взирает… .

А из сказки Петра Ершова «Конёк-горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым:

Вот конек хвостом махнул,

В те котлы мордой макнул,

На Ивана дважды прыснул,

Громким посвистом присвистнул.

На конька Иван взглянул

И в котел тотчас нырнул,

Тут в другой, там в третий тоже.

И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке не сказать,

Ни пером не написать!

Вот он в платье нарядился,

Царь-девице поклонился,

Осмотрелся, подбодрясь, .

С важным видом, будто князь.

Вода помогает героям А.С.Пушкина в «Сказке о царе Салтане». Когда мать и ребёнка – жертв клеветы – поместили в бочку и бросили в море, море пожалело их и выбросило на берег:

"Ты, волна моя, волна!

Ты гуллива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли -

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!"

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько». .

А в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка» вода, море – дом главной героини, и только там она чувствует себя счастливой: «Далеко в море вода синяя- синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит».

В другой сказке Андерсена «Гадкий утёнок» для главного героя вода также играет большую роль в судьбе: «И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедем, который, увидев его, тоже поплыли к нему…» Вода помогла ему, так как благодаря отражению в озере он увидел не Гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Это спасло ему жизнь.

Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что тема и образ воды занимает в сказках огромное место. В них она живое существо, которое положительным героям помогает, а отрицательных наказывает.

  1. Вода в литературе ХХ века

Поэты и писатели ХХ века тоже посвятили воде немало строк, сделали её героиней многих произведений. Среди писателей, создавших лучшие произведения о Родине и её богатствах, безусловно, выделяется К.Г.Паустовский. Я пока мало знаком с его творчеством, но мне уже известна его повесть «Мещёрская сторона».

В ней К.Паустовский написал о лесных реках и каналах «о двух речушках – Солотче и Пре, текущих на юг через леса, болота и гари. Солотча – извилистая и неглубокая река. В её бочагах стоят под берегами стаи язей. Вода в Солотче красного цвета. Такую воду крестьяне зовут «суровой». Пра течет из озер северной Мещоры в Оку. Деревень по берегам очень мало. В старое время на Пре, в дремучих лесах, селились раскольники. Кроме рек, в Мещорском крае много каналов. Еще при Александре II генерал Жилинский решил осушить мещорские болота и создать под Москвой большие земли для колонизации… Сейчас каналы эти заглохли и заросли болотными травами. В них гнездятся утки, живут ленивые лини и верткие вьюны. Каналы эти очень живописны. Они уходят в глубь лесов. Заросли свисают над водой темными арками. Кажется, что каждый канал ведет в таинственные места» .

Читаешь такие строки и чувствуешь, что автор не только хорошо знает эти места, но и любит их беззаветно. И это не случайно. Мещёрский край – последняя любовь К.Паустовского. Посвящая ему целую россыпь изумительно поэтичных, даже музыкальных, рассказов, писатель напоминает нам, что мы должны беречь наш мир, эту прекрасную землю.

По совету учителя литературы я прочитал недавно рассказ Е.Носова «Кукла» и был просто потрясён. Повествование начинается с описания любимых мест рассказчика: «Денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают воронки…», «Ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег и полоснёт по всей воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матёрый хозяин-сом…» .

И вот через несколько лет рассказчик снова оказывается в тех же местах. Что теперь видит он? «Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жёстким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. …всё язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прёт чёрная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей… Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину» .

Какая огромная разница между двумя зарисовками реки! Если в первой светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, радости, то во второй – краски мрачные, грязные. Ясные и открытые дали сменились другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески затянуло». Причину обмеления реки, изменений в природе Е.Носов видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химикатов.

Самое же страшное, по мнению автора, состоит в том, что в людях растёт безразличное отношение друг к другу, жестокость по отношению к природе. Изменить ситуацию ещё можно, если каждый задумается над ней, будет работать над собой, бережно относиться к земному богатству. И ещё об одном заставляет задуматься рассказ Е.Носова. Пожалуй, в ХХ веке меняет своё значение и словосочетание «мёртвая вода». Никак уже она не представляется жидкостью, которая способна заживить раны или срастить расчленённые части тела. Теперь слово «мёртвая» воспринимается в прямом своём значении по отношению к воде, т.е., по словарю С.И.Ожегова, «1.Умерший, лишённый жизни. 2.Лишённый жизненности, оживления. 3.Бесплодный, бесполезный» .

Когда я читал начало рассказа Е.Носова, то во втором описании реки узнавал наш родной Кутулук. Такое же мелководье с грязью и тиной, такие же берега, заросшие сорной травой и кустами, да ещё горы мусора, сброшенные сюда некоторыми жителями нашего села или оставленные любителями отдохнуть на природе. Конечно, есть среди кротовчан и те, кто к реке относится бережно; конечно, её берега регулярно очищают (в том числе и мы, школьники). Но пока среди нас живут жестокие, бессердечные люди, не понимающие, что вредят самим себе, когда губят реку, мы будем слышать «вздох речной воды». Именно об этом стихотворение учителя нашей школы Борисенко Н.П.

Ещё апрель не начался,

А лёд на речке поднялся.

И скоро-скоро понесёт

Она прозрачный хрупкий лёд.

А по пологим берегам

Весна навстречу выйдет к нам.

И рада ей моя река:

Она наполнит берега,

Напомнит плеском волн весна

Её былые времена,

Когда с хрустальных берегов

Смотрелась в речку синь кустов,

Когда под вечер соловей

Пел о любви реке моей…

Пройдёт весна, спадёт вода –

Не будет радости следа.

На мелководье – тина, ил,

На берегах лишь хлам один.

И слышен вздох речной воды –

Так ждут печалей, ждут беды…

К сожалению, такими страшными и грустными произведениями всё пополняется и пополняется современная литература. Их авторами становятся и школьники, участвующие в конкурсах экологических сказок и стихов. А героем таких произведений часто выступает вода.

  1. Результаты наблюдений

Проведя наблюдения над текстами различных произведений, мы сделали несколько важных выводов :

  1. Вода изображается в разных жанрах литературы: пословицах и поговорках, загадках и песнях, рассказах, повестях, стихах и поэмах.
  2. В каждом жанре вода выполняет особую роль, чаще всего помогает человеку или наказывает его.
  3. Изображение воды в произведениях литературы ХХ века обретает новую направленность – экологическую.
  4. Тема и образ воды в литературе важны для читателя, т.к. помогают формировать нетерпимое отношение к загрязнению и уничтожению воды.
  1. Заключение

Заканчивая наблюдение за темой воды в литературе, мы делаем главный вывод: произведения, на страницах которых изображается вода, - лучшие воспитатели, способные убедить человека в том, что вода – это жизнь, что сохранение жизни на Земле зависит от сохранности воды. А значит, мы и в ответе за эту жизнь. Остаётся только спросить себя: а правильно ли ты используешь то, что дано природой, не растрачиваешь ли впустую драгоценный «сок жизни», что ты сделал для того, чтобы вода перестала быть мёртвой в прямом значении этого слова? Истина, сокрытая в литературе с древних лет и до наших дней, осветляет память и мысли, заставляет посмотреть на такую привычную воду другими глазами. И невольно вспоминается стихотворение, на которое случайно наткнулся на сайте Наиля Бигеева и которое уже не выходит из головы:

Родилась мирным родником
Или грозой гремучей.
Растёт проворным ручейком
Потом рекой могучей.

Несёт богатство, доброту.
Нет сил её предела,
И корабли её в порту,
Уставшие от дела

Стоят, задумавшись о том,
Как сделать жизнь краше,
Что с нами сбудется потом
И что с Землёю нашей.

А сколько рыбы в ней живёт
Красивой, но молчащей,
Как мыслей пламенных полёт,
Прекрасное таящих.

И с ней по жизни на века,
Заросшие, крутые,
Идут родные берега
Побитые, стальные.

Она ласкает их всегда
За верность их и силу.
Им не изменит никогда
И вечно будет милой.

Родившись чистым родником
Или грозой гремучей,
Уйдёт неслышно так - тайком
А после станет тучей.

Мне - тяжело её понять
Она ведь так текуча…
То лёд, то пар, а то опять
Красива и могуча.

И всё ж какой бы ни была,
Её мы любим страстно.
Она живое родила,
Ругать её напрасно.

Список литературы

Фольклор народов России. В 2 т. Т.1: М.: Дрофа, 2002..

Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И.Молоткова. – М., 1967.

Фольклор народов России. В 2 т. Т.2: М.: Дрофа, 2002.

Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Ефрона. – М., 2007, с. 207

Пушкин А.С. Руслан и Людмила.

Ершов П.И. Конёк-горбунок.

Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане.

Паустовский К.Г. Мещёрская сторона.

Носов Е.И. Кукла / Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ Авт.-сост. В.Я.Коровина, М., 2003, с.158.

Там же, с. 159.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994, с.347.

www.storybook.ru/russian/

Стихия воды в русской литературе и фольклоре

У древних славян предания, обряды, события и предметы выражались словом, которое было неразрывно связано с понятием. Названия определяли верования и события, из них возникали мифы и сказания. Повторение удачных выражений фиксировалось и не изменялось, поэтому язык стал формой существования преданий. Ученые утверждают, что славянам было присуще поэтическое воодушевление, причем в массовом порядке. Отдельные лица, которых бы в более поздние времена причислили к поэтам, таковыми не являлись. Они всего лишь верно и ярко передавали чувства или факты, известные всем. Хотя эпические певцы были скованы рамками традиций, они изначально создавали такие метафоры и уподобления, которые отражали совокупность физических и нравственных ценностей народа. Мифологические сказания органично перетекали в героический эпос, который на определенной стадии общественного развития славян, когда к мифам стали добавлять сказания о реальных людях, сменился былинным эпосом. Из последнего возникла сказка. Современные былины, заговоры, молитвы, клятвы, приметы, суеверия, сказки, пословицы, а поговорки имеют один исток: в их основе лежат эпические предания.

Пожалуй, самым известным произведением древнерусской литературы о стихии воды является былина о приключениях новгородского гусляра Садко. Никаких особенно героических подвигов он не совершал и попал в подводное царство только потому, что не сдержал данного Водяному царю слова, но в повествовании ярко воспроизведено народное понимание стихии воды и некоторых природных явлений. Еще одно не менее известное произведение на тему водной стихии – поэма В. А. Жуковского «Ундина». Это трогательное повествование о попытке русалочки обрести душу, облеченное в прелестные стихи, напоминает сказку Г. Х. Андерсена. Из злобного водного духа, каким все народы считали русалок, она превратилась по воле автора в милого и капризного ребенка, которому недоступно понимание человеческого горя и жалости.

Стихия воды в творчестве А. С. Пушкина представлена неоднозначно. Если в стихотворении «К морю» она является символом абсолютной свободы и с восторгом приветствуется автором, то в «Метели» и «Бесах» воспринимается в качестве силы, враждебной человеку и побеждающей его. В «Медном всаднике» Нева, затопляющая Санкт-Петербург, представляется одушевленным существом, обрушившим свой гнев на людей. Наводнение становится фатумом, роком, а человек не в силах противостоять ему и вынужден признать свое бессилие перед разбушевавшейся стихией.

В лирике Ф. И. Тютчева поэтизированный образ водной стихии и внутреннее «я» лирического героя образуют единое пространство. Граница между ними не ощущается, она подвижна и легко проницаема. Одухотворенный образ воды сливается с философскими раздумьями человека, меняя одну форму существования на другую. У Ф. М. Достоевского стихия воды противопоставляется земле и, как подвижное начало, несет людям гибель и страдания. Вода, ветер, мокрый снег возникают в повествовании в самые сложные моменты жизни героев. Писатель воспринимает землю и воду как антитезу, предпочитая реальную стабильность земли текучести и неуловимости воды. Болота и мокрый снег у него трактуются так же, как и в славянском фольклоре: сосредоточение дьявольских, бесовских, нечистых начал. Поэтому в его произведениях Санкт-Петербург как воплощение водной стихии, которая проявляется бесконечными дождями, туманами, морозным паром и вьюгами, считается враждебным земле (России) образованием.

Со времен монголо-татарского нашествия в народе жива легенда о невидимом граде Китеже. Рассказывают, что после смерти князя Георгия Всеволодовича, погибшего в плену у хана Батыя, русский город остался без защиты и был обречен на разорение и смерь. Услышав молитвы жителей, Бог спас их, скрыв его под водами озера Светлояр, из которого долгое время слышался звон колоколов и доносились голоса верующих.

Но самым ярким способом выражения славянского представления об этой стихии были и остаются народные пословицы и поговорки, некоторые из которых приводятся ниже:

Огонь – беда и вода – беда, а пуще беды – без огня и без воды.

Не зная броду, не суйся в воду.

Не плюй в колодец – пригодится, чтобы воды напиться.

Не видишь дна – не лезь в воду.

Капля по капле и камень долбит.

Вода камень точит.

Вода и землю точит и камень долбит.

Воду толочь – вода и будет.

Стоячая вода гниет.

Пролитую воду не соберешь.

Дождливое лето хуже засухи.

Идет дождь, даст он рожь.

Снега надует – хлеба прибудет, вода разольется – сена наберется.

Будет дождик – будут грибы, а будут грибы – будет и кузов.

Будет дождь – будет и вёдро.

Быть бы ненастью, да дождь помешал.

Не будет снега – не будет и хлеба.

Больше снега на полях – больше хлеба в закромах.

Бабушка надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет.

Коси, коса, пока роса, роса долой – и ты домой.

По капле дождь, дождь реки поит, реками море стоит.

Апрель всех напоит.

Апрель открывает ключи и воды.

Апрель с водою – май с травою.

Апрельские ручьи землю будят.

В марте вода, в апреле трава.

Февраль воду подпустит, а март подберет.

Вода и мельницу ломает.

Вода и плотину рвет.

Вода о воде не плачет.

Бывает порою течет вода горою.

Выроешь колодец глубоко, будет вода стоять высоко.

Длинные капельники [сосульки] – долгий лен.

Ждать воды – не беда, да пришла бы вода.

Хлеб да вода – крестьянская еда.

Вода студена – тело ядрено.

И в мутной воде рыбу ловят.

С лица воду не пить.

На обиженных воду возят.

Друзья – не разлей вода.

Замолчал, как воды в рот набрал.

Лягушке волом не слыть, сколь воды не пить.

Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

Вышел сухим из воды.

Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить.

Сколь воду ни варить, все вода будет.

С тех пор много воды утекло.

Не высок водоспуск, да реку держит.

Под лежачий камень вода не течет.

Вилами на воде писано.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

Воды жалеть – кашу не сварить.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Часом с квасом, порою с водою.

Беда, что вода, – нечаянно на двор приходит.

Где вода напрет, тут и ход найдет.

Куда река пошла, там и русло будет.

И большой бадьёй реки не вычерпать.

После пожара за водой не бегут.

Решетом воду мерить – потерять время.

Ложкой моря не вычерпать.

Слезами горю не поможешь.

На бедного везде каплет.

От жара и вода кипит.

Кто в море не бывал, тот горя не видал.

В русских народных сказках черный ворон является хранителем источников с живой и мертвой водой. Он предоставлял возможность душе умершего человека вернуться в мир яви (мир людей), чтобы завершить деяние, прерванное внезапной смертью. Ворон определял значимость начатого дела и принимал решение о дальнейшей судьбе человека. Считалось, что после возвращения в обычный мир люди резко меняли свой образ жизни.

Вода-то близко, да ходить склизко.

Ума за морем не купишь.

Вода не мутит ума.

В тихом омуте черти водятся.

Мокрый дождя не боится.

Ожегся на молоке – и на воду дует.

Краденое богатство исчезает, как лед тает.

Море ветром, а народ слухом волнуется.

Молва – что волна: расходится шумно, а утишится – нет ничего.

Мирская молва, что морская волна.

Летела синица море зажигать: море не зажгла, а шуму наделала.

В народе, что в туче – в грозу все выйдет наружу.

В тихом омуте черти водятся.

Не всякая капля в рот каплет.

Хорошо море с берега.

Правда со дня моря вынесет.

Правда в воде не тонет, в огне не горит.

Правда из воды да из огня спасает.

Утопший воды не просит.

Свадьба скорая – что вода полая.

Из книги Славянская здрава автора

Свод Здравы Хорса (стихия Воды) Однако витязи-характерники были воинами. Здесь парадоксально сталкиваются любовь и война. Но парадокс кажущийся, так как казаки-характерники – это воины, ведущие брань с миром Навей (демонами), и только любовь является той тонкой, но прочной

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Свод Здравы Хорса (стихия Воды) Хорс– бог Солнца, один из самых могущественных богов-чародеев, могущий прикосновением исцелить и оживить либо лишить сил и убить. Лежащий в основе этого имени корень прочно прижился в современном языке: «хорошо», «хоромы», «хоругвь» и т.д.В

Из книги Землетрясения, цунами, катастрофы. Пророчества и предсказания автора Симонов Виталий Александрович

<…>

Из книги Маги и целители 21 века автора Лиственная Елена Вячеславовна

ПРИЧИНЫ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ И СМЕЩЕНИЕ ПОЛЮСОВ ЗЕМЛИ В ФОЛЬКЛОРЕ НАРОДОВ МИРА В фольклоре многих народов мира сохранились много­численные сведения о причинах бедствий, которые про­исходили в далеком прошлом. Возможно, наши предки знали, что кошмарный тектонический

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

3. Новая волна в литературе «Должно прочитать 30 миллионов, чтобы перемены стали ощутимы. Знаете, в настоящее время новые исследования говорят о том, что критическая масса – всего 4–5 процентов от целого, т.е. она значительно меньше, чем предполагалось. 30 миллионов человек

Из книги Карта желаний. Заказывай. Все сбудется! автора Рунова Олеся Витальевна

[Отражение сведений о Шамбале в фольклоре разных стран мира] <…> Несомненно, легенда о Св. Граале и Парсифале, как и большинство общенародных сказаний, пришла с Востока и напитала собою всю средневековую литературу Запада. Владыка Твердыни Света, Держатель Колеса

Из книги Магия воды. Чудесные исцеления автора Филатова Светлана Владимировна

Север – сектор работы и карьеры. Стихия Воды и Металла Северная часть квартиры связана с вашей работой, вашим положением на ней и тем, как вы продвигаетесь по «карьерной лестнице». Если вы ищете новое занятие, хотите сменить работу или вид деятельности или хотите

Из книги Книга здоровья богатырей русских [Славянская система здоровья. Русская здрава, массаж, питание] автора Максимов Иван

Стихия воды Вода – не только самое распространенное, но и самое удивительное вещество в природе. Данное утверждение основывается на присущих ей физических, химических и уникальных свойствах, обеспечивающих то исключительное положение, которое она занимает в биосфере.

Из книги Славянская гимнастика. Свод Здравы Перуна автора Баранцевич Евгений Робертович

Стихия воды у скандинавов Во всех первобытных обществах проводились ритуалы и обряды, связанные с культом природных стихий. Жизнь и деятельность древних людей находились в зависимости от особенностей того или иного природного явления, поэтому каждое из них могло стать

Из книги Магия финансов. Как привлечь деньги и больше никогда не страдать от их недостатка автора Фратер В. Д.

Стихия воды у славян В представлении славян вода существовала даже тогда, когда не было ни земли, ни неба, ни Бога. По их мнению, она была начальной субстанцией, из которой впоследствии произошло все сущее и сформировалось мировое пространство. Именно из нее Бог создал

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Стихия воды Ни для кого не секрет, что человек состоит из воды почти на 80 %. Именно поэтому для каждого из нас так важно количество и качество принимаемой внутрь жидкости.Однако вода помогает нам сохранять здоровье, воздействуя на человека не только изнутри, но и снаружи, и

Из книги Фаза. Взламывая иллюзию реальности автора Радуга Михаил

Из книги Сверхвозможности человеческого мозга. Путешествие в подсознание автора Радуга Михаил

Стихия Воды Вода – это непрерывное движение. Она легко приспосабливается и, не имея своей формы, принимает форму любого сосуда, в котором заключена. Вода питает жизнь, рожденную Огнем, чистит и смывает все старое и увядающее, но, будучи в избытке, обладает большой

Из книги автора

Дни воды (знаки стихии воды – Рак, Скорпион, Рыбы). Природа не скупится на осадки, и порой выпадает их месячная норма. Повышенная влажность воздуха не благоприятствует комфорту и хорошему настроению.Расположение Луны в Зодиакальном круге также оказывает влияние на

Из книги автора

Отношение к тематической литературе Главным источником распространения информации о фазовом состоянии мозга всегда была различного рода литература. В ней феномен фазы чаще называют другими терминами: астрал, внетелесное путешествие или осознанное сновидение. Вместе с