Причины конституционного кризиса 1992 1993 гг. Поэтапная конституционная реформа

Длившееся с момента распада СССР противостояние двух ветвей российской власти — исполнительной в лице президента России Бориса Ельцина и законодательной в лице парламента — Верховного Совета (ВС) РСФСР, возглавляемого Русланом Хасбулатовым, вокруг темпов реформ и методов строительства нового государства, 3‑4 октября 1993 года и окончилось танковым обстрелом резиденции парламента — Дома Советов (Белого дома).

Согласно заключению комиссии Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября — 5 октября 1993 года, исходной причиной событий и их тяжких последствий явилась подготовка и издание президентом РФ Борисом Ельциным указа от 21 сентября №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", озвученного в его телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года в 20.00 . Подписывая указ, Ельцин ссылался на невозможность продолжения сотрудничества с законодательной властью , ставшей, по мнению президента РФ, в условиях экономического кризиса препятствием на пути экономических реформ и превращение Верховного Совета в "штаб неконструктивной оппозиции", занимающийся политической борьбой.

В подготовленном главой государства указе предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать съезд народных депутатов, а также прекратить полномочия народных депутатов Российской Федерации.

Через час после телевизионного обращения Ельцина председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов выступил на экстренном совещании депутатов в Белом доме, где квалифицировал действия Ельцина как государственный переворот .

В тот же день в 22.00 на экстренном заседании президиума ВС было принято постановление "О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина".

В эти же часы началось экстренное заседание Конституционного суда (КС) под председательством Валерия Зорькина. Суд вынес заключение, что данный указ нарушает Конституцию в двенадцати пунктах и является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. После того, как заключение КС было доставлено в Верховный Совет, тот, продолжая своё заседание, принял постановление о возложении исполнения полномочий президента на вице‑президента Александра Руцкого.

23 сентября в 22.00 в здании ВС открылся внеочередной (чрезвычайный) Х cъезд народных депутатов. По распоряжению правительства в здании были отключены телефонная связь и электричество. Участники съезда проголосовали за прекращение полномочий Ельцина и поручили исполнять обязанности президента вице‑президенту Александру Руцкому. Съезд назначил основных "силовых министров" — Виктора Баранникова, Владислава Ачалова и Андрея Дунаева.
Для охраны здания ВС из числа добровольцев были сформированы дополнительные охранные подразделения, членам которых, по специальному разрешению, выдавалось огнестрельное оружие, принадлежавшее Департаменту охраны ВС.

27 сентября здание Верховного Совета было окружено сплошным кольцом оцепления из сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск, вокруг здания было установлено заграждение из колючей проволоки. Пропуск людей, транспортных средств (включая машины "скорой помощи"), продовольствия и медикаментов внутрь зоны оцепления был фактически прекращен.

29 сентября президент Ельцин и председатель правительства Черномырдин потребовали от Хасбулатова и Руцкого до 4 октября вывести из Белого дома людей и сдать оружие.

1 октября в Свято‑Даниловом монастыре при посредничестве патриарха Алексия II начались переговоры между представителями правительств России и Москвы и Верховного Совета. В здании Верховного Совета было включено электричество, начала поступать вода.

Ночью в мэрии был подписан протокол о поэтапном "снятии остроты противостояния", ставший результатом переговоров.

2 октября в 13.00 на Смоленской площади Москвы начался митинг сторонников ВС. Произошли столкновения демонстрантов с милицией и ОМОНом. В ходе беспорядков на несколько часов оказалось перекрытым Садовое кольцо у здания МИД.

3 октября конфликт приобрел лавинообразный характер. Митинг оппозиции, начавшийся в 14.00 на Октябрьской площади, собрал десятки тысяч человек. Прорвав заслоны ОМОНа, участники митинга двинулись к Белому дому и разблокировали его.

Около 16.00 Александр Руцкой с балкона призвал взять штурмом мэрию и "Останкино".

К 17.00 демонстранты штурмом взяли несколько этажей здания мэрии. При прорыве оцепления в районе мэрии города Москвы сотрудники милиции применили против демонстрантов огнестрельное оружие на поражение.

Около 19.00 начался штурм Останкинского телецентра. В 19.40 все телеканалы прервали передачи. После небольшого перерыва в эфир вышел второй канал, работавший из резервной студии. Попытка демонстрантов взять телецентр не увенчалась успехом.

В 22.00 по телевидению был передан указ Бориса Ельцина о введении в Москве чрезвычайного положения и об освобождении Руцкого от обязанностей вице‑президента РФ. Начался ввод войск в Москву.

4 октября в 7.30 началась операция по зачистке Белого дома. Стреляли из крупнокалиберного оружия. Около 10.00 танки начали обстрел здания ВС, вызвав там пожар.

Около 13.00 начался выход защитников ВС, из здания парламента стали выносить раненых.

Около 18.00 защитники Белого дома заявили о прекращении сопротивления. Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов и другие руководители вооруженного сопротивления сторонников Верховного Совета были арестованы.

В 19.30 группой "Альфа" были взяты под охрану и эвакуированы из здания 1700 журналистов, сотрудников аппарата ВС, жителей города и депутатов.

Спустя несколько месяцев Государственная дума объявила политическую амнистию участникам событий сентября‑октября 1993 года.

Согласно выводам Комиссии Госдумы, по приближенной оценке в ходе событий 21 сентября — 5 октября 1993 года были убиты или скончались от полученных ранений около 200 и получили ранения или иные телесные повреждения различной степени тяжести не менее 1000 человек.

В результате трагических событий 3-4 октября 1993 года в Москве Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ были ликвидированы. До избрания Федерального Собрания и принятия новой Конституции в РФ устанавливалось прямое президентское правление. Указом от 7 октября 1993 года "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ" президент установил, что до начала работы Федерального Собрания вопросы бюджетно‑финансового характера, земельной реформы, собственности, госслужбы и социальной занятости населения, ранее решаемые съездом народных депутатов РФ, теперь осуществляются президентом РФ. Другим указом от 7 октября "О Конституционном Суде РФ" президент фактически упразднил этот орган. Также Борис Ельцин издал ряд указов, прекращающих деятельность представительных органов власти субъектов Федерации и местных Советов.

12 декабря 1993 года была принята новая Конституция России, в которой такой орган государственной власти, как съезд народных депутатов, уже не упоминался.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития . Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление Президентской власти и либеральные экономические реформы, руководство Верховного Совета - за власть Советов; своей экономической программы эта сторона не имела, но в целом выступала против радикальных экономических реформ. Действовавшая Конституция, в статье 2 которой сохранялось положение о власти Советов, а в статье 3 провозглашено разделение властей, служила законодательной базой их позиции.

Хронология конституционного кризиса

Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

  • 1 декабря 1992 года - в Москве открылся шестой Съезд народных депутатов, на протяжение всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство
  • 9 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства
  • 10 декабря 1992 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов
  • 11 декабря 1992 года - по инициативе Председателя Конституционного Суда прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова
  • 12 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля 1993 года референдум по основным положениям Конституции
  • 14 декабря 1993 года - по итогам многоступенчатного голосования Председателем Совета Министров - Правительства назначен

Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

  • 12 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отменил постановление о стабилизации конституционного строя
  • 20 марта 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил с обращением к народу, в котором объявил о введении особого порядка управления, однако указ об особом порядке управления так и не был подписан
  • 23 марта 1993 года - , даже не рассматривая указ Президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел наличие оснований для отрешения от должности
  • 26 марта 1993 года - в Москве собрался девятый чрезвычайный съезд народных депутатов
  • 28 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отклонил проект постановления о назначении досрочных выборов Президента и народных депутатов и провел голосование по вопросу об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента, за импичмент проголосовало 617 депутатов при необходимых 699 из 1097, попытка импичмента провалилась
  • 29 марта 1993 года - после провала попытки импичмента Ельцину Съезд народных депутатов назначил на 25 апреля
  • 21 апреля 1993 года - Конституционный Суд принял постановление по вопросу о порядке подсчета голосов на референдуме
  • 25 апреля 1993 года - состоялся всероссийский референдум по вопросам (1) о доверии Президенту Б. Н. Ельцину, (2) о социально-экономической политике Президента и Правительства, (3) о досрочных выборах Президента, (4) о досрочных выборах народных депутатов. В референдуме приняли участие 64,05 процентов избирателей, результаты - «да» 58,50 процентов по первому вопросу и 52,88 процентов по второму (от числа принявших участие), 32,64 процента и 41,40 процентов (от общего числа избирателей). Президент получил доверие.
  • 30 апреля 1993 года - в опубликован президентский проект новой Конституции Российской Федерации
  • 1 мая 1993 года - в Москве состоялась демонстрация противников Президента, митингующие убили омоновца Владимира Толокнеева
  • 20 мая 1993 года - Президент объявляет о созыве Конституционного Совещания в Москве
  • 5 июня 1993 года - Конституционное Совещание начало работу
  • 2 сентября 1993 года - Президент временно отстранил от исполнения обязанностей Вице-Президента А. В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жесткой критикой Президента и Правительства
  • 21 сентября 1993 года - Президент подписал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов, вводилась в действие временная система органов власти, на 11-12 декабря назначены выборы в
  • 21-22 сентября 1993 года - выносит заключение о неконституционности действий Президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Ельцина, вице-президент объявляет о принятии им полномочий Президента, в Белом доме проводятся назначения на должности министров, руководство Верховного Совета предпринимает попытку собрать Съезд народных депутатов, к Белому дому стягиваются сторонники распущенного Верховного Совета
  • 23 сентября 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин объявляет о досрочных выборах Президента в июне 1994 года, сторонники распущенного Верховного Совета осуществили нападение на штаб объединенных вооруженных сил СНГ, двое погибших
  • 30 сентября 1993 года - Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу и назначает ее председателем Н. Т. Рябова.
  • 3-4 октября 1993 года - после нападения сторонников распущенного Верховного Совета на здание мэрии Москвы и столкновений у Президент вводит чрезвычайное положение в Москве, Белый Дом штурмуют с применением бронетехники, что приводит к многочисленным жертвам, руководство «Белого Дома» арестовано

Поэтапная конституционная реформа

  • 7 октября 1993 года - Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя
  • 9 октября 1993 года - Президент прекращает полномочия Советов всех уровней
  • 11 октября 1993 года - Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в

Изданием этого указа президент фактически нарушил действовавшую на тот момент конституцию. После этого он де-юре отстраняется от должности, согласно действовавшей на тот момент конституции. Президиум Верховного Совета зафиксировал этот факт. Верховный Совет заручается также поддержкой Конституционного суда, который подтверждает тезис о том, что действия президента неконституционны. Ельцин игнорирует эти выступления, де-факто продолжая выполнять обязанности президента.

Власть переходит к Руцкому

22 сентября Верховный Совет голосует за законопроект о прекращении полномочий президента и переходе власти к Руцкому. В ответ на это на следующий день Борис Ельцин заявляет о досрочных президентских выборах, которые назначаются на июнь 1994 года. Это опять противоречит действовавшему законодательству, потому что решения о досрочных выборах может принимать только Верховный Совет.

Обстановка обостряется после нападения сторонников народных депутатов на штаб Объединенных вооруженных сил СНГ. В результате столкновения два человека погибают.

24 сентября снова заседает чрезвычайный Съезд народных депутатов. Они утверждают прекращение Ельциным полномочий президента и переход власти к Руцкому. Действия Ельцина при этом квалифицируются как государственный переворот.

В ответ уже 29 сентября Ельцин объявляет о создании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную думу и назначении ее председателем Николая Рябова.

Кульминация конфликта

Своего апогея конституционный кризис в России в 1993 году достигает 3-4 октября. Накануне Руцкой подписывает указ об освобождении Черномырдина от должности председателя правительства.

На следующий день сторонники Верховного Совета захватывают здание мэрии в Москве, расположенное на Новом Арбате. Милиция открывает огонь по демонстрантам.

Затем следует провалившаяся попытка штурма телецентра "Останкино", после чего Борис Ельцин вводит в стране чрезвычайное положение. На этом основании в Москву входит бронетехника. Здание Дома Советов штурмуют, что приводит к многочисленным жертвам. По официальным сведениям, их около 150, по данным очевидцев, может быть намного больше. Российский парламент расстреливают из танков.

4 октября лидеры Верховного Совета - Руцкой и Хасбулатов - сдаются. Их помещают в следственный изолятор в "Лефортово".

Конституционная реформа

На этом конституционный кризис 1993 года продолжается, очевидно, что нужно действовать незамедлительно. 5 октября распущен Московский совет, уволен генеральный прокурор Валентин Степанков, на место которого назначен Алексей Казанник. Увольняются главы регионов, поддержавших Верховный Совет. Своих руководителей лишаются Брянская, Белгородская, Новосибирская, Амурская, Челябинская области.

7 октября Ельцин подписывает указ о начале поэтапной реформы конституции, фактически взяв на себя функции законодательной власти. Члены Конституционного суда во главе с председателем складывают с себя полномочия.

Важным становится указ о реформе органов местного самоуправления, а также представительных органов власти, который президент подписывает 9 октября. Назначаются выборы в Совет Федерации, проводится референдум по проекту конституции.

Новая конституция

Основным последствием конституционного кризиса 1993 года становится принятие новой конституции. 12 декабря на референдуме ее поддерживает 58% граждан. Фактически отсюда начинает отсчет новая история России.

25 декабря документ официально опубликован. Также проходят выборы в высшую и низшую палаты парламента. 11 января 1994 года они начинают свою работу. На выборах в федеральный парламент убедительную победу одерживает ЛДПР. Также места в думе получают избирательный блок "Выбор России", Коммунистическая партия Российской Федерации, "Женщины России", Аграрная партия России, блок Явлинского, Болдырева и Лукина, Партия российского единства и согласия и Демократическая партия России. Явка на выборах составила почти 55%.

Политический кризис сентября - октября 1993 г

С конца 1991 г. Россия стала независимым государством. В его состав входило 89 субъектов Федерации, в том числе 21 автономная республика. Правительство РФ гарантировало продолжение демократических преобразований, направленных на формирование гражданского общества и правового государства. С 21 апреля 1992 г. за РСФСР официально было закреплено новое название - Российская Федерация.

Однако трудности проведения конституционной реформы, обусловленные конфликтом между законодательной (Съезд народных депутатов) и исполнительной (Президент России) ветвями власти привели к острому политическому кризису осени 1993 г. В центре конфликта ветвей власти был вопрос о форме государственного правления в России: президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Лидерами антипрезидентских сил стали глава Верховного Совета России Р. Хасбулатов и вице-президент А. Руцкой. Они опирались на прокоммунистическое большинство депутатского корпуса, выступавшее за усиление роли государства в экономике страны.

В условиях конфликта президент пошёл на решительные меры. В декабре 1992 г. прозвучало заявление Б. Ельцина о превращении парламента в «реакционную силу». С 20 марта 1993 г. было введено особое (президентское) управление страной до преодоления кризиса. Депутаты стали обвинять президента в присвоении диктаторских полномочий. Однако на Всероссийском референдуме, состоявшемся 25 апреля 1993 г., большинство участников (62 %) высказалось за доверие Президенту РФ Б. Ельцину и проведение конституционной реформы.

Летом 1993 г. начало свою работу Конституционное совещание, созванное для подготовки новой Конституции. Тем временем ситуация в обществе накалялась. «Трудовой Россией», «Фронтом национального спасения» регулярно организовывались митинги и марши, провоцировавшие власть на открытый конфликт. Крупными столкновениями с органами правопорядка закончилась в 1993 г. первомайская демонстрация. Парламентская оппозиция использовала события на улицах Москвы и других городов в своих целях, требуя ограничения полномочий президента Б. Ельцина.

21 сентября 1993 г. Б. Ельцин издал указ о приостановлении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, что фактически означало введение президентской формы правления. Верховный Совет выразил недоверие Б. Ельцину, обвинив главу государства в попытке переворота и передав его полномочия вице-президенту А. Руцкому. Это привело к обострению конфронтации и осаде Верховного Совета силами армии и милиции, подконтрольными президенту. В результате вооружённых столкновений 3–4 октября 1993 г. у Белого дома, мэрии и телецентра «Останкино» погибло около 150 человек, а оппозиционные лидеры (А. Руцкой, Р. Хасбулатов, А. Макашов) были арестованы.

Политический кризис сентября - октября 1993 г. привёл к окончательному демонтажу системы организации власти в форме Советов. Уже в октябре 1993 г. президентом было издано несколько указов о реформировании представительных органов власти и местного самоуправления. Деятельность Советов всех уровней прекращалась, а их функции переходили к местным администрациям и выборным думам.

Принятие Конституции Российской Федерации

На последовавшем за этими событиями референдуме 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция, установившая принцип разделения властей на три самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Во главе государства - избираемый всенародно президент с четырёхлетним сроком полномочий. Представительная и законодательная власть принадлежала соответственно Федеральному собранию, состоящему из двух палат - Совета Федерации (руководители и представители субъектов федерации) и Государственной думы (формируется на выборной основе из представителей политических партий и самовыдвиженцев). Государственная дума имела значительно меньшие полномочия по сравнению с распущенным Верховным Советом. К примеру, депутаты утратили контроль над деятельностью административных органов, который они ранее осуществляли посредством формирования депутатских запросов. Исполнительная власть принадлежала правительству (председатель, заместители, министры). Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды представляли судебную ветвь власти.

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990‑х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. РФ и страны - участницы Содружества Независимых Государств

Чеченская проблема

Главным дестабилизирующим фактором в общественно-политической жизни России второй половины 1990‑х гг. был чеченский конфликт. Сепаратистские настроения части руководства самопровозглашённой республики во главе с бывшим генералом советской армии Д. Дудаевым вынудили российские власти встать на силовой путь решения чеченской проблемы. Сепаратизм - политика, направленная на обособление, отделение части территории государства с целью формирования нового, самостоятельного государства или обретения широкой автономии.

Провозгласив в 1991 г. независимость, игнорируя подписание Федеративного договора России и субъектов федерации (1992) о разграничении полномочий, Чечня быстро превратилась в сплошную криминальную зону, способствуя концентрации богатств у местных мафиозных бюрократических кланов. Регулярно происходили вооружённые нападения на железнодорожные составы, приводившие к полному или частичному разграблению вагонов и контейнеров. Боевики блокировали автомагистрали, перерезали нефтепровод Баку – Новороссийск. В самопровозглашённой республике, с ведома её президента, изготавливались фальшивые рубли, которые затем попадали в Россию.

Центральная российская власть никогда не признавала отделения Чечни, однако не могла длительное время предложить эффективной стратегии действий в отношении взбунтовавшейся республики. Изначально ставка была сделана на поддержку антидудаевской оппозиции внутри Чечни, но после провала в конце ноября 1994 г. «марша на Грозный» военных отрядов чеченской оппозиции руководство страны склонилось к необходимости прямого военного вмешательства федеральных сил. 29 ноября 1994 г. Россия предъявила ультиматум Грозному с требованием немедленно разоружить все «нелегальные вооружённые формирования», который сепаратисты отказались удовлетворить. На следующий день Б. Ельцин издал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», который предусматривал проведение специальной операции при участии соединений и частей Вооружённых Сил при поддержке войск МВД и подразделений федеральной службы контрразведки РФ.

10 декабря 1994 г. российские войска вошли на территорию Чечни. На момент начала полномасштабной вооружённой операции группировка федеральных сил насчитывала 23,8 тыс. человек, а в составе незаконных вооружённых формирований, с учётом добровольцев и наёмников, было до 13 тыс. человек.

Первая чеченская кампания (11 декабря 1994 - 31 августа 1996 г.) стала крупнейшим военным столкновением на территории России после окончания Великой Отечественной войны. В её результате погибло десятки тысяч человек с обеих сторон (особенно кровопролитным оказался штурм Грозного в канун нового 1995 года), что стало следствием неподготовленности армии к ведению широкомасштабной войны, ошибок в управлении и излишней самоуверенности высшего военного руководства во главе с тогдашним министром обороны П. Грачёвым. Бюджету РФ был нанесён огромный финансовый ущерб в несколько триллионов рублей.

Подписание Хасавюртовских мирных соглашений (31 августа 1996 г.) временно прекратило активные боевые действия, но не решило вопроса о статусе Чечни, который откладывался на 5 лет. До этого времени контакты с самопровозглашённой властью Чечни регулировали «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой». Последствием чеченской войны стала волна терактов, прокатившаяся по городам России в 1995–1999 гг. (Будённовск, Кизляр, Владикавказ, Буйнакск, Волгодонск и др.). Особо резонансными были взрывы жилых домов в Москве на ул. Гурьянова и на Каширском шоссе в сентябре 1999 г. Ответом на действия террористов стало повторное введение федеральных сил в Чечню 30 сентября 1999 г.

Политические партии и движения Российской Федерации

В декабре 1993 г. впервые состоялись выборы в Федеральное собрание РФ. Накануне выборов заявили о себе несколько новых политических сил: «Выбор России», «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократических реформ и др. В результате выборов большинство мест в парламенте получили кандидаты от «Выбора России», ЛДПР, Аграрной партии и КПРФ. Наиболее многочисленной фракцией в Государственной думе оказался «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром.

Глубокий экономический кризис, обнищание населения сказалось на «полевении» российского политического спектра. И уже следующие выборы в Государственную думу 1995 г. принесли успех коммунистам, тогда как сторонники продолжения реформ («Яблоко» Г. Явлинского, «Демократический выбор России» Е. Гайдара) остались в меньшинстве. Промежуточное положение занимали либеральные демократы (ЛДПР) В. Жириновского.

На президентских выборах 1996 г. было заявлено 11 кандидатов. Действующему президенту Б. Ельцину только во ІІ туре удалось обойти кандидата от КПРФ Г. Зюганова (55 % на 40,7 %). Однако ухудшение здоровья не позволило Б. Ельцину организовать эффективное управление государством. Продолжавшееся противостояние между законодательной и исполнительной властями, не позволяло решать важнейшие экономические вопросы, тормозило принятие основополагающих законодательных актов. Всё большим влиянием пользовались крупнейшие финансовые группы, представители которых обладали реальной политической властью и контролировали практически все средства массовой информации. Нерешённость чеченской проблемы, частые кадровые перестановки в правительстве (с апреля 1998 по март 2000 г. сменилось пять премьер-министров) окончательно подорвали авторитет президента в обществе.

15 мая 1999 г. впервые в новейшей российской истории на рассмотрение Государственной думы был вынесен вопрос о досрочном прекращении президентских полномочий Б. Ельциным. Согласно конституционным нормам для принятия такого решения должно было быть подано не менее двух третей депутатских голосов. Основанием для импичмента президента Б. Ельцина было пять обвинений в его адрес: развал Советского Союза; конституционный кризис 1993 г.; военная операция в Чечне; развал вооружённых сил и геноцид русского народа. Но ни один из указанных пунктов не получил требуемого количества голосов. Однако эти события стали серьёзным предостережением для президента.

В выборах в Государственную думу 1999 г. принял участие ряд новых политических сил: «Отечество - вся Россия» (Е. Примаков, Ю. Лужков), «Союз правых сил» (С. Кириенко, Б. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). Большинство избирателей отдали свои голоса в пользу «Единства» и КПРФ.

Понимая снижение своей роли в политической жизни государства, Б. Ельцин в новогоднем обращении к россиянам 31 декабря 1999 г. сложил с себя президентские полномочия, передав их главе правительства В. Путину. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран президентом Российской Федерации.

РФ и страны - участницы Содружества Независимых Государств

Большое значение в политике России отводилось налаживанию контактов с бывшими советскими республиками, присоединившимися к Содружеству Независимых Государств (СНГ), и защите прав оставшегося в них русскоязычного населения. В результате длительного переговорного процесса российской стороне удалось подписать ряд выгодных двусторонних договоров с отдельными государствами СНГ, что частично компенсировало негативные последствия разрыва традиционных экономических связей, произошедшего в результате распада СССР. Между шестью государствами Содружества (Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан) был заключён договор о коллективной безопасности, велись переговоры о создании ЕЭП (единого экономического пространства). Наиболее конструктивно развивались отношения между Российской Федерацией и Беларусью.

Непросто складывались отношения с Украиной. Разногласия, по большей мере, были вызваны вопросами о принадлежности Крыма и условиях базирования Черноморского флота РФ в Севастополе. 5 января 1992 г. командующий Черноморским флотом адмирал И. Касатонов отказался выполнять распоряжение президента Украины о присяге флота на верность Киеву. Вскоре Верховным Советом РФ было принято постановление о рассмотрении конституционности решений Президиума ВС СССР 1954 г. о передаче Крымской области в состав УССР. Переговоры между двумя государствами продолжались несколько лет, и в мае 1997 г. в результате визитов в Киев В. Черномырдина и Б. Ельцина были подписаны соглашения о временном базировании российского флота в Севастополе и Договор о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией.

Несмотря на то что большинство членов СНГ не поддержало российской инициативы создания Объединённых Вооружённых Сил (ОВС), Россия выполняла миротворческую миссию во время вооружённых конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, охраняла внешние границы Таджикистана.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Переход к рынку

Начало перехода от плановой к рыночной экономике было положено ещё в годы перестройки. Рыночная экономика - это экономика, в основе которой принципы свободного предпринимательства, многообразие форм собственности, рыночное ценообразование при ограниченном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность субъектов.

В 1990 г. было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», предусматривающее переход на аренду, создание акционерных обществ и развитие частного сектора экономики. Замедление и непоследовательность рыночных реформ привели к кризису, который ещё более углубился после распада СССР и разрыва существовавших экономических связей.

Экономическая ситуация в России 1990‑х гг

Руководство России в условиях глубочайшего финансового кризиса, инфляции, истощения золотовалютных резервов решило обратиться к политике «шоковой терапии». Это должно было стать своеобразной альтернативой попыткам ещё союзного руководства провести поступательную модернизацию сверхцентрализованной социалистической экономики. Идеологи экономических реформ в России начала 1990‑х гг. (Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс) исходили из того, что постсоветская экономика не подлежала усовершенствованию. Единственным путём, по их мнению, был немедленный демонтаж старой экономической системы вместе с ликвидацией командно-административной системы управления и распределения. Отечественные реформаторы консультировались с группой специально приглашённых иностранных советников, возглавлявшейся американским экономистом Дж. Саксом. Правительство так же надеялось на получение финансовой помощи от США и стран Западной Европы.

Методы «шоковой терапии» предусматривали либерализацию цен (со 2 января 1992 г.) и проведение масштабной приватизации. Начало выдачи приватизационных чеков (ваучеров) пришлось на 1 октября 1992 г. Эти меры должны были обуздать инфляционные процессы, уравнять спрос и предложение на рынке, превратить частный сектор в преобладающий сектор экономики, создать прочный фундамент для перевода всего хозяйства на рыночные рельсы.

29 января 1992 г. вышел президентский указ «О свободе торговли». Согласно ему граждане РФ получали право на ведение предпринимательской деятельности в сфере торговых отношений. Появление Указа стимулировало сотни тысяч людей к действиям по смене рода занятий и переходу к торгово-посредническим операциям. Это происходило на фоне катастрофического сокращения объёмов промышленного производства и падения престижности занятости в сфере производительного труда.

Реформаторам из правительства Е. Гайдара пришлось столкнуться с серьёзными трудностями. Российский рынок наводнила импортная продукция, а народное хозяйство стало носить преимущественно топливно-сырьевой характер. Особо тяжёлое положение сложилось в военно-промышленном комплексе. Многим квалифицированным специалистам приходилось уходить в другие отрасли хозяйства, преимущественно в торговлю. Тщетны оказались надежды правительства на ощутимые финансовые вливания из-за рубежа. Западные страны обещали России 24 млрд долларов, однако на деле выделили в два раза меньшую сумму. На эти деньги, полученные в форме кредитов, РФ должна была осуществлять продовольственные закупки у своих же кредиторов.

За год реформ цены взлетели более чем в 20 раз, были обесценены вклады граждан. Курс рубля продолжал падать, и большинство расчётов перевели в американскую валюту. Большинство предприятий охватил кризис неплатежей. К 1 июню 1992 г. сумма взаимных долгов составляла около 2 трлн рублей. Возникли проблемы со своевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий. Объём государственной задолженности перед гражданами достиг своего максимума к 1996 г. Социальную напряжённость повышал высокий уровень безработицы, нерешённость жилищной проблемы. Получили распространение финансовые пирамиды («МММ», «Хопёр-инвест» и др.).

Глобальные ошибки были допущены во время проведения приватизации, что привело к сосредоточению значительной части промышленного потенциала страны в руках небольшой группы людей - олигархов, тогда как от 35 до 65 % граждан России оказалось за чертой бедности (к 1994 г. средний уровень жизни населения составлял 50 % от начала 1990‑х). Смена формы собственности не привела к росту эффективности экономики. Продолжалось падение промышленного производства и производства предметов широкого потребления. Распалась единая энергетическая инфраструктура.

Экономические реформы коснулись и аграрного сектора. С начала 1990‑х гг. колхозная система стала заменяться новыми формами хозяйствования: акционерными обществами открытого и закрытого типа, обществами с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственными кооперативами. В условиях экономического кризиса сельское хозяйство испытывало дефицит агротехники, минеральных удобрений, продолжался отток жителей сельской местности в города. Это привело к заметному падению урожайности, наблюдавшемуся на протяжении почти всех 90‑х гг.

Результатом аграрных преобразований начала 1990-х гг. стало то, что по состоянию на 1996 г. государственный сектор охватывал 13% сельхозугодий, 61% земель принадлежал коллективным хозяйствам, 11% было в личной собственности граждан, а оставшиеся 14% угодий не использовались в сельском хозяйстве.

Угрозу рыночным отношениям представлял разгул криминалитета, делавшего ставку на передел собственности, теневую экономику и коррупция - использование служебных полномочий в целях получения личной выгоды. 1990-е гг. вошли в историю как время криминальных войн между различными мафиозными кланами за передел государственной собственности и контроль над частными предпринимателями.

Правительство В. Черномырдина (1993–1998), пришедшее на смену реформаторам Е. Гайдара, пыталось остановить падение экономики, путём сочетания упрочнения роли государства в экономике с развитием рыночных отношений. К началу 1996 г. удалось обуздать инфляцию. За счёт доходов экспортно-ориентированных отраслей сырьевой и перерабатывающей промышленности, замедлилось падение производства. Наблюдалось снижение уровня безработицы и темпов роста потребительских цен. Специалисты начали отмечать первые признаки оживления некоторых отраслей народного хозяйства, однако ситуация продолжала оставаться нестабильной и привела к масштабному финансово-экономическому кризису.

Падение производства к августу 1998 г. достигло 50%. В этой ситуации страна пережила дефолт - невыполнение государством денежных обязательств. Причину этого следует искать в завышенном курсе национальной валюты, который не соответствовал низким показателям эффективности отечественной экономики. Правительство отказалось от выплат внешних задолженностей, обвалился курс рубля, многие предприятия оказались на грани разорения. Неудачные реформы привели к росту социальной напряжённости (в стране насчитывалось около 9 млн безработных), стихийным забастовкам и массовым митингам протеста. Правительство Е. Примакова ко второй половине 1999 г. сумело несколько стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране. Преодолению бюджетного дефицита, не в последнюю очередь, способствовал рост мировых цен на нефть. Но жизненный уровень большей части населения по-прежнему оставался невысоким.


ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра “Общественные науки”

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Социальная конфликтология”

На тему:
“Конституционный кризис 1993 года”


Дубинович А.

Рецензент: докт. полит. наук, профессор
Зеленков М. Ю._________________

Москва – 2012
План
Введение …………………………………………………………………….….… 2

Глава 1. Причины и предпосылки возникновения конституционного кризиса

1993 года …............................. .............................. .............................. .....................4

Глава 2. Последствия конституционного кризиса 1993 года …………….........9

Заключение…………………………………………………… ………………….14

Список использованной литературы….…………………………………….... ..16

Введение

Конфликт в сфере государственного управления РФ– конфликт, возникающий в системе социального взаимодействия субъектов и объектов управления. Конфликты в сфере государственного управления по своей природе представляют собой одну из самых многочисленных разновидностей социально-политических конфликтов, которые возникают из-за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти.
В начале 90-х годов прошлого века, в условиях острых политических и социальных конфликтов Россия вынуждена была одновременно восстанавливать государственность, создавать новую рыночную экономику и защищать молодую российскую демократию. Важным фактором государственно-политического развития в России стало противостояние высших институтов государственной власти: исполнительной – в лице Президента РФ и правительства РФ и законодательной – в лице съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.
События 1992-1993 гг. стали последним этапом острого политического кризиса, содержание которого определялось кризисом конституционным. Практически вся история подготовки и принятия Конституции РФ 1993 года может быть представлена как борьба законодательной и исполнительной ветвей государственной власти. С полным основанием в этой связи можно считать, что именно осень 1993 года сформировала те основы, в пределах которых общество находится по сей день.
Данная курсовая работа затрагивает конфликт 1993 года, когда происходил конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти, вследствие Конституционного кризиса. Причина данного конфликта заключалась в нарушение баланса конституционных полномочий представительной и исполнительной ветвей власти. Политические действия 1993 года являются одними из самых актуальных проблем, которые нужно внимательно и объективно изучать, начиная с истоков и причин и заканчивая результатами и последствиями для нашей страны. Актуальность исследованию придает анализ этапов развития политического процесса, позволяющий выявить закономерности последующего развития российской политической системы.
Целью курсовой работы является рассмотрение конфликта в сфере государственного управления РФ на примере кризиса 90-х гг.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить причины возникновения конституционного кризиса 1992-1993 гг.;
- исследовать конфликт в целом;
- проанализировать последствия конституционного кризиса.
Объектом исследования – является конфликт 1993 года между исполнительной и законодательной властью в Белом Доме.
Предмет исследования – изучение причин конфликта между исполнительной и законодательной властью.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Причины и предпосылки возникновения конституционного кризиса 1993 года.

Противостояние было сильное, среди победителей 1991 года наметился довольно-таки асимметричный разлом: Б. Н. Ельцин с командой младореформаторов против Верховного Совета, да еще и ряд губернаторов с мятежниками - одним словом, ситуация не лучшая.
Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд - за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов, и против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений при проведении радикальных экономических реформ. Сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию, согласно ст. 104 которой высшим органом государственной власти РФ являлся Съезд народных депутатов. По мнению же президента Б. Н. Ельцина, в том, что президент клялся соблюдать Конституцию, но при этом его права были Конституцией ограничены, заключалась «двусмысленность» Конституции. 1
Основные участники конфликта: Борис Николаевич Ельцин, Руслан Хасбулатов и Александр Руцкой - пришли к власти в составе одной команды, возглавившей РСФСР в 1990 году и начавшей политические и экономические реформы в стране. За два года до событий октября 1993 года они были союзниками и выступали вместе против ГКЧП, отстаивая завоевания российской демократии, защищая Дом Советов России от возможной атаки со стороны войск, верных ГКЧП 19-21 августа 1991 года. По словам Руслана Хасбулатова, «я был против ареста своего коллеги, председателя Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова» что, по его мнению, сыграло роль в развале СССР. Хасбулатов указывает что «когда в 1993 году расстреливали Верховный Совет, в американском посольстве наливали шампанское». 2 И все равно о военном конфликте никто не думал. До него казалось не дойдет. Как обычно, собирались спросить народ и провести референдум, хотя смысла в такого рода действиях никакого нет. Вопрос стоял не о праве Б. Н. Ельцина на расстрел Белого дома, а о доверии ему.
Вечером 21 сентября 1993 года Борис Николаевич Ельцин в телеобращении к народу объявил о том, что он подписал указ № 1400, предписывающий прекратить деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов, и назначить на 11-12 декабря выборы в новый создаваемый представительный орган власти, Федеральное собрание Российской Федерации. Конституционный Суд, признав Указ Президента РФ № 1400 незаконным, высказался за отрешение Президента от должности. Верховный Совет своим постановлением объявил о прекращении президентских полномочий Б. Н. Ельцина «в связи с грубейшим нарушением» Конституции, расценив этот шаг как государственный переворот, и о временном переходе полномочий к вице-президенту Руцкому.
Верховный Совет объявил о созыве 22 сентября X Съезда народных депутатов. X Съезд, с соблюдением всех процедурных правил и при наличии необходимого числа участников собрания, вынес постановление об отрешении Ельцина от должности, согласно статьям 6 и 10 закона «О Президенте РСФСР». Конфликт между президентом и верными ему силами охраны порядка и сторонниками Верховного Совета переросло в вооружённые столкновения. В связи с чем Ельцин объявил о введении чрезвычайного положения. Данная ситуация противоборств двух сторон по своей сути не могла закончиться благополучно и еще больше усугубила возникшую конфликтную ситуацию. Хасбулатов во всем клеймил Ельцина, крайне не лестно отзываясь о его интеллектуальных возможностях и уровне образования. Оба заговорщика напирали на легитимность своих указов, считая себя в этом конфликте с президентом демократической оппозицией, расстрелянной авторитарным диктатором. 3 Руцкой и Хасбулатов придерживались мнения, что в 1993 году в России была расстреляна демократия. В чем-то они и правы.
Однако демократию расстрелять-то и не могли, ведь ее и не было. Скорее расстреляли законность, подчинив, как всегда, правовой аспект революционной необходимости.
Поэтому можно однозначно считать, что пиком конфликта между исполнительной и законодательной властью стали события октября 1993 года, когда конфликт между сторонами приобрел насильственный, военный характер, чего хотелось бы и нужно было избежать, но стоило ожидать такого результата, учитывая тот момент, что затрагивались уже личные качества представителей сторон конфликта. Силовой разгон Съезда народных депутатов и Верховного совета, предпринятый Президентом России, окончательно установил чашу весов в пользу президента. Следствием разрешения кризиса стало: принятие новой Конституции, которая зафиксировала ликвидацию советской политической системы и придала государственному устройству России форму президентской республики. Ликвидация двоевластия, возникшего в России в 1992 г., способствовала стабилизации обстановки в стране и формированию нового общественно-политического режима. 4
Существенную роль в трагической развязке так же сыграли личные амбиции Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова, выразившиеся в его нежелании заключать компромиссные соглашения с администрацией Бориса Ельцина в ходе конфликта, а также самого Бориса Ельцина, который после подписания указа № 1400 отказывался напрямую разговаривать с Хасбулатовым даже по телефону.
Несколько мнений о причинах конституционного кризиса 1993 года:

    Сергей Филатов, возглавлявший в ходе кризиса Администрацию Президента, в 2008 году заявил:
«Мы хотели цивилизованным путем сменить парламентскую ветвь власти и дальше продолжать нормально жить. Не получилось. Получился мятеж с той стороны, который не подчинился указу, не подчинился этой ситуации». 5
    Александр Коржаков, говоря о причинах подписания президентом указа о роспуске Верховного совета замечает:
«Верховный Совет сам сделал столько антиконституционных шагов, что противостояние с президентом достигло апогея. Конфликт затягивался, иного выхода из него не видели. Жизнь граждан не улучшалась, а законодательная власть только и делала, что конфликтовала с исполнительной. К тому же Конституция явно устарела и не соответствовала изменившимся отношениям в обществе». 6
    Публицист Леонид Радзиховский в 2008 году высказался о причинах кризиса так:
«Согласно действовавшей тогда Конституции двеветви власти пережимали друг друга. По дурацкому советскому закону «всю полноту власти» имел Съезд народных депутатов. Но поскольку ни 1000 депутатов, ни 200 с лишним членов Верховного Совета, очевидно, страной руководить не могли, то реально власть оказалась у президента и назначаемого им (утвержденного съездом народных депутатов) правительства. Возник вечный пакт, постоянный, неразрешимый конфликт президента и Верховного Совета. Да еще между ними болтался ни к селу, ни к городу вице-президент». 7
    Политолог Евгений Гильбо считает:
« Противостояние Ельцина и Хасбулатова было выгодно обеим сторонам. Оба политика не имели конструктивной программы реформ, и единственной формой существования для них была только конфронтация». 8
Можно привести еще много высказываний по данной ситуации, но все сходится к одному единственному мнению, что конфликта между сторонами законодательной и исполнительной власти было не избежать. Что каждое действие одной из сторон власти, только усугубляло и накаляло конфликт.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что кризис власти в России развивался динамично, стимулируясь крайне негативными последствиями проводимых реформ, в основе которых лежала установка на «шоковую терапию», а также усиливавшимся личным соперничеством между наиболее активными политическими лидерами одной и другой стороны.

Глава 2. Последствия конституционного кризиса
1993 года.

События конституционного кризиса 1993 года начались с того, что Президентом Б. Н. Ельциным был издан указа № 1400 о роспуске Верховного Совета, в связи с чем была нарушена действовавшая на тот момент Конституция, и окончилось силовым разгоном Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов. Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России советской модели власти, существовавшей с 1917 года, сопровождавшееся массовыми вооружёнными столкновениями на улицах Москвы и последующими несогласованными действиями войск, в ходе которых погибло не менее 157 человек и 384 были ранены (из них 3 и 4 октября - 124 человека, 348 раненых). 9
Действия, которые были предприняты Б. Н. Ельциным, стали следствием скрытого противостояния двух политических сил. Если бы он не сделал первый шаг к такому столкновению, то в скором времени его оппоненты нанесли бы свой удар, и неизвестно как бы все обернулось в таком случае.
По заключению комиссии Госдумы РФ, значительную роль в обострении обстановки сыграли действия сотрудников московской милиции по разгону митингов и манифестаций в поддержку Верховного Совета и задержанию их активных участников в период с 27 сентября по 2 октября 1993 года, что в некоторых случаях приобретало характер массовых избиений манифестантов с применением специальных средств. 10
Можно много раз повторять, но все-таки революция ничего не решила для народа в лучшую сторону, уж сколько раз мы это проходили. Народ, вовлеченный в войну друг против друга, теряет свои лучшие качества и оказывается отброшенным назад.
Мнения о позиции Конституционного суда Российской Федерации во главе с В.Д. Зорькиным, расходятся:
- по мнению самих судей и сторонников Верховного Совета РФ, он сохранял нейтралитет;
- по мнению стороны президента, - участвовал на стороне Верховного Совета РФ.
Оценка событий не избежала определенной критики.
События 21 сентября - 4 октября 1993 года квалифицируют как:
- «подавление коммунистического мятежа» характеризует их 17 лет спустя заведующий отделом социально-политических исследований ВЦИОМ Лев Гудков;
- «бессмысленное и беспощадное противостояние двух ветвей власти, у которых не было по сути никаких разногласий, кроме слепой корпоративной ненависти и спора кто кого в землю закопает» 17 лет спустя характеризует те события публицист Леонид Радзиховский.
Оба этих высказывания, хоть и являются критикой, но раскрывают всю сущность конфликта. Ведь по сути Б. Н. Ельцин боролся за изменение устройства власти, чего впоследствии и добился. И противостояние ветвей власти было бессмысленно, т.к. обе стороны жаждали одного и того же, только каждая власть выбрала свой путь для овладения желаемого, что и привело к конфликту между одной и другой стороной власти.
Расследование событий не было завершено, следственная группа была распущена после того, как в феврале 1994 года Государственная дума приняла решение об амнистии для всех лидеров противостояния, в результате чего общество до сих пор не имеет однозначных ответов на ряд ключевых вопросов о происходивших тогда трагических событиях, в частности, о роли политических лидеров, выступавших как на одной, так и на другой стороне, о принадлежности сна
и т.д.................