Как проверить вентилятор охлаждения

Двигатель внутреннего сгорания, устанавливаемый на машине, работает в сложных высокотемпературных условиях. Повышение температуры вызвано размещением камер сгорания в цилиндрах блока и распространением выделяемого тепла по всем деталям двигателя, а также от трения поршней цилиндрах и различных подшипников (качения и скольжения) при выполнении возвратно-поступательного движения и вращения деталей.

Почему не работает вентилятор радиатора.

Неконтролируемое повышение температуры приводит к разрушению трущихся деталей и полному заклиниванию двигателя. Чтобы избежать подобных неприятностей, в двигателе существует система охлаждения, назначение которой вытекает из её названия.

На двигателях внутреннего сгорания могут применяться такие виды охлаждения: воздушные (открытого типа); жидкостные (закрытого типа); комбинированные (воздушно-жидкостные). Назначение и работа вентиляторов всех видов охлаждения примерно одинаковы. Различаются они приводом вращения и управлением работы. По привадам вращения различают: механические, электрические, электромагнитные и гидравлические приводы вращения вентилятора.

К механическим приводам вращения вентилятора относятся клиноременные и получающие вращение от зубчатого ремня ГРМ. К недостаткам данных приводов можно отнести: постоянную их работу (при запущенном двигателе), а соответственно, отбор мощности и перерасход топлива; малую эффективность регулировки температурных режимов из-за невозможности регулировать частоту вращения вентилятора или обеспечивать его отключение; большую нагрузку на насос охлаждающей жидкости, приводящую к быстрому выходу его из строя.

Гидравлический, электрический и электромагнитный приводы лишены недостатков, перечисленных выше. Эти приводы управляются автоматически, поддерживают заданный температурный режим двигателя, снижаются динамические нагрузки на лопасти, снижается шум при движении автомашины. К недостатком этих приводов относятся: сложность конструкции, высокая стоимость агрегатов и ремонта в целом.

Отказов в работе вентиляторов с механическим приводом может быть много. Остановимся на более характерных:

Ослабло натяжение ремня (ремней) привода вентилятора из-за некачественной регулировки или вытяжки ремня;

Пробуксовка ремня из-за попадания на него смазочных материалов;

Ослабление ремня (ремней) из-за ослабления гаек крепления генератора или натяжного ролика;

Заклинивание подшипника вала насоса охлаждающей жидкости (разрушение подшипника из-за отсутствия смазки, увеличенная статическая нагрузка на подшипник из-за перенатяжения ремня привода вентилятора…);

Расслоение ремня привода;

Обрыв ремня привода.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Перед диагностикой вентиляторов с электрическим приводом необходимо отключить минусовую клемму аккумулятора. Если не вступает в работу вентилятор с электрическим приводом, то при диагностике, в первую очередь, нужно исключить механические повреждения вентилятора и разрушение подшипника вала вентилятора.

При проверке электрической части привода вентилятора необходимо убедиться в целостности предохранителей вентиляторов, проверить целостность и соответствующую длину щёток электродвигателя, а также убедиться в целостности электропроводки; проверить исправность коллектора и обмоток двигателя. Неисправность может возникнуть, из-за нарушения в работе датчика температуры, реле или ослабления контактов в разъёмах, а также электронного блока управления. Ещё одной из причин невключения в работу вентилятора может быть отказ термостата. Причины невступления в работу вентиляторов с гидравлическим приводом могут быть такие же, как и с механическим приводом, плюс отказ в работе гидромуфты.

Как проверить вентилятор радиатора самостоятельно.

Проверка вентилятора охлаждения радиатора с механическим приводом больших сложностей не представляет. В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за указателем температуры охлаждающей жидкости, не допуская её перегрева (тем более кипения). Для того чтобы убедиться в надёжной работе вентилятора, необходимо произвести визуальный осмотр и убедиться в целостности ремней (отсутствие обрыва, расслоения), отсутствии замасливания ремней.

Проверить натяжение ремней привода вентилятора, и если оно ослабло, убедиться в надёжности крепления генератора (натяжного ролика), отсутствии вытяжки ремней. Проверить отсутствие заеданий при вращении вентилятора (проверять при снятых ремнях), его заклинивание, отсутствие люфта в подшипниках насоса охлаждающей жидкости.

Проверка работоспособности вентилятора с электрическим приводом требует элементарных навыков работы с электричеством. Проверку необходимо начинать с анализа показаний указателя температуры охлаждающей жидкости. Если обнаружено повышение температуры, необходимо установить его причину. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Перед диагностикой вентиляторов с электрическим приводом необходимо отключить минусовую клемму аккумулятора.

Убедившись, что имеются нарушения в работе вентилятора, приступить к поиску неисправности. В первую очередь, проверить работу механической части, то есть отсутствие видимых повреждений, убедиться, что вентилятор вращается свободно, без заеданий, а также проверить работоспособность термостата. После этого приступить к проверке электрической части. В первую очередь, необходимо проверить целостность предохранителей. Если предохранитель (предохранители) перегоревший, ищем, где произошло короткое замыкание. Если все предохранители целы, проверяем работоспособность электродвигателя вентилятора (вентиляторов).

Работу электродвигателя можно проверить аварийным включением вентилятора, для этого необходимо отсоединить клеммы от термодатчика и запустить двигатель – вентилятор должен работать. Более надёжную проверку электродвигателя можно произвести, подсоединив аккумуляторную батарею к двигателю напрямую. Если электродвигатель не работает, проверить исправность электрощёток, целостность обмотки, исправность коллектора. Если электродвигатель работает, проверить исправность реле включения вентилятора.

Для этого необходимо снять блок с реле включения вентиляторов. Активировав аварийное включение вентиляторов, поочерёдно вытаскиваем реле из гнезда, по выключению вентиляторов определяем их работоспособность. Проверяем исправность минусовых и плюсовых проводов, их целостность, отсутствие оплавления изоляции, оголение проводов, надёжность контактов в разъёмах.

Проверить наличие минуса, поступающего от ЭБУ на реле включения вентиляторов. При выявлении неисправных деталей производится их замена, а также дальнейшая проверка исправности электропроводки, для того чтобы исключить повторный выход из строя вентиляторов.

Что нужно для проверки вентилятора радиатора.

Для проверки вентилятора радиатора с механическим приводом специального оборудования не требуется. Целостность и исправность привода вентилятора, а также его самого, определяется внимательным осмотром с использованием инструмента, которым укомплектована машина. Для выполнения ремонта необходимы соответствующие запасные части.

Для проверки вентилятора с электрическим приводом, кроме автомобильного инструмента, необходимо иметь индикатор (для проверки исправности электропроводки), тестер (для проверки исправности электропроводки, а также замера напряжения и сопротивления деталей). Данная работа высокой квалификации не требует, но требует достаточно много времени для обнаружения неисправности (чем меньше опыт, тем больше времени требуется), а также неукоснительного соблюдения мер безопасности.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Как проверить вентилятор охлаждения на ВАЗ-2114: фото и видео

Перегрев двигателя грозит серьёзными последствиями: заклинит поршня, пробьёт прокладку блока, что перейдёт в капитальный ремонт силового агрегата. Поэтому, вентилятор охлаждения является важным элементом, предохраняющем силовой агрегат от предельного нагревания.

Причины неисправности на ВАЗ-2114

Вентилятор охлаждения двигателя может не запускаться при следующих обстоятельствах:


Видео о замене датчика включения вентилятора

Проверка работоспособности электродвигателя вентилятора охлаждения

Самый простой способ, проверить работоспособность вентилятора - накинуть на него два прямых провода: минус и плюс.

Плюс берётся с аккумулятора, минус с кузова автомобиля. Если при замыкании цепи он не сработал, значит проблема заключается именно в нём. При запуске лопастей, ищем проблему в другом месте.


Схема работы вентилятора охлаждения

В основном, при обнаружении нерабочего вентилятора выявляются несколько причин:

  • Перегорел электродвигатель, обрыв в обмотке;
  • Износ угольных щёток;
  • Заклинил или рассыпался подшипник.

Если в двух последних случаях проблема решается так сказать, малой кровью, первый предполагает замену электромотора.

Важно! При накидывании проводов, основное питание электродвигателя нужно отсоединить.

Порядок действий при проверке

Работа вентилятора на ВАЗ-2114 завязана через 2 предохранителя. Один из них отвечает ещё за звуковой сигнал. Проверить его можно нажав на клаксон. Если звука нет, заменить на целый. Расположен он в монтажном блоке, это 20-ти амперный, обозначенный маркировкой F5.


Проверяем и при необходимости меняем предохранители

Второй, находится под торпедой, со стороны пассажира. Под обшивкой расположены 3 реле с предохранителем для каждой. За работу вентилятора охлаждения отвечает средняя пара. Перегоревший элемент заменить на новый (предохранитель можно «прозвонить» мультиметром или ограничиться визуальным осмотром. Для проверки работоспособности реле потребуется омметр). Проверяя их состояние, заодно убедиться в нормальном состоянии контактов, при обнаружении окиси зачистить.

Важно! Обнаружив перегоревший предохранитель, не стоит ограничиваться его заменой на новый. Нужно обязательно найти причину обрыва, так как в ближайшее время новый снова перегорит.

Проверка датчика включения вентилятора

Если причина не обнаружена, следующим шагом должна быть проверка работоспособности датчика включения вентилятора. Сделать это не сложно. Обесточить его и включить зажигание, при этом обратить внимание на вентилятор. Вращение лопастей говорит о том, что причина неполадки именно в датчике.


Проверяем датчик включения вентилятора системы охлаждения

Ввиду того, что очень часто датчик начинает глючить, подавая ошибочные сигналы, рекомендуется проверить его ещё одним способом. Для этого понадобится ёмкость с антифризом или тосолом, термометр и мультимерт. К клеммам датчика подсоединяются провода от измерительного прибора, резьбовая часть датчика погружается в жидкость. Содержимое ёмкости нагреть до температуры срабатывания вентилятора (на ВАЗ 2114 - 92 градуса). При замыкании контактов мультимерт подаст звуковой сигнал. Значит датчик рабочий, если этого не произошло можно смело его выбрасывать и покупать новый.

Полезно! Перед установкой желательно проверить работоспособность купленного датчика таким-же способом.

Видео о проверке датчика включения вентилятора системы охлаждения

Итоговая проверка

Устранив проблему, завести мотор машины. Электродвигатель вентилятора должен запуститься примерно через 5 минут работы на холостом ходу. Если этого не произошло, а температура достигла нужной нормы, проведите диагностику неисправностей ещё раз.

Видео о причинах почему не включается вентилятор охлаждения на ВАЗ-2114

carfrance.ru

Датчик вентилятора охлаждения радиатора: как проверить самостоятельно на температуру срабатывания

Вентилятор охлаждения радиатора является одним из ключевых элементов, спасающих мотор от возможного перегрева. Он должен включаться, когда охлаждающая жидкость имеет слишком высокую температуру и недостаточно охлаждается при прохождении через радиатор. Например, такая ситуация возникает при работе двигателя на холостом ходу или движении автомобиля на низкой скорости, особенно при высокой температуре окружающей среды.

За включение/отключение вентилятора охлаждения отвечает датчик. Он должен срабатывать при высоких температурах, активируя вентилятор. Если этого не происходит, потребуется замена датчика. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как определить, что вышел из строя датчик вентилятора охлаждения радиатора.

Оглавление: 1. Как работает датчик вентилятора охлаждения радиатора 2. Где расположен датчик вентилятора охлаждения радиатора 3. Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

Чтобы понять способы проверки датчика, необходимо сперва разобраться в его принципе работы. Устроен датчик вентилятора охлаждения радиатора очень просто, но он несколько отличается на карбюраторных и инжекторных двигателях.

В карбюраторе в нем имеется два контакта и биметаллическая пластинка. При нагреве биметаллической пластины до определенной при производстве датчика температуры, контакты замыкаются, и через них начинает протекать ток к вентилятору, включая его в работу. На инжекторе система активации датчика практически такая же, за исключением того, что команду на включение отсылает блок управления двигателем, анализируя необходимость активации вентилятора на основе информации, поступающей с нескольких других датчиков.

Датчики на карбюраторных двигателях срабатывают при достижении определенной температуры, и водитель может посмотреть маркировку на корпусе устройства, чтобы определить, в каком температурном диапазоне сработает датчик. Обычно, подобные датчики активируются при температуре от 92 до 97 градусов по Цельсию. Если водитель беспокоится о возможном перегреве двигателя, он может найти в продаже датчик, срабатывающий при более низкой температуре, и установить его. На инжекторных двигателях температура срабатывания датчика прошивается в «мозги» блока управления автомобилем.

Где расположен датчик вентилятора охлаждения радиатора

Производители определяют место для установки датчика срабатывания вентилятора, в зависимости от конструктивных особенностей двигателя. Чаще всего его размещают в нижней части радиатора, но порой целесообразнее поместить датчик недалеко от термостата и блока цилиндров.

Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

Рекомендуем прочитать: Вентилятор охлаждения радиатора не работает или не выключается: что делать

Способы диагностики рассматриваемых датчиков будут отличаться, в зависимости от того, на каком моторе они установлены и как происходит их включение:

Выше рассмотрены варианты с полным выходом датчика из строя. При этом возможны ситуации, когда он отказывает частично, например, срабатывает на неправильной температуре. Это также можно проверить следующим способом:


В зависимости от полученных результатов, можно принять решение об исправности или неисправности датчика. Если он сработал при температуре ниже заявленной, то такой датчик имеет некоторые проблемы, но он сможет предотвратить перегрев двигателя, включив вентилятор заранее. Гораздо опаснее, если датчик срабатывает при температуре выше заявленной, в таком случае его потребуется заменить.

OkeyDrive.ru

Проверка состояния вентиляторов системы охлаждения и цепей их включения,замена вентиляторов

ПРОВЕРКА

2. Если мотор в порядке, проверьте состояние предохранителей вентилятора системы охлаждения (предохранители помещены в монтажный блок, находящийся слева под панелью приборов, на моделях V6 проверьте предохранители #3 и #6, на 4-цилиндровых - #4), датчика(ов)-выключателя(ей) вентилятора(ов), реле вентилятора системы охлаждения, реле вентилятора К/В (монтажный блок в двигательном отсеке) и соединительной электропроводки соответствующего контура.


3. Для проверки исправности функционирования любого из датчиков-выключателей вентилятора системы охлаждения, отсоедините разъем его электропроводки. Запустите двигатель и при помощи омметра удостоверьтесь в отсутствии проводимости между клеммами датчика-выключателя при холодном двигателе (ниже 88°С проводимость должна отсутствовать). Замыкание датчика-выключателя должно происходить после прогрева охлаждающей жидкости до температуры свыше 92 ? 96 °С. Температура замыкания датчика-выключателя конденсатора К/В составляет 108°С. В случае нарушения описанной зависимости наличия проводимости замените неисправный датчик-выключатель. Размыкание каждого из датчиков-выключателей должно происходить при температуре на 3 ? 8 градусов ниже температуры их замыкания.

4. На 4-цилиндровых моделях предусмотрен только один термочувствительный датчик-выключатель, контролирующий функционирование вентиляторов обеих систем (охлаждения и кондиционирования воздуха). На моделях V6 таких датчиков-выключателей два - по одному для каждой из систем.

2. Удостоверьтесь в наличии проводимости между клеммой черного провода и массой. Если проводимость отсутствует, проверьте исправность контура заземления. 3. Удостоверьтесь в наличии напряжения батареи на клеммах следующих проводов: белого, черно-желтого-1, черно-желтого-2, желто-белого и желтого. Если напряжение отсутствует, проверьте состояние соответствующих предохранителей в обоих монтажных блоках (под панелью приборов и в двигательном отсеке). 4. Вновь включите зажигание, восстановив исходное подключение электропроводки. Заземлите клемму зеленого провода на массу. Если вентиляторы не сработают, проверьте на обрыв зеленый, желтый и желто-белый провода 5. Измерьте напряжение на клемме бело-зеленого провода. Требуемое значение при температуре двигателя ниже 107 °С составляет 11 ? 12 В, - в противном случае проверьте нет ли короткого замыкания на массу корпуса, оцените состояние модуля управления и термочувствительного датчика-выключателя.

6. Прежде чем испытывать новый модуль, отсоедините оба вентиляторных реле и удостоверьтесь в отсутствии проводимости между клеммой желтого/желто-белого провода и массой (установите на омметре диапазон измерения 20 Ком). Если проводимость имеет место, новый модуль при включении также выйдет из строя.

1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.

2. Взведите стояночный тормоз и подоприте задние колеса автомобиля противооткатными башмаками. Поддомкратьте передок автомобиля и установите его на подпорки. При соответствующей комплектации снимите нижний брызгозащитный экран радиатора. 3. Продев маленькую отвертку в разъем, отпустите стопорный язычок и отсоедините электропроводку вентилятора.

9. Установка производится в обратном порядке.

carmanz.com

Почему не работает вентилятор охлаждения на Калине

Вентилятор радиатора служит для принудительного охлаждения радиатора двигателя, при его перегреве. Когда автомобиль находится в движении, радиатор охлаждается за счет встречного воздушного потока.

На малых скоростях, или когда машина просто стоит, радиатор не в силах самостоятельно охлаждать жидкость, поэтому при достижении ней определенной температуры (101-105 градусов) срабатывает датчик, тем самым передавая соответствующий сигнал на контроллер.

Последний анализирует поступившую информацию и включает вентилятор.

Сам вентилятор представляет собой конструкцию, состоящую из кожуха (корпуса) с встраиваемым электрическим двигателем с крыльчаткой. Вентилятор крепится к внутренней стороне радиатора охлаждения.

Неисправности вентилятора охлаждения

Причинами несрабатывания вентилятора могут быть:

  • неисправный датчик температуры;
  • выход из строя реле или предохранителя вентилятора;
  • обрыв электропроводки или отсутствие контакта в разъемах;
  • неисправный электродвигатель вентилятора.

Как найти причину

Начните проверку с электродвигателя. Для этого отсоедините от него электрические провода, и подключите его напрямую к аккумулятору, соблюдая полярность. Если вентилятор не включился – проблема именно в нем. Если же он заработал, нужно искать другую причину.

Проверьте все контакты на разъемах, а после реле и предохранитель. Они расположены в дополнительном монтажном блоке, который находится справа от панели приборов возле нижнего воздуховода печки.

Предохранитель (50 А) можно проверить тестером, реле лучше взять заведомо рабочее, и установить его в соответствующее гнездо. Если проблема не решилась, идем дальше.

Проверяем датчик температуры. Для этого прогрейте двигатель до рабочей температуры, заглушите его и отключите датчик. Он расположен сверху на корпусе термостата. При отключенном датчике контроллер самостоятельно должен запустить вентилятор на постоянную работу.

Заведите двигатель и дождитесь, пока включится вентилятор. Если температура охлаждающей жидкости достигла критического показателя, а вентилятор не включился, нужно искать обрыв в электропроводке.

Нужно ли менять вентилятор

Если вы установили, что проблема в самом вентиляторе, вернее в его электродвигателе, можно попытаться его отремонтировать. Чаще всего он перестает работать из-за выхода из строя щеток, или же из-за проблем с подшипниками ротора. Реже приходит в негодность коллектор или возникает обрыв в обмотке.

В случае если вентилятор не подлежит ремонту, его нужно заменить.

Ни в коем случае не следует ездить на автомобиле с неработающим вентилятором. Перегрев двигателя неминуемо приведет к разрушению резиновых шлангов системы охлаждения, прокладок, а также грозит выходом из строя деталей поршневой группы.

Цена вентилятора охлаждения и стоимость работ по его замене

Цены на вентилятор охлаждения на Лада Калина (электродвигатель с крыльчаткой) варьируются в пределах 1500-2500 рублей. Замена этого узла на станции техобслуживания обойдется в 300-400 рублей.

Покупая новый вентилятор, обратите внимание на его изготовителя и каталожный номер. Эта деталь может иметь следующие номера:

  • 1118-1308008;
  • 1118-1300025;
  • 21230-1300025-00;
  • 2123-1300025 (с двумя моторами для Калины 2123);
  • MOD285 (марки BM);
  • BMMOD285 (марки Pilenga).

Замена вентилятора охлаждения Лада Калина

Для замены вентилятора охлаждения необязательно обращаться на станцию техобслуживания. Сделать это без особого труда можно и своими силами.

Необходимые инструменты:

  • головка с трещоткой или накидной ключ на 10;
  • накидной или рожковый ключ на 8;
  • отвертка с крестовой битой;
  • пассатижи.

Порядок работ

  1. Установите автомобиль на ровной площадке.
  2. Поднимите капот, отключите провод «массы» от аккумулятора.
  3. Ключом на 10 отверните два болта крепления воздушного фильтра.
  4. Отключите разъем датчика массового расхода воздуха, нажав на фиксатор.
  5. Отключите разъем клапана продувки, расположенный на корпусе воздушного фильтра.
  6. Открутив отверткой болт хомута фиксации воздуховода, снимите гофру.
  7. Открутите 4 самореза, фиксирующих крышку воздушного фильтра.
  8. Снимите крышку, извлеките фильтрующий элемент.
  9. Открутите ключом на 8 гайку крепления воздухозаборника, и демонтируйте его.
  10. Ключом на 10 отверните две гайки крепления кожуха вентилятора справа по ходу движения автомобиля, а после ключом на 8 две гайки слева.
  11. Рассоедините разъем питания вентилятора.
  12. Аккуратно, чтобы не повредить ламели радиатора, извлеките вентилятор вместе с корпусом.
  13. Ключом на 10 открутите 3 болта крепления электродвигателя, и выньте его из корпуса.
  14. Установите на его место новый электродвигатель с крыльчаткой.
  15. Кожух в сборе с вентилятором прикрутите к радиатору.
  16. Подключите его разъем.
  17. Остальные монтажные работы проведите в обратном порядке.

Заключение

Осуществив замену вентилятора охлаждения, проверьте его работоспособность. Запустите двигатель и прогрейте его до включения вентилятора. На это может потребоваться от 3 до 5 минут.

При включении вентилятора, не глушите двигатель сразу, дождитесь, пока вентилятор отключится.