Как назывался корабль Христофора Колумба? Корабли Колумба: названия, описание. Корабль Колумба «Санта-Мария». Корабль Христофора Колумба «Нинья Как называется флагманский корабль христофора колумба

"Нинья ", "Пинта ", "Санта-Мария " - имена легендарных кораблей первой экспедиции Христофора Колумба к берегам Нового Света прочно вошли в историю, попали во все энциклопедии и школьные учебники географии.

После того, как политические и экономические вопросы организации заокеанской экспедиции были решены (17 апреля 1492 года было дано, наконец, высочайшее добро и найдены средства), настал момент снаряжать корабли и подыскивать команду.

Итак, прежде всего - суда. Какие корабли могли выдержать океанское плавание? Какое их количество необходимо и достаточно? Одного корабля для такого опасного и длительного плавания было явно мало - слишком велик риск. Во-вторых, на одном судне не привезти большого количества «добычи» - золота, серебра, пряностей, шелков, благовоний и прочего (на что в первую очередь рассчитывал Колумб и его кредиторы), чтобы покрыть расходы и окупить предприятие. Напомним, что Колумб ведь собирался «открыть» Японию и Китай, а вовсе не Америку. Два судна - уже лучше. Четыре – неоправданно дорого. А вот три – в самый раз. И всякого добра из Чипангу и Чайны , (Японии и Китая) будет, на чем привезти, и вероятностная устойчивость к возвращению выше, чем на двух кораблях. Из всех возможных типов судов для похода Колумбом были выбраны каравеллы.

Что такое каравелла

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> первоначально каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много груза.

Происхождение названия "каравелла"

caravel – lat . / caravela - port . / carabela - hisp ./ caravella - it ./

Можно предположить, что слово caravela имеет латинскую основу и образовано от двух корней, где vela означает парус, а cara – дорогой. Причем, как в латинском, так и в итальянском языке. То есть, получается дорогой парусник, ценный парусник (или что-то в этом роде).

Кстати, наше слово корабль было заимствовано именно от слова каравелла

Смотрите сами: / his. / carabela = корабль

Типовая конструкция каравеллы

Легкое однопалубное судно. Водоизмещение 50-100 тонн, длина 15-25 метров, латинские паруса на косых реях грот -мачты и бизань -мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок -мачта, как правило, несла прямой парус. Корпус судна имел соотношение длины по килю к ширине примерно 3:1, что давало хорошую остойчивость в открытом море. На каравеллах не было специального места для артиллерии, поэтому они не использовались в военном деле. Все вооружение – несколько средних и мелких пушек в кормовой надстройке и на баке.

Какую скоростьразвивали каравеллы

Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Расстояние от Канарских до Багамских островов составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено Колумбом за 36 суток. Таким образом, в среднем за сутки каравеллы Колумба преодолевали расстояние ~ 180 км.

Мореходные качества каравеллы

Каравеллы имели 2-3(иногда 4) мачты, конструкции фок- и грот- мачты позволяли менять косые латинские паруса на прямые и наоборот. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> При крутом бейдевинде , (то есть почти встречном ветре) и при исследовании побережья маневрировали с латинскими парусами. При попутном ветре в открытом море больший разгон давали прямые паруса. Каравеллы могли подходить близко к берегу, и в то же время уверенно чувствовали себя в открытом море. Благодаря всем этим качествам именно каравеллы стали основными судами морских экспедиций на начальном этапе Эпохи Великих Географических Открытий. Ведь именно на каравеллах совершили свои знаменитые прорывы в неизведанное Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб и Фернандо Магеллан.

каравелл

Каравеллы появились в 12 веке и просуществовали примерно до середины 16-го столетия, когда их вытеснили более продвинутые типы судов. А сама каравелла, после изменения оснастки, замены треугольных парусов на трапециевидные, а также при изменении формы корпуса преобразовалась в шхуну .

Точно известно, что не сохранилось ни одного чертежа или рисунка хотя бы одного из кораблей первой экспедиции Колумба. И как в действительности выглядели «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» не знает никто. Исследователи попытались восстановить их внешний вид и конструкцию по косвенным свидетельствам и словесным описаниям. Поэтому всё, что вы прочтете ниже, это предположительные описания судов, осенью 1492 года.

«Санта-Мария» - флагманское судно экспедиции Колумба

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Флагманское судно флотилии Христофора Колумба. Строго говоря «Санта-Мария» не была каравеллой. Это была трёхмачтовая каракка (или на испанский манер нао) - тип грузового судна, длиной примерно 22-25 метров, шириной 7-8 метров, водоизмещением порядка 120 тонн. Этот однопалубный корабль мог взять на борт до 40 человек команды и пассажиров. Парусное вооружение «Санта-Марии» состояло из пяти прямых парусов и косого паруса на бизань-мачте. Глубина трюма - около 3 метров. В кормовой части находилась двухъярусная надстройка с каютами для руководства и кладовыми для всего необходимого, на баке - треугольная платформа и возможно, еще одна надстройка. Вооружение "Санта-Марии" состояло из нескольких разнокалиберных пушек, стрелявших каменными ядрами. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Известно, что «Санта-Мария» разбилась на Рождество 1492 года у берегов острова Гаити. Обломки корабля были использованы для строительства укрепленного поселения, основанного в этом месте 6 января 1493 года. Колумб назвал поселение просто “La Navidad” - «Рождество».

К", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">ак вы уже знаете, не сохранилось ни одного подлинного изображения кораблей первой экспедиции Колумба. Тем не менее, в 1892 году, при подготовке празднования 400-й годовщины путешествия Колумба, была построена предполагаемая копия «Санта-Марии». В 20-м веке был выполнен еще целый ряд макетов и плавающих копий «Санта-Марии» в натуральную величину, причём некоторые из них относятся к типу «нао», а некоторые выполнены как каравеллы. Сам Колумб в своём журнале говорил о «Санта-Марии» и как о каракке, и как о каравелле. Очевидно, что строгой границы между караккой и каравеллой не существовало.

Как выглядела каравелла «Пинта»

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Про «Пинту» - второго по величине корабля флотилии, известно меньше всего подробностей. Скорее всего, это была типичная каравелла средних размеров и параметров, водоизмещением 70-90 тонн, могла нести на фок- и грот-мачте по одному прямому парусу, а на бизани - косой.

Что из себя представляла каравелла «Нинья»

Настоящее имя этого корабля было «Санта-Клара», а «Нинья» - всего лишь прозвище каравеллы, толи от испанского слова «детка», толи от имени владельца Хуана Ниньо. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Об этой каравелле до нас дошли некоторые описательные сведения, которые кочуют везде в Интернете, и к которым следует относиться как к любым неподтвержденным данным. Итак: по одним сведениям длина судна 17 метров, ширина - 5,5 метров, осадка около 2 метров, водоизмещение - 100 тонн, экипаж 40 человек; по другим сведениям «Нинья» имела водоизмещение 40-60 тонн, на всех 3 мачтах были косые паруса. В ходе экспедиции Колумб сделал остановку на Канарских островах для проведения ремонтных работ на «Пинте», а на "Нинье" в это время косые паруса заменили на такие же прямые, как на "Пинте".

«Нинья » - «Санта-Клара» участвовала и во второй экспедиции Колумба к а потом ходила туда еще раз, в 1499 г. на остров Гаити уже сама по себе, как частное лицо. По всеобщему утверждению - любимое судно Колумба.

Морские термины, использованные в тексте:

Латинский парус

По форме - прямоугольный треугольник. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Верхней шкаториной (гипотенузой) крепится к наклонной рее, передний или нижний конец которой доходит до палубы. В средние века латинский парус получил широкое распространение, благодаря способности судна с таким парусом ходить очень круто к ветру. Причём движущей силой при этом являлся не сам ветер, а подъемная сила крыла , как у самолета, только крыло, то есть парус, располагались не горизонтально, а вертикально.

Каракка = нао – просто большое парусное судно, больше каравеллы. Передние паруса прямые, задние – косые.

Фок-мачта – первая от носа корабля мачта.

Грот-мачта – вторая от носа корабля мачта.

Бизань-мачта – задняя мачта на 3-4 мачтовых судах с косым парусом для маневров.

Водоизмещение количество воды, вытесненной плавающим судном.

Бак – часть верхней палубы от носа до первой мачты.

Бейдевинд – курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90°. Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется «подъёмной силой».

Шкаторина – любой край паруса.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Шхуна Шхуна
– тип парусного корабля, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. Имеет много разновидностей. Было основным судном пиратов Карибского моря и побережья Америки в 16-17 веках.

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

«Санта-Мария», легендарный флагман Христофора Колумба, затонувший у берегов Гаити в 1492 году, похоже, найден. Как сообщает британское издание «The Independent», в этот вторник стало известно место крушения корабля. Экспедиция, возглавляемая известным американским океанологом Барри Клиффордом (Barry Clifford), следовавшая по курсу, который оставил в своих дневниках сам Колумб, натолкнулась на останки старинного парусника, лежащего на морском дне близ северного побережья Гаити. Сделанное открытие, вероятно, станет самым важным за всю историю подводной археологии.

3 августа 1492 года 21,4-метровая испанская каракка «Санта-Мария» (в некоторых источниках упоминается длина 24 метра) возглавила флотилию первой экспедиции Христофора Колумба, вышедшую из порта Палос-де-ла-Фронтера, в составе еще двух судов – каравелл «Нинья» и «Пинта», чей матрос первым увидел землю Нового Света 12 октября 1492 года.

25 декабря 1492 года, совершив на тот момент открытие целого ряда островов карибского бассейна, у северного берега Гаити «Санта-Мария» села на рифы. Прекратив безуспешные попытки спасти судно, экспедиция с помощью местных жителей сняла с «Санта-Марии» пушки, припасы и ценный груз.

Часть обломков корабля была использована для постройки форта на острове Гаити, получившего название «Ла-Навидад» (с исп. «Рождество» - по дате гибели «Санта-Марии»). Здесь Колумб на время оставил часть своей команды, а сам 04 января 1493 года отправился с докладом в Испанию. Он вернулся обратно во главе флотилии, состоявшей уже из 17 кораблей, но чересчур поздно: ступившая на остров Гаити 27 ноября 1494 года вторая экспедиция Колумба нашла на месте форта «Ла-Навидад» лишь трупы и пепелище.

Остатки форта, сложенного из обломков «Санта-Марии», были обнаружены археологами в 2003 году близ современного гаитянского города Môle Saint-Nicolas. Именно на эту находку ориентировалась в своих многолетних поисках команда Барри Клиффорда, следуя подсказкам, оставленным в дневнике Колумба. Исследовав более 400 различных аномалий морского дня близ северного побережья Гаити, экспедиция Клиффорда, наконец, сумела найти место крушения легендарного парусника. «Все географические, подводные топографические и археологические свидетельства убедительно доказывают, что обнаруженные останки – это известный флагман Колумба «Санта-Мария», говорит Клиффорд.

До сих пор команда Клиффорда выполняла лишь бесконтактное изучение места аварии с использованием морских магнитометров и гидролокаторов. Теперь при поддержке правительства Республики Гаити археологи приступят к раскопкам.

© Текст: Егор Ланин, Журнал ruYachts, 2014
© Источник фото: пресс-материалы

К началу эпохи Великих географических открытий человечество не знало долгих океанских морских походов. Отважные и весьма умелые мореходы финикийцы бороздили моря очень осторожно и далеко от берега не отплывали, что помогло им открыть множество земель на разных континентах. Подобным образом плавали арабы и средневековые мореходы. Испанцы и португальцы отлично знали морское дело, но далеко от берегов Европы и Африки отдаляться также не спешили. Европейские мореходы-первопроходцы — и — ходили в море по старинке. Только в самом конце своего путешествия да Гама отважился "отлепиться" от африканского берега и плыть в открытое море, благо все необходимые сведения о близости у него уже были. Другое дело . Он отправлялся в откровенную неизвестность, а значит и корабли должны были быть надежными и крепкими. Лучшей моделью корабля на тот момент и считалась каравелла, которую так любили рыбаки и торговцы. Что же это были за корабли, считавшиеся самыми надежными, удобными и современными в конце XV века?

Описание кораблей Колумба

До наших дней не дошло ни одного достоверного изображения каравелл, на которых Колумб отправился в свое первое плаванье. Все попытки восстановить корабли Колумба по описаниям являются весьма условными и приблизительными. Достоверно известно только то, что каравелла эпохи экспедиций Колумба представляло собой небольшое парусное судно (двух или трехмачтовое) двух видов: с косыми парусами (латина) и с прямыми парусами (редонда). Косые паруса позволяли судну двигаться в нужном направлении при боковом и даже встречном ветре, зато прямые паруса обеспечивали судну весьма хорошую скорость при попутном ветре. Другим преимуществом каравелл была их вместительность. Колумбу были необходимы не только запасы пищи и пресной воды, ему было необходимо пространство, которое он мог бы заполнить богатствами открытых им стран (золото, пряности, дорогие породы дерева и драгоценные камни). Третье преимущество — небольшая осадка и практически плоское дно. С одной стороны, это делало судно достаточно устойчивым, с другой, позволяло заходить в реки и продвигаться вглубь суши. Вооружение, которое входило в оснащение каравеллы, не занимало много места: несколько разнокалиберных пушек, которые стреляли каменными ядрами, вот собственно и все вооружение.

В эскадре Колумба было три каравеллы :

  • Санта-Мария — самый крупный корабль, который по описаниям больше походит на другой тип судна — каракка. Единственный из всех был оснащен прямыми парусами до переделок под нужды экспедиции. Водоизмещение — 120 тонн.
  • Пинта — второй по величине корабль, типичная каравелла-латина, которую переделали, чтобы оснастить прямым парусом. Водоизмещение — 80 тонн.
  • Нинья — самое маленькое судно, которое также было оснащено прямым парусом. Водоизмещение — 50 тонн.

Все корабли Колумба были трехмачтовыми, все три обладали вместительными трюмами, готовыми принять несметные богатства неведомых стран.

История происхождения названий кораблей Колумба

Интересна история названий кораблей первой экспедиции к берегам Нового Света. Корабли, которые нанял для плавания Колумб, были уже давно "на плаву". Средств было совсем немного и поэтому приходилось выбирать достаточно бюджетный вариант. Название самого большого корабля эскадры "Санта-Мария" по сути было дано каравелле незадолго до путешествия. До этого несколько лет она ходила в море под именем "Гальега" (в переводе "Галисийка", женщина из Галисии). Остальные два корабля свои названия не меняли: "Пинта" (Родинка) и "Нинья" (Девочка). Достоверно известно, что все три корабля были названы в честь самых "востребованных" проституток портового борделя. Ничего не поделать, моряки никогда не были аскетами, зато умели быть благодарными. Колумб знал о происхождении названий нанимаемых им кораблей. И что бы хоть как-то "облагородить" экспедицию, он уговорил капитана "Гальеги" изменить имя корабля на "Санта-Марию". Менять кораблю имя — навлечь на него беду. Это старинное морское поверье сыграло злую шутку с первой экспедицией Колумба: именно "Санта-Мария" села на мель и была разбита волнами возле Гаити. Из оставшихся корабельных досок был сооружен первый форт на территории Нового Света. А вот "Пинту" и "Нинью" стихия пощадила. "Нинья" трижды преодолевала путь от Европы до Америки, прежде чем была окончательно переведена в рыбачью посудину, продолжая гордо нести на своем борту прозвище "жрицы любви" из портового борделя.


Каравеллы Колумба

"Нинья ", "Пинта ", "Санта-Мария " - имена легендарных кораблей первой экспедиции Христофора Колумба к берегам Нового Света прочно вошли в историю, попали во все энциклопедии и школьные учебники географии.

После того, как политические и экономические вопросы организации заокеанской экспедиции были решены (17 апреля 1492 года было дано, наконец, высочайшее добро и найдены средства), настал момент снаряжать корабли и подыскивать команду.

Итак, прежде всего - суда. Какие корабли могли выдержать океанское плавание? Какое их количество необходимо и достаточно? Одного корабля для такого опасного и длительного плавания было явно мало - слишком велик риск. Во-вторых, на одном судне не привезти большого количества «добычи» - золота, серебра, пряностей, шелков, благовоний и прочего (на что в первую очередь рассчитывал Колумб и его кредиторы), чтобы покрыть расходы и окупить предприятие. Напомним, что Колумб ведь собирался «открыть» Японию и Китай, а вовсе не Америку. Два судна - уже лучше. Четыре - неоправданно дорого. А вот три - в самый раз. И всякого добра из Чипангу и Чайны , (Японии и Китая) будет, на чем привезти, и вероятностная устойчивость к возвращению выше, чем на двух кораблях. Из всех возможных типов судов для похода Колумбом были выбраны каравеллы.

Что такое каравелла

Первоначально каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много груза.

Происхождение названия "каравелла"

caravel - lat. / caravela-port. / carabela-hisp./ caravella-it./

Можно предположить, что слово caravela имеет латинскую основу и образовано от двух корней, где vela означает парус, а cara - дорогой. Причем, как в латинском, так и в итальянском языке. То есть, получается дорогой парусник, ценный парусник (или что-то в этом роде).

Кстати, наше слово корабль было заимствовано именно от слова каравелла

Смотрите сами: / his./ carabela = корабль

Типовая конструкция каравеллы

Легкое однопалубное судно. Водоизмещение 50-100 тонн, длина 15-25 метров, латинские паруса на косых реях грот -мачты и бизань -мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок -мачта, как правило, несла прямой парус. Корпус судна имел соотношение длины по килю к ширине примерно 3:1, что давало хорошую остойчивость в открытом море. На каравеллах не было специального места для артиллерии, поэтому они не использовались в военном деле. Все вооружение - несколько средних и мелких пушек в кормовой надстройке и на баке.

Какую скорость развивали каравеллы

Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.


Расстояние от Канарских до Багамских островов составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено Колумбом за 36 суток. Таким образом, в среднем за сутки каравеллы Колумба преодолевали расстояние ~ 180 км.

Мореходные качества каравеллы

Каравеллы имели 2-3(иногда 4) мачты, конструкции фок- и грот- мачты позволяли менять косые латинские паруса на прямые и наоборот. При крутом бейдевинде , (то есть почти встречном ветре) и при исследовании побережья маневрировали с латинскими парусами. При попутном ветре в открытом море больший разгон давали прямые паруса. Каравеллы могли подходить близко к берегу, и в то же время уверенно чувствовали себя в открытом море. Благодаря всем этим качествам именно каравеллы стали основными судами морских экспедиций на начальном этапе Эпохи Великих Географических Открытий. Ведь именно на каравеллах совершили свои знаменитые прорывы в неизведанное Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб и Фернандо Магеллан.

каравелл

Каравеллы появились в 12 веке и просуществовали примерно до середины 16-го столетия, когда их вытеснили более продвинутые типы судов. А сама каравелла, после изменения оснастки, замены треугольных парусов на трапециевидные, а также при изменении формы корпуса преобразовалась в шхуну .

«Санта-Мария» - флагманское судно экспедиции Колумба

Флагманское судно флотилии Христофора Колумба. Строго говоря «Санта-Мария» не была каравеллой. Это была трёхмачтовая каракка (или на испанский манер нао) - тип грузового судна, длиной примерно 22-25 метров, шириной 7-8 метров, водоизмещением порядка 120 тонн. Этот однопалубный корабль мог взять на борт до 40 человек команды и пассажиров. Парусное вооружение «Санта-Марии» состояло из пяти прямых парусов и косого паруса на бизань-мачте. Глубина трюма - около 3 метров. В кормовой части находилась двухъярусная надстройка с каютами для руководства и кладовыми для всего необходимого, на баке — треугольная платформа и возможно, еще одна надстройка. Вооружение "Санта-Марии" состояло из нескольких разнокалиберных пушек, стрелявших каменными ядрами.
Известно, что «Санта-Мария» разбилась на Рождество 1492 года у берегов острова Гаити. Обломки корабля были использованы для строительства укрепленного поселения, основанного в этом месте 6 января 1493 года. Колумб назвал поселение просто “La Navidad” - «Рождество».

Свет Яков Михайлович::: Колумб

Человечество свято чтит имена кораблей-героев. Это Магелланова «Виктория», «Святой Петр» и «Святой Павел» Беринга и Чирикова, «Резолюшн» капитана Кука, «Восток» и «Мирный» Беллинсгаузена и Лазарева, нансеновский «Фрам», легендарный ледокол «Сибиряков»» Список таких кораблей велик, и он неизменно содержит три заветных имени: «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта».

Флагман флотилии Адмирала Моря-Океана «Санта-Мария» принадлежал к классу кораблей, которые в Ис­пании назывались «нао», в Португалии «нау», в Генуе «наве». «Нинья» и «Пинта» были каравеллами.

Нао и каравеллы - суда эпохи великих открытий. И хотя еще в середине XIII века оба эти типа кораблей упоминались в кастильских и португальских источниках, но конструктивной зрелости они достигли в XV сто­летии.

Средиземноморские народы - венецианцы, генуэзцы, пизанцы, каталонцы, византийцы, арабы и турки, на­следники мореходных традиций античной древности, со­здали немало самых разнообразных типов парусных ко­раблей, которые бороздили воды Средиземного моря за­долго до того, как португальцы начали прокладывать новые пути в Атлантике. Но все эти суда, как парус­ные, так и гребные, рассчитаны были на плавание у «домашних» берегов Средиземного моря.

Чем крупнее они были, тем медленнее ходили по мо­рю и тем хуже совершали всевозможные маневры. По­этому и в бою, и в торговых рейсах предпочтение отда­валось гребным судам - галерам. Галеры были покорны воле гребцов и плавали по морю вне зависимости от направления ветра. Средиземноморских моряков вполне удовлетворяли гребные суда, вооруженные парусами. Подобная комбинация весел и парусов позволяла совер­шать переходы значительной дальности при противных ветрах в любом заданном направлении.

Но в XIV и особенно в XV веке европейские море­ходы столкнулись с большими трудностями. Все чаще и чаще корабли стали выходить в открытый океан, а ка­питанам принца Энрике Мореплавателя приходилось совершать многомесячные походы вдоль пустынных и неведомых берегов, а для этого они вынуждены были запасаться впрок провиантом и пресной водой. О гале­рах в таких походах и думать не приходилось - слиш­ком много пищи и воды требовалось для многочислен­ных гребных команд.

Явилась настоятельная нужда в новом типе парус­ного корабля, быстроходном, маневренном, остойчивом и емком, способном принять в свои трюмы многомесячные запасы провианта и на обратном пути вместить в себя партии черных рабов.

Именно такими кораблями и были каравеллы. Неда­ром венецианец Кадамосто, участник португальских пла­ваний в Африку, писал в 1456 году: «Каравелла - луч­ший корабль из всех, когда-либо ходивших по морю».

Мореходные качества каравелл были и в самом деле необычайно высокими. Они могли проходить 10, 12 и даже 15 итальянских миль в час, а 15 миль - это 22 ки­лометра. Каравелла, на которой ходил Кадамосто, при ветре с юго-запада следовала западно-северо-западным курсом, то есть держалась всего лишь в шести румбах от ветра.

По свидетельству одного моряка XV века, «каравел­лы отлично лавировали, поворачиваясь к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла». Всем этим качествам мог позавидовать любой парусник тяже­лого типа XX века. Легкие и маневренные каравеллы были чудесно приспособлены для плаваний в неизведан­ных водах открытых морей.

На этих судах, обычно трехмачтовых, латинские тре­угольные паруса растягивались на слегка выгнутых га­фелях. Гафели крепились к мачтам под углом, наподо­бие перекладины колодца - «журавля». Таким обра­зом, эти каравеллы имели косые паруса (то есть паруса, расположенные, когда корабль находится в покое, не поперек судна, а в его диаметральной плоскости), Паруса такого типа известны были уже в глубокой древности. Но на каравеллах коренным образом изменилась систе­ма оснастки. Если прежде корабли несли паруса на двух мачтах и не знали бушприта, то каравеллы получили при равной, а порой и меньшей длине корпуса три мач­ты (фок-, грот- и бизань-мачты) и бушприт, к которому крепился небольшой треугольный парус - блинд.

Площадь парусов возросла почти вдвое, и благодаря строго продуманной системе управления это приращение было умело использовано.

Изменилась в сравнении с судами старых типов и конструкция корпуса. За счет более выгодного соотно­шения его длины и ширины каравеллы приобрели боль­шую остойчивость - качество очень важное, если учесть, что им приходилось выдерживать суровые атлантические штормы.

Эти «классические» каравеллы вышли в море в кон­це XIV века. Строили их в приморских городах Порту­галии, бискайского побережья Кастилии и в гаванях Андалузии. Однако ко времени Бартоломео Диаша и Колумба в конструкцию и оснастку «классических» ка­равелл удалось внести много всевозможных изменений. Появились «большие братья» каравелл - корабли типа «нао редондо». Это были суда гораздо большей грузо­подъемности, с прямыми парусами, которые растягива­лись не на кривых гафелях, а на поперечных бревнах - реях. Эти паруса позволяли держать круче к ветру и обладали поэтому одним неоценимым качеством: на них куда легче было ходить при противных ветрах. Прямые паруса известны были издревле, но только в XV веке их стали применять в дальних океанских плаваниях.

Но при этом возрос вес парусов, и, чтобы избежать вредных последствий этого, строители изменили конст­рукцию мачт. Грот-мачта, которая теперь несла, помимо нижнего паруса, еще и марсель, стала составной: к очень толстому и прочному основанию прикрепляли съемную стеньгу и на нее подвешивали марсель.

Помимо этих основных парусов, каравеллы получили еще добавочные косые паруса - лиселя, или бинеты (в дневнике Колумба они называются bonetas), в виде добавочных полос, которые пришнуровывались снизу к гроту.

Вся последующая эволюция парусного флота, которая привела в XVIII веке к появлению многомачтовых кораблей-гигантов с пятью или даже шестью яру­сами парусов, связана с прямыми парусами, но уже в век Колумба они получили признание мореплавате­лей.

У «Санта-Марии» и «Пинты» при выходе из Палоса были прямые паруса, у «Ниньи» - косые, но на Канар­ских островах Колумб и Мартин Алонсо Пинсон заме­нили косые паруса прямыми.

Как выглядели корабли первой экспедиции Колумба? Ответить на этот вопрос нелегко. Дело в том, что до нас не дошли ни чертежи, ни более или менее точные зарисовки кораблей первой экспедиции Колумба. И, оце­нивая все ныне существующие модели «Санта-Марии», «Ниньи» и «Пинты» (а в одной только Испании с 1892 по 1971 год предпринималось не менее семи попыток реконструкции этих кораблей), можно сказать лишь одно: все они воспроизводят подлинную конструкцию и оснастку этих судов с такой же точностью, с какой бег­лый карандашный эскиз, сделанный по памяти, пере­дает черты давно утраченного оригинала.

В своих кропотливых и нелегких изысканиях исто­рики кораблестроения учитывают решительно все сведе­ния, касающиеся «Санта-Марии», «Ниньи» и «Пинты», в документах первого плавания Колумба. Беда, однако, в том, что основной источник, относящийся к этому пла­ванию, - дневники Колумба, дошел до нас лишь в пере­сказе Лас Касаса. Лас Касас же не был моряком, его не слишком интересовали конструктивные особенности кораблей флотилии Адмирала Моря-Океана, и он, по всей вероятности, оставил «за бортом» почти все ссылки Колумба на эти детали.

В одном месте сохранилось, однако, указание, кото­рое позволяет представить себе, под какими парусами шла «Санта-Мария». Это запись от 24 октября 1492 года: «Я поставил все паруса корабля - грот с двумя лисе­лями, фок, блинд и бизань».

Наибольшие мучения создателям современных моде­лей доставляет «Санта-Мария». Конструкторы подразде­ляются на две группы - «каравеллистов», считающих, что этот корабль был каравеллой, и «наоистов», убеж­денных, что он относился к классу нао. Нао отличались от каравелл более широким, емким и массивным корпу­сом и несли высокие надстройки на носу и корме. Кормовая надстройка была у судов этого класса двухъярус­ной, у каравелл же она второго яруса не имела.

В 1969 году в Барселоне вышла книга испанского конструктора X. М. Мартинеса Идальго (85). Он собрал и сопоставил все прямые и косвенные данные о «Санта-Марии» и пришел к твердому убеждению, что. этот ко­рабль принадлежал к классу нао.

Наиболее обстоятельные работы, посвященные кораб­лям Колумба, принадлежат итальянцу Альбертису (1892) и испанцам Фернандесу Дуро и Монлеону (1892-1893), Гильену-и-Тато (1927), X. М. Мартинесу Идальго (1969) и Карлосу Этайо (1971). В кратких чер­тах описал корабли первой экспедиции Колумба С. Э. Мо-рисон (93, I) и автор этих строк (24, 228-235).

На «Санта-Марии», как уже отмечалось, на юте была двухъярусная надстройка. Ее нижний ярус - тольда - использовался как кладовая: там хранилось различное корабельное имущество (канаты, блоки, якоря и т. д.). Верхний ярус - тольдилья - был адмиральской рубкой.

Часть палубы между ютом и фок-мачтой (камбес) не имела никаких надстроек. Здесь помещались барка­сы, кухня и площадка, отведенная для компаса, который хранился в особом деревянном ящике - битакоре. На камбесе устроен был колодец для деревянной трюм­ной помпы, тут же пристроен был брашпиль для якор­ного каната.

На баке, между фок-мачтой и носом, располагалась надстройка - кубрик. В передней части ее, на самом носу, была наблюдательная площадка. Еще одна такая площадка (габия -буквально «клетка») была на грот-мачте.

Трудно себе представить, в какой невероятной тесноте жили и плавали моряки этих кораблей. На ничтожной площади надо было разместить не менее тридцати чело­век, да и, кроме того, обеспечить этот экипаж всем не­обходимым на долгие месяцы плавания в открытом мо­ре. Каждый дюйм свободного пространства ценился на вес золота, о каких бы то ни было удобствах нечего было и думать. Спали вповалку, в невероятной тесноте, на ящиках, бочках, на досках, в трюме и на палубных надстройках, подстилая под себя собственное платье, зачастую мокрое - сушить одежду было негде. Матро­сы, отстоявшие многочасовую вахту, занимали места, только что оставленные товарищами. Подвесные койки, прототипом которых был индейский гамак, появились лишь в XVI веке. Постели были привилегией избран­ных, и во всей флотилии на них спали лишь 10-12 че­ловек.

Пищу готовили на примитивном очаге, кормились же больше всухомятку - сухарями и солониной, а пресную воду берегли как зеницу ока: запасы ее были невелики, да и к тому же в тропиках она очень быстро портилась.

В такой тесноте трудно было наводить чистоту и по­рядок. Любой нынешний боцман пришел бы в ярость от грязи в корабельных помещениях, а способы хранения всяческого флотского припаса привели бы его в отчаяние.

Однако со стороны корабли выглядели весьма эф­фектно. Их борта выше ватерлинии были алые, как кровь, на парусах красовались геральдические фигуры я кресты, в торжественных случаях поднимался коро­левский штандарт - полотнище с гербом Кастилии и Леона - двумя башнями и двумя львами, башни и львы располагались в шахматном порядке. У экспедиции был свой флаг - белый прямоугольник с зеленым кре­стом, концы креста венчали арагонские короны. При вхо­де в чужеземные порты и при высадке на новооткры­тую землю вывешивался вымпел с литерами F и Y - инициалами Фердинанда и Изабеллы.

На кораблях было несколько бомбард - небольших пушек, стреляющих каменными ядрами, и фальконетов - длинноствольных пищалей. На случай ближ­него боя были взяты аркебузы и арбалеты. Порох за­пасли в изрядном количестве, равно как и свинцовые пули.

В ночное время капитаны кораблей переговаривались световыми сигналами. Чугунные светильники нынешних таллинских мастеров по форме подобны сигнальным фо­нарям Колумбовых каравелл...

«Нинью» и «Пинту» передали в распоряжение экс­педиции власти города Палоса, искупив этим свои былые провинности. «Санта-Марию» Колумб законтрактовал у ее бывшего владельца.

И в ту пору, и позже, в XVI-XVII веках, корабли обычно носили два названия - будничное, «домашнее», и торжественное, официальное; последнее давалось в честь святых католического Пантеона. «Нинья» офи­циально называлась «Санта-Кларой». Она была построе­на на верфях ныне занесенной илом гавани Ривера-де-Могер в устье Рио-Тинто и прежде принадлежала Хуану Ниньо, жителю города Могера. По бывшему владельцу она и получила свою кличку, милую и нежную (nina - по-испански - детка). До самого последнего времени колумбоведы полагали, что «Нинья», возвратившись из первого плавания к берегам Нового Света, принимала затем участие во второй и третьей экспедициях Колумба. Однако в 1970 году испанский историк-моряк К. Этайо не без основания опроверг эту версию и высказал мне­ние, что в последующих плаваниях участвовал корабль - тезка знаменитой «Ниньи» (64).

В истории первой экспедиции «Нинья» сыграла вы­дающуюся роль: именно ей суждено было стать флаг­маном Адмирала после гибели «Санта-Марии».

«Пинта» была уроженкой Палоса. Как называлась она официально, неизвестно, обыденному своему имени она обязана одному из бывших владельцев, некоему Пинто. Ее хозяин, палосский житель Кристобаль Кин-теро, отправился в плавание и немало досадил в пути Колумбу. Подобно «Нинье», «Пинта» обладала отлич­ными мореходными качествами и благополучно верну­лась из плавания, выдержав бешеные февральские штормы в Восточной Атлантике. Какова была ее даль­нейшая судьба, неведомо.

«Санта-Мария» в отличие от «Ниньи» и «Пинты» ро­дилась на свет не на юге, а на севере» Почему-то ее кличка «Гальега» («Галисийка») не привилась, и в от­личие от «Ниньи» и «Пинты» ее называли «крестным», официальным, именем. Колумб арендовал ее у уроженца селения Сантоньи близ Сантандера Хуана де ла Косы. Неясно, был ли он тем знаменитым кормчим и карто­графом, который участвовал во второй экспедиции Адми­рала и около 1500 года составил карту новооткрытых земель, или его однофамильцем .

Колумб «Санта-Марию» не любил, он считал ее че­ресчур тяжелым судном, не слишком пригодным для дальних плаваний.

Для этого у него были известные основания: «Санта-Мария» уступала в скорости своим сестрам, что порой ставило Адмирала в неудобное положение.

«Санта-Мария» погибла в ночь с 24 на 25 декабря 1492 года у берегов Эспаньолы нелепейшим образом, и об обстоятельствах этой катастрофы будет сказано позже. В 1969-1970 годах группа американских ученых из Флоридского университета набрела на следы какого-то старинного корабля на побережье Гаити у мыса Аитьен, близ места гибели «Санта-Марии». Установить, действи­тельно ли здесь покоятся обломки «Санта-Марии», неве­роятно трудно: в свое время Колумб велел снять с по­терпевшего крушение судна всю обшивку, а киль и шпангоуты за 480 лет, вероятно, были растерзаны силь­ными прибрежными течениями.

Пассажирам современного океанского лайнера Колум­бовы корабли могут показаться почти столь же утлыми скорлупками, как тростниковые плоты «Ра-I» и «Ра-II» Тура Хейердала. Однако спутники Адмирала доверяли своим кораблям, и их доверие было оправдано. Неведо­мые строители «Санта-Марии», «Ниньи» и «Пинты» ис­пользовали богатейший опыт своих отцов и дедов и со­здали суда, которые, как писал Колумб, оказались «очень пригодны для подобного дела», то есть для дела великих открытий.

Разумеется, пригодными они были лишь в умелых руках, а вахту на них отбывали отличные матросы, вели их к неведомым берегам сведущие кормчие, и командо­вали ими опытные капитаны.

Алиса Б. Гоулд считала, что владелец «Санта-Марии» и кормчий Хуан де ла Коса разные люди, но А. Бальестерос-и-Беретта в 1954 году попытался опровергнуть эту точку зрения.