Главное занятие египтян. Основные занятия древних египтян. Обобщение и повторение знаний

Характеризуются природные условия древнего Египта: 1) благоприятствовавшие развитию земледелия (обилие солнечного тепла и света; Нил как неиссякаемый источник влаги; разливы Нила, создавшие за тысячелетия толстый слой чернозема по берегам реки); 2) затруднявшие развитие земледелия (топи и заросли тростника, редкие дожди в долине Нила).

Неблагоприятные природные условия преодолевались согласованным трудом многих поколений, осушавших болота, вырубавших тростники и создавших сложную систему орошения. В IV тысячелетии до н. э. земледелие и скотоводство становятся в Египте главными занятиями.

В начале урока учитель может предложить одному ученику привести условие составленной дома задачи (обычно она однотипна задачам учебника), а другому - решить эту задачу. Однако проверку домашнего задания затягивать не рекомендуется: материал урока велик по объему.

План изучения : 1. Местоположение и природа древнего Египта. 2. Преобразование природы (расширение площади земель для посева, создание оросительной системы). 3. Земледелие и скотоводство - главные занятия египтян. 4. Возникновение обмена в Египте.

Учитель называет раздел (Его название здесь не поясняется, целесообразнее это сделать на Уроке, завершающем изучение раздела ) и тему, изучение которой займет около месяца.

1. Географическое положение Египта определяется по настенной карте полушарий: учитель показывает части света, предлагая учащимся назвать каждую, и, наконец, задерживает их внимание на Африке. Древний Египет был расположен в Северо-Восточной Африке. Где на карте север, северное направление? Где восток, восточное направление? Выслушивая ответы, учитель медленно двигает указку сначала вверх, потом вправо: в Северо-Восточной Африке течет одна из самых полноводных рек мира - Нил. По берегам Нила и был расположен древний Египет.

Продолжая работу с картой, полезно сравнить местоположение населенного пункта, где проходит урок (например, Москвы), с местоположением Египта. Из сравнения следует важный вывод: Египет расположен недалеко от экватора, это южная страна с большим числом жарких солнечных дней в году.

Учитель предлагает найти на карте №1:1) Египет; 2) выделенный рамкой район земного шара. Следует объяснение, что этот район представлен на другой карте - № 2, которую желательно держать перед глазами на всех уроках по истории Египта. Затем внимание обращается на вторую настенную карту «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», которая соответствует карте № 2.

Меловая схема нильской долины поможет представить природу Египта (см. пособие, рис. 7). Учитель обозначает синим мелом реку и море/желтым - пески пустыни, зеленым - болото. В процессе рассказа он побуждает школьников сопоставить возникающую на доске схему с картой № 2. Так, рисуя берег Средиземного моря, учитель спрашивает: «В какое море впадает Нил?»

Нил впадает в море несколькими рукавами (В древности была семь рукавов, в настоящее время их два ), - говорит учитель, продолжая рисовать. - Ту низменность, где Нил делится на рукава, древние греки называли дельтой. Она и в самом деле похожа на греческую букву «дельта», но в перевернутом виде (Греческая буква «дельта» имеет форму равнобедренного треугольника ). Нилу преграждают путь пороги. Что такое пороги? (Учащиеся дают ответ.)

Севернее порогов расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине, окаймленной Высокими каменистыми обрывами. К востоку и к западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудится в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды. Беспощадно палит солнце, вокруг, насколько видит глаз, горячие пески, и помощи ждать неоткуда. Жизнь была возможна только в долине. Ширина ее составляла всего 12-15 км,

Желательно конкретизировать представление о незначительной ширине нильской долины (а стало быть, и всей страны, зажатой с востока и запада горами и песчаными пустынями). Учитель может сказать, что ширина долины Нила примерно равна расстоянию от школы до... (называется знакомый учащимся пункт, расположенный в 12-15 км от школы). Подобное расстояние учащиеся пройдут пешком за три-четыре часа.

Завершая работу, учитель говорит, что древний Египет был расположен в долине и дельте Нила от порогов и до моря.

При закреплении материала могут быть предложены сначала частные задания : «Покажите на меловой схеме и на карте первый порог, дельту, границы между долиной Нила и пустыней», а затем обобщающее задание : «Покажите Египет и объясните, где он был расположен» (Допустимо, если при определении местоположения Египта учащиеся говорят: «...по берегам Нила...» (вместо: «...в долине Нила...»). Географическое понятие «речная долина» еще незнакомо пятиклассникам ). Выполняющему задание ученику разрешается пользоваться картой № 2.

Учитель рассказывает о разливах Нила, оказавших решающее влияние на жизнь египтян:

В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрываете трещинами, становится твердой как камень. В таких условиях большие реки обычно мелеют, а маленькие пересыхают. С Нилом же происходит нечто странное и непонятное: вода в нем все прибывает и прибывает. Откуда она берется? Что за загадка!? Тысячу километров бежит Нил по ужаснейшей из пустынь, не имея ни одного притока. Дождей в долине Нила почти не бывает, а Нил вздувается и выходит из берегов. Начинается раздив. Только самые возвышенные места не заливает водой. На что похожи они во время разлива? («На острова»,- отвечают учащиеся.)

Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля в Египте к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила, состоящего из мелких частиц горных пород и перегнивших растений.

Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Но никто из них не бывал в Центральной Африке, где берет начало Нил. Египтянам казалось, что разливы происходят по воле могущественного бога.

Если бы мы спросили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы: «Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи (к меловой схеме прикрепляется аппликация ). В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов... А на полях после разлива остается плодородный ил. Поэтому мы поем богу благодарственные песни» (см. стр. 53). Поверите ли вы, что в пещере за порогами живет бог Хапи? Получив ответ, учитель объясняет причины разливов (§6, п. 2).

В ходе беседы оценивается пригодность нильской долины в древности для развития земледельческого хозяйства. «Выясним, была ли природа Египта благоприятна для земледелия,- предлагает учитель. - Какие условия необходимы для быстрого роста растений? (Солнечный свет и тепло, плодородные почвы, вода.) Существовали ли эти условия в долине Нила или нет? Докажите».

2. Учитель говорит, что древнейшее население Египта занималось охотой и собирательством. Земледелие не сразу стало главным занятием египтян. В долине и дельте Нила «готовых» полей было мало. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. Застоявшаяся в низиндх вода загнивала - низины превращались в болота (на меловой схеме можно для примера обозначить болото на месте созданного прзднее искусственного Меридова озера). Болота приносили огромный вред: над ними вились тучи насекомых, укусы которых вызывали лихорадку. От болот шли зловонные лспарения, они кишели ядовитыми змеями, трясина засасывала людей и скот. Египтяне упорным трудом уничтожали болота. Работая лопатами и мотыгами, они рыли в болотах каналы, в которые собиралась вода. Болотную воду по каналам отводили в Нил, а жаркое африканское солнце осушало почву.

Берега Нила покрывали непроходимые заросли тростника, который назывался папирус. Тростник достигал высоты в два-три человеческих роста. «Это выше, чем от пола до потолка в нашем классе!» - говорит учитель. Лес в Египте не рос, поэтому люди охотно использовали папирус в хозяйстве. Из его толстых стволов делали хижины, обмазывая их глиной, а также лодки; из тонких побегов папируса плели коврики, на которых спали; молодые побеги употребляли в пищу. Впоследствии из папируса научились делать материал для письма, похожий на бумагу.

Однако заросли папируса занимали в нильской долине слишком много места. В них прятались львы и леопарды, нападавшие на людей и скот. Поэтому египтяне вырубали каменными, а позже медными топорами прибрежные тростники, освобождая землю под посев.

Напряженный труд многих поколений египтян привел к тому, что на месте болот и зарослей папируса стали зеленеть всходы ячменя, пастись стада коров и быков.

Формируется представление о необходимости искусственного орошения в Египте:

Разлив Нила неравномерно орошал долину (орошать - значит «пропитывать водой»). Одни участки заливало водой в таком количестве, что растения гнили. Другие участки, расположенные высоко, получали слишком мало воды - растения здесь засыхали. Как быть? Ведь надеяться на дождь нельзя.

Египтяне стали строить заградительные дамбы в виде вала: сплетали из тростника забор, который обкладывали толстым слоем речного ила, перемешанного с соломой. Заградительный вал укрепляли камнями в тех местах, где могло быть сильное течение. Затем делали в дамбе воротца. Пропустив на участок нужное количество воды, египтяне запирали воротца. Жители Египта рыли каналы, по которым подводили воду к местам, удаленным от реки. С помощью шадуфов они поднимали воду на высокие поля (рассматривается либо рис. на стр. 35, либо цветн. рис. 5). Вся страна уже в глубокой древности стала покрываться сетью поперечных и продольных насыпей и каналов. Долина как бы разделилась на небольшие прямоугольные участки.

Вопросы : Почему египтяне вынуждены были орошать землю? Какие оросительные сооружения они создавали?

3. Описание земледельческих работ в древнем Египте можно сделать, использовав либо рис. 36 учебника, либо аппликации, разработанные З. И. Добрыниной. Последние нетрудно изготовить самостоятельно (см. пособие, рис. 8).

После разлива мягкую, жирную и влажную почву пахали на быках или коровах (1). В распаханную землю бросали зерно (2). Затем по полю прогоняли коз, овец и баранов, которые втаптывали семена в рыхлую почву, спасая их тем самым от птиц (3). Когда наступало время жатвы, выходили жнецы, в их деревянные серпы были вставлены кусочки заостренного камня (4). Сжатый хлеб перевозили на ток - круглую площадку для молотьбы и прогоняли по нему быков или ослов, которые копытами выбивали из колосьев спелые зерна (5). Вымолоченное зерно провеивали: руками или деревянными лопатками его подбрасывали высоко вверх, ветром относило более легкую шелуху, а тяжелые зерна падали вниз (6).

4. Вопрос излагается по учебнику/Допустимо также задать его на дом без объяснения на уроке.

В целом изложение подводит учащихся к выводу учебника, который может быть прочитан в конце урока (курсив на стр. 37).

Домашнее задание : § 6, вопрос 2 к § 6, вопрос 5 на стр.61.

Египетская цивилизация одна из древнейших на планете. Государство Египет существует и сегодня. Однако в данной статье рассматривается Египетское государство в период раннего царства (около 3100 — 2549гг. до н.э.). Египетский этнос, вероятно, сложился, в процессе смешения различных племен Северо-восточной Африки, а возможно, в нем участвовал и ряд племен, живших впоследствии в Передней Азии. Судя по сохранившимся изображениям и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения; со смуглым цветом кожи и черными гладкими волосами. В политическом отношении Египет Раннего царства представлял собой довольно неустойчивую конфедерацию, состоящую из отдельных областей (Номов). В наиболее ранний период Раннего царства (до объединения) на территории Египта располагалось два независимых государства - верхний Египет и нижний Египет.

Природа

В период раннего царства Египтом (древнее самоназвание Египта — Черная Земля (Земля Кем, Та — Кемет)) считалось только долина реки Нил. Южной границей Египта в древности считались первые от египтян — последние по течению реки пороги на Ниле, южнее которых располагалась Нильская Эфиопия (Нубия). Вся жизнь Египетской цивилизации тесно связана с Нилом. Именно благодаря плодородным (богатым отложениями речного ила) почвам в долине Нила стало возможно само существование высокоразвитой египетской цивилизации. От пограничных порогов Нил течет по узкой, стиснутой горами долине - эта часть страны называлась верхним Египтом. Примерно в 300 км от Средиземного моря долина расширяется, а Нил веерообразно разветвляется на несколько рукавов, впадающих в Средиземное море - эта часть страны называлась нижним Египтом. Древние греки называли ее “Дельта”, так как речная система Нила в этом районе по форме напоминает букву греческого алфавита Д (“дельта”). Нижний Египет был заболочен из-за близости к морю и, следовательно, избыточности влаги.

Занятия

Основными занятием Египтян в этот период являлось земледелие. Большие успехи были достигнуты в создании оросительных систем. Древние египтяне также занимались скотоводством (быки, ослы, бараны, козы). В нижнем Египте земледелие было менее развито, чем в верхнем Египте, зато там были достигнуты большие успехи в садоводстве, огородничестве и виноградарстве. Также египтяне занимались рыболовством, льноводством, охотой и разведением водоплавающей птицы. Египтяне добывали медь, золото, дерево, различные породы камня. Из ремесел были распространены ткачество, производство папируса и гончарное дело. Египтяне занимались торговлей - в частности при раскопках была обнаружена посуда, изготовлявшаяся на островах Эгейского моря.

Средства передвижения

Из - за особенностей географического положения Египта данного периода — Нил служил основным путем сообщения, поэтому большое значение имели речные суда и лодки.

Архитектура

Дворцы и богатые дома строились из дерева, тростника и сырцового кирпича и часто окружались кирпичными стенами. Дома простых египтян строились из тростника и глины. Гробницы знатных египтян (укоренившееся название - мастабы (араб.)) строились из кирпича и камня и имели наземную и подземную части. Гражданские сооружения раннего царства нам практически не известны.

Военное дело

О военном деле раннего царства известно мало - есть лишь сведения о войнах верхнего Египта с нижним Египтом (до объединения Египта) и войнах египтян с другими племенами (в частности с нубийцами). Сведения о количестве захваченных пленных и добычи рисуют картину довольно масштабных войн, однако к ним следует относиться критически.

Искусство и литература

До нашего времени дошли множество мелких и небольшое число крупных раннеегипетских скульптур людей и животных. Отдельные скульптуры поражают своим мастерством и точностью деталей, однако в целом скульптуры данного периода часто отличаются несоразмерностью отдельных частей тела. Некоторые успехи были достигнуты в живописи (плоские изображения выбивались на камне). Литература раннего царства нам практически не известна.

Наука

Египтяне имели письменность, пользовались десятеричной системой счета. Определенные успехи были достигнуты в астрономии, математике и геометрии. Ежегодно измерялся уровень нильского разлива.

Религия

Религия Египтян носила политеистический характер, однако большинство богов были местными покровителями. Ряд богов (например, бог солнца Ра) имели общеегипетское значение. Существовало представление о наличии у человека души - двойника. Древние египтяне также верили в волшебство. Фигура правителя обожествлялась.

Рузанна Турк
«Отправляемся в Древний Египет». Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Данное занятие знакомит дошкольников подготовительного возраста с Древним Египтом : его расположением на карте страны, искусством, условиями проживания. В занятие используются различные ситуации, которые развивают логическое мышление и воображение. Игровая форма помогает хорошему усвоению материала.

Задачи : Познакомить детей с жизнью Древних Египтян , их культуре и обычаю, о труде земледельцев, ремесла, искусство Древнего Египта , о богах которых они почитали, и письменность. Воспитывать интерес к культуре другой страны. Расширить кругозор детей.

Предварительная работа : Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Демонстрационный материал : Презентация с картинками.

Оборудование : Одежда – египтян , сделанная из белой ткани, различные бусы, муляжи фрукт, посуда, карточки с иероглифами – «священное письмо» .

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Мы снова встретились с вами в этом зале чтоб продолжить наше путешествие по историй Древнего мира . Я хочу чтоб вы мне напомнили на прошлом занятие в кого мы превращались?

Дети : В первобытных людей.

Воспитатель : Правильно ребята в первобытных людей, мы с вами научились добывать пищу и одежду, мы теперь знаем как наши предки делали орудие труда. И сегодня мы с вами отправляемся в Древний Египет чтоб узнать расположение Древнего Египта и жизнь древних египтян . Страна Египет расположена в северо – восточной Африке где простираются огромные пустыни. Ребята кто мне скажет какая самая большая река в мире, которая протекает в Египте ?

Дети : Река Нил

Воспитатель : Да, ребята это река Нил. Долина реки была покрыта зеленью по берегам росли финиковые пальмы, душистые акаций и высокий тростник - папирус. Ребята, а кто знает что делали из папируса?

Дети : Из папируса делали материал который был похож на бумагу.

Воспитатель : Да ребята бумагу, которую так и называли папирус. Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. Для хранения ее сворачивали в трубочку – свиток. Ребята, а скажите мне какое письмо у египтян было в древности ?

Дети : Они рисовали значки, которые назывались – иероглифы.

Воспитатель : Да, правильно ребята. В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Трудно было выучить такое письмо. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру в которой вы продемонстрируете как мы выучили иероглифов.

Игра «Разгадай иероглифы»

Ход игры : Выкрадываются карточки с иероглифами, а ребенок выбирает любую карточку и называет название данного иероглифа.

Воспитатель : Молодцы ребята вот вы и показали что вы знаете древнеегипетское письмо . А что же ещё есть в Египте интересного ребята ?

Дети : Пирамиды.

Воспитатель : Семь самых знаменитых сооружений в старину называли «чудесами света» , и первое из них – египетские пирамиды . Ребята а скажите мне как называли повелителя Египта ?

Дети : Фараоном.

Воспитатель : Так вот пирамиды – это огромные гробницы фараонов. А кто их охраняет?

Дети : Большой сфинкс.

Воспитатель : Действительно, только чудом можно назвать сооружения пирамид в древности , так как, не было даже железных орудий труда. Ребята, а из чего делали пирамиды?

Дети : Из каминных глыб.

Воспитатели : А где они брали каменные глыбы?

Дети : Они делали в скале глубокие отверстия на одной линий. Потом в эти отверстия забивали деревянные колышки и поливали их водой. Колышки разбухали, и камень давал прямую трещину.

Воспитатель : Да ребята вы говорите все правильно, потом они шлифовали

камни песком, чтобы поверхность была гладкая и ровная. Потом оставалось их поднять на высоту. А как поднимали камни на высоту?

Дети : делами из песка насыпь и тащили глыбы на верх.

Воспитатель : Молодцы ребята! Раз вы так хорошо знаете как строили в древности пирамиды , мы с вами сейчас перенесем глыбы для пирамид

П/И. «Перенеси глыбы»

Воспитатель : Ой как хорошо! Глыбы у нас уже есть для пирамид, а теперь давайте построим пирамиды.

Игра «Кто быстрее построит пирамиду» .

Ход игры : Разложить детали пирамиды в разброс, а ребенок должен собрать в нужном порядке.

Воспитатель : Какие хорошие пирамиды вы построили. Но ребята египтяне ни всегда только работали. Они очень любили музыку и развлечения. Ребята а скажите на каких музыкальных инструментах играли древние египтяне ?

Дети : Музыканты играли на арфах и лирах, флейтах, свирелях и барабанах.

Воспитатель : Когда гости наедались, со своим представлением выступали певцы и рассказчики, танце акробаты и жонглеры.

Так давайте представим что мы в пиршественном зале (ставим столы и несколько стульев накрывается стол фруктами и овощами, дети переодеваются в одежду египтян )

Вот и наши дети подготовились к пиру и будут нам сегодня читать стихи и танцевать.

Дети Чтение стихов

Я перед древностью склоняюсь ,

И храмов древних гордый вид ,

И вид прекрасных пирамид

Объять вниманием стараюсь .

О, Египет ! Слёзы души.

В выжженной, жёлтой пустыне.

Ты растаял в дымке времён,

А мне плакать доныне.

Позабыт твой тайный язык.

Твои знанья хранят пирамиды.

Ниоткуда ты вдруг возник,

В этом мире зла и обиды.

Тебе нужен был знойный песок,

Тишина, беспредельность пустыни.

Где с неба лился лучей поток.

Где глядел на тебя лучезарный бог,

А ночью – далёкой, безмолвной свечой

Звезда скорби с небес светила.

Прошли века, эпохи миновали,

Но не смотря на это, до сих пор,

Египта древнего загадки оставались

Непознанною тайной всех времен.

Величество его колонн и храмов,

Окутанное шепотом песков,

И пирамид вершины неустанно,

Пронзают небо, словно статуи богов.

История неведомого царства

Папирусы заполнила собой,

И гордый сфинкс со взглядом властным,

Гробницы охраняет, словно часовой.

Как ослепителен Египет и прекрасен ,

В туманном прошлом, загораясь как маяк,

Свой след в истории оставил не напрасно,

Для мировой культуры сделав первый шаг.

О сколько археологов трудились,

Чтоб разгадать загадки египтян ,

Богов неведомых узнали имена.

В пятом тысячелетии до нашей эры,

Цивилизация Египта родилась ,

На плодородных почвах земледелов,

Междоусобною борьбой за власть.

Сначала люди жили в ямах и пещерах,

Святилища, для поклоненья духам, строили в шатрах,

Но в общине всегда вождь оставался первым,

Простой народ, в оковы рабства заковав.

Рабы все также жили бедно.

Когда для знати строили дома.

И росписью гробниц их покрывали стены,

И фараонов восхваляли имена.

Воспитатель Ребята какие замечательные стихи вы нам подготовили. А еще они нам приготовили красивый танец «Египетские цветы »

Дети Танец «Египетские цветы »

Воспитатель Молодцы ребята очень красивый танец вы подготовили. Спасибо за выступление. Я думаю если у египтян были такие танцоры им скучать не приходилось. Ну вот наше путешествие подошло к концу и мы с вами узнали много нового про Египет , и как они работали и как отдыхали. Египтяне это именно тот народ который создал такое чудо света, как пирамиды. Но на этом наше путешествие не кончается следующая остановка Древняя Индия .

Немногие современные исламские города открывают свои красоты для иностранных туристов. Тем и интересен Египет, завораживающий древними пирамидами и величественными статуями фараонов. Более пяти миллионов человек со всего света приезжают в страну полюбоваться архитектурными красотами старинных зодчих и золотых песчаных пляжей. Комфортабельное проживание в отелях с великолепным сервисом и экскурсионное знакомство с древнеегипетским миром оставляют неизгладимые впечатления и заставляют вновь и вновь возвращаться в это таинственное место. Южную жаркую страну, расположенную на северо-востоке африканского континента, практически вблизи экватора, рассекаемую на две половины самой полноводной рекой планеты Нилом, издревле заселяли скотоводы и земледельцы. Разливы Нила способствовали образованию плодородных земель и спасали от жажды, проживающих в раскаленной пустыне, бедуинов и кочевников. Уникальный никогда неиссякаемый водный источник и постоянно палящий солнечный свет в нильской долине оказали знаковое влияние на Древний Египет занятия и жизнь египтян. Весьма благоприятные природные условия для быстрого роста растений и животных.


Немногие современные исламские города открывают свои красоты для иностранных туристов. Тем и интересен Египет, завораживающий древними пирамидами и величественными статуями фараонов. Более пяти миллионов человек со всего света приезжают в страну полюбоваться архитектурными красотами старинных зодчих и золотых песчаных пляжей. Комфортабельное проживание в отелях с великолепным сервисом и экскурсионное знакомство с древнеегипетским миром оставляют неизгладимые впечатления и заставляют вновь и вновь возвращаться в это таинственное место.

Южную жаркую страну, расположенную на северо-востоке африканского континента, практически вблизи экватора, рассекаемую на две половины самой полноводной рекой планеты Нилом, издревле заселяли скотоводы и земледельцы. Разливы Нила способствовали образованию плодородных земель и спасали от жажды, проживающих в раскаленной пустыне, бедуинов и кочевников. Уникальный никогда неиссякаемый водный источник и постоянно палящий солнечный свет в нильской долине оказали знаковое влияние на Древний Египет занятия и жизнь египтян. Весьма благоприятные природные условия для быстрого роста растений и животных.

Вдоль берегов Нила вырастал необыкновенный папирус, высотой до пяти метров, толстые стволы которого люди вырубали и использовали для строительства жилища, заборов и прочих хозяйственных сооружений. Обмазанные мокрой глиной стены из папируса, высохшие под лучами палящего солнца, становились твердыми и весьма надежными для защиты от ветра и диких животных. Из старых «папирусных бревен» делали лодки, а из молодых нежных побегов плели корзины, циновки и изготавливали папирусную бумагу для рисунков и письма. Сладкие побеги употребляли даже в пищу как в сыром, так и в вареном виде.

Заросли папируса и тростниковые кущи были настолько быстрорастущими, густыми и непроходимыми, что людям приходилось вырубать их топорами и прокладывать оросительные системы для полей с ячменем и заливных лугов для выпаса быков, коров и коз. Чтобы в пойменных лугах не образовывались болотные топи со зловонными газовыми испарениями, москитами и ядовитыми змеями, египтяне научились уничтожать болотные топи и строить оградительные дамбы и отводные сточные каналы. Но Древний Египет занятия своих жителей не ограничивал простым земледелием и скотоводством.

Значительная часть египтян занималась ремеслами и торговлей. Ювелирные и косметические лавки, ткацкие и кирпичные мастерские, гончарные и стекольные производства процветали в древнеегипетском царстве и определили будущее развитие великой цивилизации. Люди разных сословий населяли тогда страну. Кроме ремесленников, свободных крестьян и торговцев в Древнем Египте проживали жрецы, актеры, служители культа, знатные рабовладельцы и фараоны. Строились неописуемой красоты храмы и дворцы, возводились гробницы и пирамиды.


Тема 3.Цивилизации Древнего Востока Цивилизация Древнего Египта

14.05.2013 15872 0

Тема 3.Цивилизации Древнего Востока

Цивилизация Древнего Египта

Природа и занятия жителей Древнего Египта. Египта . – страна на северо-востоке Африки, в долине реки Нил – от его первого порога до Средиземного моря.

Основная часть страны была занята пустыней, поэтому люди селились по берегам Нила, несущего свои воды с юга на север, в его дельте и в редких оазисах. Сами египтяне называли свою страну Кемет, что означает«Черная земля», подчеркивая этим плодородие её почвы, в противоположность «Красной земле», то есть пустыне.

Древнегреческий историк Геродот определил Египет как «дар Нила», тем самым подчеркнув исключительную роль реки в жизни древних египтян.

Нил был единственным источником влаги в засушливом Египте, где практически не выпадает дождей. Плодородная, легкая для обработки, ежегодно удобряемая нильским илом почва – главное богатство Египта, основа жизни его населения.

На орошаемых землях выращивали ячмень, пшеницу, лен, кунжут. В заводях Нила были густые заросли лотоса и папируса. В самой долине произрастали финиковые и кокосовые пальмы, древовидные акации. В Ниле водилась рыба, которая была одним из основных продуктов питания египтян.

Более 6 тыс. лет назад в долине реки Нил на северо-востоке Африки образовалось около 40 небольших царств . Эти царства постоянно воевали между собой – каждое стремилось покорить своих соседей.

В результате к концу 4 тысячелетия до н. э . в образуются два значительных государства – Верхний Египет (на юге) и Нижний Египет (на севере) .

Царь Верхнего Египта завоевал Нижний Египет, после чего образовалось единое Египетское государство. Царь Южного Египта получил почетное прозвище Перо, т. е. «высокий дом», «дворец» (отсюда произошло слово фараон).

Произошло это примерно в 3000 году до н.э . Первого фараона, объединившего Египет, в одно государство называют Менесом (Мина). На побережье нижнего течения Нила было построено укрепление, названное «Белой стеной». Позже здесь была построена первая столица Египта. Это был город Мемфис . Повелителей всего Египта называют фараонами .

Во II тысячелетии до н.э. в Египте полностью образовался и укрепился рабовладельческий строй.

Представители знати Египта и завоевательная политика фараонов.

Царя Древнего Египта называли фараоном. Фараон был верховным правителем и верховным жрецом. Египтяне считали, что он является живым богом на земле и остается богом после смерти.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог солнца. Парадными головными уборами были короны Юга и Севера и двойная корона.

Ему целиком принадлежала государственная власть. После фараона самыми знатными людьми были администраторы . На службе у фараона состояли вельможи - знатные и богатые люди, царские сановники , военачальники . Вельможи считались слугами фараона, которые должны были выполнять все его приказы и угождать его прихотям.

На сохранившихся изображениях фараон восседает на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных. Во дворце к правителю Египта вельможи приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, они вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить. Обращаясь к фараону, вельможа заключал свою речь словами: "Да поступит повелитель так, как будет угодно, ибо мы дышим воздухом лишь по его милости”.

За хорошую службу фараону вельможу могли назначить "носителем царских сандалий” - это было одним из самых почетных титулов Древнего Египта. Но если вдруг вельможа провинился перед фараоном, то он мог быть наказан и даже лишен своего дома.

Наиболее известными фараонами были Тутмос, Аменхотеп и Рамзес.

На службе фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Стражники и посыльные охраняли скот, посевы и дома вельмож, выполняли их поручения. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. Земледельцы платили налоги - отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота. Каждый египтянин должен был исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям.

Положение тружеников в Древнем Египте. На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

Для орошения полей египтяне строили каналы и длинные земляные насыпи на берегах Нила. Сады и огороды, на которые вода не доходила во время разливов, поливали при помощи особых приспособлений - шадуфов, напоминающих до сих пор использующиеся колодезные журавли.

Древний Египет считался житницей Древнего мира, потому что отсюда вывозили зерно и продукты питания в другие страны.

Древние египтяне были искусными садоводами. В их садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках - разные сорта винограда. Для производства тканей выращивали лен. Ткани были очень дорогие. Только самые знатные и богатые люди могли позволить себе носить длинные одежды, украшенные вышивкой. Земледельцы и ремесленники носили набедренную повязку, или в коротких рубахах без пояса.

У простых египтян жилище было очень примитивным. Дома строились из высушенных на солнце глиняных кирпичей, крыша – из пальмовых листьев или камыша, скрепленного илом. На земляном полу - циновки из тростника, около очага - глиняная посуда.

У египтян было немало домашних животных. Они первые приручили гуся, утку, антилопу, а также сокола для охоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов. В Древнем Египте очень долго не знали о существовании лошадей. Они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации.

В Египте работало множество ремесленников: ювелиров, горшечников, кожевников, ткачей, кораблестроителей, столяров, плотников, искусных металлургов, выплавлявших из руд олово и медь, чтобы получить твердую бронзу для оружия, утвари и украшений. Серебра в Египте было меньше, чем золота, поэтому оно ценилось выше. Но денег еще не знали, торговали путем обмена.

Для наиболее тяжелых работ в Древнем Египте использовали рабов. По большей части все или почти все они были чужеземцами. Как правило, в Древнем Египте рабами становились захваченные в плен воины или жители покоренной страны. Победитель имел право убить побежденного. Если же он щадил его, то становился господином его жизни и смерти.

Египтяне называли их "живые мертвые” и относились к ним, как к неодушевленным орудиям труда.

Войско фараона . Могущество фараона обеспечивало его войско. И поэтому каждый правитель Египта очень внимательно следил за тем, чтобы армия была многочисленна, хорошо вооружена и ни в чем не нуждалась. Писцы вели строгий учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы.

В египетской армии воины-пехотинцы были вооружены копьями, луками и стрелами, дротиками, топорами, булавами. Щиты были деревянными. Тело защищали доспехи из кожаных полос, иногда укрепленных бронзовыми пластинками. Каждый отряд сражался одним или двумя видами оружия. Были отряды копейщиков, лучников.

При штурме крепостей египтяне применяли лестницы с деревянными колесиками, облегчавшими их остановку и передвижение вдоль крепостной стены. Брешь в крепостных стенах пробивали большими ломами. Так зарождалась техника и способы штурма крепостей.

Фараоны имели отборные отряды телохранителей.

В середине 2 тысячелетия до н.э . были созданы отряды воинов, сражавшихся на колесницах . На двух колесах со спицами крепилась площадка для воинов. На колеснице их было двое - возничий и воин, вооруженный луком или дротиками.

Колесница стоила очень дорого. Поэтому лишь знатные египтяне могли стать колесничими.

Начиная с XVIII в. до н.э. династии фараонов, Египет начал завоевательные походы в соседние страны.

На юге они завоевали Нубию - страну, где были золотые рудники. Подчинили они своей власти и ливийцев , живших к западу от Египта.

Совсем близко от Египта находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. Далее на север простирались земли Палестины, Сирии, Финикии. Во все эти страны египетские фараоны совершали военные походы.

Во время царствования Тутмоса III (1525 – 1473 гг. до н.э.) только против Сирии было организованно 17 походов. Самые крупные завоевания Тутмос III. совершил около 1500 года до н. э . При нем границы Египетского царства в Азии доходили до реки Евфрат, а в Африке - до четвертого порога Нила. С покоренных народов фараоны собирали дань: золото, серебро, медь, дорогие ткани, ценную древесину, изделия ремесленников, зерно, скот. Тысячи пленных угонялись в рабство. Им сохраняли жизнь, но они не имели никаких прав.

Воины-египтяне принимали участие в завоевательных походах, защите государства, но не использовались для охраны дворца фараона. Для этой цели фараоны предпочитали наёмное войско.

Рабовладельческий строй в Египте. Во II тысячелетии до н.э. в Египте полностью образовался и укрепился рабовладельческий строй.

Рабовладельческий строй, первая в истории человечества классовая общественно-экономическая формация, основанная на угнетении человека человеком. Основными классами при рабовладельческом строе были рабовладельцы и рабы

Возникший в результате разложения первобытнобщинного строя рабовладельческий строй был таким же этапом во всемирной истории человечества, как предшествовавшая ему доклассовая формация и как следовавший за ним феодализм.

Главные органические черты рабства:

1) раб является собственностью одного хозяина или коллективного владельца (общины, храма, государства);

2) он - одушевлённое орудие труда своего хозяина и результаты его труда, как и он сам, являются собственностью хозяина;

3) раб не имеет собственности на средства производства

4) раб подвергается эксплуатации путём внеэкономического принуждения.

В многообразии форм рабской зависимости различают два основных типа рабства:

1) раннее, или патриархальное , рабство, связанное с натуральным видом хозяйства:

2) античное рабство, характерное для обществ с развитыми товарно-денежными отношениями.

Источниками рабства были военнопленные, свободные, попавшие в рабство за долги, рожденные рабами. Для поздней Римской республики и отчасти для Римской империи военнопленные были одним из главных источников рабства.

При рабовладельческом строе развитие производительных сил шло в основном не за счёт совершенствования орудий производства, а за счёт людей (свободных или рабов), занятых в процессе производства (возрастала специализация занятых в земледелии и ремесле работников, как свободных, так и рабов, повышалась их квалификация). Низкий уровень техники при рабовладельческом строе объясняется, во-первых , тем, что источник энергии - мускульная сила животных и главным образом рабов для рабовладельца была бесплатной, во-вторых , отсутствием заинтересованности рабов в развитии и росте производства. Поэтому рабовладельческие производственные отношения из силы, активно содействовавшей развитию производительных сил, сравнительно скоро превратились в тормоз их развития. Орудия труда, которыми рабовладельцы снабжали рабов, как правило, были низкого качества и примитивного типа, т.к. рабы из ненависти к рабовладельцам уничтожали, портили или теряли их, а удельный вес труда свободных постоянно снижался в результате его вытеснения бесплатным рабским трудом. Рабовладельческий способ производства становился экономически невыгодным и в силу этого в конце концов должен был уступить место другому способу производства.

Культура, религия, быт в Египте.

Иероглифическая письменность. Более пяти тысяч лет тому назад египтяне обрели иероглифы – система рисунков – значков. Иероглиф по-гречески означает "священное письмо", "священный знак". В египетском письме более 700 иероглифов. Первоначально иероглиф представлял собой упрощенный рисунок, обозначающий определенное слово. Позднее иероглифы могли обозначать слоги или даже звуки, но только согласные. У древних египтян обозначений для гласных звуков не было.

Писали на папирусе – материале, получаемом из стеблей тростника-папируса. Листы папируса склеивали, а затем сворачивали в трубочку - свиток. Писали и рисовали на папирусе кисточками или специальными палочками. У писца был мешочек с растворимыми красками, дощечка с углублением для чернил.

Школы Древнего Египта. Первые сведения о школах у древних египтян относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Грамоте обучали только мальчиков. Обучали детей с 5 лет. Но не все египетские ребята ходили в школу. Дети простых ремесленников и земледельцев редко становились образованными людьми.

Сначала школьник должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги.

В 3-ем тысячелетии до н. э. писали на глиняных черепках, коже и костях животных. На папирусе писали тонкой палочкой. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали только для обозначения знаков препинания и выделения главных фраз. Школьные папирусы использовали несколько раз. Перед тем как еще раз написать что-либо на старом папирусе, ученики смывали с него ранее написанное. Затем учителя-писцы ставили на папирусе число, месяц, день и год урока, и ребята начинали выполнять задание учителя.

Учебники, по которым учились древние египтяне, представляли собой свитки, на которых были написаны тексты, предназначенные для переписывания и заучивания наизусть.

Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых учеников сурово наказывали.

Детей учили не только читать и писать. Им преподавали также астрономию, медицину, языки других народов, математику. Эта наука могла понадобиться египтянам для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, которые жрецы проводили для прогноза разливов Нила. Важными науками, которые преподавались в школе, были география и геометрия, с помощью которых ученик мог научиться рисовать план местности.

Особое место занимали царские школы, где дети вельмож учились вместе с наследниками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

В школах учились не только будущие писцы и вельможи, но и жрецы. Они были в Древнем Египте настоящими хранителями знаний.

Жрецы не только сохраняли древние знания, но и достигли больших успехов в астрономии, математике, химии и медицине. Они, наблюдая за небом, составили точный календарь и предсказывали, когда начнется разлив Нила. Для измерения времени употребляли водяные часы, подобные песочным.

Египетские врачи тоже были жрецами. Они изготавливали разные снадобья и составляли волшебные заклинания, с помощью которых изгоняли злых духов болезней.

Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколения только в узком кругу жрецов, чтобы их тайны не узнали простые люди.

Литература. В древнем Египте было множество разных литературных произведений.

Среди них были мифы – фантастические сказания о богах .

Например, миф об Осирисе.

К древнейшим текстам относятся многочисленные гимны , которые слагали жрецы в честь богов. Их записывали на папирусах и высекали на стенах пирамид. Кроме того, составляли магические тексты, с помощью которых душа могла преодолеть опасности на пути к Земле Вечности. Гробницы и саркофаги знатных людей древние египтяне украшали надписями , повествующими об их подвигах и деяниях. Около 3600 лет назад на основе текстов пирамид и саркофагов была составлена дошедшая до нас "Книга мертвых ”, повествующая о богах и загробном мире.

Религия в Древнем Египте. У древних египтян было множество богов и богинь. В каждой местности поклонялись своим богам, однако были и божества, единые для всей страны.

Бог древней столицы Мемфиса – Птах;.

Бог Солнца – Ра; Амон и Амон – Ра; Изображали в виде человека с головой, увенчанной золотым диском, или в виде огромного рыжего кота.

Бог Камня – Бен – Бену;

Бог Неба – Нут ; Представлялась египтянам огромной коровой, по темному телу которой рассыпаны звезды.

Бог Земли – Гебу; Изображали в виде человека с головой змеи: ведь змея - самое «земляное» животное.

Бог подземного царства – Осирис; Изображали с телом человека и головой шакала. В этом царстве сердце попавшего туда после смерти человека кладут на одну чашу весов, а на другую - маленькую фигуру богини правды - Маат. Равновесие означало праведность человека.

Бог Тьмы – Апоп;

Бог Нила – Хапи;

Бог мудрости – Тота; Изображали Тота в виде человека с головой птицы ибис или в виде обезьяны. Тот был писцом богов и научил людей читать и писать, он владел временем, разделив его на годы, месяцы, дни, и вел им счет.

Богиню Бастет - черную кошку - особенно почитали женщины, ведь она покровительствовала их красоте.

Кроме ибиса, в Египте поклонялись и другим священным животным. В Мемфисе содержали большого черного быка с белой отметиной на лбу. Его звали Апис. Когда этот бык умирал, жрецы - служители богов - объявляли по всей стране траур. В искусственном озере содержали ручного крокодила по имени Себек. Были и священные кошки.

Храмы и жрецы. В честь богов и фараонов воздвигали храмы. Египтяне верили, что именно там поселяются невидимые простому смертному боги.

Храм, как правило, состоял из многих сооружений. Его ворота были обрамлены высокими выступающими стенами – пилонами, покрытыми каменными рельефами с изображениями богов и фараонов. Внутри храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху каменными столбами - обелисками. На обелисках скульпторы высекали надписи, прославлявшие богов и фараонов. Подход к некоторым храмам украшали аллеи сфинксов. Каменные колонны изображали стволы пальм или связки папируса. Самым таинственным помещением храма был алтарь бога или богини. Здесь помещали статую божества. В алтарь могли входить только жрецы и жрицы. Молящиеся находились на площади перед храмом.

Во время богослужения жрецы выносили из святилища статую бога (или богини), которому приносили жертвы - зерно, вино, украшения.

Верховный жрец совершал священные обряды - натирал статую душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной.

Жрецы пользовались огромной властью, соперничавшей с властью фараона, поскольку египтяне считали, что те говорят от имени самих богов.

Жрецы составляли особый разряд людей, чьим главным делом было служение богам и совершенствование священных обрядов. Они проходили специальное обучение и должны были знать о религии все. Жрецы вели астрономические наблюдения и даже создали календарь. Египетские жрецы много сделали для развития математики, медицины и других наук. Не зря в Древнем мире их считали мудрецами, хранителями древнейших знаний человечества.

В храмах накапливались большие богатства. Жрецы обладали огромной властью и влиянием на народ. Иногда они пытались соперничать с фараонами. Случалось, что некоторые наиболее дерзкие и удачливые жрецы сами становились правителями Египта.

Египтяне верили, что после смерти человек продолжает жить, поэтому особо заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа (Ка). Тело особым образом обрабатывали и изготавливали мумию , которую помещали в гроб – саркофаг. Саркофаг, богато украшенный драгоценностями, изображениями богов и волшебными заклинаниями, помещали в гробницу.

Единственное, почти не разграбленное, дошедшее до наших времен погребение египетских фараонов – знаменитая гробница фараона Тутанхамона. Ее обнаружили в 1922 году.

Древние египтяне обожествляли фараона, считая его сыном бога Солнца – Ра. Они верили, без фараона, так же как и без солнца, невозможна жизнь на земле. Все должно было подчиняться воле фараона - не только люди, но и сама природа.

Строительство пирамид . Для захоронения фараонов в Древнем Египте воздвигались пирамиды , на строительство которых уходили огромные средства и привлекалось множество людей.

Самая первая пирамида была построена в честь выдающегося военачальника и основателя третьей династии фараона Джоссера (18 в. до н. э.).

Самая высокая величайшая из пирамид - пирамида Хеопса. Она была построена около 2600 г. до н.э. Ее высота почти 150 м .

Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей.

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света , так как постройки самих греков и архитектурные памятники последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что 100 тыс. человек трудились на строительстве пирамид непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения одной пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Однако в наши дни ученые считают, что пирамиды возводились только во время разлива Нила, когда у земледельцев не было возможности трудиться на полях.

Рядом с пирамидами, расположенными в местечке Гиза на западном берегу Нила, находится знаменитый лежащий Большой сфинкс - вырубленное из целой скалы изображение льва с человеческим лицом. Длина сфинкса - 57, а высота 20 метров.

Арабы называли Большого сфинкса "Отцом Ужаса”, но это изваяние, издавна манившее к себе людей, вызывает скорее ощущение спокойной силы, а не страха.

Сфинкс, как и пирамиды, стал символом египетской культуры.

Во 2 тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды - они стали хоронить своих фараонов в скалах и подземельях. Многие гробницы были разграблены еще до того, как их нашли ученые, но одну гробницу нашли нетронутой, ей было более трех тысячелетий. В саркофаге оказалась мумия фараона Тутанхамона.

II. Контрольно-измерительные материалы.

1. Альтернативные (закрытые) тесты.

а) Тигр б) Евфрат в) Ирмак г) Ганг д) Нил

2. Какую землю называли «Черная земля»?

а) Двуречье б) Египет в) Малая Азия г) Месопотамия д) Сирия

3. Столица Египта?

а) Сиут б) Сиена в) Мемфис г) Ахетатон д) Саис

4. Присвоение созданного трудом других людей

5. Сбор в пользу государства

а) эксплуататоры б) рабовладельческий строй в) государство г) налог д) эксплуатация

6. Завоевательные походы особенно процветали во время правления …

а) Тутмоса III б) Тутмоса I в) Джосера г) Хеопса д) Тутанхамона

7. На чём,в основном, писали в Египте

а) глина б) папирус в) бумага г) шелк д) камень

а) Синухетта б) Хеопса в) Тутанхамона г) Тутмоса д) Джосера

9. Когда была построена пирамида Хеопса

а) 3600 г до н.э. б) 3000 г до н.э. в) 2600 г до н.э. г) 2000 г до н.э. д) 2100 г до н.э.

10. Когда на территории Египта зародился рабовладельческий строй

а) 6 тыс до н.э. б) 4 тыс до н.э. в) 3 тыс до н.э. г) 2 тыс до н.э. д) 1 тыс до н.э.

2) Творческие задания.

А) Наведите порядок.

Боги и священные животные, почитавшиеся в древнем Египте.

1) АМОН-РА

А) священный крокодил

Б) богиня неба

В) бог солнца

Г) священный бык

Д) покровительница женщин и их красоты

Е) бог тьмы

Ж) богиня Правды

Б)Задание – "Текст с ошибками”:

Древние египтяне обожествляли фараона. Они верили,что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Луны (Солнца) .Ещё при их жизни им строили огромные гробницы –шадуфы (пирамиды).

В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в идее клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда. (6 ошибок)

В) Задание – заполнить таблицу "Природные условия Древнего Египта”

№ п/п

Вопросы

Египет

Где располагается страна?

Крупнейшие реки

Чем омывается

Поверхность земли

Г) Задания: Проанализируйте археологические данные, исторические источники и ответьте на вопросы:

Какая страна описывается в этом отрывке?

"…Простирается в основном (с севера) на юг и, кажется не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны все другие местности… С запада защищена Ливийской пустыней. К востоку одни части страны защищены рекой другие пустыней, болотистыми местами… Четвертая сторона вся омывается защищающим ее морем; плавание вдоль брега крайне продолжительно, а высадка очень трудна, т.к. нельзя найти безопасной гавани”