Пророк моисей библия. Пророк Моисей — история библейской легенды. Чудеса, которые совершает Моисей

В Ветхом Завете описаны жизни и деяния многих праведников и пророков. Но один из них, предрёкший рождение Христа и избавивший евреев от египетского гнёта, почитаем особо. Именно о Боговидце Моисее в Писании сказано, что другого такого пророка не будет среди сынов Израиля.

Чудесное спасение младенца

В то время, когда будущий пророк появился на свет, израильтяне находились в подчинении у египтян. Им приходилось выполнять самую тяжёлую работу под постоянным контролем надзирателей. Опасаясь, что со временем евреи, численность которых увеличивалась год от года, смогут стать угрозой для государства, фараон Рамзес повелел , чтобы всех младенцев мужского пола, рождённых израильтянками, убивали, сбросив в воды Нила.

В это непростое время и появился на свет Моисей. Едва родившись, он поразил свою мать Иохаведу необыкновенной красотой. Желая спасти своего сына, женщина прятала его в течение 3 месяцев у себя дома. Когда скрывать существование младенца стало невозможным, Иохаведа положила его в корзинку с просмолённым дном, отнесла к Нилу и оставила там в зарослях тростника. Сестра Моисея Мариам осталась наблюдать, что же произойдёт с её братом дальше.

В это время к реке спустилась бесплодная дочь фараона . Направляемая неведомой силой, она избрала для своего купания именно то место, где лежал Моисей, оставленный своей матерью. По преданию, от корзинки с младенцем исходил такой яркий свет, что не заметить ее было невозможно. И вот дочь фараона видит ребёнка, наделённого необыкновенной красотой. Понимая, что он рождён израильтянкой, принцесса всё же решает взять мальчика с собой во дворец в качестве приёмного сына.

Сообразительная Мариам, ставшая свидетельницей чудесного спасения брата, предложила дочери фараона найти кормилицу для ребёнка среди еврейских женщин и предложила кандидатуру Иохаведы. Так младенец был возвращён родной матери, у которой находился до 2−3 лет.

При дворе фараона

Через несколько лет Иохаведа передала подросшего ребёнка дочери фараона. Мальчик был не только красив, силен физически, но и умён. Несмотря на происхождение, маленький Моисей был принят и любим фараоном. Живя во дворце, он получил отличное образование. Единственным его недостатком было косноязычие, приобретённое после одного необычного случая.

Согласно библейской притче, Рамзес и Моисей, который в ту пору был ещё слишком мал, иногда проводили время вместе. Однажды фараон посадил на колени малыша, и тот, разыгравшись, сбил с него головной убор. Жрецы заподозрили в этом недобрый знак. Желая проверить свои опасения, они поднесли мальчику два подноса. На одном из них лежали бриллианты, а на другом раскалённые искрящиеся угли. Логика жрецов была проста: внимание неразумного младенца должно было привлечь мерцание углей. Если же ребёнок протянет руку к драгоценным камням, то он способен осознавать собственные действия, а головной убор фараона был сбит преднамеренно.

Легенда гласит, что умный мальчик действительно сначала потянулся к бриллиантам, но ангел отвёл его руку и направил её ко второму подносу. Схватив уголь, малыш тут же засунул его себе в рот, обжёгся и горько расплакался. Подозрения жрецов были развеяны. Но полученная травма нёба и языка привела к тому, что ясно и чётко произносить слова Моисей уже не мог.

Приёмного сына дочери фараона, конечно, никто не угнетал и не заставлял выполнять тяжёлую работу. Но будущий пророк всегда переживал за судьбу своего народа.

Убийство египтянина

По мере взросления Моисей стал осознавать бедственное положение израильтян. Однажды он увидел, как надсмотрщик жестоко избивал еврея. На все уговоры египтянин никак не реагировал. И тогда Моисей убивает его , а тело зарывает в песок.

По одной из версий, конфликт между надсмотрщиком и рабом возник из-за девушки. Жена еврея очень приглянулась египтянину. Подвергнув женщину насилию, он, испугавшись огласки, решил навсегда избавиться от её мужа. Именно в этот момент и застал их будущий пророк. Поскольку поступок надсмотрщика карался смертной казнью, то Моисей так и поступил. Этим он вызвал гнев фараона, который повелел убить его.

Существует и другое объяснение тому, почему вдруг Рамзес так ополчился против Моисея. Ведь жизнь простого надсмотрщика для фараона не значила ничего по сравнению с жизнью приёмного сына принцессы. В Ветхом Завете есть сведения, что убийство египтянина было совершено не совсем обычным способом. Моисей умертвил насильника, назвав имя Господа . Именно этой духовной силы и испугался фараон, узнав о том, что произошло.

Есть предание, что меч, занесённый над головой Моисея слугой фараона, разлетелся на множество кусков, а присутствовавшие при этом либо оглохли, либо ослепли, либо потеряли разум.

Поняв, что ему грозит смертельная опасность, Моисей бежит из Египета. К тому времени ему исполнилось сорок лет.

Пастух и стадо

Беглец поселяется на земле Медиамской. Там он берёт в жёны дочь местного священника, которая родит ему 2 сыновей, и трудится пастухом у своего тестя.

В биографии пророка Моисея очень много символичных событий. Ярким примером является то, что он десятилетиями пас овец в пустыне . В Библии отношения между Богом и созданным им человечеством часто сравниваются с отношением пастуха со своим стадом. По мнению святых отцов, именно так Господь готовил Моисея к роли духовного лидера, который поведёт израильтян (стадо Божье) через пустыню к Земле Обетованной.

Так были прожиты следующие сорок лет. За это время умер фараон, от гнева которого скрывался пророк. В жизни же израильтян ничего не изменилось. Они продолжали страдать от угнетения и выбиваться из сил на тяжёлой работе.

Несгораемый терновый куст

В один из дней, когда Моисей пас своё стадо у подножия горы Хорив , он услышал голос, призывающий его. Оглянувшись, он заметил терновый куст, который пылал ярким пламенем, но при этом не сгорал. Моисей, догадавшись, что ему явился Господь, отозвался на призыв. Бог сообщил пророку, что хочет избавить евреев от скорби и увести из Египта в земли, где течёт мёд и молоко. Моисею же следовало прийти к фараону и просить, чтобы тот отпустил израильтян в пустыню.

Изумлённый пастух недоумевал, как он, будучи косноязычным, сумеет убедить своих соплеменников покинуть Египет и отправиться вслед за ним. На это Господь ответил, что помощником пророка Моисея станет брат Аарон , который будет его устами. А чтобы евреям было проще поверить, Бог наделил простого пастуха способностью творить знамения:

  • брошенный Моисеем на землю жезл превращался в змею ;
  • на руке пророка то появлялись, то исчезали видимые симптомы проказы.

Послушавшись, Моисей отправился в Египет, где вместе с Аароном передал народу Израиля волю Господа и, сотворив знамения, сумел убедить его отправиться в пустыню.

10 несчастий, посланных египтянам

Фараон отказался отпускать израильтян. Знамения, творимые Моисеем, не убедили царя Египта, так как его жрецы совершали подобные чудеса. И тогда древний пророк предрёк страшную кару , ожидающую всех египтян. Состояла она из 10 наказаний (или казней):

Перед десятым наказанием израильтянам было велено совершить Пасху (в переводе с еврейского «пасха» означает «пройти мимо» ). Следовало заколоть ягнёнка, целиком приготовить его на огне и вкушать с пресным хлебом. Кровью агнца нужно было намазать двери своих домов. Видя этот знак, ангел смерти проходил мимо, не трогая детей евреев. Первенцы же египтян были все умерщвлены за одну ночь. Не было ни одной семьи, которую бы не затронуло это несчастье.

Поистине страшная картина предстала перед глазами фараона! Увидя слезы и услышав вопль своего народа, он призвал к себе Моисея и Аарона и разрешил им вывести израильтян в пустыню, чтобы те молили Господа перестать посылать несчастья и беды египтянам.

В ту страшную ночь пророк, которому исполнилось уже восемьдесят лет , вместе с евреями, численностью около 600 тысяч человек, без учёта женщин и детей, навсегда покинули Египет.

Моисей и исход из Египта

Согласно Библии, это великое событие произошло в 1250 году до н. э . Сам Господь, обернувшись огненным столпом, указывал путь израильтянам. Шли они несколько дней и ночей, пока не подошли к берегу Чермного (Красного) моря.

Тем временем фараон понял, что евреи не собираются возвращаться назад. Посланная в погоню египетская конница быстро настигла беглецов. Евреи, толпясь у кромки воды, готовились к неминуемой смерти. Но тут произошло чудо. Моисей, ударив жезлом по морю, велел водам раздвинуться . Так и произошло. Евреи совершили переход по морскому дну, а над египтянами воды сомкнулись, потопив войско фараона.

Дальнейший путь израильтян в Землю Обетованную пролегал через Аравийскую пустыню. Много сложностей пришлось им перенести, не единожды они проявляли малодушие и роптали на Моисея, обвиняя его в тяготах своего положения. Пророк же каждый раз усмирял народ, обращаясь к Богу за помощью:

  • когда евреи изнемогали от голода, Моисей вознёс молитвы Господу, после чего Бог ниспослал манну небесную, служившую пищей ;
  • чтобы помочь людям, страдавшим от жажды, пророк извлёк воду из горы Хорив, ударив по ней посохом.

Прошло три месяца. Евреи подошли к подножию горы Синай, взойдя на которую Моисей получил от Бога скрижали, содержащие краткие законы или заповеди, в соответствии с которыми полагалось жить каждому человеку.

Всего же сорок лет пророк водил евреев по пустыне. Но этот путь нельзя было пройти быстрее. И дело тут не в расстоянии. Известно, что Моисей мог повести свой народ и кратким путём. Но именно четыре десятилетия потребовалось евреям, чтобы научиться доверять Богу , уповать на него. Необходимо было преодолеть большое количество трудностей, чтобы каждый израильтянин смог осознать, какой ценой оплачена его свобода.

Смерть пророка

Самому Моисею не суждено было попасть в заветные земли. Господь лишь показал ему Палестину с горы Нево. Умер Боговидец в возрасте 120 лет . Завершил дело пророка, приведя евреев на Землю Обетованную, Иисус Навин.

Могила Моисея была скрыта Богом, чтобы люди, склонные к язычеству, не сделали из неё культа. Место его погребения не известно по сей день.

Сказание о Моисее нашло своё отражение во всех мировых религиях. В исламе пророк Муса является собеседником Аллаха, которому тот ниспослал Таурат. В иудаизме Моше считается «отцом» всех пророков, получивший от Бога на горе Синай Тору. В христианстве Моисей почитается как величайший пророк, через которого Господь передал человечеству Десять заповедей. О его значимости говорит и то, что именно Моисей вместе с Ильёй явились Иисусу на горе Фавор. Подобного пророка не было больше среди сынов Израиля!






«Я услышал вопль их. И выведу их из Египта

в землю, где течет молоко и мед».

Моисей – библейский пророк, освободивший от рабства еврейский народ.

Мусульмане, христиане, иудеи – считают Моисея основоположником монотеизма (веры в одного Бога).

Наиболее подробно о жизнеописании Моисея рассказывает Библия

Согласно священному писанию, Моисей был рожден в Египте в семье евреев, во времена, когда еврейский народ подвергался гонениям со стороны египетского фараона (около 13 в. до н.э.).

Фараон, увидев угрозу своей власти в еврейском племени, численность которого стремительно росла, сделал евреев рабами, заставляя трудиться, копать землю, строить дворцы, надеясь, что непосильный труд ослабит их и уменьшит их численность.

Когда фараон понял, что этих мер недостаточно, он приказал топить всех новорожденных еврейских мальчиков в водах Нила.

Мать Моисея спасла жизнь сына, спрятав его в камышах у реки. Там он был найден дочерью фараона, пришедшей к Нилу для купания. Сжалившись, египетская принцесса забрала его во дворец и, впоследствии, воспитывала как своего сына.

Однако Моисей никогда не забывал о своих соплеменниках. Однажды, будучи уже взрослым, он стал свидетелем того как египтянин избивал еврея. Моисей заступился за несчастного и случайно убил обидчика, после чего вынужден был бежать из Египта в пустыню.

Он прожил на Синайском полуострове 40 лет, когда Господь явился к нему и сказал, что Моисей избран Им для великой цели – избавление еврейского народа от рабства.

Господь велел Моисею и его брату Аарону вернуться в Египет и увести израильтян с египетской земли в Палестину. Моисей сомневался в своей способности убедить фараона отпустить рабов.

Не уверен он был и в том, что евреи пойдут за ним. Тогда Господь, для убеждения неверующих, даровал Моисею способность творить чудеса.

По возвращению в Египет, Моисей и Аарон пытались убедить фараона отпустить евреев в пустыню на несколько дней, чтобы принести жертву новому Богу, явившемуся Моисею. Однако фараон не поверил в нового Бога и отказался отпустить рабов.

Тогда Господь наслал бедствия на египетский народ. Египтяне пережили нашествие насекомых и жаб, Бог превращал воды Нила в кровь, насылал болезни на людей и животных – но это только сильнее озлобляло фараона.

Последним и самым страшным божественным наказанием, обрушившимся на египетский народ, стала смерть всех новорожденных.

После этой ужасной трагедии, от которой пострадал и наследник фараона, фараон велел евреям во главе с Моисеем идти в пустыню и молиться о помиловании египтян, но позже, поняв, что рабы не собираются возвращаться, Фараон послал им вслед войско.

Когда Моисей привел людей к берегам Красного моря, войско было уже близко. Моисей ударил по земле посохом и, по воле Бога, море расступилось, освободив израильтянам путь на другой берег. Египетская армия попыталась следовать за ними, но море вновь соединилось, погубив ее.

На горе Синай Бог обратился к евреям через Моисея, призвав их слушать Божественный глас и соблюдать Его завет. «Вы будете у Меня царством священников и народом святым», – сказал

Господь, и тогда Моисею были ниспосланы десять заповедей, которые, вместе с предписаниями и запретами для святого народа, были записаны Моисеем на каменных скрижалях.

Еврейский народ был не приучен служить Богу, поэтому совершал ошибки. Так, однажды, евреи ослушались одной из заповедей, начав поклоняться золотому тельцу. Разозлившись, Моисей разбил две скрижали, и оскорбленный народ восстал против пророка.

Не раз поднимали евреи восстание против Пророка, но Моисею удавалось успокоить недовольных, заручившись поддержкой своих помощников и последователей.

Несмотря на его подвиг, Моисею не была дарована жизнь на земле обетованной, он умер в возрасте 120 лет. По одной из версий, Бог узрел в душе Моисея сомнение в Божественных силах.

еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма

XIII век до н. э.

Краткая биография

Моисе́й (ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎, Моше́ , «взятый (спасённый) из воды»; араб. موسىٰ‎ Муса , др.-греч. Mωυσής, лат. Moyses) (XIII век до н. э.), в Пятикнижии - еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.

Согласно Книге Исхода, Моисей родился в то время, когда его народ увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков, мать Моисея, Иохаведа спрятала его в корзинке и пустила её по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребёнка.

Когда Моисей вырос, он увидел притеснение своих соплеменников. Он убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина, и сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины), к нему обратился Бог, который повелел Моисею вернуться обратно в Египет и просить освобождения израильтян. После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта через Чермное море, после чего они остановились у горы Синай, где Моисей получил десять заповедей. После сорока лет скитаний по пустыне и долгожданного прихода израильского народа на землю Ханаанскую, Моисей умер у берегов реки Иордан.

Существование Моисея, а также достоверность его жизнеописания в Библии является предметом споров среди библеистов и историков. Библеисты обычно датируют его жизнь XVI-XII вв. до н. э., в основном связывая с фараонами Нового царства.

Имя

Согласно Библии, значение имени Моисей связано со спасением из вод Нила («вытянутый»). Это имя Моисею дала дочь фараона (Исх. 2:10). Здесь игра слов может также быть намеком на роль Моисея, который вывел израильтян из Египта. Античный историк Иосиф Флавий повторяет библейское толкование, утверждая, что имя Моисей состоит из двух слов: «спасенный» и египетского слова «Мои», означающего воду. Семитологи выводят происхождение имени от египетского корня msy , означающего «сын» или «рождать».

Жизнеописание

Библейский рассказ

Основной источник сведений о Моисее - библейское повествование на древнееврейском языке. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Левия (Исх. 2:1). Моисей родился в Египте (Исх. 2:2) в царствование фараона, который «не знал Иосифа » (Исх. 1:8), бывшего первым вельможей при одном из его предшественников. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил евреев в рабов.

Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын (Исх. 2:2). Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев (Исх. 2:3). Не имея более возможности его прятать, она положила младенца в тростниковую корзину, обмазанную снаружи асфальтом и смолой, и оставила в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание (Исх. 2:5).

Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 2-я треть XVI в. Картинная галерея. Дрезден

Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх. 2:6), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам (Исх. 15:20), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его (Исх. 2:7-9). Дочь фараона назвала ребёнка Моисей («вынутый из воды») «потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2:10). В Библии не упоминается, как долго Моисей жил у своего родного отца и матери, предположительно, он оставался с ними два или три года (Жена зачала и родила сына, и видя, что он очень красив, скрывала его три месяца Исх. 2:2). В книге Исход говорится, что «вырос младенец» у родителей, но какого возраста он достиг, неизвестно.«И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына » (Исх. 2:10). Вскармливала своего же сына Моисея мать, нанятая дочерью фараона. А когда отняла от груди, отдала. И был Моисей как сын дочери фараона (Исх. 2:10).

Согласно новозаветной книге «Деяния святых апостолов», когда Моисей был отдан дочери фараона, его стали обучать «всей мудрости египтян» (Деян. 7:22).

Моисей вырос как приемный сын в семье фараона. Однажды Моисей вышел из царских покоев к простолюдинам. Он был глубоко огорчен рабским положением родного народа. Увидев египтянина, бившего еврея, Моисей убил воина и закопал в песке, а бывший обиженный назавтра рассказал всем евреям об этом случае. Затем Моисей пытался помирить ссорящихся между собой двух евреев. Но обижавший другого еврея еврей сказал Моисею: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?» Вскорости евреи довели информацию и до египтян. Фараон узнал об этом и искал убить приемного сына. Моисей, опасаясь за свою жизнь, бежал из Египта в землю Мадиамскую. Так автор Торы покинул уют царского дома, родину и скитался некоторое время.

Семья

Моисей, бежав из Египта в землю Мадиамскую, остановился у священника Иофора (Рагуила). Жил у Иофора, пас его скот и женился на его дочери Сепфоре. Она родила ему сыновей Гирсама (Исх. 2:22; Исх. 18:3) и Елиезера . После Исхода евреев из Египта Моисей собрал многотысячную армию и истребил мадианитян (народ своей жены).

В книге Числа упоминается, об упрёках его сестрой Мариам и братом Аароном, за то, что его жена - эфиопка (кушитка) по национальности. По мнениям библеистов, это могла быть не Сепфора, а ещё одна жена, которую он взял после Исхода евреев из Египта.

Откровение

Выпасая скот у горы Хорив (Синай), он из неопалимой купины получил призыв Бога, открывшего ему своё Имя (Яхве (ивр. יהוה), «Аз есмь сущий») к освобождению своего народа. Моисей спросил, что ему делать, если израильтяне ему не поверят. В ответ Бог дал Моисею возможность творить знамения: он превратил посох Моисея в змея, а змея - снова в посох; затем Моисей положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул её, и рука была здорова.

Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами» (Исх. 4:16), так как Моисей ссылался на своё косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта. Причём сначала Моисей и Аарон от имени Яхве просили фараона отпустить евреев в пустыню на три дня для принесения жертв.

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию пёсьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня (Исх. 12:31), и евреи, взяв скот и останки Иакова и Иосифа Прекрасного, ушли из Египта в пустыню Сур.

Исход

Переход евреев через Красное море. И. К. Айвазовский. 1891

Бог показывал беглецам путь: он шёл перед ними днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх. 13:21-22). Сыны Израиля перешли через Чермное море, которое расступилось перед ними, но потопило армию фараона, которая преследовала израильтян. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу (Исх. 15:1-21).

Моисей повел свой народ в Землю Обетованную через Синайскую пустыню. Сначала три дня они шли пустыней Сур и не находили воды кроме горькой, но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в неё указанное им дерево (Исх. 15:24-25). В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих сорока лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну.

В Рефидиме Моисей по повелению Бога извёл воду из скалы горы Хорива, ударив в неё своим жезлом. Здесь на евреев напали амаликитяне, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх. 17:11-12).

В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Так был заключен завет между Богом и избранным народом. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и о законах богослужения.

Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по сорок дней. Во время его первого отсутствия народ согрешил, нарушив только что заключенный завет: сделал Золотого тельца, которому евреи начали поклоняться как Богу, выведшему их из Египта. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца (Семнадцатое тамуза). После этого опять на сорок дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с лицом, осиянным светом Божьим, и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния.

Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе - Бог дал указание сказать слова скале, но по маловерию они ударили в скалу два раза.

В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.

Смерть

Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную. Господь перед смертью призвал его на хребет Аварим: «И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана» (Втор. 34:1). Там он и умер. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6).

Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина.

Жил Моисей 120 лет. Из которых сорок лет провёл в странствиях по Синайской пустыне.

Античная традиция

О Моисее упоминали греческие и латинские авторы.

По свидетельству римского историка Иосифа Флавия, египетский историк Манефон (IV-III вв. до н. э.) сообщал, что фараон приказал переселить в каменоломни всех прокажённых и больных другими болезнями. Прокажённые избрали своим предводителем гелиопольского жреца Осарсифа (имя в честь бога Осириса), который после изгнания сменил имя на Моисей. Осарсиф (Моисей) установил для сообщества изгнанных законы и повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой. Он также возглавил войну против фараона. Однако в войне переселенцы потерпели поражение, и армия фараона преследовала разбитых врагов до пределов Сирии. Однако Иосиф Флавий называет сведения Манефона «вздорными и лживыми». По мнению Флавия, Моисей был сделан начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их.

По Херемону, Моисея звали Тисифен, он был современником Иосифа, которого звали Петесеф. Тацит называет его законодателем иудеев. Источник, использованный Помпеем Трогом, называет Моисея сыном Иосифа и отцом Арруаса, царём иудеев.

Египетские источники

Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее.

Моисей в авраамических религиях

В иудаизме

Моисей (ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎, «Моше») - главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных. Так в книге Второзаконие сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор. 34:10). Также о нём говорится: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Чис. 12:6-8). Однако в Книге Исход Моисею запрещено видеть лицо Бога: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20).

На основе повествования Книги Исход иудеи считают, что свод религиозных законов иудаизма (тора) был дан Моисею Богом на горе Синай. Однако, когда Моисей, спустившись с горы, увидел, как евреи поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил скрижали. После этого Моисей вернулся на вершину горы и написал заповеди своей рукой.

В каббале раскрывается соответствие Моисея (Моше) и сфиры нецах . А также то, что Моисей - это кругооборот (гилгул) души Авеля.

Обычно иудеи упоминают Моисея как Моше Рабейну, то есть «наш учитель».

В христианстве

Моисей - великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа в Нагорной проповеди - Новый Завет.

Согласно синоптическим евангелиям, во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия.

Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка.

В исламе

В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (араб. موسى‎). Он - один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора). В Коране Муса (Моисей) упоминается 136 раз. В суре 28-й Корана рассказывается о рождении и спасении Мусы из вод Нила (Коран, 28: 3 - 45 и др.)

Муса - пророк в исламе, один из потомков пророка Якуба. Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал Фираун (Фараон), который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу, который в это время владел Мадьяном.

Историчность Моисея

Существование Моисея и его роль в ранней истории Израиля - предмет давних споров. Первые сомнения в историчности Моисея и достоверности его жизнеописания были высказаны ещё в Новое время. В современную эру ряд историков и библеистов приводит доводы в пользу того, чтобы считать Моисея легендарной фигурой. Они отмечают, что древневосточные (включая древнеегипетские) письменные источники и археологические памятники не содержат никаких сведений о Моисее или событиях исхода. Их оппоненты указывают на дефицит исторических памятников и утверждают, что события исхода, связанные с Моисеем имеют минимальные шансы на отражение в памятниках бронзового и раннего железного веков. Однако и те и другие признают, что записи сказаний о Моисее предшествовала длительная устная традиция, которая могла видоизменить, переиначить, исказить или дополнить первоначальные предания. Этим точкам зрения противостоят сторонники школы «библейского минимализма», которые полагают, что Ветхий Завет был написан иудейскими жрецами около IV-II веков до н. э. и подавляющее большинство событий и фигур этой части Библии являются вымышленными.

Сторонники документальной гипотезы рассматривают Пятикнижие как результат компиляции нескольких источников, четыре из которых (Яхвист, Элохист, Священнический кодекс и Девторономист) составляют основной массив текста. Они отмечают, что фигура Моисея и его роль в каждом источнике отличается. Так в Яхвисте Моисей безоговорочный лидер исхода. Жреческий кодекс стремится преуменьшить роль Моисея и акцентирует внимание на роли брата Моисея Аарона, к которому возводили свою родословную иерусалимские священники. Элохист в противовес Аарону подчеркивает роль Иисуса Навина, который оказался верен слову Бога более Моисея. Наконец Девторономист подчеркивает роль Моисея как пророка и законодателя. Из этих наблюдений делается вывод, что предания о Моисее сложились постепенно и их версии в разных традициях отличались. Эти выводы оспариваются критиками документальной гипотезы.

Библеисты также отмечают, что в текстах об исходе, которые считают более ранними, чем основной массив Пятикнижия (ранние пророки, псалмы, «песнь моря») Моисей не упоминается. На этом основании выдвигается предположение о том, что в ранних устных традициях Моисей или не был героем исхода или имел незначительную роль. И только позднее составители письменного предания построили весь рассказ вокруг фигуры Моисея, от которого они вели свою родословную. Такие заключения также оспариваются на том основании, что предполагаемые упоминания об исходе являются краткими и Моисей в них мог быть не упомянут по желанию авторов.

Моисей и фараон: версии

Предпринималось множество попыток установить, к какому периоду истории Древнего Египта Библия относит события исхода евреев, и о каком фараоне в ней говорится. Существует несколько версий того, когда, предположительно, произошел исход евреев, и, следовательно, когда жил Моисей. Большинство версий связывают исход с фараонами Нового царства. Это подразумевает, что деятельность Моисея приходится на промежуток XVI-XII веков до н. э.

Библия не называет упоминаемого фараона по имени, хотя в ней именам часто уделяется много внимания. Так, в Исходе упомянуты имена двух повитух, которых фараон призвал к себе, но не имя фараона (Исх. 1:15). Согласно Исходу, после бегства Моисея из Египта в Мадиамскую землю фараон умер («спустя долгое время, умер царь Египетский») (Исх. 2:23). Таким образом, в Исходе фигурируют не менее двух фараонов.

Различные библеисты пытались идентифицировать фараона Книги Исход со следующими фараонами:

Яхмос I (1550-1525 до н. э.)
Тутмос III (1479-1425 до н. э.)
Рамсес II (1279-1213 до н. э.)
Мернептах (1212-1202 до н. э.)
Сетнахт (1189-1186 до н. э.)

На Яхмоса I указывали те, кто полагали, что израильтяне покинули Египет после изгнания гиксосов. Яхмос I успешно воевал с гиксосами и захватил их столицу - Аварис. Те, кто пытались установить дату исхода на основе библейского летоисчисления, приходили к заключению, что исход приходится на правление Тутмоса III. В Рамсесе II, ведшего обширные строительные работы с привлечением большого числа людей, видели фараона-угнетателя. При Мернептахе, сыне Рамсеса II, Египет начал слабеть, поэтому правление Мернептаха считали более вероятным временем для исхода. Отсутствие мумии этого фараона также служило поводом для спекуляций до того времени, когда мумия была обнаружена.

28.04.2015

Пророк Моисей известен христианам как автор пяти частей Библии. Первоначально с его рукописей была составлена только одна книга. Сейчас она является главной рукописью еврейского народа под названием «Тора». Православные и католики поделили творение святого Моисея на несколько эпизодов. В результате пять частей Ветхого Завета получили названия Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Четыре из них посвящены жизни и деятельности пророка.

Биография святого

Исходя из Библейских повествований, Моисей родился в Египте, во времена, когда евреи пребывали в рабстве у египтян. Его род относился к потомкам Левия брата Иосифа, который прославился деяниями на благо Египта и своего народа. В то время на территории этой страны проживала большая численность иудеев. Боясь того, что евреи поднимут восстание или станут союзниками врага в возможной войне, фараон распорядился уменьшить численность этого народа путем каторжных работ.

Помимо этого существовало пророчество, гласившее, что Бог пошлет евреям избавителя, который выведет их из рабства. Времена, когда завоеватели активно покровительствовали иудеям прошли. Их потомки уже не помнили заслуг иудеев и имели свое мнение об их проживании на территории Египта. В результате враждебного отношения египтян к народу Израиля, приказ об умерщвлении младенцев мужского пола еврейский национальности не вызвал большого негодования.

В это время и родился будущий пророк. Родителям удалось скрыть появление его на свет. Но так продолжалось только три месяца. Далее прятать ребенка не было возможности, и мать оставила его в корзинке на берегу реки. Младенца заметила бездетная дочь фараона и сжалилась над ним. Как говорит Библия, мальчик до поры рос со своей настоящей матерью, которая было его кормилицей.

Сколько лет он прожил с ней, неизвестно, но Священные Писания утверждают, что это помогло ему помнить, к какому роду он принадлежит. В определенном возрасте Моисея вернули дочери фараона, которой тот заменил сына. Благодаря этому мальчик получил, по тем временам, очень хорошее образование и его ждало прекрасное будущее. Во взрослом возрасте он поддерживал связь со своими родителями и соплеменниками. Результатом лояльного отношения к иудеям, их защите и покровительству стало негодование фараона. В итоге Моисей бежал из Египта.

Что касается личной жизни пророка, то как утверждает Ветхий Завет, у него была одна жена по имени Сепфора и двое сыновей. Хотя в Библии упоминается женщина, эфиопка по национальности, она могла быть второй женой Моисея. Сепфора была дочерью хозяина, к которому Моисей устроился пастухом, после побега.

Однажды, выпасая скот, пророк получил наставление от Бога вывести народ Израиля из Египта. Результатом стало сорокалетнее блуждание евреев по пустыни. Умер он, так и не попав в Землю Обетованную.

Как характеризует Моисея Библия

В Пятикнижии пророк представлен вождем, который одержим возложенным на него призванием. Вопреки собственной воле он предан своей миссии и неукоснительно следует ей до конца своей жизни. Священная книга утверждает, что Бог возложил на Моисея задачу вывести евреев из рабства, перевоспитать и сплотить разрозненный народ, привести потомков иудеев в страну их предков.

Библейскому образу Моисея присущи сомнения и колебания. Он не обладает какой-либо силой, но духовная мощь делает его лидером, за которым пошли тысячи людей. В процессе постоянных чередований успехов и неудач, меняется и сам пророк. Его отношение к своему народу несколько трансформируется. Из харизматичной личности он превращается в институционного вождя, что часто проявляется в отказе принять его авторитет.

Пророк понимает, что исправить психологию людей, столько времени проживших в рабстве, невозможно. А для воспитания нового поколения требуется время. Его наставления служат будущему. Потомки, вышедших из Египта рабов, воспитываются на канонах новой веры, которая в корне отличается от существовавших религий.

Личность Моисея в религиях

В иудаизме он считается главным пророком, который дал евреям «Тору» - закон Божий. Иудеи считают его учителем Израильского народа и называют Моше Рабейну.
Православные и католики относятся к Моисею, как великому пророку Израиля, через которого был предоставлен миру Ветхий Завет.

В исламе Моисея отождествляют с величайшим пророком Мусой, биография которого сходна с иудейской трактовкой.

Был ли Моисей в реальной жизни

О реальном существовании этого пророка всегда велись споры. Древнеегипетские источники и археологические находки не подтверждают присутствия этой личности в ранней истории Израиля.

Касаемо того факта, что ему приписывают авторство Ветхого Завета, то об этом также нет точных сведений. Более того, историки утверждают, что пять частей Библии не могли быть составлены ранее V века до нашей эры. Но все же ученые предполагают, прежде чем личность Моисея появилась в Библейских заповедях, существовали устные предания о некой личности, которые в течение многих веков видоизменялись, искажались, дополнялись какими-то фактами. Установить время его деятельности также пока не смогли. Так как все попытки выяснить, в правление какого фараона Моисей вывел иудеев из Египта, ни к чему конкретному не привели.

Большинство историков - религиезнавцев сходятся во мнении, что это произошло в районе XVI-XII веков до нашей эры. Также не совсем понятен тот факт, почему в Старом Завете не упоминается имя фараона, при котором жил пророк. Хотя в книге именам уделяется очень большое внимание.

Те истории, которые описывают атмосферу жизни Моисея, дают причину относить события к эпохе Нового царства. Некоторые ученые утверждают, что в «Исходе» можно увидеть религиозные тенденции, которые существовали на этой территории в XIV веке до нашей эры.

Заключение

Библия представляет пророка Моисея, как великого служителя Божьего, который вывел иудеев из рабства, учил их и наставлял. Никому из героев этой книги не уделено столько внимания, сколько Святому Моисею. В повествованиях Пятикнижия — это единственный посредник между Богом и людьми. Его личность противоречива, за сотни лет обросла мифами и легендами, но и по сей день, разные религии пользуются «Десятью Божьими заповедями», которые представил пророк своему народу.


Точное значение имени Аарон не известно, есть лишь предположения, по которым оно относиться к египетскому происхождению, и возможно, переводится, как «Великое имя». По приданию Святой был сыном Амрама, а также...



Святой Николай или, как его звали при жизни – Николай Толентинский появился на свет в 1245 году. Считается монахом – августинцем, кроме того, его причислила к лику святых Католическая церковь. По разным источникам, ...

Кто такой пророк Моисей, можно узнать из Библии . Его жизнеописание изложено в Ветхом завете . Согласно Священному Писанию, это центральное действующее лицо событий, определивших судьбу еврейского народа как богоизбранного.

Его называют Боговидцем, потому что он напрямую общался с Богом. Именно Моисею, по библейскому сказанию, Господь вручил скрижали – каменные плиты, на которых были высечены десять заповедей, впоследствии ставшие основой христианской морали.

Пророк Моисей Боговидец – краткое житие

Биография этого необыкновенного человека, жившего несколько тысячелетий тому назад, до наших дней представляет огромный интерес как для профессиональных исследователей библейской истории, так и для обычных людей, знакомящихся со Священным Писанием.

Вот как выглядит кратко пересказанное жизнеописание святого.

Рождение Моисея

Пришедший к власти на родине пророка, в Египте, где в то время жили евреи, фараон Рамзес II, которому историки дают крайне жесткую характеристику, опасался, что в случае войны иноплеменники предадут его и перейдут на сторону противников. Фараон стал проводить политику геноцида, понуждая израильтян к тяжелым работам, а также приказал убивать всех новорожденных мальчиков в еврейских семьях.

Этот приказ вступил в силу накануне рождения Моисея, который стал третьим ребенком в семье Амрама и его жены Иохаведы – у будущего пророка были брат Аарон и сестра Мариам.

Детство и юность

Родителям удавалось скрывать факт его рождения. Поняв, что дольше это делать это будет нельзя, и чтобы спасти малыша, родители положили младенца в корзину и спрятали в зарослях папируса у берегов Нила. Дочь фараона, пришедшая со служанками на берег реки, случайно нашла корзинку. Знавшая о приказе отца, принцесса поняла, кем был ребенок, но, пораженная красотой младенца, решила взять дитя на воспитание.

Младенец не хотел брать грудь никакой кормилицы, тогда Мариам, родная сестра Моисея, подошла и предложила найти для малыша кормилицу. Ею стала родная мать мальчика. Затем женщина привела мальчика во дворец в качестве приемного сына дочери фараона. Он жил там, пока не стал взрослым. Однако юноша знал о своем происхождении, и никогда не поклонялся египетским богам.

Бегство в пустыню

Как-то раз он увидел, как египтянин избивает еврея, и, защищая соплеменника, случайно убил нападавшего. Спасаясь от преследования, приемный сын принцессы бежит через пустыню в Мадиамскую землю, находит приют в доме жреца этого народа и становится мужем его дочери.

Сколько лет понадобилось пророку, чтобы созреть физически и духовно для главного подвига своей жизни – выведения еврейского народа из египетского рабства? Во время бегства из Египта Моисею исполнилось сорок, и столько же он прожил в Мадиаме, поэтому к моменту исхода ему было уже 80.

Призвание Моисея Богом

Однажды, когда святой пас овец своего тестя неподалеку от горы Хорив, Господь явился в образе горящего, но не сгорающего тернового куста. Когда пастух попытался подойти и рассмотреть поближе это чудо, то услышал голос Бога, приказывающий ему не приближаться. Голос призвал святого вернуться в Египет, чтобы вывести евреев из плена.

Дабы укрепить дух пророка, Бог сделал так, что жезл (пастушеский посох) в руке пророка превратился в змею. Господь предупредил своего избранника, чтобы он был готов к трудностям, поскольку ожесточившийся фараон не согласится отпустить евреев на свободу. Поскольку пророк имел дефект речи, Господь посылает с ним брата Аарона.

Моисей и Аарон направляются к фараону

Фараон – это был уже не тот правитель, от которого сорок лет назад убежал будущий пророк. В ответ на требование Моисея дать евреям возможность уйти из Египта, фараон лишь посмеялся, да увеличил трудовую повинность своих рабов.

Но Моисей не оставлял царя в покое, требуя свободы для своих соплеменников.

Получив очередной отказ, он пригрозил фараону страшными карами Божьими. Фараон не поверил, но угроза стала реальностью: Господь рукою Моисея стал насылать на египтян «казни», т. е. наказания.

Десять казней

Первым , как гласит легенда, стало наказание кровью, когда вся вода в Ниле и других водоемах превратилась в кровь, «воссмердела» (протухла), и ее стало невозможно пить. При этом в домах евреев она оставалась чистой и прозрачной. Египтяне вынуждены были покупать воду для питья у своих рабов.

Но фараон не поверил, что это Божья кара, а приписал порчу воды колдовству. Он призвал на помощь своих чародеев, которым также удалось превратить купленную у евреев чистую воду в кровь.

Вторая египетская казнь представляла собой нашествие жаб (лягушек), которые вышли из воды и заполнили собой всю землю, заползая в дома египтян. Жабы были повсюду – на полу и на стенах, в постели и посуде. Колдовство египетских жрецов, пытавшихся избавить страну от жаб, привело к еще большему увеличению их числа.

Фараон стал просить Моисея помолиться за него перед Господом, чтобы Он вернул жаб обратно в реки, обещая отпустить евреев. Просьба была исполнена, но правитель нарушил данное слово, и не отпустил соплеменников пророка.

Третья казнь представляла собой нашествие мошек, которые покрыли собой поверхность земли, нападая на людей и на скот.

На этот раз сами волхвы, осознав свое бессилие, признали это наказание перстом Божиим и призвали правителя согласиться с требованием вождя евреев, но фараон снова отказался.

Четвертым стало наказание «песьими мухами» – насекомыми, сочетавшими неотвязчивость мух и агрессивность собак. Это была разновидность оводов, которые впивались в кожу людей и животных, оставляя после себя кровоточащие раны. И никто нигде не мог скрыться от них.

Только местность Гесем, где компактно проживали израильтяне, была свободна от песьих мух. Так Создатель показал, что все эти бедствия – не просто «экологическая катастрофа», а кара Господня, носящая избирательный характер.

Пятой казнью стал мор скота, поразивший домашних животных во всем Египте. Уцелел только скот в хлевах евреев.

Шестая казнь — Моисей и Аарон, взяв в руку горсть сажи, подбросили ее перед лицом фараона, после чего сам правитель и все подданные, а также их животные, покрылись язвами и нарывами. Испугавшись, фараон решился отпустить евреев, но снова передумал.

Седьмой казнью стал огненный град, сопровождаемый громом и молнией.

Фараон снова начал просить для Египта милости у Господа, снова обещая дать евреям свободно уйти, и не сдержал слова.

Восьмая казнь — ветер принес из пустыни тучи саранчи, которая уничтожила всю зеленую поросль на земле, не только культурные растения, но и обычную траву. Повторилась та же история – сначала правитель призывает Божью милость, обещая исполнить требования Моисея и Аарона, потом забывает о своих обещаниях.

С девятой казнью на страну опустилась тьма, которую не могли рассеять ни свечи, ни факелы. Тьма была такой густой и плотной, что ее можно было потрогать руками.

Десятой и последней египетской казнью стала смерть первенцев во всех египетских семьях, от наследника фараонского престола, до первенца узника, сидевшего в тюрьме. Погибли также первенцы всех домашних животных египтян.

Это случилось в течение всего одной ночи. А все дети и животные израильтян были живы и невредимы, так как Бог через пророка приказал евреям намазать косяки дверей своих домов кровью жертвенного ягненка, чтобы Ангел – исполнитель Божьей кары – не входил внутрь.

Учреждение праздника Пасхи

После десятой казни фараон наконец позволил евреям во главе с Моисеем и Аароном покинуть Египет. В память этого события евреи установили особый праздник – пейсах, исход, или еврейская Пасха, ставшая прообразом христианской.

В день Пасхи в каждой еврейской семье устраивается трапеза, на которой подается особым образом приготовленное мясо ягненка, в память о том жертвенном агнце, кровью которого были намазаны косяки дверей еврейских домов.

Исход Моисея из Египта. Переход через Чермное море

Поле того, как Господь вывел израильтян из египетского плена, Он приказал евреям идти в Ханаанскую землю. Самый короткий путь туда лежал через территорию, занятую воинственным племенем филистимлян, однако ослабленные пленом и тяжелой работой евреи не смогли бы преодолеть его.

В славянском переводе Библии говорится, что пророк привел народ к Чермному морю, но какое море имеется в виду, понятно не сразу. Дело в том, что Чермным славяне называли Красное море, представляющее собой узкий залив Индийского океана.

Опомнившись после всех пережитых бедствий, фараон, гордыня которого была уязвлена тем, что ему пришлось уступить, снарядил боевые колесницы и погнался за ушедшими, желая отомстить за унижение. Оказавшись зажатыми между войском правителя и морскими водами, евреи приготовились к смерти.

Бог и здесь не оставил их: Он послал ветер, который раздвинул воды, обнажив морское дно в самом узком месте, и весь народ во главе с пророком прошел по нему на другой берег. Память об этом переходе до наших дней сохранилась не только в Священном Писании, но и в легендах и притчах израильтян.

Увидев, какое глубокое море с легкостью перешел Моисей и его народ, фараон пустился за ним следом, надеясь также «проскочить». Но тяжелые колесницы увязли во влажном морском песке, а как только последний израильтянин ступил на противоположный берег, ветер переменился, воды вернулись на свое место, и войско фараона погибло.

Чудеса, которые совершает Моисей

В пустыне людям не хватало еды, и по вечерам, во время привалов, они стали роптать, вспоминая, что в Египте у них всегда было мясо. Вдруг с неба спустились стаи перепелов, покрыв собой весь стан, а к утру выпала роса. После испарения влаги на земле осталось нечто, напоминающее крупу, которую израильтяне назвали манной.

По вкусу еда напоминала пшеничную лепешку с медом. Это чудо повторялось каждое утро, на всем протяжении путешествия.

Затем народ стал страдать от жажды, и вновь на вождя посыпались упреки – зачем он вывел их из Египта, где воды всегда было вдоволь. Тогда с Божьей помощью пророк извлек воду из камня. При этом, разгневавшись на народ и выйдя из себя, он единственный раз за всю жизнь преступил волю Бога – вместо того, чтобы воззвать к скале, ударил по ней посохом.

Когда оттуда забил источник, люди стали считать, что не Господь, а сам Моисей дал им воду. Такой поступок пророка стал причиной того, почему святой не вошел в землю обетованную.

Следующим испытанием стала битва с амаликитянами. Израильтяне сражались с ними под командованием Иисуса Навина, а пророк наблюдал за ходом сражения, стоя на холме с жезлом в руках. Когда он поднимал руки, израильтяне брали верх, а когда опускал – отступали.

Чтобы обеспечить соплеменникам победу в битве, которая длилась от рассвета до заката солнца, Аарон и один из его помощников, Ор, поддерживали уставшие руки пророка. После победы Бог велел пророку записать это событие в книгу.

Синайский завет и 10 заповедей

Через три месяца после исхода из Египта евреи подошли к горе Синай. Бог предупредил святого, что здесь Он сойдет к народу. Готовясь к встрече, израильтяне должны вымыться, переодеться в чистые одежды и, соблюдая пост, воздерживаться от супружеского ложа.

В назначенный день при громе и молниях над вершиной горы появилось темное облако и послышался рокот, напоминавший звук трубы. Вся гора заколебалась, а люди очень испугались – они поняли, что это голос Бога, который говорит с Моисеем.

Господь приказал пророку взойти на гору. Вождь израильтян стал подниматься, а народ остался внизу. Когда пророк встал перед лицом Божиим, Он вручил ему скрижали.

Гнев Моисея

Вождь отсутствовал в течение 40 дней, и все стали считать его погибшим. По требованию народа, Аарон создал идола – золотого тельца, подобного египетским истуканам, которому люди стали поклоняться, нарушив тем самым главные заповеди Божии.

Вернувшийся пророк в гневе уничтожил идола и разбил скрижали завета. Его отчаянию не было предела – он понимал, что Господь может отвернуться от израильтян, совершивших столь тяжкий грех, как богоотступничество.

Пророк вернулся на гору Синай и стал молить Бога о прощении соплеменников. Если же Он не захочет простить израильтян, то святой готов разделить с ними ответственность – пусть Он вычеркнет его имя из Своей книги.

По жаркой молитве Моисея, которая продолжалась 40 дней, Господь восстановил Свой завет с избранным народом. Он подтвердил все свои обетования, а также приказал сделать новые скрижали и записать на них 10 заповедей.

Совершив свой молитвенный подвиг, пророк спустился с Синая. Его лицо после общения с Господом сияло так ярко, что ему пришлось прикрыть его покрывалом, чтобы не ослепить израильтян.

Сооружение и освящение Скинии

Вскоре после получения скрижалей Господь дал евреям поведение соорудить Скинию – походную церковь. Скрижали были уложены в ковчег и внесены в Скинию.

Место, где она была установлена, покрылось облаком, что стало видимым знаком Божьего присутствия. Когда облако поднималось вверх, это было знаком, что народу пора двигаться дальше.

Конец странствования. Смерть Моисея

Израильтяне продолжали время от времени выражать возмущение по разным причинам, печаля пророка и вызывая гнев Бога, который определил евреям 40 лет странствовать по пустыне, пока не уйдут из жизни те, кто становился возмутителем спокойствия и не верил в божественный промысел.

Наконец этот срок закончился – люди подошли к границам земли обетованной. Бог возвел Моисея на гору Нево и показал ее ему. После этого Моисей благословил свой народ, передав бразды правления Иисусу Навину. Вскоре после этого он умер.

Заключение

Точных сведений о том, сколько прожил Моисей, в истории не сохранилось. Судя по тем сведениям, которые приводятся в Священном Писании, годы жизни Моисея насчитывают около 120 лет.

В качестве места, где он был похоронен, упоминается Моавитская долина, но его могила осталась неизвестна. День памяти пророка Моисея отмечается православной церковью 17 сентября по новому стилю.