Ономастика России. Ономастика ‒ это наука, изучающая имена собственные Смотреть что такое "Антропонимика" в других словарях

Изучение имен в школе необходимо, так как имена обладают большим воспитательным потенциалом, стимулируют потребность в усвоении национальных традиций и приобщают к культуре и истории народа. По мнению Э. В. Екеевой, имена являются уникальным памятником истории и культуры народа. Они отражают его представления, знания и опыт. Народ посредством имен стремился реализовать свои желания физического, нравственного, умственного, эстетического, религиозного воспитания детей. Как известно, современные бурятские имена представляют собой причудливую мозаику, составленную из имен древних и новых, бурятских и заимствованных. За каждым именем стоит содержание-текст. Большую помощь школьникам в изучении личных имен, их роли в жизни человека оказывают книги А. В. Сусловой А. В. Суперанская «О русских именах», Дакпа Янжимы «Мое имя – моя судьба. Что означают бурятские имена?», публикации в газете «Буряад унэн» А. Г. Митрошкиной «Личные имена бурят» и др. Объектом исследования являются история возникновения бурятских и русских имен и мотивы номинации, функционирование в речи и использование в художественном тексте. Мы составляем свою родословную, перечисляем всех своих родственников по отцовской линии до седьмого колена, пишем сочинение «Я и мое имя». Для нас, учащихся 5 – 7 классов, проводится научно-практическая конференция «Энциклопедия одного слова», готовясь к которому, исследуем выбранное слово, в т. ч. имя собственное, с точки зрения всех разделов русского языка, наблюдаем за «жизнью» этого слова в речи, составляем сказки, стихи, рассказы, подбираем примеры использования слова в художественных текстах, результаты исследования находят отражение в словарике «Имена собственные учащихся 5 класса» и др.

Антропонимика - наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы. Основой этого термина являются греческие слова antropos – «человек» и onuma – «имя».

Каждый народ посредством имен стремился реализовать свои желания физического, нравственного, умственного, эстетического, религиозного воспитания детей. Имена, призванные называть, могут быть чрезвычайно значимы. Имена являются уникальным памятником истории и культуры народа. Они отражают его представления, знания и опыт.

На уроках и внеклассных занятиях по русскому языку мы уже обращались к теме имён. Эта работа заинтересовала нас. Мы решили расширить и углубить свои знания в этой области, поэтому для исследования взяли тему «Имена собственные учащихся 5 класса Узонской средней общеобразовательной школы».

Ведь многие из нас даже не подозревают, что имя Александр пришло к нам из греческого языка. А совсем не похожие имена Димэд и Чимит из тибетского языка. Как же оказались у бурят заимствованные имена? За каждым именем стоит содержание-текст. Большую помощь нам в изучении личных имен, их роли в жизни человека оказывают книги, словари. Результаты исследования нашли отражение в словарике «Имена собственные учащихся 5 класса» и др.

Для бурятов характерны были имена: Наhата, Этигэл, Арсалан, Баяр и др. Но с течением времени менялось и отношение к имянаречению. Сейчас мы наблюдаем причудливую мозаику, составленную из имен древних и новых, бурятских и заимствованных.

С принятием в Забайкалье буддизма появляются новые имена: тибетские, пришедшие из Тибета. Около 300 лет тибетский язык был возведён в ранг языка религиозного ритуала. Таким образом, имена тибетского происхождения распространились среди бурят. Обратимся к сочинениям учащихся. Приведем пример из сочинения «Семья для меня – это круг близких мне людей, которые относятся друг к другу, как можно добрее и ласковее. Члены этой семьи никогда не предают свой род, они берегут его честь и достоинство. Когда я родилась, меня назвали Мария. А история моего имянаречения такова: Марией назвала меня мама, потому что это имя красиво звучит. И к тому же это имя очень популярное. Во многих сказках главные героини носят это имя. Например, «Машенька и медведи» и др. Много известных и знаменитых людей носят это имя: Мария Николаевна Ахметова – профессор, доктор педагогических наук и др. ».

2. Имена учащихся 5 класса учащихся Узонской средней школы

Рассмотрим, какие имена носят учащиеся нашего класса, в котором учатся 13 детей бурятской национальности.

1. Александр - (гр.) – защитник людей.

2. Алена от имени Елена (гр.) – толкования неточны: избранная, светлая, факел и т. д. В греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из мужчин Алена способна проявлять сочувствие и сострадание к человеку, который нуждается в помощи, может даже принести себя в жертву. При этом она умна, не робеет при опасности, не терпит обмана. Обидчика умеет наказать, проявив при этом незаурядную изобретательность.

3. Анжела (гр.) – ангелина, ангельская.

4. Арюун- (бур.) –чистый, красивый, честный. Бурятское женское имя Арюна- стирилизовано от Арюун.

5. Даши (тиб.) – счастье, процветание, благоденствие.

6. Димид (тиб.) - чистый.

7. Дулсон – (тиб.) –прирученный, украшенный, буддийское его значение – монах (т. е. ведомый по пути совершенство) .

8. Мария - (евр.) этимология имени неясна. Возможно- горькая, или, по другим толкованиям - сильная, прекрасная. В христианских религиозно – мифологических преданиях – богородица, богоматерь, матерь божья, мадонна - земная мать Иисуса Христа, иудейская девственница, чудесно родившая без разрушения своей девственности (дар, с. 48(. Имя, имеет несколько значений: «горькая», «любимая», «желанная», «упрямая», или «госпожа». Порядочность, доброта, надежность, активность, гуманность. Мария обладает огромным запасом любви и нежности. С детства у нее проявляется мягкость, послушание, сочувствие к людям и готовность помочь попавшему к беду человеку.

9. Солбон – (бур.) существует два значения: утренняя звезда и ловкий, проворный. Вариант этого имени частый и у других народов: Цолбон (мон.), Солбан (хакас.), Чолбоч (якут. , эвенк.), Цолви (ойрат. - калм.). Это объясняет тем, что в мифологии монгольских народов, сибирских тюрок и некоторых тунгусских народов Солбон - персонификация или дух- хозяин планеты Венера, небесное божество.

10. Тимур-(тюрк.) - прочный, стойкий; буквально –железо. Ср. Тумэр.

11. Цырен- (тиб.) - долгая жизнь.

12. Чимит - (тиб.) бессмертный (дар, с. 70 (

13. Янжима (тиб.) – владычица мелодии, обладающая мелодичным голосом. (дар, с. 74(

Итак, среди 13 имен мы нашли:

3 имени собственных из греческого языка: Александр, Анжела, Елена;

5 имен из тибетского языка: Даши, Димид, Долсон, Цырен, Чимит, Янжима;

2 имени из бурятского языка: Арюна, Солбон;

1 имя из тюркского языка: Тимур;

1 имя из еврейского языка: Мария.

Для нас было неожиданностью узнать, что в нашем классе превалируют имена тибетского происхождения (40 %). Не менее интересным было и то, что на втором месте имена греческого происхождения (25 %). Только на третьем месте бурятские имена (17 %). На четвертом – по одному имени из тюркского и еврейского языков (по 9 %). Мы выяснили, что имянаречение следует другим законам. Из 13 бурятов только двое носят бурятские имена.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

Многие родители стараются назвать ребенка редкими именами, чтобы не было повторений. Но все-таки встречаются такие совпадения, что в нашем классе есть два мальчика с именем Тимур.

Выбирая имя своему ребенку, родители подбирают благозвучные имена, которые приятно произносить и слушать: Алена, Арюна, Янжима.

Выбирают имена, заимствованные из других языков, чтобы ребенок быстрее адаптировался к определенной среде, поэтому не всегда дают свои национальные имена: Александр, Анжела, Алена.

Заключение:

Мы выяснили, что многие родители стараются назвать ребенка редкими именами, чтобы не было повторений: Димид. Но все-таки встречаются такие совпадения, что в нашем классе есть два мальчика с именем Тимур.

Выбирая имя своему ребенку, родители подбирают благозвучные имена, которые приятно произносить и слушать: Алена, Арюна, Янжима.

Выбирают имена, заимствованные из других языков, чтобы ребенок быстрее адаптировался к определенной среде, поэтому не всегда дают свои национальные имена: Александр, Анжела, Алена.

  • Антропони́мика (греч. ἄνθρωπος - человек и ὄνομα - имя) - раздел ономастики, изучающий антропонимы - имена людей (принимающие различные формы, например: Пётр Николаевич Амехин, Иван Калита, Игорь Кио, Пеле) и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования.

    Антропонимика вычленилась из ономастики в 60-70-е годы XX века. До 60-х годов XX века вместо термина «антропонимика» использовался термин «ономастика». Эта наука изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты. Антропонимика изучает функции антропонима в речи - номинацию, идентификацию, дифференциацию, смену имен, которая связана с возрастом, изменением общественного или семейного положения, жизнью среди людей другой национальности, вступлением в тайные общества, переходом в другую веру, табуированием и др.

    Известному русскому учёному, философу и богослову П. А. Флоренскому, которого современники называли «Леонардо да Винчи 20-го века» принадлежит философский труд «Имена», созданный им в начале ХХ века. Сущность имён раскрыта с исторической, литературной и метафизической точек зрения. Павел Флоренский составил подробное описание 16 имён, восьми мужских и восьми женских: Александр и Александра, Алексей и Анна, Владимир и Ольга, Василий и Софья, Николай и Екатерина, Павел, Константин, Михаил, Елена, Вера, Людмила.

    Разработкой основных вопросов антропонимики занимались В. Д. Бондалетов, Н. А. Баскаков, С. И. Зинин, Ю. А. Карпенко, И. А. Кюршунова [Ирина Алексеевна Кюршунова], В. Н. Михайлов, А. А. Реформатский, В. П. Морошкин, Н. А. Петровский, Е. Н. Полякова [Елена Николаевна Полякова], А. М. Селищев, С. Н. Смольников [Сергей Николаевич Смольников], А. В. Суперанская, О. Н. Трубачёв, Н. М. Тупиков, Ю. И. Чайкина [Юлия Ивановна Чайкина], В. К. Чичагов, Л. В. Успенский. Российская антропонимика в 1980-90-е годы XX века пополнилась работами И. М. Ганжиной, М. В. Горбаневского, Ю. А. Карпенко, И. А. Королёва, Т. Н. Кондратьевой, В. А. Никонова, Н. Н. Парфёновой, Н. В. Подольской, Б.-О. Унбегауна, Н. К. Фролова. В последние десятилетия российских учёных интересуют вопросы становления региональной антропонимики. Только введение в научный оборот множества текстов различных территорий нашей страны, включающих значительное количество личных имён и фамилий, поможет представить реальную картину формирования антропонимической системы в целом.

    На волне интереса к личным именам появилось немало низкопробной литературы справочного характера, дающей «описания имён» и характеристики их носителей, в том числе в сочетании с отчеством, знаком зодиака и т. п. Такой китч не имеет ничего общего с научными исследованиями и философским осмыслением имён.

Антропонимика (греч. — человек и — имя) — раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т.п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования, географию.

Ономастика , в переводе с греческого, означает "искусство давать имена". Это раздел лингвистики, изучающей собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике.

Антропонимика выделилась в самостоятельное направление в 60-70-е годы XX века. Не так давно она получила еще одно название — именология .

Большой вклад в изучении влияния имени на судьбу внёс Павел Флоренский. В своей работе "Имена" он на фактическом материале показал, что имя, данное при рождении, формирует "типический склад личности". Пытаясь создать универсальную систему именотворчества, П.Флоренский выявил бытийные связи личности через типологию конкретных восемнадцати имён.

Не меньший вклад в изучении ономастики внесли такие выдающиеся русские мыслители, как С.Н.Булгаков и А.Ф.Лосев. Они доказали, что имя определяет место и роль своего носителя в обществе и предназначение человека . Во многих именах, как им удалось установить, содержатся предопределённые события, и ритм их повторения.

Также широко известны имена А.В.Суперанской, В.Д.Бондалетова, Л.В.Успенского, Б.Ю.Хигера и других, внесших большой вклад в исследования данного направления.

Психологи, физики, биологи доказали влияние звука на человека . Имя, к которому человек привыкает сразу после рождения, намертво врезается в подсознание, становясь неким "идентификационным кодом" личности . Этому коду-имени свойственны вибрации звуков , приводящие в возбуждение различные участки мозга. И от того, из каких звуков состоит этот "код" — звонких или глухих, твердых или мягких, — бессознательно формируются соответствующие черты характера .

Имя состоит из набора звуков различной высоты , которые приводят в возбуждение отдельные участки мозга, оказывая таким образом воздействие на своего носителя, а также на окружающих его людей.

Одни имена звучат твердо, жёстко : Игорь, Дмитрий, Анатолий, Жанна, Дина, Екатерина и т.д. Под воздействием звукового раздражителя у детей с такими именами формируется настойчивый, упрямый характер. Они самостоятельны и решительны.

Обладатели мягко звучащих имен : Светлана, Вера, Наталья, Михаил, Сергей, Алексей и т.д. — обычно имеют спокойный, покладистый характер.

Есть нейтральные , как бы промежуточные между твердыми и мягкими, имена: Артем, Аркадий, Андрей, Александр, Валентин, Ольга, Анна, Анастасия, Зоя, Людмила, и т.д. Как правило, такие люди уравновешенны, рассудительны, в меру настойчивы.

Человек, с детства привыкая к своему имени, как бы настраивает душевные вибрации своего "я" к эмоциональной вибрации своего имени . Отсюда следует вывод: имя может влиять на характер . А личностные качества во многом могут определить судьбу. Если, к примеру, человек отождествляет себя с именем, которое звучит уверенно и сильно, то он может проникнуться верой в самого себя и очень многого добиться.

Родители с раннего детства своего ребенка могут развивать те способности, которые в нем заложены генетически и формируются под воздействием звуков носимого имени, и тем самым могут помочь ему найти се6я.

Имя — знак персоны, личное название человека, способ различения людей. Сейчас ребёнку дают имя под влиянием моды, семейных традиций, имена полюбившихся героев. В древние времена к выбору имени подходили гораздо серьёзней. В древности хорошо было известно о том, насколько велико влияние имени на характер человека, выбор профессии и в итоге на судьбу. В Индии имена людям давали при рождении астрологи после составления гороскопа младенца. Имя должно было отражать еще и качества личности, на которые указывала карта рождения. Эта традиция сохранилась и до наших дней.

Отчество несёт в себе генную информацию — то, что заложено самой природой и передается из поколения в поколение. Оно корректирует образ, сложившийся под влиянием имени, не меняя его коренным образом, а смягчая или, наоборот, обостряя некоторые черты. Поэтому большое внимание антропонимика уделяет сочетаемости имени и отчества, а также фамилии.

Смена имени или фамилии , присвоение прозвищ и т.д. могут кардинально изменить судьбу человека . Недаром люди, стремящиеся развиваться духовно, получают посвящение, во время которого им дается новое духовное имя, которое наиболее полно отражает качества данной личности.

В целом при выборе имени , как для новорожденного, так и для улучшения качеств, которых не хватает человеку от рождения или приглушить нежелательные, следует учитывать следующие моменты :

  1. Характеристика имени, отчества . Это является основой судьбы человека, его характера.
  2. Созвучность имени с отчеством и фамилией .
  3. Время года (зима, весна, лето, осень), в которое родился человек, так как оно определяет характер личности и таким образом можно произвести корректировку.
  4. Нумерология имени с учётом нумерологии даты рождения . Они не должны противоречить друг другу.
  5. Давая имя одного из своего родственников, нужно учитывать его судьбу, так как предки передают со своим именем генетический код .
  6. Имя должно подчеркивать индивидуальность и лучше выбирать имена средней распространенности, которые помогают разумно сочетать индивидуальность с коллективной энергией и дают возможность оригинально заявить о своём имени. Такой человек может свободно выбирать свою собственную линию поведения в обществе и избегать каких-то крайностей и рамок.
  7. Астрологический гороскоп . Здесь учитываются месяц и год рождения . Например, люди, рождённые под знаком Тельца, обладают упрямством. Правильно данное имя поможет направить это качество в правильное русло, сделав человека упорным и целеустремлённым. Также учитывается призвание человека , которое заложено от рождения. Имя должно помочь в его реализации.

Антропонимика или именология , как ее все чаще называют, на протяжении многих лет является одним из самых интересных и популярных направлений. Вряд ли найдется хоть один человек, который останется равнодушным к тайнам имени. Ведь собственное имя для многих людей является самым дорогим и ценным. Исследования в данной области все ещё продолжаются. И людей ожидает еще много интересных открытий в данной области.

Изучением имен собственных всех типов, об истории их возникновения и преобразования в результате их употребления в языке, о заимствовании имен собственных в другие языки, о закономерностях их развития и функционирования занимается раздел лингвистики, который называется ономастика . Термин «ономастика » образован от греческого onomastik - «искусство давать имена» .

Ономастика представляет собой весьма ценный раздел современного языкознания, комплексную лингвистическую дисциплину, оснащенную своим терминологическим аппаратом, своим кругом проблем, историей исследования и собственными методами исследования.

Сложность и многообразие объекта ономастики (имени собственного) во многом обуславливает междисциплинарный характер этой дисциплины. Ряд ученых (О.Н. Трубачев, В. Ташицкий и др.) например, считают целесообразным выведение ономастики за рамки лингвистики и выделение ее в отдельную дисциплину, использующую лингвистические методы исследования, но тесано связанную с комплексом гуманитарных наук, а также наук о Земле и Вселенной. Несмотря все же на тесную связь с другими гуманитарными дисциплинами, имена собственные все же являются объектом раздела языкознания, лингвистики то есть науки о языке. Ибо любое наименование - это, прежде всего, слово и оно входит в систему языка, образуется по законам языка, по языковым законам живет и употребляется в речи, подвергаясь различного рода изменениям.

Ономастика традиционно членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих имена собственные. В ономастику входят: антропонимика , которая изучает имена людей, топонимика - изучает названия географических объектов, зоонимика - клички животных, астронимика - названия небесных тел.

Имена собственные включают в себя имена людей (Александр, Мария), клички животных (Шарик, Мурка), названия мифических существ (Аид, Венера), племен и народов (ацтеки, готы), стран (Англия, Германия), рек (Кубань, Ока), гор (Анды, Килиманджаро), людских поселений (Ленинград, проспект Горького), и т.д. Отличительный признак имен собственных состоит в том, что в современном своем употреблении они, как правило, не называют понятий, но служат лишь для обозначения конкретных предметов. Мы можем достаточно точно определить, чем отличается швея от доярки, врач от бухгалтера, но никто не сможет сказать, опираясь только на имя человека, чем отличается Марина от Валентины, Саша от Бориса. Имена собственные имеют только денотативное значение (обозначают конкретный предмет) и лишены значения сигнификативного (понятийного). Однако при своем возникновении все имена собственные употреблялись как обычные номинативные лексемы. Восстановление первоначального значения имени собственного - одна из задач современной ономастики. Происхождению антропонимов - имен, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов и т.п. - посвящена довольно обширная литература. Это работы А.В. Суперанской и А.В. Сусловой, Е.Н. Поляковой и Л.В. Успенского, В.А. Никонова и Ю.А. Федосюк, М.А. Горбаневского и Н.А. Петровского.

В настоящее время очень часто употребляется термин «поэтическая ономастика». Об этом говорится во многих трудах ученых: М.В. Карпенко («Русская ономастика»), В.А. Никонов («Имя и общество»), А.В. Суперанская («Общая теория имени собственного»), О.И. Фонякова («Имя собственное в художественном тексте»), Н.К. Фролов («Избранные работы по языкознанию»).

Итак, антропонимика («человек» + «имя») -- раздел ономастики, занимающийся изучением происхождения, развития, деривации и функционирования собственных имен людей .

К числу антропонимических единиц , или антропонимов, относятся: личные имена -- слова, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе; отчества (патронимы, патронимические имена -- греч. «отец» + «имя») -- слова, входящие в состав именования людей и обозначающие отца носителя того или иного имени; фамилия (фамильное имя) (лат. familia «семья») -- это наследственное наименование, переходящее из поколения к поколению: от отца или матери к сыну и дочери, от мужа к жене, или наоборот; прозвища (прозвищные имена) -- слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качеству этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества .

Можно выделить ряд основных понятий антропонимики как раздела языкознания:

Антропонимическая формула (имени) -- определенный порядок следования различных видов антропонимов и номенов в официальном именовании человека данной национальности, сословия, вероисповедания в определенную эпоху.

Литературная (поэтическая, стилистическая) антропонимика -- неотъемлемая составная часть литературной (поэтической, стилистической) ономастик - дисциплины, занимающейся изучением имен собственных в художественном тексте.

Литературная ономастика исследует «отражение элементов реальной и вымышленной ономастики на основе их индивидуального преломления и применения в творчестве каждого писателя и отдельного текста».

Литературная антропонимика , в свою очередь, не является зеркальным отражением имен, употребляющихся в жизни, но их проекцией, прошедшей сквозь призму авторского творчества.

Литературный (поэтический) антропоним -- антропоним художественного произведения, который обычно дает представление о поле, возрасте, национальности, социальном статусе, морально-этических качествах персонажа произведения.

Совокупность антропонимов, извлеченных из текста художественного произведения, называется литературной, или поэтической антропонимией .