Элементы психофизики. Психология сенсорных процессов. Психофизика Элементы психофизики
3.1.1. Введение
Психология сенсорных процессов (от лат. sensus - ощущение) изучает начальный момент психических процессов, и в этом ее особая важность для психологической науки в целом.
Первичный контакт человека с окружающим миром и собственным организмом, дающий ему исходную информацию о свойствах и состояниях внешней и внутренней среды, происходит посредством ощущений (в классической терминологии) или сенсорных процессов (в современной терминологии). Это непосредственно чувственное отражение отдельных свойств воспринимаемого объекта или явления.
Согласно концепции происхождения психики А.Н. Леонтьева (1981), одной из наиболее проработанных, ощущение - филогенетически исходная форма психики. Обосновано, что критерии возникновения психического - это появление у простейших животных (в связи с возникновением подвижного образа жизни) чувствительности как способности отвечать не только на непосредственно биологически значимые объекты (в отличие от раздражимости растений), но и на раздражители, несущие о них лишь сигнальную информацию (например, на химические вещества, вызывающие запах пищи, а не на саму пищу).
Место ощущения в ряду познавательных
процессов
Впервые Фома Аквинский в XIII в. выделил в психике и поведении человека когнитивную сферу (познание мира) и аффективную (эмоциональные состояния). В современных руководствах такое разделение остается распространенным .
Принято проводить его уже не только по одному основанию (функциональному, как это заложено у Фомы Аквинско-го), но по двум критериям: а) вновь по функции - познавательной для первой сферы (когнитивной), а регулирующей поведение и само познание- для второй, в которую кроме всех видов аффективных процессов включаются также процессы волевые, психические состояния и свойства личности; б) по продуктивности: когнитивные процессы - продуктивные, так как на выходе их формируются специфические когнитивные образования (продукты этих процессов) - образы ощущения, восприятия, следы памяти, решения задач, мысли, рефлексивные образы. Процессы же, свойства и состояния, входящие во вторую группу, не приводят к образованию специфических продуктов. Общность познавательной функции, объединяющей собой всю когнитивную сферу (хотя есть и другие точки зрения), представляется и в триадических концепциях структуры психики. А именно: в классической триаде «ум, чувство, воля», восходящей к Аристотелю (где воля выделена из аффективной сферы в самостоятельную), а также в современной теории системного строения психики, включающего когнитивную подсистему, регулятивную (объединяющую по функциональному принципу чувство и волю) и коммуникативную [Ломов, 1999].
В современных учебниках психологии и университетских курсах во всем мире изучение когнитивных процессов следует учению В. Вундта (1890) об их иерархическом строении. По принципу возрастающей сложности и качественной специфики Вундт выделил основные структурно-функциональные уровни организации когнитивных процессов: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, сознание. Таким образом, ощущения (сами сенсорные процессы и их продукты) - это исходный, базовый уровень когнитивной сферы психики.
Необходимо сказать, что с середины XX в. сложились также иные традиции в понимании ее структуры, а именно: 1) относить ощущение и восприятие к сенсорно-перцептивному уровню, а остальные, более сложноорганизованные, процессы (от памяти до сознания) - к уровню когнитивному; либо 2) рассматривать все познавательные процессы (от ощущения до сознания) как стадии достаточно общего по своему психологическому содержанию процесса приема и переработки информации (парадигма когнитивной психологии), а весь этот процесс представлять как исходный блок целостного поведенческого акта, куда входит сравнение воспринятой информации с извлеченной из памяти, включающей цель субъекта, принятие решения, исполнение.
Специфика сенсорных процессов
На протяжении всей истории психологии не прекращаются дискуссии о соотношении сенсорных и перцептивных процессов - и как о самостоятельной проблеме, и в рамках проблемы о структуре когнитивной сферы в целом. Разграничение ощущения и восприятия предложил Т.
Рейд (1785). В современной психологии сенсорных и перцептивных процессов оно остается распространенным - по критериям целостности и предметности образа . Восприятие-отражение целостного объекта или явления, включающее его предметное значение (например, восприятие луны, удара колокола, вкуса дыни и т. п.), в отличие от ощущения - отражения отдельных сторон воспринимаемой действительности, не отнесенного к конкретному объекту с его предметным значением (ощущение светового пятна, громкого звука, сладкого вкуса и т. п.). При этом под ощущением понимается и сам процесс сенсорного отражения, и его продукт- сенсорный образ. Ассоцианистская психология XIX в. представляла целостный образ восприятия как ассоциацию отдельных ощущений признаков объекта друг с другом и его предметным значением.
В начале XX в. эти представления заслуженно критиковали гештальтисты, но при этом они впали в другую крайность: совершенно игнорировали существование в феноменальном опыте ощущений и признавали лишь целостные перцепты, зависящие не только от объекта, но и в значительной степени от врожденных свойств восприятия. Вместе с тем еще ранее (Фех-нер, 1860) возникновение психофизики показало возможности экспериментально и количественно изучать ощущения как функцию стимуляции. Во второй половине XX столетия в зарубежной психологии точку зрения о единстве сенсорно-перцептивных процессов последовательно отстаивает Дж. Гибсон (1990). Тем не менее в настоящее время сохраняются представления о специфике сенсорных процессов по отношению к перцептивным. Они развиты А.Н. Леонтьевым (1959-1975) в концепции о природе чувственного отражения. В ней классическая двойственность перцептивного образа предстает как единство его чувственной ткани, экспериментально исследованной учениками Леонтьева (Сто-лин, 1976; Логвиненко, 1976; и др.), т. е. сенсорной основы образа, что и соответствует традиционному понятию «ощущение», и предметного значения. В созерцательно-сенсуалистической психологии XIX в. (Э. Титченер и др.) ощущения предлагалось вычленять из субъективного опыта методом аналитической интроспекции, которая представляла их сознанию как далее неразложимые элементы этого опыта. Вместе с тем в образах ощущений выделялись четыре их атрибута: качество (модальность или субмодальность), интенсивность, пространственная и временная структура, что, в отличие от аналитической интроспекции, не потеряло своего значения (Boring, 1963; Hensel, 1966; Ананьев, 1977). О. Кюльпе в конце XIX в. и затем С. Стивене (1934) обосновывали, что отдельные атрибуты ощущений можно разграничить, если они изменяются независимо друг от друга или остаются постоянными при изменении других свойств (например, при изменении субъективной яркости светового пятна его видимый цвет, площадь, длительность сохраняются прежними). Стивене экспериментально построил функции постоянства громкости звука при изменении его высоты и противоположные функции (с небольшими отклонениями на концах шкалы). В действительности нет полной независимости изменения одних сенсорных признаков от других, но все же есть относительная. Поэтому в психологических исследованиях сенсорных процессов вычленились и сохраняются отдельные направления, изучающие субъективное отражение различных признаков объекта в рамках четырех аспектов ощущения (в зрении - цвета, яркости, размера, глубины, формы, движения, скорости и т. д.; в слухе - громкости, высоты, тембра звука; в кожной чувствительности - прикосновения, давления, температуры, боли; во всех случаях- для разных величин ощущения, его пространственных и временных характеристик) .-Человек способен, если требуется, выделить в своем субъективном опыте эти отдельные аспекты сенсорного образа, которые также называются ощущениями (например, в сенсорном образе звука человек может сосредоточиться только на громкости, либо высоте, либо тембре, либо дли-
тельности, либо локализации в пространстве). Таким образом, специфика сенсорных процессов по отношению к перцептивным имеет место прежде всего в рамках конкретной задачи, поставленной перед наблюдателем и выполняемой им. А именно: задачи, требующей выделить заданный признак объекта (и при этом отвлечься от остальных) и произвести с ним требуемые действия (например, обнаружить на фоне шумов более громкий звук, различить два световых сигнала по яркости, оценить, насколько кислыми являются растворы разной концентрации). В различных видах практической деятельности человека широко распространены подобные задачи (см. подразд. 3.1.5). Поэтому изучение сенсорных процессов имеет важнейшее значение не только теоретическое (как исследование исходной формы психического отражения), но и прикладное. Отметим, что в отечественных исследованиях наряду с термином «сенсорный» используется также термин «сенсорно-перцептивный», в зарубежных же работах, как правило, употребляется первое понятие («sensory»).
Психофизический, психофизиологический
и психосемантический методы изучения
сенсорных процессов
Исследования сенсорных процессов ведутся в рамках трех основных дисциплин - психофизики, психофизиологии и психосемантики с использованием их специфических методов.
Психофизиологические методы позволяют выявить механизмы сенсорных процессов, связанные с функционированием нервной системы человека. Это регистрация и анализ вегетативных проявлений сенсорных процессов (чаще всего - КГР), реакций рецепторов (микрофонного эффекта улитки, электрорети-нограммы), адаптационных периферических реакций (сужение зрачка на свет и кровеносных сосудов на холод), показателей типологических свойств нервной системы. Такие характеристики используются при изучении дифференциально-
психологических механизмов межиндивидуальной вариативности сенсорных процессов и их индивидуальной динамики, связанной с изменением уровня психофизиологической активированности; в исследованиях субсенсорной чувствительности (к подпороговой стимуляции, которая недостаточна для осознанных ощущений и вызывает ответ лишь на уровне непроизвольных физиологических реакций), а также в тех случаях, когда произвольный ответ затруднен (у лиц с патологией речи и маленьких детей). Психофизиологические методы включают также регистрацию и анализ биоэлектрической активности мозга, что позволяет выявить объективный порог обнаружения сигнала и наиболее развито в исследованиях цветового зрения и механизмов кодирования сенсорной информации в нервной системе. Все же психофизиологические механизмы сенсорных процессов - предмет данной самостоятельной области знания, поэтому они будут рассматриваться (в подразд. 3.1.3, 3.1.4) лишь в связи с материалами психофизики - основного среди направлений в изучении сенсорных процессов, использующих психологические методы.
Другое такое направление (которое становится все более распространенным) - психосемантика - изучение индивидуальных систем значений и категорий, представлений, эмоционально-эстетических ассоциаций, опосредующих восприятие сенсорных признаков объектов. В этих исследованиях (подразд. 3.1.3) на основе методов семантического дифференциала Осгуда, личностных конструктов Келли, многомерного шкалирования, специализированных интервью испытуемых, в частности, выявлено, что такое опосредование повышает собственно сенсорную чувствительность человека; кроме того, построены психологические модели сенсорных пространств, помогающие понять, как представлены сенсорные признаки в субъективном мире человека.
Итак, магистральным направлением в изучении сенсорных процессов психологическими методами (т. е. регистрацией и анализом произвольных ответов человека на воспринимаемую сенсорную информацию) является психофизика. Это исторически первая экспериментальная область психологии. Официальное рождение психологии относят к 1879 г. - открытию первой в мире экспериментальной лаборатории В. Вундта, однако еще в 1860 г. вышел в свет капитальный труд Г.Т. Фехнера «Элементы психофизики». В нем была представлена разработанная автором новая наука: пороговая теория психофизики, ее экспериментальные методы и полученные (в ходе многих тысяч измерений) фундаментальные результаты по оценке порогов чувствительности. И теория, и методы, и результаты стали классическими. Важнейшее значение работы Фехнера - обоснование принципиальной измеримости субъективных психических феноменов (на материале ощущений) и возможности их изучения строгими экспериментальными методами. Таким образом, Фехнер изначально заложил естественнонаучный фундамент психологии - изучение психических процессов по их объективным поведенческим проявлениям, позволяющим описать субъективные феномены. Благодаря этому, психология из чисто описательного раздела философии превратилась в самостоятельную экспериментальную науку. Фехнер разработал методологию количественного исследования психических процессов, значение которой является непреходящим для психологии и используется поныне (как и его пороговые методы). Принципы и методы психологических измерений, развитые в психофизике (конечно, и после Фехнера), применяются во всех областях психологического знания.
Цели настоящего изложения - прежде всего осветить современные исследования сенсорных процессов. Ранние же концепции и те разделы, которые подробно представлены в имеющихся руководствах, лишь кратко перечислим, отослав читателя к рекомендованной литературе. Это историческое развитие пред-
ставлений об органах чувств и их функциях: закон специфических энергий органов чувств, понятие об анализаторах, рецепторная и рефлекторная теории ощущений, виды классификаций ощущений, адаптация и сенсибилизация [Величковский и др., 1973;Лурия, 1975; Хрестоматия по ощущению и восприятию, 2002], взаимодействие анализаторов, синестезии, системная организация сенсорики [Величковский и др., 1973; Гибсон, 1990; Лурия, 1975; Познавательные процессы, 1982], многомерные модели сенсорного пространства, построенные в середине XX в. для цветового зрения [Соколов, Измайлов, 1986], сенсорно-тоническая теория восприятия [Скотникова, 2002].
При изложении материалов психофизики внимание вновь прежде всего уделено систематизации современных концепций и направлений исследований, которые представлены лишь в англоязычной литературе либо разбросаны по разным отечественным источникам, а также наиболее принципиальным обобщающим теориям. Сведения же, подробно освещенные в доступных руководствах, даны кратко либо опущены. Это классические и большинство современных теорий дискретности-непрерывности работы сенсорной системы и методы измерения чувствительности [Бардин, 1976; Гусев и др., 1997; Проблемы и методы психофизики, 1974; Свете и др., 1964], концепция сенсорного рассеяния и различения Л. Терстона [Гусев и др., 1997; Проблемы и методы психофизики, 1974], субъективное шкалирование С. Стивенса и два класса сенсорных континуумов - протетические и метатетические [Гусев и др., 1997; Лу-пандин, 1989; Стивене, 1960], модели принятия решения в обнаружении и различении с внешним научением [Ат-кинсон, 1980], концепция субсенсорной зоны и объективная сенсометрия, теория уровней адаптации [Хрестоматия по ощущению и восприятию, 2002].
3.1.2. Наиболее крупные концепции
психофизики и ведущие направления
исследований, сформировавшиеся
до середины 70-х гг. XX века
Психофизика - психологическая дисциплина, изучающая измерение человеческих ощущений, т. е. определение количественных отношений между величинами физических раздражителей и ощущений. В настоящее время к области психофизики относят не только собственно ощущение, но и другие психические явления, взаимодействующие в процессе построения чувственного образа или оказывающие влияние на него: восприятие и память, принятие решения, внимание и др. Таким образом, психофизика понимается как разветвленная область психологии, изучающая законы чувственного отражения, а также поведение и деятельность человека при восприятии и оценке сигналов внешней и внутренней среды [Забродин, Лебедев, 1977].
Поставив проблему измерения ощущений, Г. Фехнер предполагал, что человек не способен непосредственно количественно оценивать их величины. Поэтому он предложил косвенный способ измерения - в единицах физической величины стимула. Величина ощущения представлялась как сумма едва заметных его приращений над исходной точкой. Для ее обозначения Фехнер ввел понятие порога ощущения, измеряемого в единицах стимула. Абсолютный порог и различительный (дифференциальный, или едва заметное различие - езр) - это та минимальная величина стимула (или соответственно различия двух стимулов), превышение которой вызывает осознанное ощущение этого стимула (или различия стимулов), а снижение не вызывает. Для измерения абсолютного и дифференциального порогов Фехнер разработал три метода: минимальных изменений, средней ошибки и константных стимулов. Просуммировав измеренные величины езр над абсолютным порогом до данного ощущения, получим его величину. Понятие порога Фехнера и его пороговые методы сохранились и широко используются поныне. В прикладных работах применяется также определение величины ощущения числом езр. Исходя из закона Вебера о постоянстве едва заметного приращения величины стимула к его исходной величине и приняв априорный постулат о равенстве субъективных величин езр во всем диапазоне стимулов, Фехнер математически вывел логарифмическую функцию зависимости величины ощущения от величины стимула. Это основной психофизический закон Фехнера: R = k (InS - lnS 0), где R - величина ощущения, S - величина действующего стимула, S o - абсолютный порог. Таким образом, измерив абсолютный порог, можно вычислить величину ощущения для действующего стимула. Постулат Фехнера критикуется за безосновательность (заслуженно), а теория - за то, что игнорирует феномен ложной тревоги, которому современная психофизика уделяет большое внимание. В целом же психофизика Фехнера была и остается классической [Бардин, 1976]. Спустя почти столетие после появления психофизики Фехнера параллельно ей утвердилась другая парадигма, основанная на допущении о возможности непосредственной количественной оценки человеком величины своих ощущений. С. Стивене в 1940-60-е гг. (вслед за своими предшественниками - Плато, Брен-тано, Терстоном) разработал прямые методы измерения ощущений и построения субъективных сенсорных шкал (основанных на определении человеком порядка своих ощущений по возрастанию, либо расстояний или отношений между ними, либо на присвоении им числовых значений). Субъективные величины ощущений, определяемые прямыми методами, оказались связанными с объективными величинами стимулов степенной зависимостью. Стивене получил ее также и математическим путем: R = k (S - S 0) n (основной психофизический закон Стивен-са), введя априорный постулат (вызывающий как критику, так и согласие) о постоянстве отношения едва заметного
прироста ощущения к его исходной величине во всем ряду ощущений.
Позднее разработаны законы, выражаемые другими математическими уравнениями: экспоненциальной функцией (Putter, 1918), тангенциальной (Zinner, 1930-1931), арктангенциальной (Beneze, 1929), интегральной фи-гамма функцией (Houston, 1932) и др., которые не претендуют на универсальность и имеют достаточно узкие области применения. Различные выражения психофизического закона в большинстве случаев не противоречат друг другу, поскольку описывают разные стороны сенсорно-перцептивных процессов. Предложены варианты обобщенного психофизического закона, описывающие и логарифмическую, и степенную функции (Ekman, 1956; Baird, 1975), а также эти и любые математические функции, промежуточные между ними [Забродин, Лебедев 1977]. Этот закон как наиболее обобщенный будет рассмотрен ниже.
В некоторых зарубежных работах психофизика Фехнера называется объективной, а психофизика Стивенса - субъективной (по методологическому принципу [Пьерон, 1966]).
Принято также выделять в психофизике два основных раздела: так называемую «Психофизику-I» (учение о чувствительности сенсорных систем) и «Психофизику-II» (учение о сенсорных шкалах для измерения вышепороговых ощущений). У Фехнера такого разделения не существовало, так как измерение и чувствительности, и величин ощущений базировалось на одном основании - понятии порога. Однако в дальнейшем в обоих разделах психофизики были созданы беспороговые методы измерений, и эти разделы превратились в самостоятельные направления исследования со своей методологией, феноменологией и понятийным аппаратом. Промежуточное положение между ними занимает проблематика, связанная с основным психофизическим законом.
Различают также классическую и так называемую современную психофизику. В области психофизики-I различие между ними в том, что современная психофизика допускает собственные шумы в сенсорной системе и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение слабого сигнала из флуктуирующего шума. В классической же психофизике сенсорный шум не сопоставим с уровнем даже слабого сигнала. Поэтому для современной психофизики реакция ложной тревоги - закономерный ответ сенсорной системы, а для классической - поведенческая реакция, вызванная несенсорными факторами. В области пси-хофизики-И классическая психофизика - это построение шкал накопленных езр, а современная - шкалирование субъективных оценок стимула. Разделяют также психофизику сенсорных и психофизику перцептивных процессов, изучающих, соответственно, количественные закономерности отражения отдельных свойств объекта (традиционная дисциплина) и целостного объекта.
Проблема дискретности - непрерывности сенсорного ряда в классической психофизике
Пороговая концепция Фехнера постулировала реальность существования сенсорного порога, делящего все стимулы на ощущаемые и неощущаемые. Таким образом, ряд ощущений представлялся дискретным: с ростом величины стимула последующее ощущение возникает после предыдущего только тогда, когда прирост стимула превысит пороговую величину (езр). Это была первая концепция дискретности работы сенсорной системы. Пороговые методы Фехнера дают описание процесса перехода от неощущения к ощущению в виде психометрической функции - зависимости частоты правильных ответов испытуемого от величины стимула. Теоретически функция имеет вид плавной S-образной кривой, пороговая точка на которой находится расчетным путем (рис. 3.1). Фехнер объяснял плавный характер кривой тем, что порог флуктуирует во времени, а его оппоненты (Г. Мюллер, Дж. Ястров, Г. Урбан) - отсутствием порога в сенсорной системе.
На основе плавного характера психо-
Рис. 3.1. Теоретический вид психометрической функции.
S - ось стимулов; Р - ось вероятностей (частот) ответов; S O 25 , S_, 5 - величины стимулов, дающие 25 и 75% правильных ответов; S s [ - значение эталонного стимула (в задаче различения); Md - среднее значение функции, соответствующее абсолютному порогу (в задаче его измерения) либо точке субъективного равенства (субъективному эквиваленту эталона) - в задаче различения.
метрической кривой была развита классическая теория непрерывности сенсорного ряда. Он представлялся как непрерывный ряд промежуточных степеней ясности - поэтому на психометрической кривой нет какой-либо точки, отличающейся по своим свойствам от остальных. Источником вариабельности результатов эксперимента считалось действие случайных внесенсор-ных переменных, а не флуктуации порога во времени (как в пороговой теории Фехнера). Баланс благоприятных и неблагоприятных случайных факторов распределяется по нормальному закону Гаусса. Таким образом, развернулась дискуссия по проблеме дискретности - непрерывности сенсорного ряда, которая до настоящего времени остается одной из основных проблем психофизики [Бардин, 1976].
Психофизическая теория обнаружения
сигнала - современная концепция непрерывности
работы сенсорной системы
Двумя основными экспериментально-теоретическими парадигмами, существовавшими в психофизике до середины двадцатого столетия, были пороговая
Рис. 3.2. Плотности вероятностей распределения мгновенных значений сенсорного эффекта шума (N) и сигнала (S).
Xs - ось значений сенсорного эффекта; С - положение критерия принятия решения. Вертикальная штриховка - плотности вероятностей правильных ответов «да» («попаданий»), косая штриховка - плотности вероятностей неправильных ответов «да» («ложных тревог»). а - симметричный критерий: P(S) = P(N) = 0,5; б - «либеральный» критерий: P(S) = 0,8; P(N) = 0,2; в - «строгий» критерий: P(S) = 0,2; P(N) = 0,8.
психофизика Фехнера и психофизика субъективных оценок Стивенса. Третья парадигма связана с появлением психофизической теории обнаружения сигнала (signal detection theory - SDT) (Tanner, Swets, Birdsall, Green, 1954-1972), базирующейся на статистической теории принятия решения, разработанной в радиотехнике. Это пересмотр прежней психофизики и принципиальный шаг в понимании природы ответов человека в сенсорных задачах. Теория разработана для задачи обнаружения звукового сигнала на фоне шума и применена далее к различению сигналов и остальным модальностям. В классической психофизике ответ испытуемого понимался как прямое отражение его сенсорных впечатлений, поэтому на основе этих ответов оценивалась чувствительность (как величина, обратная порогу). SDT выделила в ответе две составляющие - собственно сенсорную чувствительность наблюдателя и принятие им решения о характере сенсорного впечатления. Разработана теоретическая модель, описывающая оба компонента поведения наблюдателя, методы их изучения и раздельные меры оценки. Стало ясно, что показатели порога - это характеристики не «чистой» чувствительности, но суммарные меры исполнения, зависящие от особенностей принятия решения. (Тем не менее пороговые методы остались в арсенале психофизики и широко используются, особенно в ряде прикладных областей, для приблизительной экспресс-оценки чувствительности, где они обнаружили преимущества перед методами SDT - подразд. 3.1.4.)
Основная экспериментальная парадигма SDT- обнаружение сигнала на фоне случайного шума - либо внешнего (предъявляемого наблюдателю), либо внутреннего шума сенсорной системы. Плотности вероятностей распределения мгновенных значений шума описываются нормальным законом. Таким же распределением (лишь смещенным вправо по оси интенсивности сигнала и шума) характеризуется сигнал, добавленный к шуму. Сенсорные эффекты сигнала и шума представляются точным отображением этих двух распределений. Предполагается, что испытуемый знает эти распределения и решает, какое из них вызвало сенсорный эффект, оценивая отношение их правдоподобия на основе выбранного им критерия принятия решения (рис. 3.2). Критерий может соответствовать любому значению сигнала и шума, поскольку определяется несенсорной информацией об априорных вероятностях предъявления сигнала и шума и стоимостях ответов - об этом наблюдатель узнает из инструкции. Таким образом, классическое понятие порога как реальной границы между ощущаемыми и неощущаемыми стимулами на сенсорной оси заменено понятием
Рис. 3.3. Теоретический вид рабочей характеристики наблюдателя (РХ) р(Н) - вероятности попаданий; p(FA) - вероятности ложных тревог. Дуга РХ строится по точкам, характеризующим различные положения критерия наблюдателя в эксперименте.
критерия, который наблюдатель может произвольно помещать в любую точку этой оси. Тем самым сенсорная ось оказывается непрерывной.
Ответы наблюдателя бывают четырех типов: попадание (правильное обнаружение сигнала), покой (правильное отрицание сигнала), ложная тревога (ответ «да - был сигнал» - при предъявлении только шума) и пропуск сигнала. SDT переносит фокус психофизического исследования на анализ процесса принятия решения. С этой целью в разных сериях эксперимента наблюдателю дается несенсорная информация, побуждающая смещать критерий решения (в методе «да» - «нет»), либо он должен в каждой пробе по нескольким категориям (4-6) оценить вероятность того, что был сигнал (т. е. использовать соответствующее число критериев решения - в методе оценки). В обоих методах для каждого значения критерия результаты обнаружения характеризуются двумя эмпирическими частотами - попаданий и ложных тревог (что достаточно, так как частоты покоя и пропусков лишь дополняют их до единицы).
Анализ результатов обнаружения проводится путем построения рабочей характеристики наблюдателя (РХ) - зависимости вероятности попадания (Hit - Н) от вероятности ложной тревоги (False
Рис. 3.4. Рабочие характеристики наблюдателя, соответствующие различным величинам чувствительности, т.е. возрастанию индекса <Х начиная от 0 (случайного угадывания).
alarm - FA) (рис. 3.3). РХ описывает поведение человека в экспериментах SDT, где стимуляция стационарна: предъявляется лишь одна пара стимулов - шум и сигнал. (В различении, которое описывается так же, как обнаружение, и изучается теми же методами, в качестве сигнала обычно задается пара разных стимулов, а в качестве шума - пара одинаковых, но может быть и наоборот.) Иное описание поведения наблюдателя дает психометрическая функция, так как пороговые задачи строятся противоположным образом: стимул в разных пробах может иметь гораздо больше значений (5-7 в методе констант и практически неограниченное число значений в двух других методах), процесс же решения полагается стационарным. (В действительности во многих современных работах зафиксировано непостоянство критерия в пороговых экспериментах - но это результат влияния «переменных субъекта», а не специально заданной несенсорной информации, как в парадигме SDT.) Точки РХ идеального наблюдателя соответствуют одной и той же величине чувствительности. При снижении чувствительности РХ смещается к диагонали (где верные ответы и ошибки равновероятны) единичного квадрата, образующие которого - вероятности попаданий и ложных тревог, а при повышении - к левому верхнему его углу (где попадания часты, а ложные тревоги редки - рис. 3.4).
Каждое значение критерия принятия решения соответствует крутизне кривой РХ в данной точке и определяется тангенсом угла наклона касательной к кривой в этой точке (см. рис. 3.3) (что соответствует производной в этой точке). Теоретическое значение критерия (($) рассчитывается на основе априорных вероятностей сигнала и шума и стоимостей всех четырех типов ответов. Для оценки эмпирических значений критерия существует ряд показателей (см. ниже и в подразд. 3.1.4). Сенсорная чувствительность наблюдателя - d" («detectabi-lity» - обнаружимость) соответствует расстоянию между средними распределений шума и сигнала в единицах стандартного отклонения (оно принимается равным для обоих распределений) [Бардин, 1976; Гусев и др., 1997; Проблемы и методы психофизики, 1974; Свете и др., 1964].
На основе экспериментальных данных d" вычисляется как z s - z n - разность нормированных отклонений (найденных по таблицам нормального распределения плотностей вероятностей) частот и попаданий ложных тревог. Используются и другие меры чувствительности (см. [Бардин, 1976] и подразд. 3.1.4 этой главы). Согласно SDT, для оценки чувствительности без оценки динамики критерия рекомендуется третий метод, также разработанный на основе этой теории, - «вынужденный выбор» (выбор испытуемым одного из двух (или более) интервалов наблюдения, где, по его мнению, был сигнал). Принимается, что критерий в этой процедуре стабилен, поэтому чувствительность оценивается точнее [Бардин, 1976]. (Однако позднее получены данные о нестабильности критерия в вынужденном выборе и более устойчивых индексах чувствительности в методе «да-нет» (Войтенко, 1989; Дубровский, Лови, 1995,1996).
Современные концепции дискретности сенсорного ряда
Эти концепции подробно охарактеризованы в литературе [Бардин, 1976; 1993; Забродин, Лебедев, 1977], поэтому представим их кратко. Крупнейшей после
Фехнера пороговой концепцией явилась нейроквантовая теория (von Bekesy, 1930-1936; Stevens etal., 1941). В ней сенсорный эффект связан с работой гипотетических функциональных единиц в сенсорной системе - нейроквантов, или NQ. Каждый NQ срабатывает, как только раздражение достигает его порогового уровня. В зависимости от силы раздражителя активируется различное число NQ в единицу времени, чем и определяется разная интенсивность ощущений. В результате теория предполагает прямолинейную форму психометрической функции, в отличие от обычной S-образной. Линейные функции были получены авторами в экспериментах, но впоследствии обнаруживались крайне редко, так как они требуют подавления всех шумов.
Развитие теории обнаружения сигнала привело к появлению новых пороговых концепций, использующих предложенную метрику сенсорного пространства (в виде стандартного отклонения нормального распределения шумовых сенсорных эффектов) и признающих ложные тревоги закономерными ответами наблюдателя (в отличие от классической психофизики). В высокопороговой теории (Blackwell, 1953) предполагается, что ощущение может вызвать только сигнал, но не шум, т. е. порог располагается выше среднего значения шума, сенсорный эффект от которого не может превзойти порог. В результате ложные тревоги на сенсорной основе невозможны, поэтому они считаются следствием угадывания. РХ имеет вид прямой линии. В теориях же низкого порога, напротив, допускается сенсорная природа ложных тревог. Это теории: низкопороговая, двух и трех состояний.
Низкопороговая теория (Swets et al., 1961) предполагает существование одного порога, ниже которого сенсорные события неразличимы, а выше - сенсорный континуум непрерывен. Механизм принятия решения функционирует лишь тогда, когда сенсорный эффект превосходит порог. Для сенсорных событий ниже порога вводится такой же механизм угадывания, как в теории высокого поро-
га. РХ представляет собой часть дуги для низких частот ложных тревог, а для высоких - отрезок прямой, как предсказывает высокопороговая теория.
В теории двух состояний (Luce, 1963) предполагаются два возможных состояния сенсорной системы при действии сигнала - обнаружение и необнаружение и порог между ними. Правило решения - угадывание на сенсорной основе, если оба состояния равновероятны. Соответственно РХ имеет вид не плавной дуги, как в SDT, а состоит из двух прямолинейных отрезков (более крутой соответствует низким частотам ложных тревог, а более пологий - высоким).
В теории трех состояний (Atkinson, 1963) два из трех возможных состояний сенсорной системы: обнаружение и необнаружение - своим характером детерминируют ответы наблюдателя, третье же состояние (неопределенность) он вынужден преодолевать, выбирая на основе несенсорной информации определенную стратегию ответа. Три состояния системы разделены двумя порогами, поэтому РХ включает уже три прямолинейных отрезка и все более приближается к дугообразной кривой SDT. Более того, предполагается, что РХ может менять форму, т. е. описывается механизм работы сенсорной системы с переменной чувствительностью. Эта идея оказалась наиболее плодотворной и в разных вариантах появлялась впоследствии в других ко
Возникновение психофизики было обусловлено обычным человеческим желанием – знать, «как оно устроено», понимать, «как оно работает». Психология как наука не давала ответов на эти вопросы, а лишь констатировала работу психики человека, взаимосвязь физического и психического начал. При этом появление психофизики было лишь вопросом времени и технических возможностей.
Измерить то, что не видно
В первой половине 19 века были осуществлены первые попытки при помощи опытов и математических расчетов изучить психические явления. Немецкий физиолог и физик Г. Фехнер был одним из первых, кто с упорством размышлял о неразрывности материального и психического и об их взаимосвязи.
Он хотел доказать, что психические процессы могут иметь точную оценку и свою шкалу единиц. В результате его многолетней работы было выведено такое соотношение ощущения и раздражителя, которое определялось логарифмической зависимостью. Его программный труд «Элементы психофизики» описывает схему построения психического образа, впоследствии полностью повторенную схемой .
Еще один важный вопрос, который изучала психофизика, – вопрос о порогах ощущений человека. Фехнером выделялись:
- Абсолютный порог, который представлял собой ту минимальную силу, действуя с которой раздражитель вызывает ощущения.
- Максимальный порог – наибольшую силу, вызывающую ощущения.
- Дифференциальный порог – такое наименьшее изменение силы раздражителя, которое вызывает изменение ощущений.
Задачи психофизики, сформулированные ее основателем, стали актуальными на многие десятилетия вперед:
- Открыть законы, регулирующие отношения физического и психического миров.
- Облечь законы и закономерности этих отношений в математические формулы.
- Разработать новые единицы измерения для психофизических процессов.
Эксперименты другого физиолога – Вебера, в которых психофизика ощущений была подвергнута изучению для выявления закономерностей между психическими реакциями и раздражителями, были также высоко оценены научной общественностью. Свое развитие психофизика получила в трудах таких ученых, как И. Мюллер, Гельмгольц, Ф. Дондерс и другие.
Однако физиологические опыты на определенной стадии зашли в тупик. Причиной тому стало недостаточное знание о нервных и иных физиологических процессах, а также ограниченные методы и инструменты для проведения экспериментов.
Однако психофизика значительно обогатила знания и методы, используемые в психологии. Психология получила новый виток развития, поскольку на пост-психофизическом пространстве она уже не была, подобно философии, лишь умозрительной наукой.
Здесь психофизика тесно переплетается с – наукой, изучающей непонятные и неисследованные явления психики. Ученые уже изобрели приборы, измеряющие ауру человека. При помощи новых методик и таких приборов можно определить не только уровень энергетики индивида, но и отклонения его здоровья от физической или психологической нормы.
Некоторые базовые знания психофизики применяют современные науки – маркетинг, дизайн, информационные технологии. Применение на практике данных о порогах ощущений помогает выявить дифференциальный порог для установления таких цен на товары, чтобы их увеличение не привело к оттоку покупателей.
Или наоборот – возможно создание такой ценовой политики, которая привлечет потребителей при сохранении максимальной прибыли. При этом используется то самое наименьшее изменение раздражающего фактора – суммы, указанной на ценнике, – которое вызовет либо не вызовет изменение ощущений.
Дизайнеры, используя знания психофизики, не только берут за основу цветовые предпочтения, но и работают с оптико-геометрическими иллюзиями, учитывая особенности зрительного восприятия человека и взаимосвязь цветовых и оптических факторов с психикой. Автор: Руслана Капланова
Другим важнейшим источником, на базе которого формировалась экспериментальная психология, явилась психофизика. Густав Фехнер (1801 -- 1887) в работе «Элементы психофизики» сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача - соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.
Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы . Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания - психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. Поскольку раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен, Фехнер предположил, что средством измерения ощущения может быть измерение интенсивности физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.
Для психофизических измерений Фехнер разработал три метода : метод едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.
Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику.
Было замечено, что закон верен лишь в известных пределах, т. е. если интенсивность раздражителя возрастает, то в конце концов наступает такая величина этого раздражителя, после которой любое его увеличение уже не приводит к увеличению ощущения. Это и ряд других критических замечаний не поколебали уверенности Фехнера в своем законе. Соглашаясь с критиками в деталях, он говорил: «Вавилонская башня не была достроена потому, что работники не могли столковаться относительно способа ее постройки; мой психофизический монумент уцелеет, потому что работники не могут столковаться относительно способа его разрушения» .
Третьей областью, на базе которой выросла экспериментальная психология, явилась психометрия. Ее предметом является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в психологии началась в астрономии. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всегда есть некоторое запаздывание ответа на сигнал. Был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия.
Разница в показаниях между отдельными наблюдателями была названа Бесселем «личным уравнением».
Началось измерение времени личного уравнения. Оказалось, что даже у одного человека оно может быть различным. Выяснилось, что одним из условий, существенно влияющим на это время, является то обстоятельство, ожидается или не ожидается сигнал. Большой толчок для исследований в этой области был дан изобретением тоже астрономами специального аппарата для измерения времени реакции - хроноскопа.
Настоящее развитие психометрия получила в исследованиях голландского физиолога Ф. Дондерса.
Дондерс (1818 -- 1889) изобрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, т. е. время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.
Измерялось время этих более сложных реакций. Затем из времени сложных реакций вычиталось время, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач.
Большой вклад в психометрию внес австрийский физиолог З. Экснер . Ему принадлежит термин «время реакции» . Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакций и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки.
Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии. Их результаты способствовали материалистическому пониманию психики. Сама постановка вопроса о протекании психических процессов во времени встретила резкую критику со стороны идеалистов.
В то же время в физиологических лабораториях, где объектом служили функции органов чувств, логика самих исследований побуждала признать за этими функциями самостоятельное значение, увидеть в них действие особых закономерностей, не совпадающих с физико-химическими или биологическими.
Переход к экспериментальному изучению органов чувств был обусловлен открытием различий между сенсорными и двигательными нервами. Это открытие придало естественнонаучную прочность представлению о том, что субъективный чувственный образ возникает как продукт раздражения определенного нервного субстрата. Сам субстрат мыслился - соответственно достигнутому уровню сведений о нервной системе - в морфологических терминах, и это, как мы видели, способствовало зарождению физиологического идеализма, отрицавшего возможность какого-либо иного реального, материального основания для ощущений, кроме свойств нервной ткани. Зависимость же ощущений от внешних раздражителей и их соотношений утратила в этой концепции определяющее значение. Поскольку, однако, эта зависимость существует реально, она неизбежно должна была с прогрессом опытного исследования выступить на передний план.
Ее закономерный характер одним из первых обнаружил немецкий физиолог и анатом Вебер (см. выше), установивший, что и в этой области явлений достижимо точное знание - не только выводимое из опыта и проверяемое им, но и допускающее математическое выражение.
Как уже говорилось, в свое время потерпела неудачу попытка Гербарта подвести под математические формулы закономерный ход психической жизни. Эта попытка не удалась из-за фиктивности самого материала вычислений, а не из-за слабости математического аппарата. Веберу же, экспериментально изучавшему кожную и мышечную чувствительность, удалось обнаружить определенное, математически формулируемое соотношение между физическими стимулами и сенсорными реакциями.
Заметим, что принцип «специфической энергии» лишал смысла любое высказывание о закономерных отношениях ощущений к внешним раздражителям (поскольку, согласно указанному принципу, эти раздражители не выполняют никакой функции, кроме актуализации заложенного в нерве сенсорного качества).
Вебер - в отличие от И. Мюллера и других физиологов, придававших главное значение зависимости ощущений от нейроанатомических элементов и их структурных отношений, - сделал объектом исследований зависимость тактильных и мышечных ощущений от внешних раздражителей.
Проверяя, как варьируют ощущения давления при изменении интенсивности раздражителей, он установил капитальный факт: дифференцировка зависит не от абсолютной разницы между величинами, а от отношения данного веса к первоначальному.
Сходную методику Вебер применил к ощущениям других модальностей - мышечным (при взвешивании предметов рукой), зрительным (при определении длины линий) и др. И всюду получался сходный результат, приведший к понятию об «едва заметном различии» (между предыдущим и последующим сенсорным эффектом) как величине, постоянной для каждой модальности. «Едва заметное различие» при возрастании (или уменьшении) каждого рода ощущений является чем-то постоянным. Но для того чтобы это различие ощущалось, прирост раздражения должен, в свою очередь, достигнуть известной величины, тем большей, чем сильнее наличное раздражение, к которому оно прибавляется.
Значение установленного правила, которое в дальнейшем Фехнер назвал законом Вебера (добавочный раздражитель должен находиться в постоянном для каждой модальности отношении к данному, чтобы возникло едва заметное различие в ощущениях), было огромно. Оно не только показало упорядоченный характер зависимости ощущений от внешних воздействий, но и содержало (имплицитно) методологически важный для будущего психологии вывод о подчиненности числу и мере всей области психических явлений в их обусловленности физическими.
Первая работа Вебера о закономерном соотношении между интенсивностью раздражении и динамикой ощущений увидала свет в 1834 году. Но тогда она не привлекла внимания. И, конечно, не потому, что была написана на латинском языке. Ведь и последующие публикации Вебера, в частности его прекрасная (уже на немецком языке) обзорная статья для четырехтомного «Физиологического словаря» Руд. Вагнера, где воспроизводились прежние опыты по определению порогов, также не привлекли внимания к идее математической зависимости между ощущениями и раздражителями.
В то время эксперименты Вебера ставились физиологами высоко не из-за открытия указанной зависимости, а в силу утверждения опытного подхода к кожной чувствительности, в частности, изучения ее порогов, варьирующих по величине на различных участках поверхности тела. Это различие Вебер объясняя степенью насыщенности соответствующего участка иннервируемыми волокнами.
Веберова гипотеза о «кругах ощущений» (поверхность тела представлялась разбитой на участки-круги, каждый из которых снабжен одним нервным волокном; причем предполагалось, что системе периферических кругов соответствует их мозговая проекция) приобрела в те годы исключительную популярность. Не потому ли, что она была созвучна доминировавшему тогда «анатомическому подходу»?
Между тем намеченная Вебером новая линия в исследовании психического: исчисление количественной зависимости между сенсорными и физическими явлениями - оставалась неприметной, пока ее не выделил и не превратил в исходный пункт психофизики Фехнер.
Мотивы, которые привели Фехнера в новую область, были существенно иными, чем у естественнонаучного материалиста Вебера. Фехнер вспоминал, что сентябрьским утром 1850 года, размышляя о том, как опровергнуть господствовавшее среди физиологов материалистическое мировоззрение, он пришел к выводу, что если у Вселенной - от планет до молекул - есть две стороны - «светлая», или духовная, и «теневая», или материальная, то должно существовать функциональное отношение между ними, выразимое в математических уравнениях. Если бы Фехнер был только религиозным человеком и мечтателем-метафизиком, его замысел остался бы в коллекции философских курьезов. Но он в свое время занимал кафедру физики и изучал психофизиологию зрения. Для обоснования же своей мистико-философской конструкции он избрал экспериментальные и количественные методы. Формулы Фехнера не могли не произвести на современников глубокого впечатления.
Фехнера вдохновляли философские мотивы: доказать в противовес материалистам, что душевные явления реальны и их реальные величины могут быть определены с такой же точностью, как и величины физических явлений.
Разработанные Фехнером методы едва заметных различий, средних ошибок, постоянных раздражении вошли в экспериментальную психологию и определили на первых порах одно из главных ее направлений. «Элементы психофизики» Фехнера, вышедшие в 1860 году, оказали глубокое воздействие на все последующие труды в области измерения и вычисления психических явлений - вплоть до наших дней. После Фехнера стала очевидной правомерность и плодотворность использования в психологии математических приемов обработки опытных данных. Психология заговорила математическим языком - сперва об ощущениях, затем о времени реакции, об ассоциациях и о других факторах душевной деятельности.
Выведенная Фехнером всеобщая формула, согласно которой интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя, стала образцом введения в психологию строгих математических мер. В дальнейшем обнаружилось, что указанная формула не может претендовать на универсальность. Опыт показал границы ее приложимости. Выяснилось, в частности, что ее применение ограничено раздражителями средней интенсивности и к тому же она действительна не для всех модальностей ощущений.
Разгорелись дискуссии о смысле этой формулы, об ее реальных основаниях. Вундт придал ей чисто психологическое, а Эббингауз - чисто физиологическое значение. Но безотносительно к возможным интерпретациям Фехнерова формула (и предполагаемый ею опытно-математический подход к явлениям душевной жизни) стала одним из краеугольных камней новой психологии.
Направление, зачинателем которого являлся Вебер, а теоретиком и прославленным лидером - Фехнер, развивалось вне общего русла физиологии органов чувств, хотя на первый взгляд оно как будто относилось именно к этому ответвлению физиологической науки. Объясняется это тем, что закономерности, открытые Вебером и Фехнером, реально охватывали соотношение психических и физических (а не физиологических) явлений. Хотя и предпринималась попытка вывести эти закономерности из свойств нервно-мозгового аппарата, но она носила сугубо гипотетический, умозрительный характер и свидетельствовала не столько о действительном, содержательном знании, сколько о потребности в нем.
Сам Фехнер делил психофизику на внешнюю и внутреннюю, понимая под первой закономерные соответствия между физическим и психическим, под второй - между психическим и физиологическим. Однако зависимость второго плана (внутренняя психофизика) осталась в контексте трактовки установленного им закона за пределами опытного и математического обоснования.
Мы видим, таким образом, что своеобразное направление в изучении деятельности органов чувств, известное под именем психофизики и ставшее одной из основ и составных частей нарождавшейся в качестве самостоятельной науки психологии, представляло область, отличную от физиологии. Объектом изучения психофизики являлась система отношений между психологическими фактами и доступными экспериментальному контролю, варьированию, измерению и вычислению внешними раздражителями. Этим психофизика принципиально отличалась от психофизиологии органов чувств, хотя исходную психофизическую формулу Вебер и получил, экспериментируя над кожной и мышечной рецепцией. В психофизике деятельность нервной системы подразумевалась, но не изучалась. Знание об этой деятельности не входило в состав исходных понятий. Корреляции психических явлений с внешними, физическими, а не с внутренними, физиологическими агентами оказались при существовавшем тогда уровне знаний о телесном субстрате наиболее доступной сферой экспериментальной разработки фактов и их математического обобщения.
1.Введение2.Информация. Основные понятия
теории информации. Количество
информации.
3.Единицы измерения количества
информации
4.Информационная энтропия. Формула
Хартли. Формула Шеннона 5.Общая схема съема, передачи и
регистрации информации
6. Применение теории информации в
медицине
1.Психофизика. Основные понятия.
2. Законы психофизики. Закон Вебера
3. Закон Вебера-Фехнера
4. Закон Стивенса
5. Сенсорные системы.
6. Слуховая сенсорная система
Основные понятия теории информации
Информация – совокупность сведений овсевозможных
явлениях,
объектах
и
предметах, приносящих новые знания о них
Информационная
энтропия
–
мера
неопределенности, зависящая от числа
состояний в
которых может находиться
система.
Количество информации – величина
численно равная уменьшению энтропии в
результате наступления какого-либо события
(сообщения)
Формула Хартли.
Формула Хартли:I = k logn = - k logP = - k log1/n
Если мы возьмем в качестве основания
логарифма 2, то k=1, а единица
информации
и
информационной
энтропии будет называться БИТ.
I = log2n= - log2P= - log21/n
Формула Шеннона
Формула Шеннона:H = -∑Pi∙log2Pi
Формула Шеннона для
равновероятных событий:
H = -∑(1/n)∙log2(1/n) = - log2(1/n) =
log2n
Общая схема съема, передачи и регистрации информации.
Пропускная способность канала связи
C = H/t,Где С – пропускная способность - Бит/с;
Н
–
максимальное
количество
информации, которое может быть
передано по каналу связи - Бит;
t – время, в течение которого
передавалась информация – с.
Единица информации
I = log2n;Откуда: 1 = log22, т.е.
Один бит – количество информации
о том, что произошло одно из двух
равновероятных событий
ЗАДАЧА 1
Какое количество информации получитэкспериментатор при однократном
изъятии шарика из корзинки, в которой
находится по 73 черных, зеленых, белых
и красных шаров, если:
А) он воспринимает все цвета;
В) он воспринимает красный и зеленый
цвета как серый.
РЕШЕНИЕ (А)
А)Так как экспериментатор воспринимает всецвета, а количество шариков каждого из
цветов одинаково, то с равной вероятностью:
Р(А) = m/4m = ¼
будут извлекаться шарики любого из цветов,
следовательно для решения задачи можно
применить формулу Хартли:
І = log24 = 2 бита
Ответ: І = 2 бита
РЕШЕНИЕ (В)
В)Так как экспериментатор воспринимает не всецвета, а количество шариков каждого из цветов
одинаково, то с равной вероятностью:
Р(А) = m/4m = ¼ будут извлекаться шарики
белого и черного цвета и с вероятностью
Р(А) = 2m/4m = ½
шарики серого цвета, следовательно для
решения задачи нужно применить формулу
Шеннона:
H = -∑Pi∙log2Pi
РЕШЕНИЕ (В)
(1/2) = 2-1; (1/4) = 4-1Н= +(1/2)∙ log22 +2 (1/4)∙ log24
=1/2+1=1,5 бита.
ВЫВОД?
ЗАДАЧА 2
Чему равна информационнаяэнтропия системы, которая
может находиться в 6-ти
состояниях с вероятностями:
Р1= 0,25; Р2=0,25
и Р3=Р4=Р5=Р6 = 0,125?
РЕШЕНИЕ
Задача 3
Из какого количества символовсостоит алфавит,
использованный для передачи
сообщения, состоящего из 5
символов, если это сообщение
содержит 25 бит информации?
РЕШЕНИЕ
Для решения данной задачинеобходимо применить формулу
Хартли: I = 5∙log2n.
25= 5∙log2n.
5= log2n. Таким образом:N =25=32
Ответ: N =32
Задача 4
Какое количество информациисодержит зернышко, из
которого может вырасти
растение, принимающее один
из 4-х видов цветов и один из
восьми видов листьев?
Решение
I = I1 + I2I1 = log2N1
I2 = log2N2
I = log2N1+ log2N2 =
log24+log28 =2 бита + 3 бита
= 5 бит
Применение теории информации в медицине
Внедрение - информационных технологий дляуправления
медицинскими
учреждениями
различного уровня, в том числе технологий
связанных
с
диагностикой,
лечением,
реабилитацией и профилактикой здоровья
пациентов,
автоматизированных
систем
обработки
инструментальных и лабораторных данных,
включающих автоматизированное рабочее место
(АРМ) врача.
Элементы психофизики. Сенсорные системы.
Психофизика- наука,изучающая взаимосвязь
между ощущениями и
свойствами, вызвавших
их раздражителей.
Основные понятия психофизики
- Абсолютный порог – наименьшая силараздражителя (стимула) вызывающая
ощущение;
- Абсолютный
максимальный
порогнаибольшая
сила
раздражителя,
вызывающая ощущение;
Дифференциальный порог – наименьшее
изменение
силы
раздражителя,
вызывающее изменение ощущений;
Дифференциальный пространственный и временной пороги
Дифференциальный пространственный порог–
наименьшее
расстояние
между
раздражителями
при
котором
они
воспринимаются раздельно.
Дифференциальный временной порог
наименьший промежуток времени между
раздражителями
при
котором
они
воспринимаются раздельно.
ЗАКОН ВЕБЕРА
S/S = constОтношение едва
ощутимого изменения
силы стимула к его
исходному значению есть
величина постоянная
ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА
dE = const; (С1)dR/R = const; (С2); С1 =k С2
dE=k dR/R
E= k dR/R
E = k ln(R/R0)
ЗАКОН СТИВЕНСА
dE/E = const; dR/R = const;dE/E=k dR/R dE/E= k dR/R
lnE +C1 = k lnR +C2
k
lnE = lnR + lnC lnE =
lnC Rk
E = C (R - R0) k
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Сенсорными(чувствительными)
называют системы,
способные улавливать,
передавать и анализировать
информацию
СЛУХОВАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
СЛУХОВАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
Орган слуха человека представляет собойсложную систему, состоящую из следующих
элементов:
1 - ушная раковина; 2 - наружный слуховой
проход; 3 - барабанная перепонка; 4 молоточек; 5 - наковальня; 6 - стремечко; 7 овальное окно; 8 - вестибулярная лестница; 9
- круглое окно; 10 - барабанная лестница; 11
- улитковый канал; 12 - основная
(базилярная) мембрана.
Схематическое представление слуховой системы
Роль наружного уха
Наружное ухо состоит из ушнойраковины, слухового прохода (в виде
узкой трубки), барабанной перепонки.
Ушная
раковина
играет
роль
звукоулавливателя,
концентрирующего
звуковые волны на слуховом проходе, в
результате чего звуковое давление на
барабанную перепонку увеличивается по
сравнению со звуковым давлением в
падающей волне примерно в 3 раза.
Роль наружного слухового прохода
Звук поступает в систему через наружныйслуховой канал, который является закрытой с
одной стороны акустической трубой длиной L
= 2,5 см. Звуковая волна проходит через
слуховой проход и частично отражается от
барабанной перепонки. В слуховом канале, как
в трубе, будет резонировать волна длиной λ =
4L = 4 0,025 = 0,1 м. Частота, на которой
возникает акустический резонанс,
определяется так: ν = v/λ = 340/(40 0,25) = 3,4
кГц.
Роль среднего уха
Среднее ухо является устройством,предназначенным
для
передачи
звуковых колебаний из воздушной
среды наружного уха в жидкую среду
внутреннего уха. Среднее ухо содержит
барабанную перепонку, овальное и
круглое окна, а также слуховые
косточки
(молоточек,
наковальню,
стремечко).
Роль среднего уха
При прохождении звука через среднее ухо происходитувеличение уровня его интенсивности на 28 дБ, чем
достигается снижение потерь уровня интенсивности
звука при переходе из воздушной среды в жидкую,
составляющее 29 дБ. Среднее ухо также обеспечивает
ослабление передачи колебаний в случае звука
большой интенсивности путем рефлекторного
ослабления связи между косточками. Для защиты
барабанной перепонки от перепадов давления служит
небольшая евстахиева труба, которая соединяет
полость среднего уха с верхней частью глотки (с
атмосферой).
Роль внутреннего уха
Звуковоспринимающей системой слухового аппаратаявляются внутреннее ухо и входящая в него улитка.
Внутреннее ухо представляет собой замкнутую
полость. Эта полость, называемая лабиринтом, имеет
сложную форму и заполнена жидкостью перилимфой. Она состоит из двух основных частей:
улитки, преобразующей механические колебания в
электрический сигнал, и полукружия вестибулярного
аппарата, обеспечивающего равновесие тела в поле
силы тяжести.
Частотно-избирательные свойства основной мембраны
В настоящее время считается, что восприятиевысоты
тона
определяется
положением
максимума колебаний основной мембраны.
Колебания основной мембраны стимулируют
рецепторные
клетки,
расположенные
в
кортиевом органе, в результате чего возникают
потенциалы действия, передаваемые слуховым
нервом в кору головного мозга.
Бинауральный эффект
Бинауральный эффект -способностьустанавливать направление на
источник звука в горизонтальной
плоскости вследствие разности фаз и
неодинаковой интенсивностей
звуковых волн, попадающих в разные
уши.
Звук
Звук – продольные механическиеволны, распространяющиеся в
любой среде, кроме вакуума с
частотой от 16 Гц до 20000 Гц.
Звук является адекватным
раздражителем для слуховой
сенсорной системы
Субъективные характеристики звука
Субъективными характеристиками звукаявляются:
Высота тона, которой соответствует
физическая характеристика звука- частота.
Громкость, которой соответствует физическая
характеристика звука- интенсивность.
Тембр, которой соответствует физическая
характеристика звука- акустический спектр
Шкала громкости
E = k lg(I/I0)Единицу измерения
громкости звука
называют фоном.
Звуковые методы исследований
Звук может быть источником информации осостоянии органов человека.
Аускультация - непосредственное
выслушивание звуков, возникающих внутри
организма.
Перкуссия - исследование внутренних органов
посредством постукивания по поверхности тела
и анализа возникающих при этом звуков.
Постукивание осуществляется либо с помощью
специальных молоточков, либо при помощи
пальцев.
ФОНОКАРДИОГРАФИЯ
Фонокардиография - графическаярегистрация тонов и шумов сердца и их
диагностическая интерпретация.
Запись осуществляется с помощью
фонокардиографа, который состоит из
микрофона, усилителя, частотных
фильтров, регистрирующего устройства.
Шкала интенсивности
Уровнем интенсивности называютдесятичный логарифм отношения
интенсивности звука к порогу слышимости:
L = lg(I/I0)
Единицей измерения уровня интенсивности
является бел (Б). Обычно используют более
мелкую единицу уровня интенсивности децибел (дБ): 1 дБ = 0,1 Б. Уровень
интенсивности в децибелах вычисляется по
следующим формулам:
Шкала интенсивности
L = 10 lg(I/I0) = 20 lg(P/ P0)Если человек слышит звуки,
приходящие с одного направления
от нескольких некогерентных
источников, то их интенсивности
складываются:
I = I1 + I2 + I3 + …
ЗАДАЧА 1
Какое значение интенсивностизвука в Вт/м2 необходимо для
того, чтобы человек услышал
его, если при оценке его слуха
при помощи аудиометра было
получено значение его остроты
слуха на частоте 1 кГц – 40 дБ.
РЕШЕНИЕ
В данном случае для решения задачинеобходимо применять формулу:
L = 10 lg(I/I0)
Тогда: 40 = 10 lg(I/I0), откуда:
4 = lg(I/I0), т.о.:
4
I/I0=10
4
-12+4
-8
2
I = I0 10 =10
=10 Вт/м.
ЗАДАЧА 2
Звук, которому на улице соответствуетуровень интенсивности L1 = 50 дБ,
слышен в комнате так, как звук с
уровнем интенсивности L2 = 30 дБ.
Найти отношение интенсивностей
звука на улице и в комнате.
РЕШЕНИЕ
Для решения данной задачи применимформулу для шкалы интенсивностей:
L1 – L2 = 10 lg(I1/I2), откуда:
2= lg(I1/I2),
Следовательно: I1/I2 = 100.
Ответ: I1/I2 = 100.
ЗАДАЧА 3
Вентилятор создает звук, уровеньинтенсивности которого L = 60 дБ.
Найти уровень интенсивности
звука при работе двух рядом
стоящих вентиляторов.