Ритуал инициации — пропуск во взрослую жизнь. Обряды инициации и их роль в первобытном обществе Женские инициации в современном мире

О ребенке говорят много, но с ним не говорят. Франcуаза Дольто

Если ваш ребенок нагл и самоуверен, но все время в себе сомневается, безжалостен, но добродушен, жаден, но бескорыстен, доверчив и при этом хитер, бестолков и одновременно гениален - значит у вас совершенно нормальный ребенок. И, скорее всего, он вступил в сложный подростковый возраст.

В жизни каждого ребенка наступает критический момент, когда он кардинально меняется. Перемены происходят не только в организме и внешнем облике, но и в поведении, реакциях на окружающих его людей, на общество, кардинально меняются действия, чувства и мысли. Эти несколько лет напряженных отношений приносят много тревог - как родителям, так и подростку. Обычно этот возраст совпадет со временем, когда семья вошла в период стабильности, и эта стабильность стала настолько привычной для родителей, что любая попытка ребенка разрушить устойчивый мир и родительские представления о своем любимом чаде становится настолько ужасающей, что родители невольно допускают целый ряд, порою фатальных, ошибок.

Ради справедливости важно признать, что к этому возрасту подросший ребенок тоже слегка "разочарован" родителями: их авторитет уже становится не столь очевидным, их взгляды кажутся ему устаревшими и несовременными, их вкусы - ужасающими, и вообще, оказывается, "предки" умеют лгать, притворятся, юлить, а значит уже не могут быть "идеальными родителями" - непогрешимыми и компетентными во всем, как было раньше.

И как в этот период не потерять связь с ребенком?

Наши мудрые предки превращали это в некий ритуал, дабы точно определить и отделить данный этап, иметь возможность вести диалог с подростком как со взрослым человеком, дать ему возможность официально вступить во взрослую жизнь. Речь идет об инициации как об обряде, знаменующем переход индивидуума на новую ступень развития в рамках своей социальной группы.

В культурах практически всех народов мира присутствует этот сложный обряд, который, в зависимости от уровня развития общества, выглядит либо весьма примитивно, либо крайне сложно, но всегда имеет одну задачу - задачу перевода ребенка в мир взрослых. В иудаизме это Бар-мицва, в Индии - упанаяма, у древних славян - культ волка, у католиков - конфирмация. В современном мире обряды инициации в большей мере смазаны, и поэтому многие современные подростки, требуя сепарации от родителей и перехода в мир взрослых, ищут свои пути и создают новые обряды. Если взять культурные обряды инициации, например в Африке, сохранившиеся в некоторых племенах и до сих пор, известно, что все они имеют традиционный сценарий. Задача же инициации всегда одинакова - ребенок в результате своеобразных манипуляций с его телом и сознанием покидает мир детства и становится взрослым.

Что важно в этом обряде?

Подразумевается, что ребенок и взрослый - совершенно разные люди, в этом сходятся представления первобытных племен в самых далеких уголках мира. И потому считается, что один человек - ребенок - умирает, чтобы родился новый человек - взрослый. Когда старейшины племени решают, что юноше пора пройти инициацию, его уводят из уже привычного жилища - хижины или палатки. Женщины по отработанному веками сценарию сопротивляются этому: кричат, плачут, пытаются отбить у мужчин юношу. И только сам юноша словно лишается способности говорить и двигаться: его уносят, положив на скрещенные копья. Тело его окрашивают красной охрой - так всегда поступают во время погребального обряда. В стойбище стенают и плачут женщины, а юноша остается в кругу мужчин. Он и ведет себя как мертвый: на вопросы не отвечает, терпит любые насмешки и издевательства, сколько бы его ни щипали, кололи или дразнили. Затем следует переживание возрождения, нового рождения, рождения себя в другом качестве в другом теле. Посвящаемым дают новые имена, обучают новым секретным словам, языку, иногда их заново учат ходить или поначалу кормят как маленьких, т.е. имитируют поведение новорожденных.

Символически это связано с тем, что в ребенке умирает его детская часть, он переходит в мир взрослых, где нет места детским эмоциональным реакциям, где он должен быть стойким и где должно проснуться взрослое сознание. В этом, по сути, и есть цель подросткового возраста - пробуждение взрослого сознания, отказ от простых детских инстинктов, необузданных желаний, умение регулировать свои эмоции.

В подростковом возрасте появляется необходимая взрослому саморегуляция, и обрядовые вещи служат тому, чтобы саморегулирующие процессы культивировались, признавались обществом. Сутью инициации у древних племен было то, что по достижении возраста инициации всех девочек и мальчиков племени забирали из семей. Мальчиков уводили в глухое место в лесу, джунглях или дикой местности и собирали в группы под руководством специального наставника. Там они жили в особой хижине, им запрещено было общаться с кем-либо, заниматься привычными делами до окончания обряда.

У девочек также существовал свой обряд. Их забирали из семьи и помещали в уединенную часть дома, где с ними никто не общался. Затем таких девочек собирали в группы под руководством опытной старой женщины. Она обучала их женским священным ремеслам и наукам (ткачеству, плетению, вязанию, деторождению), посвящала в культ плодородия, учила искусству плотской любви. В результате девочка (а, скорее, уже девушка) получала женскую идентичность, становилась взрослой, а значит готовой к своему основному предназначению - рождению детей.

В большинстве цивилизованных обществ ныне сохранилось лишь подобие инициаций, часто утратившее свой глубинный смысл и структуру. Примерами могут служить: прием в скауты, пионеры, комсомол, некоторые религиозные обряды, пионерские лагеря, походы, где дети селятся небольшими отрядами и в природных условиях сами готовят еду, стирают одежду, учатся самостоятельной жизни.

Родители отмечают, что из таких лагерей дети приезжают другими - повзрослевшими, измененными, поскольку у них было нечто новое, свое, не связанное с родительским миром. Символически это действительно похоже на обряд инициации - мама остается дома, а взрослый мир влечет, тянет ребенка за собой. Детям, у которых в жизни подобного опыта мало, сложнее вырасти и управлять своей судьбой, они как бы остаются в палатке с мамой и не растут, не становятся взрослыми.

К сожалению, многие родители недооценивают значимость такого "отрыва" от родительского контроля, что впоследствии может вылиться в совершенно противоположные сценарии. Согласно одному, ребенок все равно "возьмет свое" - рано или поздно примкнет к компании, где его поймут, одобрят, примут таким, каков он есть. К сожалению, это может оказаться компания явно асоциального или даже криминального характера, хотя вполне может быть и группа по интересам, например спортивная команда, рок-группа, клуб любителей чего-либо...

Согласно другому сценарию, "взросление", по вине родителей, может быть отложено на неопределенный срок, что выливается в инфантильность, неспособность подростка самостоятельно принимать решения, например, где ему учиться, чем заниматься в жизни, с кем жить. Такой подросший телесно, но не созревший психологически "вечный ребенок" может десятилетиями жить с родителями, не желая устраивать свою карьеру и личную жизнь, приняв позицию ребенка как самую удобную. Случается, взросление все же наступает с заметным опозданием, и тогда мы встречаемся с 30-летним "подростком", которому хочется "чудить" и пробовать жизнь на вкус тогда, когда у него уже есть семья, и общество требует от него ответственного поведения. Жизнь окружающих его людей становится невыносимой - он, как правило, склонен разрушать привычный уклад жизни, семью, необоснованно менять работу и образ жизни, увлекаться опасными видами спорта.

Конечно, в мире значительно больше способов инициации, которые, скорее, пугают родителей - первая сигарета, первый алкоголь, первый секс, первая драка. Многие подростки прибегают и к телесным изменениям: тайно от родителей наносят татуировки, пирсингуют разные части тела - прокалывают нос, уши, пупок, делают себе шрамы. Современные "обряды инициации" могут быть не только сложны и замысловаты, но и опасны.

Риск возникает, когда подросток не чувствует опасности, особенно если родители слишком оберегают его. В этом случае ощущение, что в мире не существует опасностей, становится реальным, и ребенок не воспринимает опасность. Иногда он должен быть напуган и должен пережить фрустрацию, чтобы понять, что жизнь ценна, и нужно соизмерять свои возможности с реальным положением вещей. Да, ребенку важно попробовать что-то новое, необычное и, важно, что именно это запрещают делать родители.

Преодолеть запрет - значит взять ответственность за это деяние на себя, впервые попробовать быть независимым, взрослым, компетентным. Важно вовремя почувствовать, когда ребенок способен за себя отвечать и делегировать ему такую возможность. Если у родителей слишком много запретов, ребенку сложно узнать, что же на самом деле он думает по этому поводу. Иногда вполне уместно поэкспериментировать, ведь если есть ощущение, что ребенок нуждается в более жестких запретах, возможно, стоит их наложить, ведь ребенок как бы просит о них сам. Взросление часто может проходить через негативный опыт, где идет внутренний выбор, и родителю необходимо понимать, что ребенок уже способен отделить "хорошо" от "плохо", ведь раньше он это все уже объяснял своему малышу. Теперь он созрел применить родительский опыт, ставший его опытом.

Ребенок всегда будет отталкиваться от родительской нормы, как от некого эталона поведения, и прививать ребенку принципы правильного поведения вам никто никогда не запрещал, впрочем, как и подавать личный пример. Поэтому важно не быть слишком большими друзьями с подростком, чтобы сохранять его тайну - не курить и не пить с детьми за одним столом, не ругаться вместе с ними матом, но в трудный период необходимо все-таки находиться рядом, где-то поблизости, чтобы в сложной ситуации ребенок не побоялся обратиться к родителям за помощью, не был отвергнут самыми близкими людьми. Нельзя оставлять подростка наедине с собой, со своими мыслями, страхами, сомнениями, следует помочь ему примкнуть к конформной группе, где он сможет обрести авторитет, приобщиться к новым понятиям.

Такой группой может быть и группа психологической поддержки для подростков, где ребенок может найти друзей со схожими проблемами и поймет: то, что с ним происходит, - нормальное течение времени. Полезным может стать и общение с психологом, психотерапевтом, психоаналитиком, который сможет объяснить ребенку, что с ним происходит, и как можно справиться с возникшими сложностями.

Не стоит быть слишком строгими родителями, не нужно преследовать ребенка, следить за ним, опускаться до оскорблений и жесткой критики, нельзя обвинять его в том, что он станет алкоголиком, проституткой, наркоманом, испортит себе жизнь. Эти страшные обвинения травмируют подростка и в какой-то степени прогнозируют будущее. Поэтому родительская задача - самостоятельно справляться со своими страхами и не вешать свою тревогу на подростка, не прогнозировать плохое, а отмечать, что это всего лишь опыт. А если ребенок не имеет опыта, это реально плохо для него.

Второй вариант родительского отношения - всеобъемлющее принятие любых проявлений, что тоже не совсем хорошо: ведь если не существует запретов, это существенно замедляет психологический рост подростка. Подростковый возраст дан ребенку для опыта, а родителям - для терпения.

Инициация - это часть исторического ритуала, и готовы ли мы как родители или не готовы, но придет время, и дети все равно начнут входить в этот поиск, и необходимо осознанно принять этот процесс личного пути взросления вашего ребенка.

Становление личности – сложный и важный процесс, одной из составляющих которого является инициация. Многие ведущие специалисты в области психологии, изучая институты современного развития молодежи, уделяют этой практике огромное значение. Что такое инициация и где применяется эта практика, можно узнать из этой публикации.

Знакомство с инициацией стоит начинать с ее определения. Это слово имеет латинские корни и в переводе с этого языка initiatio означает «посвящение» или «свершение таинства». Под этим понятием подразумевается характерная для родовой общественности система ритуалов, которые представляют собой процедуру принятия посвящаемым нового статуса.

Таким образом молодых парней и девушек ранее «переводили» из одной возрастной категории в другую. Посредством инициации девушек посвящали в женщины, а парней, соответственно, в мужчины.

Целью таких обрядов являлась подготовка нового поколения к социальной и семейной жизни, а также к производственной полезной деятельности. Так как подготовка предусматривала индивидуумов к новым условиям, каждый обряд инициации сопровождали тренировки, своеобразные испытания, порой больше похожие на мучительные пытки, через которые девушки и парни должны были познать тайны племени (легенды, мифы). Позже некоторые ритуалы инициации в связи с потерей первоначального смысла стали применяться в более ранний период жизни представителей нового поколения.

Практика в условиях настоящего мира

В современном мире программы воспитания и адаптации молодежи к жизни в обществе сильно пошатнулись под влиянием кризиса. Его неблагоприятные последствия особенно повлияли на становление личностей и их переход из подросткового возраста во взрослую жизнь.

В связи с этим в настоящее время мы можем наблюдать стремительно возрастающее число преступлений, совершенных не достигшими совершеннолетия лицами, активно распространяющуюся наркоманию и устрашающее количество случаев самоубийств среди представителей данной возрастной категории.

Период юношества, и без того трудный для подростков, на фоне кризиса стал еще более сложным. Поэтому условный промежуток между детством и взрослой жизнью можно смело назвать «переломным моментом» для развивающегося индивида. Тревожные симптомы, которые возникают вследствие негативного влияния со стороны, наводят на мысль о том, что настоящая культура и современная цивилизация не соответствуют условиям действительности, а посему не могут оказать полноценную помощь лицам, находящимися на пути к взрослости.

В связи с этим современным ученым и исследователям приходится обращаться к накопленным за прошлые века навыкам и знаниям предыдущих культур за подсказками, как решить возникшую проблему: какие методы, опыт или модели общества позволят личностям становиться полноценными, невзирая на окружающие условия?

Выход из этого «тупика» делают возможным результаты исследований в области антропологии, психологии, культурологии, религоведения и других научных направлений. Материал, полученный в ходе изучения прошлого опыта, предоставляет широкое поле возможностей для проведения сравнений и построения новых выводов относительно вариантов выхода из сложившейся ситуации.

И наиболее впечатляющей среди остальных является практика проведения инициации, посвящения во взрослую жизнь, у древних народов. В других культурах, существовавших задолго до нашего времени, инициация являлась своеобразным «ритуалом перехода».

Подобный обряд проводился в качестве утверждения свершения в жизни индивида важнейшего события. Таким образом появилась традиция проводить инициацию в честь рождения человека, его взросления или вступления в брак, перехода к более зрелому возрасту. Даже смерть человека сопровождалась ритуалом инициации, потому как древние культуры не отрицали существования потусторонних миров.

Как можно увидеть, обряд инициации символизирует переход человека с более низкого уровня собственного опыта на более высокий. Осуществление обряда свидетельствует в этом случае о необходимости признания обществом права личности на изменение или трансформацию, т.е. права перейти на новый этап личностного развития. Вполне можно даже сравнить инициацию с экзаменом, когда благодаря полученному опыту вы получаете новые инструкции, необходимые для правильной деятельности на новом жизненном этапе.

Если обратиться к словам знаменитого исследователя в области мифологии М. Элиадзе, для молодого человека инициация означала посвящение сразу в три сферы новых знаний:

  • Откровение Священного.
  • Откровение Смерти.
  • Откровение Сексуальности.

Названные одним термином – «тройное откровение», – эти области практического познания отсутствуют у индивидуумов до наступления периода юношества. С его приходом инициируемый мог не только узнать и добавить их в новую структуру своей личности, но и уподобиться с их помощью культурному идеалу своего племени.

Как правило, в древних культурах в этом качестве могли быть представлены древнейшие родоначальники племени, божества, мифологические персонажи или герои. Обрядом инициации предусмотрено, что принимающий новый статус юноша должен повторить трудный путь идеала.

Как проходил ритуал в древности

Если кратко описать ход ритуала, то в древности он проходил по одной и той же схеме: сначала детей забирают из племени и разделяют на группы (мальчиков отдельно от девочек), затем мальчишек с опытным «инструктором» во главе селят в лесной хижине, а девочек помещают в дом к старой женщине, которая учит их священным традициям, ремеслам и другим семейным премудростям.

В данном случае акцент делается именно на окружающую обстановку. Лес ассоциируется с первоначальной средой, является олицетворением первоначальной точки отсчета. Помещенный в такие условия мальчик должен символически «переродиться» из ребенка в юношу и начать новый жизненный цикл. Хижина – образ материнского лона. Проживание в ней отождествляется с периодом тяжелых испытаний, приобретением новых навыков, познанием устройства мира, секретов племени и прочих тайн, которые знают только взрослые.

Кульминация обряда инициации – переживание момента символической, посвятительной смерти личности. Подвергающихся инициации мальчиков закапывали в землю, делали особые метки на теле и заваливали сверху сухими стволами деревьев. После этого наступал новый день и возрождение новой личности, рождение ее в новом качестве. Именно с этим связана традиция давать новые имена мальчикам после прохождения инициации.

В завершение ритуала проводилось грандиозное торжество. На нем особое внимание уделялось принявшим инициацию лицам – их приветствовали, поздравляли и встречали, как взрослых, достойных более уважительного отношения. Социализация, таким образом, помогала участникам обряда утвердиться в новом облике, в новой роли.

Как отмечалось ранее, ритуалы посвящения были обязательными для каждого древнего сообщества. Но и на сегодняшний день в архаических культурах, которые сохранились до сих пор, инициация продолжает существовать. Например, обряд инициации проводится проживающими на территории Северной Америки индейцами, а также сохранился у африканских бушменов.

Современные же цивилизованные сообщества отошли от таких первобытных традиций, сохранив все же более примитивные «рудименты» ритуалов инициации. Однако они отличаются от изначальных не только смыслом, но и структурой.

Видоизмененные обряды инициации в современном обществе хотя и считаются приуроченными к определенному событию в жизни индивидуума, не несут того глубокого контекста, который старались воспроизвести в древности. Примеры современной интерпретации инициации:

  • Прием в скауты.
  • Прохождение тестирования после обучения.
  • Принятие присяги в армии.
  • Религиозные традиционные ритуалы (обрезание, крещение, венчание).

В то же время легкое веяние основной идеи присутствует в каждом современном обряде инициации. То есть, для прохождения этапов инициации индивидуум должен соответствовать определенным требованиям, чтобы получить статус и право быть «зачисленным» в новую категорию социума.

Полезный опыт обряда, адаптированный под реальные условия

В настоящее время на основе опыта, предоставленного практикой инициации, современные ученые и исследователи разработали новые приемы и психотехнологии. Таким образом, инновационные методы позволяют условно разделять процедуру инициации на несколько стадий:

1. Подготовительный этап, инструктаж и создание правил, которые позволят индивиду взаимодействовать с внешним окружением. К этой стадии относят также воспитание или обучение в составе группы, благодаря которым человек учится распознавать свои эмоции и чувства, принимать интуитивные сигналы, сновидения и страхи. Это помогает человеку соотнести свою сущность, личность с настоящей реальностью.

2. Очищение от насущного (пост, омовение, крещение).

3. Одиночество, изоляция. Групповое обучение в изоляции, вдали от общества, помогает человеку вернуться состояние собственного сознания. Этого можно достичь путем голодания, проведения особых обрядов или церемоний, отрешения от нормативов и правил реального социума.

В таких условиях человек способен почувствовать себя природным существом в мире природы. Инициация на этой стадии заключается в том, что человек находит собственное «Я», понимает, кто он и в чем заключается его предназначение, а также какой путь ему следует выбрать в дальнейшем.

4. Празднование в честь приобретения нового статуса (звания), а также нового контекста. Праздник проводится в коллективе, сообществе – так социум признает перерождение человека, а инициируемый воссоединяется с окружающим миром. Специалисты называют эту стадию интерпретацией переживаний Визионерского Поиска в действительную жизнь.

Прохождение через эмоциональное очищение помогает участникам обрести новый смысл жизни, укрепить свою жизненную позицию, раскрыть новые таланты, научиться бороться со стрессом и не бояться неизведанного. Как показывает практика, пережив трудности инициации, человек успешно утверждает свою скрытую индивидуальную силу и становится более уверенным в себе.

Такие люди лучше относятся к себе, без проблем взаимодействуют с сообществом, комфортно себя чувствуют в любых условиях и приносят социальную пользу. Автор: Елена Суворова


Переход во взрослую жизнь – самый ответственный этап в жизни каждого. В этот период человек теряет беззаботное детство, переживает очень существенные физические изменения, а также ментальные, эмоциональные и духовные. У многих народностей он связан с разного рода обрядами, символизирующими этап созревания. Предлагаем обзор ритуалов, которые многим покажутся страшными, шокирующими и экстремальными.


Интересно то, что подобный ритуал известен во всем мире – от Греции до Индии. Его использовали как прием тренировки или акробатический трюк. Племя хамар из Эфиопии проводит такой обряд, как ритуал, связанный с этапом взросления и готовностью создать семьи. Мальчики племени должны 4 раза прыгнуть через кастрированных быков, стоящих в ряд. Если мальчику удается пройти испытание, он считается мужчиной и может выбрать себе жену.


Стандарты красоты во всем мире разные, а мужчины и женщины могут далеко зайти, чтобы отвечать им. Среди женщин племени ментавай из Индонезии стандартом красоты считаются подпиленные заостренные зубы, похожие на зубы акулы. Чем острее зубы – тем красивее женщина. Кроме того, заостренные зубы свидетельствуют о готовности выйти замуж.


В этом племени банджи-джампинг считается ритуалом совершеннолетия. Мальчики маленького тихоокеанского острова Вануату начинают тренировки по прыжкам с высоты в 7-8 лет, прыгая вниз с маленьких башен, при этом их привязывают за ноги лианами. Но чтобы считаться настоящим мужчинами, они должны прыгнуть с высоты 30 м. Если прыжок прошел успешно, значит, испытуемый дотронулся головой до земли и остался целым.


Когда мальчики из племени алгонкина, Квебек, готовы стать совершеннолетними, их изолируют, закрывают в клетках и дают выпить галлюциногенную смесь из водорослей под названием високкан. Поговаривают, что это вещество в 10 раз мощнее ЛСД. В клетках юноши остаются 20 дней, их постоянно подпаивают зельем. Неудивительно, что многие умирают, проходя ритуал. Другие же переживают настолько сильные галлюцинации, что перестают разговаривать и теряют сознание. Если юноша еще что-то помнил о своем детстве после прохождения ритуала, то ему приходилось еще раз испытать все.


Чтобы стать настоящим мужчиной в племени матаса в Папуа Новая Гвинея, мальчик должен пройти кровавый ритуал. Для этого их необходимо избавить от всего, что может считаться женским началом, и очистить их через ряд болезненных ритуалов. Для начала у мальчиков специально вызывают рвоту, чтобы очистить желудок. После этого им в нос вставляют палочку из тростника, чтобы вызвать кровотечение, с которым выйдет все плохое из тела ребенка. И, наконец, несколько раз ножом мальчикам прокалывают язык.


Когда мальчики племени сатере-маве в районе реки Амазонка достигают возраста 13 лет, то они должны пройти ритуал посвящения, в основе которого испытание ядовитыми муравьями. Для начала необходимо заняться поиском насекомых при помощи перчатки, сплетенной из растения, в которую насекомых и помещают. Каждый мальчик должен засунуть в неё руку и попытаться продержаться 10 минут. Укус ядовитого муравья самый болезненный среди всех насекомых, его сравнивают с болью от ранения пулей. Мальчикам запрещено кричать, так как крик – это проявление слабости. Но, это еще не все. До момента завершения ритуала мальчики должны надевать рукавицу на руку 20 раз в течение нескольких месяцев, после каждого ритуала на некоторое время руку парализует, а испытуемому становиться плохо и он корчится от боли.


У племени масаи в Танзании есть много разных ритуалов для перехода мальчиков во взрослую жизнь. Когда мальчику исполняется 10 лет, то он празднует, выпивая смесь из алкоголя, крови и молока, съедает много мяса. Так его готовят к обрезанию. Во время процедуры мальчику запрещено дергаться от боли, так как это проявление слабости. На протяжении следующих 10 лет мальчиков тренируют в различных сферах, в том числе и охоте на львов. На охоту мальчики должны отправиться самостоятельно, вооружившись только копьями и щитами. Кроме этого, на ногу каждому прикрепляют колокольчики, чтобы приманить льва. Целью - добыть хвост животного, как символ проявления храбрости. Раньше масаи ходили на охоту на львов большими группами, так как их популяция была достаточной.


Для того чтобы мальчика из племени фулани из Бенина начали считать мужчиной, надо, чтобы он прошел ритуал под названием шаро, который заключается в том, что испытуемого избивают хлыстом. Мальчики выбирают самый длинный тростник и становятся друг напротив друга и по очереди бьют стоящего напротив три раз как можно сильнее. Это происходит до тех пор, пока не выберут победителя, которым считается мальчик, способный лучше всех выдерживал боль, несмотря на глубокие раны. У девочек этого племени тоже есть ритуал совершеннолетия. Им на лицо наносят татуировки. Им тоже нельзя кричать и дергаться от боли.


Ритуал вхождения во взрослую жизнь в племени мандан Северной Дакоты, который называется окипа и длится 4 дня. В это время мальчики не имеют права пить, есть и спать. Их изолируют в отдельной хижине для прохождения пыток и испытаний, включая порезы тела и проколы мышц деревянными колышками, которые используют для того, чтобы в дальнейшем подвешивать с их помощью мальчиков в конце всех испытаний. Только потом мальчика считают мужчиной, и он получает благословение духов. В довершение ко всему мальчикам отрубают мизинцы на обоих руках и заставляют бегать вокруг деревни, истекая кровью.


Чтобы мальчик прошел посвящение в совершеннолетие, он должен пройти ряд болезненных ритуалов. В период с 10 до 12 лет мальчикам вырывают передний зуб, а диафрагму прокалывают. После чего мальчику делают обрезание и заставляют съесть отрезанную плоть, которую следует разжевать и проглотить, только тогда юноша становится мужчиной. Испытуемый еще должен пережить вторую часть процедуры. Она заключается в том, что во время обрезания юноше надо стать над костром, чтобы кровь капала на него и очищалась. Эта часть ритуала символизирует солидарность мужчин с особенностями женского организма, а именно с менструацией. После таких процедур мужчины лучше относятся к женщинам.


Когда мальчики племени матис из бассейна реки Амазонки, Бразилия, готовы перейти во взрослую жизнь, им предлагают пройти четыре испытания. Сначала в глаза мальчикам закапывают горький сок растения, считая, что это поможет сделать их зрение острее. Затем их бьют палками, испытывая на выносливость, вкалывают яд лягушки и хлещут ядовитыми растениями. Пройдя все эти испытания, мальчики становятся мужчинами, так как могут выдержать боль и способны принимать участие в охоте. Но, это не все. Каждый раз перед охотой мальчики снова проходят все испытания.


Инициация в племени самбия в Папуа Новая Гвинея начинается, когда мальчику исполняется 7 лет. Ему надо помочь избавиться от всего, что можно считать женским началом. Для этого мальчика изолируют в хижине, где он находится со старшими мужчинами племени следующие несколько лет. Постепенно все тело мальчика прокалывают, ему пускают носом кровь, вызывают рвоту и понос, чтобы очистить тело изнутри. Если мальчик считается достаточно чистым, его заставляют глотать сперму, как символ мужества. Годами мальчик вынужден проходить эти испытания. Даже когда он уже готов жениться, он продолжает проходить ритуалы кровопускания из носа и чистки организма, чтобы не стать подвластным своей жене. Мужчиной в племени становятся, как только рождается ребенок, и испытуемый становится отцом.
Если в племенах так относятся к родным детям, то стоит ли удивляться, что до сих пор существуют которые применяют по отношению к совсем чужим.

Для первобытного общества, как известно, было характерно производить обряды, в результате которых человек переходил на новый уровень развития. Проведение подобного рода обрядов стало называться инициацией, что в переводе с латинского означает «посвящение, осуществление таинства».
Исходное определение понятия инициация трактуется как совокупность обычаев в первобытном обществе, заключающаяся в переходе молодых людей и девушек в категорию взрослых. Более точный смысл инициации раскрывается в том, что в какой-либо общественной группе или обществе происходит зарождение и развитие индивидуума.
Выделяется три вида инициации:
1. Коллективное посвящение – переход их возрастной категории детей и юношей в совершеннолетних. Лица, подпадающие под данный тип перехода, пребывают в возрастной категории как с шести, так и с двенадцати лет.
2. Обряды, в результате которых происходит вхождение в некое тайное сообщество или братство.
3. Доказательство того, что шаманы и вожди имеют мистическую принадлежность.
Инициация в каждом обществе первобытных времен происходила по-разному, но в каждом случае обязательно должно было присутствовать выполнение каких-то заданий, тайных ритуалов, которые часто сопровождались тяжкими испытаниями. Предназначение обряда инициации во всех племенах было одинаковым. Основное предназначение и роль, которую должны были выполнять обряды инициации в первобытном обществе, заключалось в привлечении молодых людей к участию в хозяйственной, общественной и идеологической сферах жизни, в качестве их членов и участников.
Развитие и становление общественных первобытных отношений выражалось еще в одном характерном признаке - в табу. Что такое табу? По существу определения, табу представляет собой некий запрет на выполнение определенных действий, использование выражений, взаимодействие с предметами. Табу в первобытном обществе являлось неким регламентом, регулирующим отношения в семейных парах, защищало от опасностей. Другими словами, табу регулировало различные сферы общественной жизни первобытного народа. Табу стало предпосылкой возникновения религиозных и социальных норм.
Первобытнообщинное общество большое значение придавало переходу подростков в категорию взрослых людей. Посредством инициации, молодые люди и девушки готовились к общественной, семейной и социальной жизни.
Пройти «ритуал перехода» означало, что человеком был осуществлен переход на другой уровень опыта, то есть, таким образом, молодой человек становится готовым совершенствовать свое социальное и личностное развитие. Переход на новый жизненный уровень сопровождался получением инструкций и рекомендаций, могущих быть полезными для выхода на следующий уровень жизни. Инициации подвергается абсолютно все подростковое население общества.
Каким образом происходила инициация первобытного общества?
Первоначальным этапом становления подростка, как личности и индивида, начиналось с традиционного прощания с миром детства, непосредственности и безответственности. Когда ребенок достигал установленного для перехода на другой этап жизни возраста, он забирался из своей семьи. После этого дети были подвержены знакомству с совершенно незнакомым для них миром. Мальчики этот период своей жизни проводили в далеком от общества месте. Это были джунгли, леса, и иные безлюдные местности, где под руководством наставника они занимались привычными делами, только вдалеке от общества. Такой образ жизни ждал подростков до окончания обряда инициации.
В этот момент племена переживали табу, которые выражались в ограничении пищи, света и возможности общения. Подростки, пребывающие в безлюдном месте, должны были вернуться домой полностью изменившимися. Ключевым моментом в процессе посвящения подростка становится так называемое, тройное откровение – познание священности, сексуальности и смертности. Ведь ребенок с этим не знаком, но именно эти три понятия играют важную роль при вступлении во взрослый период жизни.
Каждый подросток в этот период проходит самые непредсказуемые и жестокие испытания, как то избиение, вырывание зубов, отрезание пальцев, обрезание, нанесение увечий. Инициируемый должен в этот момент, как бы заново родиться. По истечении срока инициации при успешном завершении данного процесса, подросток мог вступить в жизнь взрослых людей, и быть наделен правами и обязанностями общества, в котором будет жить.
Обряд инициации девушек в женщин происходил менее жестоко. Их, также помещали в безлюдное место, запрещали общаться, есть, обучали песням и мифам, совершали над ними таинства, и подсказывали, как следует вести себя при вступлении в брачные отношения. Подготовка к браку была ключевым моментом, которому уделялось особое внимание.
Те юноши и девушки, которые не справлялись со всеми испытаниями, не могли вступать в брак до повторного обряда инициации, а также были подвержены позору.

Концепции происхождения воспитания

образования человеческого общества.

I. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания.

К числу традиционных относятся:

1. Эволюционно-биологическая Представители этой концепции Ш.Летурно – франц. социолог, А.Эспинас, Дж.Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.

2. Психологическая концепция. С позиции этой концепции (предств. Амер. Ученый П.Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологи-ческому процессу.

3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности, считают что социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

II. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

Тысячалетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось как одновременно физиче-ское, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей.

К периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у них речь. Воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало приобретать черты особого вида деятельности. Прежде всего, оно являлось частью повседневной борьбы за выживание.

Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда. Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.

Таким образом, первобытное воспитание носило коллективный характер и готовило всех одинаково к повседневной жизни.

Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

В 9-8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения. Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл.

Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение. Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

В условиях матриархата до 7–8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства.

Воспитание в первобытном обществе. На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей-дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, - все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Воспитание в период разложения первобытного общества. С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Но продолжали существовать и «дома молодежи», стали возникать школы.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т. д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения - школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.

Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их семьях дети рано приучались к труду, родители передавали им свой опыт. Организованное воспитание детей, проводимое в школах, становилось все более уделом избранных.