Профессиональное обучение и аттестация на производстве. Стажировка на рабочем месте: что это, как её оформить Обязательна ли стажировка на рабочем месте


Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова вошел в топ-100 Шанхайского рейтинга вузов (ARWU), поднявшись с прошлогоднего 93-го на 86-е место.
Образование

Для чего необходимо обучение работников?

Любая организация нуждается в квалифицированных кадрах. Чем выше профессионализм работника, богаче практический опыт, глубже теоретические знания, тем эффективнее (качественнее и быстрее) он будет выполнять свою работу. Соответственно, тем большую ценность он будет представлять для предприятия. Поэтому вполне логично предположить, что подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников является не тяжким бременем, которое ложится непомерным финансовым грузом на плечи работодателя, а условием успешной реализации планов, которые стоят перед организацией.

Потребности работодателя в персонале зафиксированы в штатном расписании, которое определяет численный состав предприятия. Оно также содержит перечень наименований должностей постоянных сотрудников и размеров должностных окладов.

Поэтому решение о профессиональной подготовке и повышении квалификации работников должно предваряться анализом:

Реальной потребности организации в тех или иных кадрах;

Их квалификационного уровня;

Характера производства и его оснащенности (см. Примеры 1, 2).

Пример 1

Если в текущем штатном расписании в соответствии с технологическими требованиями предусмотрено три токаря 4 разряда и эти места заполнены, то проводить профессиональную подготовку или повышение квалификации еще одному токарю третьего разряда нет необходимости. Если все же она возникла (например, увеличились объемы производства, потребовалось выполнение более сложных видов токарных работ), то в штатное расписание предварительно через приказ должны быть внесены изменения.

На предприятии в связи с частичной приостановкой деятельности производственного цеха по монтажу холодильного оборудования работодателем было принято решение о переподготовке кадров. Некоторые рабочие были направлены на обучение, в процессе которого освоили дополнительную профессию слесаря механосборочных работ, после чего были переведены с их согласия в сборочный цех. Тем самым руководство завода убило 3-х зайцев одним выстрелом:

- не потеряло квалифицированный персонал (возможно, ситуация с цехом по монтажу оборудования носит временный характер и через некоторое время производство заработает в прежнем объеме);

- решило проблему нехватки людей в сборочном цехе;

- продемонстрировало заботу о сотрудниках, повысив в их глазах свой рейтинг.

Иногда работодатель готов создать условия и выделить средства на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работника с учетом перспектив развития предприятия. Такой подход свидетельствует о том, что в организации большое внимание уделяется формированию кадрового резерва.

Планируем обучение работников

Представим себе, что на предприятии возникла потребность в профессиональной подготовке кадров. С чего необходимо начинать специалисту кадровой службы или сотруднику подразделения, которому вменена обязанность обучения персонала?

1. Изначально следует определить, обучение какого вида необходимо работникам.

На сегодняшний день оно существует в виде:

Подготовки новых работников (первоначального профессионального обучения лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии) (см. Пример 3),

Переподготовки (переобучения) работников (освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства) (см. Пример 4),

Повышения квалификации работников (обучения, направленного на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям) (см. Пример 5).

Пример 3

В отдел кадров завода обратился сотрудник предприятия с просьбой взять на работу сына, которому недавно исполнилось 20 лет. Вернувшись из армии, парень стеснялся пойти учиться в ПТУ, а профессию ему получать все равно надо было. Лучшим решением ситуации показалась реализация предложенной отцом идеи освоить специальность прямо на заводе, тем более система производственного обучения на предприятии была основательной. После собеседования в отделе кадров и разговора с мастером сварочного цеха парень заинтересовался работой слесаря механосборочных работ - у него с детства была склонность что-то мастерить, возиться с железками.

Молодому человеку назначили наставника, высококвалифицированного работника цеха.

В течение полугода новый работник в статусе ученика проходил профессиональную подготовку на предприятии по профессии слесарь механосборочных работ. Производственное обучение осуществлялось на рабочем месте, где парень под руководством своего инструктора набирался практического опыта. Теорию же изучал самостоятельно, иногда обращаясь за разъяснениями к инженеру.

После сдачи квалификационного экзамена ему присвоили 3 разряд по освоенной им профессии.

Пример 4

В связи с частичным перепрофилированием производства на заводе по изготовлению металлических решеток возникла потребность в сокращении численности пяти рабочих сварочного цеха. Однако в то же время в гальванический цех понадобились дополнительно 3 стропальщика. Сварщикам, подпадающим под увольнение, в отделе кадров предложили пройти переподготовку по более востребованной на предприятии профессии на базе учебно-производственного комбината «Модуль». Поскольку руководство завода было заинтересовано в сохранении проверенных кадров, оно готово было оплатить обучение своих работников, даже с учетом того, что продолжительность переподготовки с отрывом от работы превышала 1 месяц. Двое сварщиков согласились на переобучение, после которого продолжили трудовую деятельность на предприятии в новом качестве.

Пример 5

Новый заказ на изготовление оборудования для машин, используемых в геологоразведочных экспедициях, заставил технического директора завода «Политрон» провести ревизию квалификационного уровня рабочих. На профессиональное мастерство своих подчиненных он не мог жаловаться - кадры проверенные, имеющие большой стаж работы на данном производстве. Но заказ потребует применение иных видов сварочных работ, нежели те, на которые его сотрудники были аттестованы. Отделу кадров было срочно дано задание организации мероприятия по повышению квалификации сварщиков. Отобранные 4 человека (главным критерием, определяющим выбор, стал разряд - не ниже 5, образование - среднее техническое, уровень профессиональной подготовки), были направлены на прохождение дополнительного обучения и аттестации в учебном центре. После подготовки сварщики по своему уровню квалификации имели право быть допущенными до тех видов сварочных работ, которые были необходимы для изготовления заказанного оборудования.

2. После принятия решения о виде профессиональной подготовки, необходимо определиться с ее формой.

Она может быть:

Индивидуальной,

Бригадной (групповой),

Курсовой.

При индивидуальной подготовке обучаемый осваивает теоретический курс самостоятельно. Также он может воспользоваться консультациями преподавателей, в роли которых выступают соответствующие специалисты организации. Производственное обучение он проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника - инструктора производственного обучения на рабочем месте.

При бригадной (групповой) форме обучающиеся объединяются в специальные группы, которые включаются в состав бригады, для овладения профессиональными навыками под руководством инструктора производственного обучения.

При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Ее численность должна варьироваться в пределах от 10 до 30 человек. Теоретическое обучение обычно проводится:

В учебных центрах,

Учебно-курсовых комбинатах,

На постоянно действующих курсах, организуемых министерствами и ведомствами.

Также возможно изучение теории в учреждениях начального профессионального образования по договору между предприятием и училищем за счет средств работодателя.

Освоение практики при курсовой подготовке рабочих проводится, как правило, в следующей последовательности:

На первом этапе обучение проходит в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия, учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта);

Затем формирование практических умений и навыков происходит уже непосредственно на рабочих местах, причем обучение может продолжаться в учебной группе или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего-инструктора производственного обучения.

В том случае, если необходимая учебно-материальная база отсутствует, допускается, в порядке исключения, проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия.

Обычно курсовая форма используется для подготовки по сложным профессиям с большим объемом теоретических знаний и выполнением различного вида работ, которыми невозможно овладеть самостоятельно на рабочем месте.

Выбор формы может зависеть от:

Условий обучения,

Сложности осваиваемого материала,

Количества обучаемых.

Пример 6

Получение знаний и освоение профессиональных навыков крановщиков, обслуживающих стреловые краны, предпочтительнее организовывать в форме курсовой подготовки. Это объясняется тем, что данная профессия предполагает освоение большого объема теории, касающейся не только знания составных частей агрегата и технологии управления им, но и техники безопасности. А формирование практических навыков должно происходить только на специально созданной для этого учебной базе. Обычно отработка умений проходит в технически оборудованных классах, где есть имитационная модель крана. Сложность и опасность профессии крановщика не позволяет изучить ее на рабочем месте, поэтому подготовка обычно происходит в лицензированных Ростехнадзором учебных центрах.

3. Следующая стадия в организации профессиональной подготовки работника - решить, где обучение будет происходить.

Подготовка может быть организована:

Непосредственно на предприятии своими силами,

В учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации и переподготовки кадров,

В системе начального и среднего специального образования.

При выборе места подготовки кадров необходимо принимать во внимание:

Сложность получаемой профессии,

Продолжительность обучения,

Наличие в организации учебно-материальной базы (лабораторий, полигонов, мастерских, цехов, специально оборудованных рабочих мест, наглядных пособий),

В отдельных случаях с разрешения вышестоящих организаций допустимо создание планов и программ на самих предприятиях.

4. Планируя профессиональное обучение работника, специалист по подготовке кадров должен принимать во внимание требование законодательства в отношении регулирования труда женщин и несовершеннолетних.

Согласно статье 253 и статье 265 ТК РФ обучение для этих категорий проводится только по тем профессиям и на тех производствах, на которых разрешается применение их труда.

Например, существует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года, который запрещает применение труда лиц, моложе 18 лет, на ряде работ (в т.ч. на подземных работах, выполняемых рабочими всех профессий при производстве горных работ, строительстве метрополитенов, тоннелей и т.д.), либо содержит ограничения на применение труда несовершеннолетних (по видам работ, профессий, производств, отраслей экономики и др.). В примечании в данному документу сказано, что если в него включены профессии рабочих под общим наименованием, например, сталевар, то запрещение применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста, распространяется на подручных, помощников, старших рабочих по этой профессии. Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в перечень, допускается для граждан, не моложе 17, лет при условии достижения к моменту окончания восемнадцатилетия. Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее 3 лет по профессиям, включенным в перечень, и не достигшие 18 лет, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения в этих производствах действующих санитарных норм и правил по охране труда.

5. После этого необходимо определиться со сроком обучения.

Понятно, что работодатель (учитывая проблему дефицита кадров) заинтересован в том, чтобы продолжительность обучения была минимальной, но при этом его качество оставалось на высоком уровне.

В целом, сроки профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников устанавливаются определенными нормативными документами. Так, в Типовом положении о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС 15 июня 1988 года № 369/92–14–147/20/18–22, который не утратил юридической силы, указаны сроки подготовки и повышения квалификации работников.

При подготовке нового работника сроки обучения не превышают:

По общему правилу - 6-ти месяцев;

По отдельным сложным профессиям - 12-ти месяцев и указываются в Перечне профессий, утверждаемом Гособразованием СССР.

Сроки обучения при повышении квалификации обусловлены ее задачами. Так, если целью является улучшение производственных умений и технических знаний для получения более высоких тарифных разрядов в соответствии с требованиями производства, то ее реализация происходит на производственно-технических курсах, где продолжительность обучения устанавливается от 3 (если подготовка проходит с отрывом от работы) до 6 месяцев. На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов.

Если на предприятии возникла необходимость в изучении новой техники, оборудования, технологии, то на курсах целевого назначения на это должно быть отведено не менее 20 часов.

Освоение необходимых знаний и производственное обучение должны проводиться, в соответствии со статьей 203 ТК РФ, в пределах рабочего времени, установленного для работников соответствующего возраста, профессии. Поэтому продолжительность профессиональной подготовки, например, работника в возрасте 17 лет, согласно статье 92 ТК РФ, не может превышать 36 часов в неделю, так же как и работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда (сварщиков, маляров и т.п.).

Квалификационные экзамены

Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Причем они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение. Цель квалификационных экзаменов - определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им:

Квалификационные разряды;

Для того, чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения.

Принимает квалификационный экзамен в организации или образовательном заведении квалификационная комиссия. Основанием для ее создания и функционирования на предприятии является приказ, подписанный руководителем, а в учебном учреждении - приказ того органа, в непосредственном подчинении которого оно находится.

Нормы, которые регламентируют работу квалификационной комиссии, могут составлять отдельный локальный акт («Положение о квалификационной комиссии») или быть самостоятельной частью правового документа («Положение об аттестации»). При этом содержательная сторона Положения должна включать в себя такие пункты, как:

Количественный и персональный состав комиссии;

Ее полномочия;

Порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

Решения, принимаемые по результатам аттестации и т.п.

Если профессиональная подготовка работника проходит на базе предприятия, то на специалиста, отвечающего за нее, часто возлагают ответственность за обеспечение необходимых условий для проведения экзаменов:

Разработку проекта положения о квалификационной комиссии;

Сбор заявлений от работников об обучении;

Ведение протокола и т.п.

Работа квалификационной комиссии

Попытаемся последовательно проследить работу квалификационной комиссии предприятия на примере рассмотрения вопроса о присвоении более высоких разрядов рабочим.

Основанием к началу ее функционирования является подача:

Заявления работником (образец заявления см. в Примере 10) и

Представления (характеристики, ходатайства) на сотрудника руководителем соответствующего подразделения, цеха, отдела.

Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии.

За 2 недели до начала экзамена претенденту выдается мастером, начальником цеха наряд-документ, который устанавливает задание на исполнение работ и содержит их перечень, нормы расходования времени на их выполнение и т.д.

В качестве пробных работ выбирают те, которые:
- соответствуют определенным параметрам:

Уровню заявленной квалификации,

Нормам выработки, принятым в организации;

Характерны для данного предприятия;

По своей продолжительности не превышают 1 смены и т.д.

Прежде чем работник приступит к квалификационной работе, мастер должен разъяснить порядок и условия ее выполнения. После этого в наряде записывается время ее начала. После ее выполнения фиксируется окончание.

Задания рабочему должны даваться в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) в разделе «Примеры работ». При этом, если в нем предусмотрено несколько видов работ по одной и той же профессии, проба производится по той, которую выбрал работник.

Решение по кандидатуре принимается по нескольким основаниям:

- по результатам устных ответов на вопросы из раздела ЕТКС «Должен знать» в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой;

Пример 8

При проведении квалификационного экзамена по присвоению разряда токарю комиссия может поинтересоваться:

- какой режим резания использовался при выполнении пробной работы;

- из какого металла сделаны сверла;

- по какому классу обрабатывались поверхности, какие инструменты и приборы применялись в процессе.

Обычно главным показателем того, что претендент профессионально подготовлен, является его умение читать чертежи. Экзаменуемый должен объяснить комиссии, какая деталь изображена на чертеже, из чего она сделана и т.п.

Учитываются также знания рабочим:

Технологии,

Маркировки применяемых материалов,

Норм расхода горючего,

Правил перемещения и складирования грузов,

Правил техники безопасности,

Правил внутреннего трудового распорядка, а также

Иного необходимого теоретического материала.

- по качеству выполнения квалификационной (пробной) работы;

- с учетом характеристики мастера, который дает оценку по следующим параметрам:

Выполнялась ли норма выработки,

Как овладел экзаменуемый умениями и навыками,

Насколько быстро и точно выполняет рабочие приемы по обслуживанию машин, агрегатов и т.д.

Квалификационный экзамен считается несданным:

Если работник не продемонстрировал навыки и знания, требуемые квалификационной характеристикой;

Если не были выполнены нормы выработки во время пробной работы;

Если был допущен брак по вине экзаменуемого;

Если были нарушены требования безопасности труда или отсутствовали знания о них.

Работнику, получившему неудовлетворительную итоговую оценку, могут быть установлены дополнительные сроки производственного обучения, по истечении которых решается вопрос о повторном допуске к сдаче квалификационного экзамена.

Результаты экзамена и решение комиссии заносятся в заключение (см. Пример 16) и протокол (см. Пример 11). Отделом кадров подготавливается проект приказа о присвоении разряда (см. Пример 12), и после его подписания руководителем организации вносится запись в трудовую книжку (см. Пример 13).

Аттестуем стропальщиков

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по некоторым профессиям возможна, по общему правилу, только в специальных учебных комбинатах, образовательных учреждениях.

Речь идет о выполнении работ, относящихся к категории особо опасных (их выполняют сварщики, стропальщики, крановщики и т.д.).

Допустимо профессиональное обучение по таким профессиям и на предприятии, но только в том случае, если оно получило лицензию Ростехнадзора. Для работодателя такая форма подготовки и переподготовки является предпочтительной, поскольку она менее затратна в финансовом и временном планах.

Так, на некоторых заводах обучение стропальщиков проводится своими силами при наличии всех необходимых для этого условий, а именно:

Лицензии Ростехнадзора;

Аттестованных Ростехнадзором преподавателей;

Учебно-производственной базы для проведения занятий (классов, действующей модели крана, наглядных пособий и др.);

Утвержденных учебных планов и программ и т.п.

Занятия проводятся в группе, которая формируется исходя из потребностей предприятия в данной категории работников с одной стороны, и желания самих рабочих получить дополнительную специальность с другой. Обычно численность группы не превышает 10 - 15 человек.

Перед началом обучения на предприятии издается приказ, где указываются сроки теоретической и практической подготовки стропальщиков (обычно освоение профессии происходит в течение одного месяца с отрывом от работы, причем, на теорию отводится где-то порядка 2 недель) и назначается мастер по практическому обучению и стажировке - лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

На каждого работника в период практики заполняется стажировочный лист, в котором указываются время стажировки по программе, ее содержание (тема каждого занятия), оценка. По окончании стажировки лист подписывается инструктором, который проводил обучение, и главным инженером.

Профессиональная подготовка стропальщиков заканчивается сдачей экзамена, на котором в обязательном порядке должен присутствовать представитель Ростехнадзора.

По результатам экзамена комиссия оформляет протокол (см. Пример 14).

Стропальщику, успешно прошедшему обучение, выдается удостоверение установленного образца.

Переводим или присваиваем разряд?

Присвоение разряда с юридической точки зрения может быть как переводом, так им и не являться.

Согласно статье 72 ТК РФ переводом считается:

Изменение трудовой функции или

Изменение существенных условий трудового договора.

Если после присвоения работнику нового разряда ему поручают выполнять работу в соответствии с ним, то фактически у него меняется трудовая функция, а значит - это, с юридической точки зрения, является переводом. Для того, чтобы подтвердить данную мысль, проведем сравнительный анализ характеристик работ продавца непродовольственных товаров четвертого и пятого разрядов, данных в ЕТКС (см. Таблицу 1), а также токаря третьего и четвертого разрядов (см. Таблицу 2). Таким образом, сравнивая содержание работ по одной и той же профессии, но с разным уровнем квалификации, мы видим, что оно не идентично.

Однако ситуация может быть и иной: работнику присвоили более высокий разряд, но на новое место работы его не перевели.

Пример 9

Руководство завода по изготовлению мельничного оборудования запланировало в течение 10 месяцев разработать и запустить в массовое производство улучшенные модели мини-мельниц. Поскольку реализация данного проекта предполагала освоение более сложных и точных видов работ, то перед специалистами отдела персонала была поставлена задача по организации дополнительного обучения кадров, непосредственно принимающих участие в изготовлении нового оборудования. В установленные сроки рабочие прошли необходимую профессиональную подготовку, однако в течение еще полугода они продолжали выполнять тот объем и характер работ, который у них был до обучения.

С точки зрения логики и здравого смысла, конечно же, в первом случаев трудовой книжке должна быть запись о переводе, а во втором лишь о повышении разряда. Лица, отстаивающие данную позицию, рассуждают следующим образом. Различие формулировок записи в трудовой книжке при установлении разряда, класса и т.п. обусловлено тем, что присвоение квалификации рассматривается как обыкновенное подтверждение нового уровня знаний и навыков, не имеющее отношения к изменению трудовых функций. Иначе говоря, человек мог повысить разряд (на курсах, в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования), но при этом не работать в соответствии с ним, т.е. работник продолжает выполнять тот же объем и содержание работы, что и до обучения. В данной ситуации если запись о повышении разряда и делается, то она приравнивается к записи об обучении. Но если сотрудник после профессионального обучения приступил к выполнению работы в соответствии с полученным квалификационным уровнем, то, по мнению некоторых специалистов кадровых служб, это как раз тот случай, когда речь идет о переводе с соответствующим документальным оформлением.

Однако если мы обратимся к Инструкции по заполнению трудовых книжек, то узнаем, что «если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись». Установленная форма, однако, не прилагается, и иллюстративная запись отсутствует. А ниже приводится пример записи об установлении работнику другой профессии и квалификации - «Установлена вторая профессия «Электросварщик» с присвоением 3 разряда». Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение разряда (класса, категории) в трудовой книжке должно отражаться формулировкой «Присвоен». В некоторых случаях специалисты кадровых служб, опровергая данное утверждение, апеллируют к унифицированным формам, где не предусмотрен бланк приказа о присвоении разряда (категории), но есть приказ о переводе. А поскольку Правила ведения и хранения трудовых книжек, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225, требуют соблюдения формулировки приказа при внесении записи в трудовую книжку, то изменение квалификационного разряда зачастую оформляется как перевод.

Как организовать обучение на производстве? Существуют ли стандартные программы производственного обучения? С чего начать обучение, как контролировать процесс? Разбираемся вместе.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что представляет собой обучение на производстве;
  • Из чего состоит программа обучения на производстве;
  • Как осуществляется организация профессионального обучения на производстве.

Обучение на производстве: в чем особенности?

Обучение персонала на предприятии, как правило, характерно для компаний промышленной сферы. Оно направлено на профессиональную подготовку рабочего персонала. Предполагается, что в ходе индивидуального, бригадного, курсового обучение на производственной базе (например, в цеху) происходит овладение необходимыми навыками и знаниями по конкретной профессии.

Когда же у работодателя возникает необходимость повышать квалификацию рабочих и организовывать обучение на производстве?

  1. При появлении тенденции к снижению среднего разряда работников или отставания разряда работников от разряда выполняемых работ. Следовательно, нужно регулярно анализировать соответствие квалификации работников технологическим изменениям в производственном процессе.
  2. При увеличении количества случаев брака по вине работников. Ситуация требует анализа причин и принятия соответствующего решения. Например, необходима организация профессионального обучения на производстве, если квалификация рабочих низкая, а оборудование высокотехнологичное, требующее специальных знаний.

Обучение персонала на производстве: как организовать?

В каком виде организуется профессиональное обучение на производстве? Организация обучения на производстве может быть в таких формах:

Производственно-технические курсы

Внешне похоже на традиционное обучение персонала на предприятии посредством курсов с лекциями в аудитории. Но есть и отличие. Присутствует большое количество практических занятий по освоению оборудования. Практикой занимаются на специальных тренажерах (если они есть) и в цехах на производстве под руководством мастера производственного обучения. Программа обучения на производстве основывается на профессиональных стандартах (опять же, если таковые есть), существующих образовательных стандартах. А может также включать вариативную часть (то есть обучение производственного персонала специфике того оборудования, которое есть только на данном производстве). Курсы могут быть организованы, например, на базе учебно-производственного комбината, прикрепленного к данному предприятию и имеющего лицензию на подготовку кадров соответствующего профиля. По окончании обучения – итоговая аттестация с присвоением квалификации, разряда и выдачей соответствующих документов государственного образца.

Курсы по обучению вторым и совмещаемым профессиям

Такие образовательные программы позволяют проводить ротацию кадров. Рассмотрим ситуацию: оборудование устаревает, вводится новое, требуется сократить количество рабочих, обслуживающих данное оборудование. Некоторых работников можно переобучить более актуальным профессиям, сохранив рабочие места. Те, кто не может или не хочет осваивать новое – при условии соблюдения трудового законодательства – могут быть переведены в другие подразделения на иную работу или сокращены.

Программа обучения на производстве и требования к ней такие же, как при организации производственно-технических курсов. По окончании обучения – итоговая аттестация с присвоением квалификации, разряда и выдачей соответствующих документов. Например, удостоверения государственного образца, если у учебно-производственного комбината, который реализует такие программы, есть лицензия на ведение образовательной деятельности.

Курсы по изучению новых изделий, оборудования, технологии

Программа разрабатывается экспертами (мастерами), кадровыми работниками. Курсы направлены на формирование у рабочих навыков, необходимых для эксплуатации нового оборудования и тому подобное. При этом учитывается сложившийся на предприятии опыт работы и стандарты производства. Программа обучения на производстве произвольная, разрабатывается на усмотрение работодателя, исходя из актуальных потребностей персонала (в навыках, знаниях). Особых требований к программам для данных курсов нет. По окончании обучения, как правило, не выдаются документы об образовании. Но возможно оформление сертификата (в произвольной форме).

Школы по изучению передовых методов работы

Профессиональное обучение рабочих на производстве в данном случае заключается в следующем. Наиболее опытные рабочие и мастера делятся своими приемами эффективной работы, методами организации рабочего времени. Обучение происходит в форме:

  • общения на производственные темы с разбором сложных случаев, организуется в аудитории;
  • практической деятельности в цеху, с демонстрацией приемов работы и тому подобное.

В том или ином случае при организации подготовки сотрудников потребуется программа обучения персонала на предприятии. О ней – в следующем параграфе.

Обучение персонала на предприятии: как составить программу

Несколько рекомендаций на тему, как составить программу обучения и что она должна содержать. Итак, если речь идет об образовательном учреждении среднего профессионального образования (техникумы, профтехучилища, учебно-производственные комбинаты), то весь учебный процесс регламентируется и контролируется Министерством образования и науки России. Соответственно, содержание программы обучения определяется федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

Как разрабатывается содержание вариативных программ обучения на производстве (например, если речь идет о курсах по изучению новых изделий и технологий)? Для этого нам предстоит ответить на вопросы:

  • чему будем учить (составляем перечень конкретных технологий, подлежащих усвоению, называем требуемые профессиональные навыки и тому подобное);
  • зачем будем учить (с какой целью организуем учебный процесс: определяем результаты обучения; например, снижение количества случаев брака путем глубокого овладения технологией работы);
  • как будем учить (определяем методы обучения (наблюдение за действиями мастера, практическая деятельность); составляем тематическое планирование (темы, даты занятий), количество часов на теорию и практику, перечень необходимого оборудования и тому подобное).

С 1 марта 2017 года существенно изменится порядок проведения стажировки на рабочем месте.

Инструктажи на рабочем месте и стажировка на рабочем месте для многих работодателей процедуры схожие. Именно потому к стажировкам в организациях относятся не достаточно серьезно. На самом деле обе процедуры необходимы, чтобы научить сотрудника выполнять свои обязанности безопасно. И обе проводят до начала работы. В этом их схожесть. Но есть и существенные отличия. Так инструктаж с сотрудниками чаще всего занимает несколько часов. А стажировка - несколько рабочих смен. Инструктаж - это короткий теоретический курс о безопасном выполнении работы с демонстрацией практических примеров. А во время стажировки сотрудник выполняет положенные обязанности под присмотром наставника, учится на практике выполнять предстоящую работу, изучает производственно- технологические процессы.

Для кого стажировка на рабочем месте является обязательной процедурой?

Обязательной стажировка на рабочем месте по-прежнему осталась для сотрудников, поступающих на работу с вредными и опасными условиями труда. Эта обязанность закреплена за работодателем в статье 225 Трудового кодекса и п. 11.4 ГОСТа 12.0.004-2015, который вступает в силу уже 1 марта 2017 года. Например, электротехническ ий персонал, горняки, металлурги, работники нефтеперерабатыв ающей отрасли, шахтеры и т.д.

Когда нужно проводить стажировку на рабочем месте?

С 1 марта 2017 года стажировку на рабочем месте для руководителей, специалистов, работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала нужно проводить:

При их поступлении на работу;

При переводе на другое место работы внутри организации с изменением должности или выполняемой работы;

Для подготовки к возможному замещению на время отсутствия (болезнь, отпуск, командировка) постоянного работника;

Для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.

РАНЕЕ: Стажировку проводили при переводе на другую работу или при смене типа оборудования или переходе на управление другой техникой (марка машины, крана и т. п.).

Сроки проведения стажировки на рабочем месте

С 1 марта 2017 года продолжительност ь стажировки определяет руководитель подразделения, в котором работает стажирующийся работник. Он учитывает уровень образования сотрудника, его квалификацию, опыт работы и другие важные факторы.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, которые имеют необходимую квалификацию и опыт, срок стажировки должен составлять от 3 до 19 рабочих смен;

Если работник рабочих профессий не имеет опыта работы и соответствующей квалификации, то срок стажировки, включая освоение вопросов охраны труда и безопасности выполнения работ, должен составлять от 1 до 6 месяцев.

Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяет работодатель. В зависимости от образования, подготовкой и опыта работы - от 2 недель до одного месяца.

РАНЕЕ: Согласно ГОСТ 12.0.004-90, который действует на данный момент, стажировку на рабочем месте проводят в течение первых 2-14 смен после первичного инструктажа.

Ее продолжительност ь зависит от характера работы и квалификации работника.

В документе нет разделения по срокам для руководителей, специалистов или сотрудников рабочих профессий.

Внимание! Действующий ГОСТ разрешает руководству по согласованию со службой по охране труда и профсоюзом предприятия освобождать от стажировки работника, стаж работы по специальности которых составляет не менее 3 лет, если он переходит из одного цеха в другой, а характер его работы и тип оборудования не меняется.

В новом документе этого пункта нет!

Вопрос от работодателя: Нужно ли проводить стажировку на рабочем месте с сотрудниками турфирмы, которые работают в офисе?

Ответ: Нет, не нужно. Стажировку на рабочем месте после первичного инструктажа должны обязательно проходить только сотрудники, которые будут заняты на работе с вредными или опасными условиями труда (ст. 225 ТКРФ). Офисные работники к этой категории не относятся.

Кто проводит стажировку на рабочем месте?

С 1 марта 2017 года стажировку для рабочих может проводить руководитель работ, инструктор производственног о обучения или другой опытный рабочий, прошедший обучение как инструктор по охране труда и имеющий большой практический опыт.

Что касается поступающих на работу руководителей и специалистов, то с ними стажировку могут проводить вышестоящий или иной руководитель, которого своим решением назначит работодатель.

РАНЕЕ: Для проведения стажировки работодатель назначал своим приказом руководителя стажировки из числа руководящих сотрудников или специалистов.

Вопрос от работодателя: Нужно ли нам проводить стажировку на рабочем месте с сотрудником, если он переходит из одного отдела в другой?

Ответ: Вам нужно проводить стажировку с сотрудником, но только если условия труда на новом рабочем месте являются вредными или опасными (ст. 225 ТК РФ). Если то не так, то можете спокойно переводить сотрудника в другое структурное подразделение без проведения стажировки.

Как проходит стажировка на рабочем месте?

ГОСТ 12.0.004-2015, который вступает в силу с 1 марта 2017 года, прописывает для работодателя четкий регламент проведения стажировки. В нем указано, что руководитель стажировки должен: -- Составить программы стажировки и отразить в них конкретные задачи и сроки выполнения с учетом образования сотрудника, подготовки и опыта работы стажирующегося;

Ознакомить стажирующегося сотрудника со всеми работниками подразделения и условиями труда.

Во время стажировки новый сотрудник должен узнать правила внутреннего трудового распорядка, основные функции подразделении и все положенные требованиями охраны труда при выполнении работы;

В процессе стажировки ознакомить стажирующегося с пакетом документов, необходимых для работы.

В него должна обязательно входить должностная инструкция работника, положение о подразделении, внутренние нормативы и регламенты, локальные нормативные акты по охране труда и безопасности производства;

На протяжении всего срока стажировки, руководитель должен внимательно наблюдать за работой стажирующегося, контролировать и, если необходимо, корректировка его действия. После того как время стажировки окончено, руководитель должен в произвольной форме оформить отзыв о прохождении стажировки. Итоги стажировки подводит специально созданная комиссия работодателя.

Для работников рабочих профессий - квалификационная комиссия, а для руководителей и специалистов - аттестационная комиссия. Она проводит квалификационный экзамен. Форму работодатель выбирает сам. Задача членов комиссии - оценить уровень теоретической и практической подготовки стажирующегося, уровень его знаний требований охраны труда и оформить соответствующий протокол.

Внимание! В ГОСТ 12.0.004-2015 нет четких указаний на состав и численность комиссии. Рекомендуем привлекать для того не менее трех человек, рабочий стаж и опыт которых позволит выполнить возложенную на них задачу. Если члены комиссии решили, что сотрудник успешно прошел стажировку, руководитель подразделения или организации издает распоряжение о допуске стажирующегося к самостоятельной работе. Если итоги стажировки отрицательные, сотрудника нельзя допускать к самостоятельной работе. Он должен в течение одного месяца пройти повторную стажировку, после чего еще раз пройти проверку знаний требований охраны труда.

ВАЖНО!!! Если сотрудник повторно не смог пройти стажировку на рабочем месте и получил от комиссии неудовлетворител ьную оценку, организатор обучения имеет право рассмотреть вопрос о его соответствии занимаемой профессии или должности.

Какую ответственность понесет работодатель, если не проведет стажировку на рабочем месте?

Стажировка на рабочем месте - это один из видов обучения сотрудника безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда. Если работодатель допускает сотрудника к работе без проведения с ним положенной по закону стажировки, инспектор ГИТ во время проверки может наложить штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ): на должностных лиц - от 15 000 до 25 000 рублей, юридических лиц - от 110 000 до 130 000 рублей за каждого необученного сотрудника.

Стажировка на рабочем месте - частая практика при трудоустройстве не только в нашей стране, но и за ее пределами. Подобные мероприятия являются необходимыми для приема молодых специалистов без опыта работы, а также при найме работников в крупные компании с отлаженными внутренними механизмами осуществления трудовой деятельности. Прохождение практики непосредственно у потенциального работодателя позволяет и ему, и самому претенденту определиться и принять верное взаимовыгодное решение о сотрудничестве.

Понятие стажировки, категории лиц, проходящие ее

Предварительный этап перед приемом в штат непосредственно на рабочем месте осуществляется с целью ознакомления потенциального сотрудника с настоящими условиями трудовой деятельности, ее спецификой, а также общими принципами охраны труда, а также техники безопасности.

Проведение стажировок на рабочем месте зачастую актуально не только для вновь прибывших сотрудников и студентов, только получивших высшее или среднее образование. Подобным испытаниям подвергаются также уже работающие в компании профессионалы, переходящие на новую позицию, в ту сферу, где они еще не трудились и не имеют специфических, требуемых навыков.

По законодательству, стажировка является обязательной для лиц, претендующих на получение вакансий в отраслях с вредными или опасными условиями труда. Предварительное ознакомление с рабочими процессами в такой ситуации начинается только после первичного инструктажа.

Также часто термин «стажировка» отождествляется с испытательным сроком. В первом случае, помимо выполнения сотрудником непосредственных трудовых обязанностей, подразумевается и прохождение им обучения.

Необходимо отметить, что предварительное ознакомление обязательно далеко не для каждого специалиста, устраивающегося на работу. В первую очередь оно требуется на предприятиях с опасной деятельностью, обычные офисные сотрудники в таких испытаниях фактически не нуждаются. Однако и для них подобные возможности могут быть предусмотрены внутренним распорядком компании-работодателя.

Оформление стажировки: положение

Каким образом оформляется стажировка на рабочем месте? В первую очередь необходимо отметить, что данный вопрос слабо регулируется действующим трудовым законодательством. Единственная официальная рекомендация заключается в подписании срочного договора со стажерами, все остальное остается на усмотрении работодателя.

Оптимальным решением для последнего является составление отдельного положения, регулирующего стажировку на предприятии (фирме). Унифицированной формы такого документа не предусмотрено, каждый работодатель вправе составлять его по своему усмотрению, однако, большинство кадровиков придерживаются схожей позиции. В идеале положение должно включать в себя следующие позиции:

  • цели прохождения предварительной практики;
  • место, на котором будет трудиться стажер;
  • порядок оплаты деятельности практиканта и его наставника;
  • порядок прохождения стажировки;
  • документы, регламентирующие деятельность стажера.

Положение составляется заранее, к нему может быть приложен перечень профессий, подразумевающих проведение стажировки.

Оформление стажировки: договор и приказ

Претендент на вакантную позицию в обязательном порядке знакомится с подобным положением. Если стороны достигли предварительного согласия, будущий практикант пишет заявление по приему на стажировку (а не на оформление на работу), с ним заключается срочный трудовой договор и издается приказ о зачислении. В последнем документе в обязательном порядке должны содержаться сведения о назначенном кураторе, сроки прохождения практики, а также занимаемая стажером должность.

Как должен выглядеть приказ?

Как конкретно оформляется стажировка на рабочем месте? Образец приказа приведен в статье ниже, его вполне можно взять за основу любому кадровику. В документе в обязательном порядке должна содержаться следующая информация:

  • дата и номер приказа;
  • ссылки на официальные документы (номера статей и их наименования);
  • информация о стажере и кураторе (кого, куда и на какой срок определяют);
  • указание ответственных лиц (директора и прочих).

Составление плана

Каким образом строится программа стажировки на рабочем месте? Четкого регламента для этого, опять же, нет, все вопросы по большей части опираются на внутреннюю документацию каждого юридического лица. На заводах и крупных предприятиях план стажировки часто разработан заранее и подходит для многих работников одновременно, однако, в отдельных случаях программа практики составляется в индивидуальном порядке совместными усилиями двух сторон - стажера и его куратора.

Виды

Стажировка на рабочем месте, то есть непосредственно выполнение трудовых обязанностей практикантом, осуществляется строго под надзором куратора и фиксируется в специальном журнале. По завершении ознакомительного курса возможно назначение сдачи экзаменов. Принято выделять два основных вида стажировки:

  • Специальная. Чаще всего она необходима для технических или «сложных» специальностей. В процессе ознакомления освещаются правила выполнения непосредственных обязанностей, правил использования техники и всей необходимой аппаратуры.
  • Общая (или стажировка на рабочем месте по охране труда). Это наиболее важная разновидность производственной практики, которая заключается в освещении базовых правил и норм охраны труда, технологий безопасности. По результатам ее проведения всегда назначается экзамен, целью которого является проверка усвоения полученных знаний.

Вопросы оплаты и продолжительности

Какова средняя продолжительность стажировки на рабочем месте? Согласно нормативам, приведенным в Трудовом кодексе, сроки ее прохождения варьируются от 3 до 10 рабочих дней и не могут превышать двух недель. Необходимо отметить, что в некоторых случаях до проведения стажировки может потребоваться и обучение, длительность которого не учитывается в практике.

Стажер имеет право и на оплату своего труда, размер вознаграждения в данном случае определяется нормами Трудового еодекса. Согласно официальной позиции, он не может быть ниже МРОТ (минимальной оплаты труда). Логично предположить, что начисляемые финансовые средства будут на порядок меньше, чем у специалистов, трудящихся в основном штате. Выплата проводится единоразово по окончании практики.

Продолжительность рабочего времени стажера не должна превышать нормы, установленные трудовым законодательством.

Инструктаж после стажировки на рабочем месте не является обязательным, обычно он проводится до начала ознакомительной практики. После его прослушивания стажер в должен оставить запись об этом в специальном журнале. Если заключительные испытания были пройдены успешно, руководитель имеет право подписать приказ о допуске к выполнению работ стажеров самостоятельно.

Если полученные результаты были неудовлетворительны, допускается отстранение сотрудника от выполнения обязанностей до пересдачи экзамена. За этот период времени заработанная плата не выплачивается.

Документы по завершении стажировки

Прохождение стажировки на рабочем месте завершается составлением отзыва о ней. Документ подготавливается самим практикантам в условно-свободной форме и должен в обязательном порядке содержать информацию следующего характера:

  • какие цели были достигнуты в результате трудовой деятельности;
  • задачи, которые были успешно выполнены;
  • задачи, которые не были выполнены, а также причины, которые этому помешали;
  • краткий перечень полученных навыков и умений;
  • предложения, направленные на улучшение рабочего процесса, а также проведения практики для других стажеров.

Документы по окончании курса ознакомления составляются и куратором. Его задача - подготовить характеристику на претендента, описать, насколько удовлетворительно он справлялся с поставленными во время работы задачами, а также оставить свое мнение о стажере, как о профессиональном работнике и человеке. В заключение характеристики приводятся отзывы о том, стоит ли работодателю принимать соискателя в основной штат или нет.

Работодатель также должен издать приказ по результатам проведения стажировки и сдачи экзаменов о зачислении в штат или об отказе претенденту в этом.

Справка для студентов

Стажировка на рабочем месте часто проводится для учащихся вузов и техникумов. В этом случае между учебным заведением и компанией заключается особый договор, а по результатам производственной практики студенту выдается специальная справка. Она должна содержать следующие сведения:

  • Ф.И.О. практиканта;
  • сроки прохождения практики и обучения на производстве;
  • базовые сведения об учебном заведении, направляющем стажера, а также компании, принимающей его;
  • документы, регламентирующие стажировку;
  • подписи и печати сторон.

Чтобы понять, для чего придумана стажировка, нужно заглянуть в нормативные акты, регулирующие данный процесс.
Обязанность проводить стажировку закреплена за работодателем законодательно. Работника необходимо обучить безопасным методам труда, провести инструктаж и стажировку на рабочем месте ().

О необходимости работодателю проводить стажировку на рабочем месте для сотрудников, поступающих на работу с вредными и опасными условиями труда, говорится в части третьей Трудового кодекса. Это же требование более развернуто содержится в Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций .

К этому нужно добавить, что Ростехнадзор утвердил Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе, по экологическому, технологическому и атомному надзору . Тем самым предполагают сократить риск получения сотрудниками травм или профессиональных заболеваний.

Следует обратить внимание, что инструктажи и стажировка по своему назначению схожи. И та, и другая процедуры призваны дать работнику понятие о том, как безопасно выполнять свои обязанности. И обе проводят до начала работы.

Однако есть и существенные различия . Прежде всего, это продолжительность. Если инструктаж может быть проведен в течение нескольких минут, то стажировка занимает как минимум две рабочие смены. Конкретная продолжительность зависит от профессии и не превышает 14 смен .

Инструктаж, как правило, представляет собой теоретический курс алгоритма действий работника иногда с демонстрацией практических примеров. Стажировка же – это выполнение работником своих обязанностей под присмотром наставника, временная трудовая деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности.

Как правильно оформить стажировку

Как и любой вид инструктажа по охране труда, стажировка должна быть правильно оформлена. Это необходимо по ряду причин. Во-первых, чтобы проверяющие не могли наказать работодателя за необучение своих работников, во-вторых, чтобы сам сотрудник не мог предъявить претензий в случае получения им травмы или заболевания по своей неосторожности.

Минимально необходимый перечень документов при оформлении стажировки выглядит так:
положение о стажировке;
программа стажировки;
приказ о стажировке;
приказ о допуске к самостоятельной работе.

В первую очередь нужно оформить Положение о стажировке . К процессу разработки этого документа необходимо подойти очень серьезно и скрупулезно. Ведь он подробно описывает права и обязанности стажирующегося и наставника, сроки и порядок стажировки, ответственность и другие особенности, связанные со стажировкой.

В качестве примера для построения документа и его наполнения можно взять «Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» .

Как правило, первые два раздела документа содержат общие положения, цели и задачи стажировки.
В следующих разделах нужно закрепить порядок прохождения стажировки и допуска к работе сотрудника, порядок стажировки для отдельных профессий (категорий работников).

Положение о проведении стажировки (извлечение)

Необходимо отметить, что для предприятий неподконтрольных Ростехнадзору требования к организации проведения стажировок и допуска работника к самостоятельной работе могут быть немного иными, но алгоритм останется тем же.

Существуют некоторые особенности проведения стажировок и допуска к самостоятельной работе электротехнического персонала. Этот вопрос тоже необходимо осветить в Положении.

Примерное содержание Положения может выглядеть так:

1. Вводные положения.
2. Цели.
3. Задачи.
4. Область действия.
5. Период действия и порядок внесения изменений.
6. Термины и определения.
7. Обозначения и сокращения.
8. Порядок стажировки и допуска к самостоятельной работе.
9. Особенности стажировки электротехнического персонала.
10. Ссылки.
11. Приложения.

Программа стажировки определяет порядок и время стажировки по конкретной профессии, типичные действия, которым должен обучиться работник, объем теоретических знаний, которые он должен получить, порядок проведения контрольных проверок в процессе стажировки и проч.
Перед тем как конкретного работника отправить на стажировку, нужно издать приказ. Его форма законодательно не утверждена, поэтому каждый работодатель может использовать свой вариант.

В приказе указывают основания для стажировки и ее срок, перечисляют работников, которые должны пройти стажировку, и их наставников.

Пример приказа о назначении стажировки:


Скачать образец

Результаты стажировки фиксируют в журнале инструктажей на рабочем месте.

Завершают стажировку сдачей экзамена. Только после этого сотрудник может быть допущен к самостоятельной работе. Допуск оформляют приказом.


Скачать образец

Если работник не смог сдать экзамен, его не допускают к работе, что также оформляют приказом.

Можно ли стажировку не проводить

Стажировка обязательна только для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, а также в тех случаях, когда это требование установлено отдельными нормативными актами. Например, для водителей, которые перевозят пассажиров или работают на опасных производственных объектах. Здесь обойтись без стажировки никак нельзя. Если работодатель ее не проводит, он рискует быть оштрафованным на сумму от 30 000 до 50 000 рублей. Для руководителей организаций штраф будет меньше – от 1000 до 5000 рублей ().

С 1 января 2015 года наказание за нарушение трудового законодательства существенно возрастет. Так, за допуск к работе без необходимого обучения по охране труда (а стажировка – это один из видов обучения) руководителю организации и частному предпринимателю будет грозить штраф на сумму от 15 000 до 25 000 рублей, для организации – от 110 000 до 130 000 рублей () . Есть над чем задуматься.

Если же на предприятии нет вредного или опасного производства, то организация стажировки – внутреннее дело работодателя.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли проводить стажировку дворнику?

В нашем ЖЭКе проводят спецоценку условий труда. Если у дворников будут установлены вредные условия, нужно ли будет проводить им стажировку?
Ольга ВОРОТОВА, главный инженер (Иркутск)

Как бы это ни звучало странно, но если следовать букве закона, стажировку придется проводить.

Оформите дворникам две смены стажировки. Этого будет достаточно, чтобы освоить методы работы.

Нужен ли инструктаж, если все равно предстоит стажировка?

Нужно ли перед стажировкой проводить инструктаж по охране труда на рабочем месте, если стажировка все равно охватывает весь объем обучения по безопасному выполнению работы?
Виктор ГАВРИЛОВ, инженер по охране труда (Саранск)

Да, нужно. Инструктаж необходимо проводить перед началом выполнения работ. Его цель – предупредить работника об опасностях, с которыми он может столкнуться во время работы. А стажировка – это выполнение своих обязанностей под контролем наставника, то есть это уже работа.
В журнале инструктажа на рабочем месте сначала делают отметку о прохождении инструктажа, а затем о стажировке.

Нужно ли получать лицензию для проведения стажировки?

Для проведения обучения по охране труда нужна лицензия. Нужно ли ее получать и для стажировки? Как быть, если работники проходят стажировку у работодателя?
Валерий НАЙМУШИН, специалист по охране труда (Пермь)

Нет, лицензию получать не нужно. Дело в том, что для обучения своих работников силами организации не нужна лицензия. Она необходима только тем организациям, которые специализируются на обучении сторонних работников. Поэтому, несмотря на то, что стажировка – это часть обучения по охране труда, работодателю для этого лицензия не нужна.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам
ст. 212, ст. 225 ТК РФ Вспомнить, в каких случаях работодатель обязан проводить стажировку работников
ст. 5.27, ст. 5.27.1 КоАП РФ Уточнить, какой штраф предусмотрен, если не проводить стажировку
Уяснить, когда нужно стажировать работников рабочих профессий
Выяснить, в каких случаях проводят стажировку в организациях, подконтрольных Ростехнадзору
ГОСТ 12.0.004-90 Уточнить продолжительность стажировки